Презентация. «Формирование профессионального мастерства обучающихся в ходе учебных занятий по профилю подготовки повар, кондитер» Методическая разработка.
методическая разработка

Канищева Наталья Владимировна

Уважаемые коллеги Вам представляется методическая разработка преподавателя общепрофессиональных дисциплин Канищевой Натальи Владимировны на тему: «Формирование профессионального мастерства обучающихся в ходе учебных занятий по профилю подготовки повар, кондитер».

Актуальность разработки обусловлена тем, что современный этап развития Российской Федерации предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке обучающихся.

Рыночная экономика с жесткой конкуренцией требует специалистов, восприимчивых к творческому труду, способных к непрерывному повышению своего профессионализма, обладающих чувством ответственности, адаптационной и профессиональной мобильностью, Названные и многие другие аспекты свидетельствуют о необходимости разработки более эффективных (в плане совершенствования) педагогических методах, технологиях практического (производственного) обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация190.5 КБ
Microsoft Office document icon методическая разработка54.5 КБ
Файл доклад28.39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка На тему: «Формирование профессионального мастерства обучающихся в ходе учебных занятий по профилю подготовки повар, кондитер» Преподаватель Канищева Наталья Владимировна ГБПОУ МО «Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза, лётчика - космонавта Ю.А.Гагарина» М.О. 2019 год.

Слайд 2

Выявить педагогические условия формирования профессионального мастерства поваров, кондитеров Изучить: современную концепцию профессионального обучения молодежи. актуальные подходы к подготовке рабочих кадров социальные характеристики личности современного рабочего новое содержание профессионального обучения молодежи перспективы развития системы СПО сущность педагогического процесса в учебных заведениях начального профессионального образования научные и прикладные педагогические основы процесса формирования профессионального мастерства обучающихся. Цель Задачи

Слайд 3

Выявить и экспериментально проверить: факторы, влияющие на процесс формирования профессионального мастерства будущих поваров, кондитеров в условиях техникума. педагогические условия формирования профессионального мастерства будущих поваров, кондитеров в воспитательно-образовательном процессе техникума.

Слайд 4

Схема проведения исследования Ретроспективный анализ развития профессионально -технического образования в России. Поиск актуальных подходов к подготовке рабочих кадров. Разработка модели формирования профессионального мастерства в техникуме. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий и основные выводы по работе. Исследование содержания, структуры и сущности процесса формирования профессионального мастерства.

Слайд 5

Периоды развития профессионально-технического образования V I – конец XIX в. становление профессионального образования на Руси и в России с 1888 г. до 1917 г. развитие системы профессионального образования в России

Слайд 6

Современные требования к рабочему В настоящее время рыночная экономика предъявляет особые требования к рабочей силе: Участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; Обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции.

Слайд 7

Из этого следует, что в сегодняшних условиях на предприятии ждут рабочих и специалистов, обладающих такими качествами, как: способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности; готовность к проявлению ответственности за выполняемую работу; готовность к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний; стремление к самосовершенствованию, творческой самореализации.

Слайд 8

Приоритетные направления государственной политики в сфере Российского образования Обеспечение доступности качественного общего образования Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования Переход на принцип подушного финансирования и формирование рынка образовательных услуг Развитие современной системы непрерывного профессионального образования. Повышение качества профессионального образования

Слайд 9

Сущность процесса формирования профессионального мастерства Задачами формирования профессионального мастерства являются: достижение необходимой глубины профессиональных знаний, прочности навыков и умений; овладение технологическим инструментарием и умелое его применение при решении профессиональных задач; развитие мышления, умение самостоятельно проектировать работу по профессиональному самосовершенствованию своей личности.

Слайд 10

Структура процесса формирования профессионального мастерства объединяет несколько самостоятельных подходов: личностный культурологический коммуникативный системно-деятельностный

Слайд 11

Процесс Формирования профессионального мастерства включает две относительно самостоятельных части: Теоретическое обучение Производственное обучение

Слайд 12

Этапы процесса формирования профессионального мастерства 1-й этап – подготовительный . Включает мотивационную и ориентировочную стадии. 2-й этап – становления . Включает стадию усвоения и стадию закрепления. 3- й этап – саморазвития.

Слайд 13

Критерии-показатели основ профессионального мастерства учащихся Качество учебно- трудовой деятельности Высокая производительность труда Владение рациональными приемами и способами труда Владение передовыми и новаторскими приемами и способами труда Экономическая целесообразность трудовой деятельности Техническая культура Трудовая самостоятельность Творческое отношение к труду Культура труда

Слайд 14

Качество учебного процесса зависит от умения педагога: четко, логично и доступно изложить материал, достичь сотрудничества на занятии, найти оптимальные пути общения с учащимися и организации их деятельности. Ни один из методов, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Поэтому выбор конкретных методов и их сочетание должны быть соотнесены со следующими реалиями: целями данного занятия; особенностью содержания изучаемой темы; возможностями мастера и уровнем развития группы; условиями обучения.

Слайд 15

Задача педагога – создать условия для активной и самостоятельной деятельности учащихся на основе положительной мотивации учащихся к позитивной деятельности . Для этого необходимо: опора на личностный профессиональный опыт педагога; увлекательная подача самого учебного материала; использование нетрадиционных методов и форм обучения, побуждающих учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.

Слайд 16

В ходе проведенного исследования выявлено, что методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса: 1 этап – это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия. 2 этап – могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование. 3 этап – возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Слайд 17

Формы разработанных нетрадиционных уроков: Профдиктант ( письменные ответы на вопросы) Урок групповыми формами (решение поставленных задач группами) Урок– игра («угадай-ка», «слабое звено», «счастливый случай») Урок – круглый стол (разгадывание кроссвордов с педагогом) Урок обобщения и систематизации знаний (решение тестов, составление таблиц) Урок– дискуссия (решение поставленной задачи) Урок – творческий отчет (защита рефератов, докладов) Урок фантазии (игра «черный ящик») Урок «вопрос– ответ» (игра «кулинарный футбол», игра «заморочки») «Театральный урок» (историческая игра) Урок дублера (урок ведет учащийся) Урок – соревнование (выполняется по методу – кто первый выполнит задание) На основе этого в были разработаны уроки по ПМ , МДК и производственному обучению.

Слайд 18

Отношение обучающихся к познавательной деятельности Находятся в состоянии готовности Выбирают оптимальные пути достижения целей познания Стремятся к решению профессиональных задач Самостоятельны Источники учебно-познавательной активности обучающихся . Потребности обучающихся в приобретении знаний Самоутверждение Самовыражение

Слайд 19

Кроме активных форм обучения, на уроках производственного обучения применяются документы письменного инструктирования: карточки-задания; инструкционно-технологические карты; инструкционные карты.

Слайд 20

Результативность мероприятий Обучающиеся овладели рациональным приемами и способами труда; Повысили производительность труда; Улучшили техническую культуру и культуру труда; Стали более грамотно пользоваться профессиональной терминологией; Развили навыки делового общения; Проявляют творческую самостоятельность. Увеличилось количество выпускников, защитивших на итоговой аттестации повышенный разряд (4) повара, кондитера.

Слайд 21

Анализ успеваемости в группе П2-16

Слайд 22

Диаграмма выпускной квалификационной аттестации группы П2-16 выпуск 2019 г.

Слайд 23

Выводы : Основными педагогическими условиями успешного формирования профессионального мастерства является: Правильный выбор методов обучения и их грамотное сочетание Использование активных методов обучения Использование документов письменного инструктирования

Слайд 24

Факторами, влияющими на процесс формирования профессионального мастерства являются: Региональные - специфические особенности экономического и демографического развития региона Психологические - возрастные особенности молодежи, склонности, интересы, способности Технологические - правильно подобранные технологии профессионального обучения Педагогические – уровень общеобразовательной подготовки, характер ценностных ориентаций



Предварительный просмотр:

      Методическая разработка на тему:

«Формирование профессионального мастерства обучающихся в ходе учебных занятий по профилю подготовки повар, кондитер» 

Преподаватель профессиональных дисциплин  ГБПОУ МО «Люберецкого техникума имени Героя Советского Союза, лётчика - космонавта. Ю. А. Гагарина»  

Канищева Наталья Владимировна

Актуальность разработки обусловлена тем, что современный этап развития Российской Федерации предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке обучающихся.

Рыночная экономика с жесткой конкуренцией требует специалистов, восприимчивых к творческому труду, способных к непрерывному повышению своего профессионализма, обладающих чувством ответственности, адаптационной и профессиональной мобильностью, Названные и многие другие аспекты свидетельствуют о необходимости разработки более эффективных (в плане совершенствования) педагогических методах, технологиях практического (производственного) обучения.

Цель разработки: Выявить педагогические условия формирования профессионального мастерства поваров, кондитеров.

В соответствии с целью, объектом нашего исследования является профессиональное мастерство. Предметом –  процесс формирования профессионального мастерства.

Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

 Изучить:

  • современную концепцию профессионального обучения молодежи.
  • актуальные подходы к подготовке рабочих кадров
  • социальные характеристики личности современного рабочего
  • новое содержание профессионального обучения молодежи
  • перспективы развития системы ПТО
  • сущность педагогического процесса в учебных заведениях начального профессионального образования
  • характеристику инновационных технологий профессиональной подготовки.
  • научные и прикладные педагогические основы процесса формирования профессионального мастерства обучающихся.

Схема проведения исследования.

  • (VI - Х век)-  зарождается ремесленное ученичество.
  • Х –  ХI вв. после принятия христианства. Более эффективные формы обучения.
  • (ХII –  XVI вв.) Обучение от индивидуальной формы все шире переходит к групповой.
  • Эпоха Петра I. Создаются учебные центры, для детей из низших сословий и крепостных. В школе появился учитель.
  • с 1888 г. по 1917 г. –развитие в России системы профессионального обучения.

  • После окончания гражданской войны образовываются школы фабрично– заводского ученичества (ФЗУ).
  • 1933 по 1940 г. Развивается НПО с ярко выраженной производственной направленностью
  • В 1958 г. создается единый тип учебных заведений –  городские (ГПТУ) и сельские (СПТУ) профессионально– технические училища
  • 1970– 1980 гг. Ориентация на ПТУ с всеобщим средним образованием.
  • 1984 г. Реформа отечественной школы. Поиск и реализация новых форм профессионального образования.

Актуальные подходы к формированию профессионального мастерства

  • В XXI веке совсем другими стали функции рабочего, занятого на современном производстве. Само слово «рабочий» приобретает иное наполнение в условиях естественного движения научно– технического прогресса. Сегодня уровень начального овладения специальностью –  удел прошлого. Например, в Японии доля рабочих, имеющих высшее профессиональное образование, давно перевалила за 60 %.
  • Во главу угла (вне зависимости от сферы приложения сил) ставится деятельность, связанная с личным интересом, с возможностями творческого приложения своих сил.
  • Если раньше профессиональное образование было предметно ориентированным, то теперь его необходимо сделать личностно ориентированным.

Новое содержание формирования профессионального мастерства обучающихся. 

        На современном этапе развития России в секторе малого и среднего бизнеса создаются условия, требующие подготовки специалистов для возрождающейся сферы ремесленных предприятий.

        Г. М. Романцев отмечает: «Функции работника ремесленного предприятия существенно отличаются от функций рабочего крупного промышленного производства. На ремесленном предприятии специалист должен сочетать в себе качества рабочего очень высокой квалификации и менеджера, способного спроектировать, обеспечить ресурсами трудовой процесс и самостоятельно выполнять работу, постоянно ориентируясь на максимальное удовлетворение интересов заказчика»

        Это значит, что в учреждениях системы профессионального обучения должны быть готовы к заказам по подготовке именно таких специалистов.

Перспективы развития системы НПО

Современная рыночная экономика предъявляет особые требования к рабочей силе:

  • участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте;
  • обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции.

        Поэтому четко просматривается тенденция смыкания начального со средним профессиональным образованием, происходит переход ПТУ в категорию высших профессиональных лицеев.

                

Приоритетные направления государственной политики в сфере Российского образования. Сущность и структура процесса формирования профессионального мастерства

        Структура процесса формирования профессионального мастерства объединяет несколько самостоятельных подходов: личностный, коммуникативный системно– деятельностный, и культурологический,

Задачами формирования профессионального мастерства являются:

  • достижение необходимой глубины профессиональных знаний, прочности навыков и умений;
  • овладение технологическим инструментарием и умелое его применение при решении профессиональных задач;
  • развитие мышления, умение самостоятельно проектировать работу по профессиональному самосовершенствованию своей личности.

Процесс формирования профессионального мастерства 

        Процесс Формирования профессионального мастерства включает две относительно самостоятельных части:

        

Этапы процесса формирования профессионального мастерства у обучающихся в ходе образовательного процесса в лицее.

  • 1-й этап – подготовительный. Он включает мотивационную и ориентировочную стадии.
  • 2-й этап – становления. Он включает стадию усвоения и стадию закрепления.
  • 3- й этап – саморазвития. 

        Поэтому очень важны умения самостоятельно мыслить и действовать, которые формируется и совершенствуется в процессе самостоятельной деятельности, связанной с профессиональным самообразованием

Критерии-показатели основ профессионального мастерства учащихся

Качество учебного процесса зависит от умения мастера:

  •  четко, логично и доступно изложить материал,
  • достичь сотрудничества на занятии,
  • найти оптимальные пути общения с учащимися и организации их деятельности.

Ни один из методов, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Поэтому выбор конкретных методов и их сочетание должны быть соотнесены со следующими реалиями:

  • цели данного занятия;
  • особенности содержания изучаемой темы;
  • возможности мастера и уровень развития группы;
  • условия обучения.

        Задача педагога –  создать условия для активной и самостоятельной деятельности учащихся на основе положительной мотивации учащихся к позитивной деятельности.         Для этого автор диплома использует несколько способов:

  • опора на личностный профессиональный опыт педагога;

  •  увлекательная подача самого учебного материала;

  • Использование нетрадиционных методов и форм обучения, побуждающих учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.

        Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована  многими  педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях НПО и СПО. Поэтому  автор методической разработки стала работать над актуальной проблемой внедрения активных методов обучения в процесс формирования профессионального мастерства в ГБПОУ МО «Люберецкого техникума имени Героя Советского Союза, лётчика - космонавта. Ю. А. Гагарина»          

В ходе проведенного исследования выявлено, что:

        Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

  • 1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
  • 2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
  • 3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

                

Отношение учащихся к познавательной деятельности

        Кроме активных форм обучения, на своих уроках автор диплома применяет документы письменного инструктирования:

  • карточки – задания;
  • инструкционно - технологические карты;
  • инструкционные карты.

        Необходимость использования документов письменного инструктирования вызвана рядом причин:

  • во-первых, во все возрастающими требованиями к качеству подготовки квалифицированных рабочих;
  • во-вторых, нехваткой времени для эффективного управления процессом производственного обучения учащихся проведения индивидуального инструктирования.

Оценка эффективности предлагаемых мероприятий

        В ходе проведенного исследования было установлено, что после применения в экспериментальных группах на уроках производственного обучения и кулинарии документов письменного инструктирования и активных форм обучения повысилась эффективность процесса формирования профессионального мастерства обучающиеся по таким критериям :

  • Обучающиеся овладели рациональным приемами и способами труда;
  • Повысилась производительность труда;
  • Улучшилась техническая культура и культура труда;
  • Они стали  более грамотно пользоваться профессиональной терминологией;
  • У них развились навыки делового общения;
  • творческая самостоятельность проявляется при участии воспитанников в конкурсах профессионального мастерства, неоднократно наши учащиеся занимали призовые места.
  • увеличилось количество выпускников, защитивших на итоговой аттестации повышенный разряд (4) повара, кондитера;

        Формирование учебно-познавательной деятельности у обучающихся дает толчок к тому, что выпускники не желают останавливаться на достигнутом. Многие продолжают учиться на следующей ступени - СПО и вузах. Часть ребят после окончания техникума работают на различных предприятиях общественного питания в нашем районе, г. Люберцы, г. Москвы.  Есть и такие, которые открывают свои частные предприятия.

На современном рынке труда востребованы такие кадры, которые работают не как роботы, а как творческие личности, у кого в груди горит огонек любви к профессии, к искусству кулинарии.

Выводы:

Проведенное исследование формирования профессионального мастерства у обучающихся техникума в ходе учебных занятий показало актуальность проблемы, ее сложность и многоплановость, позволило сформулировать основные выводы:

  • Основными педагогическими условиями успешного формирования профессионального мастерства является правильный выбор методов обучения и их  грамотное сочетание.
  • Применение преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей обучающихся, что влияет на уровень профессионального мастерства и компетенцию выпускников техникума.
  • Использование активных методов обучения при формировании профессионального мастерства создаёт необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. Позволяет  устанавливать деловые контакты  с обучающимися, что определяет профессиональные качества будущего специалиста.
  • На процесс формирования профессионального мастерства влияют следующие  факторы: правильно подобранные организационные формы обучения, дидактические средства, технологии профессионального обучения.



Предварительный просмотр:

Доклад

1 слайд

Уважаемые коллеги Вам представляется методическая разработка преподавателя общепрофессиональных дисциплин Канищевой Натальи Владимировны на тему: «Формирование профессионального мастерства обучающихся в ходе учебных занятий по профилю подготовки повар, кондитер».

Актуальность разработки обусловлена тем, что современный этап развития Российской Федерации предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке обучающихся.

Рыночная экономика с жесткой конкуренцией требует специалистов, восприимчивых к творческому труду, способных к непрерывному повышению своего профессионализма, обладающих чувством ответственности, адаптационной и профессиональной мобильностью, Названные и многие другие аспекты свидетельствуют о необходимости разработки более эффективных (в плане совершенствования) педагогических методах, технологиях практического (производственного) обучения.

2 слад

Целью методической разработки: выявление педагогических условий формирования профессионального мастерства поваров, кондитеров. В соответствии с целью, объектом нашего исследования является профессиональное мастерство. Предметом –  процесс формирования профессионального мастерства.

Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

Изучить:

  • современную концепцию профессионального обучения молодежи.
  • актуальные подходы к подготовке рабочих кадров
  • социальные характеристики личности современного рабочего
  • новое содержание профессионального обучения молодежи
  • перспективы развития системы ПТО
  • сущность педагогического процесса в учебных заведениях начального профессионального образования
  • научные и прикладные педагогические основы процесса формирования профессионального мастерства у обучающихся лицеев  и колледжей.

3 слайд

Выявить и экспериментально проверить:

  • факторы, влияющие на процесс формирования профессионального мастерства поваров, кондитеров в условиях ГБПОУ МО «Люберецкого техникума имени Героя Советского Союза, лётчика - космонавта. Ю. А. Гагарина»   педагогические условия формирования профессионального мастерства будущих поваров, кондитеров в воспитательно-образовательном процессе ГБПОУ МО «Люберецкого техникума имени Героя Советского Союза, лётчика - космонавта. Ю. А. Гагарина»

4 слайд Схема проведённого исследования представлена на этом слайде. Она отражает основные этапы моей работы.

Для того чтобы совершенствовать настоящее во имя будущего, нужно хорошо знать прошлое.

 5 слайд

  Поэтому мною был проведён ретроспективный анализ двух больших временных периодов:

  •  становление профессионального образования на Руси и в России (VI –  конец XIX в.);
  •  развитие системы профессионального образования в России (с 1888 г. до революции 1917 г.).

В 1 период - зарождалось ремесленное ученичество

2 период - характеризуется развитием в России системы профессионального обучения.

6 слайд

В XXI веке совсем другими стали функции рабочего, занятого на современном производстве. Само слово «рабочий» приобретает иное наполнение в условиях естественного движения научно – технического прогресса. Сегодня уровень начального овладения специальностью –  удел прошлого. В настоящее время становится очевидной необходимость массовой подготовки рабочих с высшим профессиональным образованием. По этому пути идут все развитые страны.  Например, в Японии доля рабочих, имеющих высшее профессиональное образование, давно перевалила за 60 %.

Современная рыночная экономика предъявляет особые требования к рабочей силе:

  • участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте;
  • обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции.

7слайд

Из этого следует, что в сегодняшних условиях на предприятии ждут рабочих и специалистов, обладающих такими качествами, как:

  • готовность к проявлению ответственности за выполняемую работу;
  • способность к самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
  • готовность к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
  • стремление к самосовершенствованию, творческой самореализации.

Поэтому четко просматривается тенденция смыкания начального со средним профессиональным образованием, происходит переход ПТУ в категорию высших профессиональных лицеев, колледжей, учебных комплексов. Развиваются системы непрерывного профессионального образования

В подготовке профессионалов во всем мире упор делается на модернизацию образования в сторону его фундаментализма. Таким образом, очевидно, что от педагогов профессионального обучения потребуется пересмотр, прежде всего своих взглядов на подходы к подготовке специалистов на современном этапе.

8 слайд

Приоритетные направления государственной политики в сфере Российского образования

  • Повышение качества профессионального образования
  • Обеспечение доступности качественного общего образования
  • Развитие современной системы непрерывного профессионального образования
  • Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования
  • Переход на принцип подушного финансирования и формирование рынка образовательных услуг

9слайд

Задачами формирования профессионального мастерства являются: 

  • достижение необходимой глубины профессиональных знаний,
  •  прочности навыков и умений;
  •  овладение технологическим инструментарием и умелое его применение при решении профессиональных задач;
  • развитие мышления, умение самостоятельно проектировать работу по профессиональному самосовершенствованию своей личности.

.

10 слад

Структура процесса формирования профессионального мастерства объединяет несколько самостоятельных подходов:

  • личностный
  • коммуникативный системно – деятельностный
  • культурологический

11 слайд

Процесс Формирования профессионального мастерства включает две относительно самостоятельных части:

  • теоретическое
  • производственное обучение.

2 слайд

 Рассмотрим процесс формирования профессионального мастерства. Он осуществляется в 3 этапа:

1-й этап – подготовительный. Он включает мотивационную и ориентировочную стадии.

2-й этап – становления. Он включает стадию усвоения и стадию закрепления.

3-й этап – саморазвития.

Поэтому очень важны умения самостоятельно мыслить и действовать, которые формируется и совершенствуется в процессе самостоятельной деятельности, связанной с профессиональным самообразованием.

13 слайд

Выделим критерии-показатели основ профессионального мастерства обучающихся - всё то, что мы формируем  в процессе профессионального обучения это:

  • Владение передовыми и новаторскими приемами и способами труда
  • Трудовая самостоятельность
  • Высокая производительность труда.
  • Экономическая целесообразность трудовой деятельности
  • Творческое отношение к труду.
  • Владение рациональными приемами и способами труда
  • Техническая культура
  • Культура труда

14 слайд

Качество учебного процесса зависит от умения преподавателя:

  • четко, логично и доступно изложить материал,
  • достичь сотрудничества на занятии,
  • найти оптимальные пути общения с учащимися и организации их деятельности.

Ни один из методов, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Поэтому выбор конкретных методов и их сочетание должны быть соотнесены со следующими реалиями:

  • целями данного занятия;
  • особенностью содержания изучаемой темы;
  • возможностями мастера и уровнем развития группы;
  • условиями обучения

15 слайд

Задача педагога на уроке – создать условия для активной и самостоятельной деятельности обучающихся на основе их положительной мотивации к позитивной деятельности.          Для этого необходимо:

  • опора на личностный профессиональный опыт педагога;
  • увлекательная подача самого учебного материала;
  • использование нетрадиционных методов и форм обучения, побуждающих обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности.

16 слад

В ходе проведенного исследования выявлено, что методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

  • 1 этап - могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия.
  • 2 этап - могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование.
  • 3 этап - возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

 17 слад

На основе этого в ГБПОУ МО «Люберецкого техникума имени Героя Советского Союза, лётчика - космонавта. Ю. А. Гагарина» были разработаны уроки для дисциплин кулинария и производственное обучение.

  • Профдиктант (письменные ответы на вопросы)
  • Урок групповыми формами (решение поставленных задач группами)
  • Урок - игра («угадай-ка», «слабое звено», «счастливый случай»)
  • Урок - круглый стол (разгадывание кроссвордов с педагогом)
  • Урок обобщения и систематизации знаний (решение тестов, составление таблиц)
  • Урок - дискуссия (решение поставленной задачи)
  • Урок -  творческий отчет (защита рефератов, докладов)
  • Урок фантазии (игра «черный ящик»)
  • Урок «вопрос ответ» (игра «кулинарный футбол», игра «заморочки»)
  • «Театральный» урок (историческая игра)
  • Урок дублера (урок ведет учащийся)
  • Урок –  соревнование (выполняется по методу – кто первый выполнит задание)

18 слайд

На уроках с использованием активных методов обучения обучающие:

  • Находятся в состоянии  готовности.
  • Выбирают оптимальные пути достижения целей познания.
  • Стремятся к решению профессиональных задач.
  • Самостоятельны.

Источниками учебно-познавательной активности являются:

  • Потребности в приобретении знаний
  • Самоутверждение
  • Самовыражение

19 слайд

Кроме этого на уроках производственного обучения применяются документы письменного инструктирования:

  • карточки – задания;
  • инструкционно - технологические карты;
  • инструкционные карты.

Необходимость использования документов письменного инструктирования вызвана рядом причин:

  • во-первых, возрастающими требованиями к качеству подготовки квалифицированных рабочих;
  • во-вторых, нехваткой времени для эффективного управления процессом производственного обучения, проведения индивидуального инструктирования.

20 слайд

Результативность.

Работа по формированию профессионального мастерства и  воспитанию творческих личностей  по профессии "повар, кондитер", дает свои результаты:

В ходе проведенного исследования было установлено, что после применения на уроках производственного обучения и технологии приготовления пищи документов письменного инструктирования и активных форм обучения обучающиеся:

  • овладели рациональными приемами и способами труда;
  • Повысили производительность труда;
  • Улучшили техническую культуру и культуру труда;
  • Стали  более грамотно пользоваться профессиональной терминологией;
  • Развили навыки делового общения;
  • Проявляют творческую самостоятельность

 В результате этого наши учащиеся неоднократно занимали призовые места в конкурсах профессионального мастерства.

Увеличилось количество выпускников, защитивших на итоговой аттестации повышенный разряд (4) повара, кондитера.

21 слайд    

На представленном графике показано, что в экспериментальных  группах 1, 2 и 3 курса поваров, кондитеров повысилась успеваемость по специальным дисциплинам и производственному обучению.

Формирование учебно-познавательной деятельности у обучающихся дает толчок к тому, что выпускники не желают останавливаться на достигнутом. Многие продолжают учиться на следующей ступени -  СПО и вузах. Часть ребят после окончания техникума работают на различных предприятиях общественного питания в нашем районе, г. Люберцы, г. Москвы. Есть и такие, которые открывают свои частные предприятия.

Сегодняшний выпускник должен понять, что он учиться только для себя, так как только в этом случае у него появятся шанс быть востребованным на рынке труда.

22 слайд.

Выводы:

Целью процессов, направленных на формирования профессионального мастерства  является достижение такого уровня развития индивида. Такого формирования его личности, мировоззрения, базовых знаний и навыков, который обеспечивает осознанную гражданскую позицию, сознательную профориентацию, получение последующих уровней образования, успешную деятельность в быту и выбранной профессии.

Проведенное исследование показало актуальность проблемы, ее сложность и многоплановость, позволило сделать основные выводы.

педагогическими условиями успешного формирования профессионального мастерства  является:

  • правильный выбор методов обучения и их  грамотное сочетание
  • Использование активных методов обучения
  • Использование документов письменного инструктирования

23 слайд.

Факторами, влияющими на процесс формирования профессионального мастерства, являются:

  • специфические особенности экономического и демографического развития региона.
  • возрастные особенности молодежи, склонности, интересы, способности.
  • правильно подобранные технологии, формы и методы профессионального обучения.
  • уровень общеобразовательной подготовки обучающихся,  и характер их ценностных ориентаций.

Цель на будущее – более глубоко изучить и другие инновационные технологии и методы производственного обучения, и применять их на уроках в ходе подготовки профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧЕРЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ В ХОДЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ В ОБУЧЕНИИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ.

ЧЕРЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ В ХОДЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ В ОБУЧЕНИИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ. Статья....

Дополнительная общеобразовательная программа подготовки к участию во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования укрупненная группа специальностей 15.00.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ

Дополнительная общеобразовательная программа  подготовки участников к участию  во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессиональног...

Презентация конкурса профессионального мастерства среди обучающихся в СПб ГБПОУ СТК им. С.И. Мосина (2021г.)

Конкурс ежегодно проводится среди учащихся в лицее с целью повышения уровня профессиональной подготовки обучающихся, повышения значимости и престижа рабочих профессий и специальностей....

Формирование профессиональной мотивации обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования

Формирование профессиональной мотивации обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования...