Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по профессиональному модулю ПМ.02 «Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа»
методическая разработка на тему

Лобанова Марина Станиславна

Методические указания по выполнению самостоятельных работ были созданы Вам в помощь для работы во внеурочное время.

Наличие положительной оценки каждого вида    самостоятельной работы необходимо для допуска к дифференцированному   зачету и экзамену по

МДК 02.01 «Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа»,  поэтому в случае невыполнения работы по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за самостоятельную работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

 

Внимание! Если в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы возникают вопросы, разрешить которые Вам не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_vsr_mdk_02.01.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«НИЖЕГОРОДСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБОУ СПО «НАТК»)

Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе

по профессиональному модулю ПМ.02 «Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа»

Разработал:                                                 Рассмотрено и утверждено на заседании

        преподаватель                                         предметной (цикловой) комиссии

                                                                           Протокол № ___ от _________________

_______ М.С.Лобанова                                     Председатель _________ Л.Н. Веселова

2011

Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

    Методические указания по выполнению самостоятельных работ были созданы Вам в помощь для работы во внеурочное время.

Наличие положительной оценки каждого вида    самостоятельной работы необходимо для допуска к дифференцированному   зачету и экзамену по

МДК 02.01 «Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа»,  поэтому в случае невыполнения работы по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за самостоятельную работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы возникают вопросы, разрешить которые Вам не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.

Желаю Вам успехов!!!


Содержание

Подготовка реферата на определенную тему………………………………………4

Подготовка конспекта……………………………………………………………….13

Подготовка презентации на тему…………………………………………………...15

Вид работы: Подготовка реферата на определенную тему

Раздел 1. «Технология обработки на металлорежущих станках»

Тема 1.1 Токарная обработка

Темы реферата:

  1. Классификация токарных резцов
  2. Высокопрочные инструментальные материалы
  3. Выбор режимов резания при обтачивании
  4. Скоростное резание металлов
  5. Технологические процессы обработки деталей на токарных станках
  6. Обработка фасонных поверхностей

Тема 1.2 Фрезерная обработка

  1. Классификация станков фрезерной группы
  2. Применение СОЖ при фрезеровании
  3. Делительные головки и выполняемые на них работы
  4. Универсальные и специальные приспособления применяемые на фрезерных станках

Тема 1.3 Сверлильная обработка

  1. Классификация станков сверлильной группы
  2. Режущий инструменты для обработки на сверлильных станках
  3. Работы выполняемые на сверлильных станках, оснастка для закрепления режущего инструмента
  4. Дефекты обработки и их предупреждения

Тема 1.4 Обработка на шлифовальных станках

  1. Наладка и эксплуатация шлифовальных станков
  2. Классификация шлифовальных станков и их классификация

Инструкция по выполнению работы

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Объём реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.

Структура реферата:    

  • Титульный лист.
  • Содержание.
  • Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы).
  • Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из её сторон и логически являются продолжением друг друга).
  • Заключение (подводятся итоги и даются обобщённые основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).
  •  Список литературы.

В списке литературы должно быть не менее 8–10 различных источников.

Допускается включение таблиц, графиков, схем, как в основном тексте, так и в качестве приложений.

Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата. Рефераты могут быть представлены на теоретических занятиях в виде выступлений.

Работа над введением

      Введение – одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.

       

Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связать тему реферата с современностью.

Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к этим книгам.

История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны. Вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.

Требования к содержанию реферата

      Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

  • не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);

 

  •     при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

  •    каждая глава (параграф) начинается с новой строки;

 

  • при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы,
  • необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.

 

Правила оформления ссылок

   В реферате сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. В скобках сначала указывается номер книги в списке литературы, а затем через запятую страница. Если ссылка оформляется на цитату из многотомного сочинения, то после номера книги римской цифрой указывается номер тома, а потом номер страницы.

Пример: [1, c.145].

Работа над заключением

      Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:

  • основные выводы в сжатой форме;

 

  • оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в

процессе изучения темы.

      Объем 1-2 машинописных или компьютерных листа формата А4.

         

Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата.

 

Правила оформления библиографических списков

     

     Список литературы помещается в конце реферата и пронумеровывается.

      Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке: автор (фамилия, инициалы); название, подзаголовок; выходные данные (место издания, издательство и год издания).

Пример: Черпаков Б.И Металлорежущие станки: учебник.для НПО – М.: Академия, 2010. – 365 с.

      В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей. Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.). Названия остальных городов пишутся без сокращений.

      Если книга издавалась параллельно в двух городах, названия их приводятся через точку с запятой.

Требования к оформлению реферата

      Текст работы пишется разборчиво на одной стороне листа (формата А4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов. Если работа набирается на компьютере, следует придерживаться следующих правил (в дополнение к вышеуказанным): набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным 14 шрифтом; заголовки следует набирать 14 шрифтом; межстрочный интервал полуторный; разрешается интервал между абзацами; отступ в абзацах 1-2 см.; поле левое 2,5 см., остальные 2 см.; нумерация страницы снизу или сверху посередине листа.

Подготовка к защите и порядок защиты реферата  

      Необходимо заранее подготовить тезисы выступления (план-конспект).       Порядок защиты реферата:

  1. Краткое сообщение, характеризующее задачи работы, ее актуальность, полученные результаты, вывод и предложения.
  2. Ответы студента на вопросы преподавателя.

Советы студенту при защите реферата:

      На всю защиту реферата отводится чаще всего около 10 минут. При защите постарайтесь соблюсти приведенные ниже рекомендации.

  • Вы должны вспомнить материал максимально подробно, и это должно найти отражение в схеме Вашего ответа. Но тут, же необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом, иначе Вы сможете проговорить все 10 минут и не раскрыть существа вопроса. Особенно строго следует отбирать примеры и иллюстрации.
  • Вступление должно быть очень кратким. Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов.
  • Не пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.         
  • Не демонстрируйте излишнего волнения и не напрашивайтесь на сочувствие.
  • Будьте особенно внимательны ко всем вопросам преподавателя, не бойтесь дополнительных вопросов – чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь Вам или сэкономить время.  
  • Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Для этого нужно хотя бы немного подумать, иногда переспросить, уточнить: правильно ли Вы поняли поставленный вопрос. И при ответе следует соблюдать тот же принцип экономности мышления, а не высказывать без разбора все, что Вы можете сказать.
  • Будьте доброжелательны и тактичны. 

Образец оформления титульного листа к реферату

 

ГБОУ СПО «НАТК»

РЕФЕРАТ

по МДК 02.01 «Технология обработки на металлорежущих станках различного вида и типа»

по теме: «Токарная обработка»

        Выполнила                                                                        Проверил

        студентка группы 21-СТ                                                            преподаватель

        Васюхина Е.А                                                                    Лобанова М.С

2015

Форма контроля и критерии оценки реферата

Рефераты выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в методических рекомендациях требованиями.

«Отлично» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 10-12страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрении автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно, без ошибок. При защите реферата студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

«Хорошо» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 8- 10 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема реферата, отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан грамотно. При защите реферата студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

«Удовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 8 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата раскрыта не полностью, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, реферат написан с ошибками. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать на свои ответы.

«Неудовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 5страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема реферата не раскрыта, не отражена точка зрения автора на рассматриваемую проблему, много ошибок в построении предложений. При защите реферата студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.

Вид работы: Подготовка конспекта

Раздел 1

Тема 1.2  «Фрезерная обработка»

Источник информации:  Черпаков Б.И «Металлорежущие станки» учебник для НПО –– М.: «Академия», 2010. ; Клепиков В.В «Технология фрезерования изделий машиностроения для студентов СПО – М «Форум» , 2010

  1. Устройство консольных и безконсольных фрезерных станков
  2. Фрезерования уступов и пазов. Режущий инструмент
  3. Фрезерования многогранников
  4. Методы и способы фрезерования. Отрезные и прорезные работы
  5. Принципы построения технологического процесса

Тема 1.3 «Сверлильная обработка»

  1. Классификация и назначение сверлильных станков
  2. Приспособления применяемые для сверления глухих и сквозных отверстий
  3. Режущий инструмент, применяемый на сверлильных станках
  4. Дефекты обработки и их предупреждения

Тема 1.4 «Обработка на шлифовальных станках»

  1. Классификация и назначение станков шлифовальной группы
  2. Устройство шлифовального станка 3У131
  3. Использование СОЖ при шлифовании
  4. Абразивные материалы
  5. Виды и способы шлифования

Инструкция по выполнению работы

Хорошо составленный конспект помогает усвоить материал. В конспекте кратко излагается основная сущность учебного материала, приводятся необходимые обоснования, табличные данные, схемы, эскизы, расчеты и т.п. Конспект целесообразно составлять целиком на тему. При этом имеется возможность всегда дополнять составленный конспект вырезками и выписками из журналов, газет, статей, новых учебников, брошюр по обмену опытом, данных из Интернета и других источников. Таким образом конспект становится сборником необходимых материалов, куда студент вносит всё новое, что он изучил, узнал. Такие конспекты представляют, большую ценность при подготовке к урокам.

  1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе.
  2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.
  3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.  
  4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.
  5. Составление опорного конспекта.

Форма контроля  и критерии оценки 

 «5» Полнота использования учебного материала. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

«4» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

«3» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или  один лист формата А 4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк.

«2» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Не самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк.

 

Вид работы: Подготовка презентации на тему

Раздел 1. «Технология обработки на металлорежущих станках различного вида и типа»

Тема 1.5 «Работа на шпоночных станках

  1. Типы станков шпоночной группы, назначение и классификация
  2. Виды работ выполняемые на шпоночных станках

Тема 1.6 «Работа на копировальных станках»

  1. Типы станков копировальной группы, назначение и классификация
  2. Виды работ выполняемые на копировальных станках
  3. Дефекты и их предупреждения

Инструкция по выполнению работы

Правила оформления компьютерных презентаций

Стиль
- соблюдайте единый стиль оформления;

- избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;

- вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).

Фон
- для фона выбирайте более холодные тона (синий, зеленый).

Использование цвета

- на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;

- для фона и текста используйте контрастные цвета;

- обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

- используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;

- не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Содержание информации

- используйте короткие слова и предложения;

- минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных;

- заголовки должны привлекать внимание  аудитории.

Расположение информации

- предпочтительно горизонтальное расположение информации;

- наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;

- если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

- для заголовков — не менее 24;

- для информации — не менее 18;

- шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;

- нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации;

- нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации следует использовать:

- рамки, границы, заливку;

- разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;

- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

- не стоит заполнять один слайд  слишком большим объемом информации:

люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений;

- наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

для обеспечения разнообразия следует использовать различные виды слайдов:

- с текстом;

- с таблицами;

- с диаграммами.

Последний слайд:

Спасибо за внимание!

Форма контроля  и критерии оценки

Презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде.

 «Отлично» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.

«Хорошо» выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности .

«Удовлетворительно» - в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.

«Неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных)

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 Обработка деталей на металлорежущих станкахразличного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных,копировальных, шпоночных и шлифовальных) (УЧЕБНА...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных)

Содержание   1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ     2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ  3. СТРУКТУРА и ...

ПМ.02. Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных

I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств. 41.1. Область применения. 41.2. Система контроля и оценки освоения программы ПМ... 111.2.1. Формы промежуточной аттестации по ОПОП при освоении ...

ПМ.02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных)

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) раз...

ПМ. 02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных)

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) раз...

ПМ.02 "Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа"

Рабочая программа профессионального модуля  – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессии  НПО15.01.25  Станочник (метал...