Самоанализ открытого урока "Обозначение параметров шероховатости на чертежах"
материал по теме
Приведен полный самоанализ урока: обоснование целей, структуры и содержания;анализ организации учебно - воспитательной работы, формирования познавательной и коммуникативной деятельности. а также сделаны общие выводы по уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_otkr_ur_2.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ
урока междисциплинарного курса «Методы осуществления стандартных и сертификационных испытаний, метрологических поверок средств измерения»
1 Общие данные о занятии
Урок проводился в группе 6811, специальность «Автоматизация технологических процессов и производств»
Тема: Обозначение параметров шероховатости на чертежах.
Тип урока: комбинированный урок.
Урок входит в раздел МДК «Допуски и посадки».
Методическое обеспечение: - учебник: Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования / [С.А. Зайцев, А.Н. Толстов, Д.Д. Грибанов, А.Д. Куранов]. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 288с.; презентация Е.В. Мельниковой «Обозначение параметров шероховатости на чертежах»; мультимедиа оборудование; конспект урока.
- Обоснование целей урока
2.1 Урок проходил в группе третьего курса, большая часть студентов успевает на «удовлетворительно», треть студентов успевает на «хорошо» и «удовлетворительно», четверо студентов успевают на «хорошо» и «отлично», сформированность познавательных умений выражена в достаточной мере. Обстановка в целом доброжелательная, отношения в группе ровные без явных признаков лидерства.
2.2 Тип урока – комбинированный, что соответствует поставленной цели.
Цель урока: овладение студентами знаниями и практическими навыками обозначений параметров шероховатости при выполнении машиностроительных чертежей.
Триединая цель открытого урока:
Обучающие – изучение структуры обозначения параметров шероховатости на чертежах, способов задания параметров, размещения обозначений на чертежах; получение навыков чтения чертежей с обозначениями шероховатости поверхности и нанесения обозначений на чертеж, подготовка к практической работе;
воспитательные – формирование ответственного подхода к выполнению работы, трудолюбия, чувства товарищества и взаимовыручки; создание условий психологического комфорта в процессе обучения; заинтересованность в положительных результатах работы; рациональное распределение времени при выполнении заданий;
развивающие – развитие речи, умение грамотно оперировать техническими терминами; развитие мышления (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать задачи).
- Обоснование структуры урока и его содержания
Урок «Обозначение параметров шероховатости на чертежах» является комбинированным занятием с применением мультимедиа технологий, что позволяет свободно сочетать различные методики преподавания и закрепления материала.
Урок построен из следующих этапов:
1 Этап организации. Взаимное приветствие преподавателя и студентов сразу создало доброжелательную атмосферу. Озвучивание темы и плана работы настроило на рабочий лад.
2 Этап проверки готовности к уроку. Цель этапа – подготовить к восприятию нового материала на основе имеющихся знаний.
3 Этап изучения нового материала. Объяснение нового материала ведется не только преподавателем, но и студентами (метод «Студент в роли преподавателя»).
4 Этап закрепления. На этом этапе осуществлялась подготовка к последующей практической работе.
5 Этап подведения итогов. Студенты легко сделали вывод о значимости
грамотного обозначения параметров шероховатости на чертежах в своей будущей профессии.
6 Этап выдачи домашнего задания, инструктаж по его выполнению.
Т.о. структура соответствует поставленным целям, т.к. в начале повторяется теоретический материал, чтобы потом теоретические знания закрепить при решении практических задач.
Тема урока для данной группы – средней степени сложности.
Основной акцент я сделала на практическом применении данной темы, т.к. последующее изучение междисциплинарных курсов и профессиональных модулей данной специальности, дальнейшая профессиональная деятельность неразрывно связаны с выполнением и чтением чертежей.
Содержание урока соответствовало его основной цели, программным требованиям, принципам научности и индивидуальным особенностям учащихся, вызывало у них познавательный интерес. Изложение материала было доступным и последовательным. Задания были практикоориентированными. Количество упражнений было достаточным для выработки соответствующих умений и навыков.
4 Анализ организации учебно – воспитательной работы, методов и форм работы.
4.1 Контроль домашнего задания предусмотрен в форме тестирования. Студентам представлены четыре теста на выбор варианта правильного ответа: тест №1 «Основные понятия и определения» (метод незаконченных предложений); тест №2 «Условные обозначения направления микронеровностей» (установление соответствия); тест №3 «Определения параметров шероховатости» (метод незаконченных предложений); тест №4 «Единицы измерения параметров шероховатости» (установление соответствия). Правильность ответов контролируется экспертами из числа студентов, что позволяет преподавателю быстро проверить знания большего количества студентов. Здесь использовался такой метод, как работа в парах. Этот метод продуктивен, т.к. решает несколько задач: это и общение в коллективе, и развитие устной речи, и повышение ответственности, заинтересованность в результате. Перед экспертами стояла более сложная задача – оценить правильность ответов и при необходимости его исправить, поэтому роль экспертов предлагалась более сильным студентам.
4.2 Объяснение нового материала ведется не только преподавателем, но и студентами, успевающими на «хорошо» и «отлично» (метод «Студент в роли преподавателя»). Для этого предлагались вопросы описательного характера. Вопрос «Влияние шероховатости на качество посадки и коррозионную стойкость поверхностей» объяснял Пшик Виталий, а вопрос «Влияние шероховатости поверхности на износ» - Митрошин Дмитрий. Этими студентами была проделана большая самостоятельная работа: самостоятельное изучение темы, составление конспектов и слайдов, подготовка краткой версии конспекта для записи в тетрадь, подготовка устного выступления во время консультаций с преподавателем. Это дало выступающим веру в свои возможности, способствовало формированию ответственного подхода к выполнению работы, трудолюбию, развитию мышления и устной речи, умению грамотно оперировать техническими терминами. Выступление перед аудиторией с объяснением новой темы способствует психологической закалке личности.
Объяснительно – иллюстративный метод я использовала для объяснения более сложной части темы. Объяснения сопровождались схемами, чертежами, примерами. На всех этапах урока использовалась мультимедиа презентация. Студенты слушали, по ходу могли задавать вопросы, делали конспекты в тетради. Это позволяет тренировать память, совершенствовать навыки общения с преподавателем, вырабатывать быстроту реакции. Знания, полученные на этом уроке, рассчитаны на долгосрочную перспективу.
На этапе закрепления был применен практический метод: решение задач по расшифровке обозначений шероховатости (объяснение алгоритма решения на конкретном примере преподавателем, затем коллективный разбор аналогичной задачи). Также студентам были объяснены цели и задачи предстоящей практической работы.
4.3 На уроке был реализован индивидуальный подход. Учитывались индивидуальные особенности студентов: уровень знаний предыдущих тем, способности, тип темперамента. Выступление в роли преподавателя предлагалась одаренным студентам; тесты, составленные по методу незаконченных предложений и являющиеся наиболее сложными, а также роль экспертов при взаимоконтроле предлагались более сильным студентам, а более простые тесты на установление соответствия – наиболее слабым. Учитывался подход ко всей группе полностью, т.е. при решении задачи проверялась не только правильность ответа, но и разбиралась задача целиком.
4.4 Подведение итогов проводилось совместно с группой, оценивались их знания в течение всей пары. Было предложено ответить на контрольные вопросы. Четверо студентов получили оценку «отлично», трое – оценку «хорошо», один – «удовлетворительно».Также задавались вопросы: Каков уровень сложности задач и всей темы в целом? Как вы сами оцениваете свою работу? Каковы ваши возможности успешного выполнения предстоящей практической работы?
5 Формирование познавательной деятельности
5.1 Сформировались познавательные умения студентов:
- обучение анализу и планированию деятельности;
- обучение моделированию деятельности, контролю и самоконтролю.
Активизированы познавательные процессы обучения. Была сделана работа над развитием мышления: при работе над предложенными задачами необходимо умение сравнивать, анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать задачи, хорошо должно быть развито творческое мышление.
5.2 Отношение обучающихся к уроку положительное, т.к. студенты прониклись значимостью данной темы, продемонстрировали желание успешно выполнить предстоящую практическую работу.
- Анализ коммуникативной деятельности
6.1 Создание на уроке доброжелательной, психологически комфортной атмосферы считаю одной из главных составляющих успешного проведения занятий. Этот принцип вполне удалось реализовать. Стараюсь установить визуальный контакт с группой и отдельными студентами. Стиль работы демократический, с уважением отношусь к мнению студентов, к их позиции.
Поощряю похвалой студентов, получивших положительные оценки, стараюсь морально поддержать не очень уверенных в себе ребят. При опросе, по – возможности, использую принцип добровольности. Если студент делает ошибку, предоставляю возможность самому её исправить.
6.2 При контроле домашнего задания применялась работа парами, где студенты продемонстрировали взаимную поддержку между отвечающим и экспертом, чувство товарищества. Эксперты исправляли неправильные ответы в доброжелательной манере. Прежде чем студенты, выступающие в роли преподавателя, начали объяснять материал, мной был сделан акцент на том, что ими была проделана большая подготовительная работа, которую способен выполнить не каждый студент. Группа отнеслась с большим уважением и интересом к выступлениям своих товарищей.
- Общие выводы по уроку
7.1 Поставленные обучающие, воспитательные и развивающие цели на уроке были достигнуты.
7.2 Наиболее удачными моментами занятия считаю взаимный контроль знаний студентов, участие наиболее способных ребят в объяснении нового материала, четкую проработку и взаимосвязь всех этапов урока, хорошую наглядность (все этапы отражены в презентации).
7.3 К недостаткам следует отнести невысокую активность рядя студентов, отсутствие у них желания ответить, даже если они знают материал.
7.4 Рекомендации к проведению следующих уроков: активизировать всю группу, поощрять нерешительных студентов, способствовать повышению их самооценки.
Е.В. Мельникова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОЗНАЧЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ШЕРОХОВАТОСТИ НА ЧЕРТЕЖАХ ПРАКТИКУМ
Данное методическое пособие предназначено в помощь студентам при выполнении практической работы «Обозначение параметров шероховатости на чертежах...
Презентация "Обозначение параметров шероховатости на чертежах"
Презентация полно и наглядно отражает все этапы урока: контроль домашнего задания в форме тестирования; объяснение нового материала(влияние шероховатости на качество деталей машин, структура обозначен...
Конспект к открытому уроку «ОБОЗНАЧЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ШЕРОХОВАТОСТИ НА ЧЕРТЕЖАХ»
Конспект открытого урока содержит подробное обоснование целей урока, его темы и формы проведения, применяемых методических материалов. План и сценарий урока отражают все этапы занятия: контроль...
Самоанализ открытого мероприятия по правовому воспитанию: «В некотором царстве, в некотором государстве жила королева, и у неё была птица «Птица Счастья ».
Самоанализ открытого мероприятия по правовому воспитанию: «В некотором царстве, в некотором государстве жила королева, и у неё была птица «Птица Счастья »....
Статья и самоанализ открытого воспитательского час «Русская народная игрушка – матрешка».
Статья и самоанализ открытого воспитательского час «Русская народная игрушка – матрешка»....
Самоанализ открытого урока по теме: Выполнение работ по соблюдению правил чистки приборов в соответствии с требованиями техники безопасности и с соблюдением санитарии и гигиены.
Самоанализ открытого урока по теме: Выполнение работ по соблюдению правил чистки приборов в соответствии с требованиями техники безопасности и с соблюдением санитарии и гигиены содержит все основные э...
Методические разработки для урока по теме "Определение параметров шероховатости поверхности"
Методические разработки и 24 варианта индивидуальных заданий...