Открытое занятие "ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХОРОВОЙ ЗВУЧНОСТИ"
план-конспект занятия
Учебная дисциплина "Ансамбль"
группы ОКНВ 1-4
ауд.312, 13.12.2023г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Преподавателя Хохловой Татьяны Александровны
по дисциплине «Ансамбль»
Группы ОКНВ - I-IV
Дата 13.12.2023
Тема занятия: «Основные элементы хоровой звучности»
Место проведения: ауд.312, корпус 2.
Цели занятия:
Методическая:
- формирование комплекса знаний и умений об основных элементах хоровой звучности,
- работа над навыками стройного ансамблевого исполнительства,
- слаженного хорового строя и исполнение произведений с чёткой дикцией и гибкой ньюансировкой
Дидактическая:
- достижение максимально стройного и слаженного звучания с помощью уже имеющихся знаний, навыков и умений в вокальном искусстве,
- осмысленное и высокохудожественное ансамблевое исполнение произведений
Воспитательная:
- воспитание «чувства локтя», умения припеваться к соседу в партии,
- работа в малом составе и общем ансамбле,
- создание единого и понятного образа в песнях
Развивающая:
- развитие основных певческих навыков для успешного освоения элементов хоровой звучности,
- развитие единой манеры звукоизвлечения
Методическое обеспечение:
1. УМК.
2. Дидактические средства обучения.
3. Литература:
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация // Избранные труды. Т. V. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957
Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. М.: Гос. муз. изд-во, 1960
Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993
Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988
Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998
Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М.:Изд-во МГК, ИП РАН, 2002
Гречанинов А. Т. Школа пения. М.: Гос. муз. изд-во, 1937
Чесноков П.Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров, Музгиз, М., 1961
Вид занятия: практическое, групповое
Тип занятия: комбинированное занятие
Методы и формы проведения занятия и контроль знаний: практическая работа
Межпредметные связи: учебная дисциплина «Исполнительское мастерство»
Технические средства обучения: фортепиано, аккордеон, пюпитр, ноты
Ход занятия:
I.Организационный момент. Объявление темы.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Распевание. Применение знаний и умений в освоении некоторых элементов хоровой звучности с помощью комплекса дикционных и вокальных упражнений.
IV. Продолжение работы над разучиванием нового репертуара.
V. Концертное исполнение текущего репертуара.
VI. Анализ и оценка
VII. Подведение итогов, обобщение занятия
I.Организационный момент. Объявление темы.
Добрый день, уважаемые коллеги, студенты! Сегодня я провожу открытое занятие по учебной дисциплине «Ансамбль» у студентов групп ОКНВ - 1-4 на тему «Основные элементы хоровой звучности»
II. Актуализация опорных знаний.
Основными элементами хоровой звучности являются основные компоненты (слагаемые), без которых, согласно указанию П. Чеснокова, невозможно существование хора как художественного коллектива.
К элементам хоровой звучности Чесноков относит ансамбль, строй, нюансы. Но ансамбль немыслим также и без ритма. Поскольку пение является синтетическим искусством, то ясность текста - хорошую дикцию - также следует признать необходимым свойством хорового исполнения....
Сегодня на занятии в нашем ансамблевом исполнительстве можно выделить такие умения и навыки у студентов как:
- владение певческим дыханием,
- владение звуковедением с использованием разных штрихов (легато, стаккато),
- наличие хорошо развитого мелодического и гармонического слуха
Эти умения и навыки находятся в зоне как частного ансамбля, так и общего, а также хорового строя и тончайшего взаимопонимания воли преподавателя-дирижёра и осознанных чувств исполнения студентами различных динамических ньюансов и оттенков.
III. Распевание. Применение знаний и умений в освоении некоторых элементов хоровой звучности с помощью комплеска вокальных и дикционных упражнений.
Комплекс вокальных упражнений, распевок.
Задания:
На 1 ноте, шаг распевки полтона
- освоение правильного певческого дыхания: (спокойный вдох и выдох на звук «ш» плавно и медленно с повторением 3 раза), а затем (стремительный, резкий вдох и выдох на троекратный звук «ш»),
- исполнение квинты от фа малой октавы, закрытым ртом, поймать состояние гортани в зевке с переходом от твёрдого нёба к мягкому, образование купола помогает добиться большей объёмности звука, шаг полтона в восходящем и низходящем движении, «пение быков и коров» по системе распевания В.И.Царегородцева
Продолжаем в интервале квинта работать над формированием гласных,
- удерживать звук на цепном дыхании при звуковедении на легато 1) ма-мэ-ми-мо-му, с акцентом на гласные, используя грудной, лицевой и головной резонаторы, 2) ая-оё-эе-я
- с мягкой атакой звука с меццофорте переход до пиано, внимание и контроль диафрагмы(пение на опоре),
- далее усилить звучание до форте потом ослабить до пиано и вновь вывести на форте
- отработать звуковедение на стаккато, с дроблением длинного звука: 1) ма-а-а-а, мэ-э-э-э, ми-и-и-и, му, шаг распевки полтона с учётом технических возможносте голосового аппарата, 2) аяяя-оёёё-эеее-я
Опевание устойчивых ступеней распевки Е-А-Е-А-Я,
- начинаем от соль-ля малой октавы, шаг полтона в басовой,теноровой партии, затем присоединяются альты, после сопрано. Контроль за ровным последним звуком во всех партиях, удерживаем на цепном дыхании.
Цепное дыхание и протяжная донская казачья песня это единое целое, определяющее стилистику и локальную принадлежность песни.
Локальная казачья распевка А-Е-Е-Е-А-О
В ансамблевом исполнительстве учимся слушать другие партии, прислушиваясь припеваемся к рядом стоящему участнику ансамбля, таким образом впеваем песни.
Дикционные упражнения. «Вырастала трава ....», «Уж ты ягодка красна...»
Задание:
- следить за правильным распределением текстового и вокального акцента, пение вокальных фраз нужно со смысловым акцентом от соль малой октавы. Начинают басы и тенора, присоединяются альты и с быстрой части затем сопрано.
- исполнить с повторением 3-4 раза, на разные динамические оттенки начиная с меццофорте и оканчивая меццопиано. Обратить внимание на общеансамблевый строй и частный строй каждой партии, использовать приём припевания, особенно в звучании 3хголосья в быстрой части упражнения.
- подвижное состояние корпуса, колени мягкие, пружинистые
1) «Егорка, Егорушка, кучерявая головушка» (можно варьировать кучерявая-кудреватая), 2) «Ой, Варенька, Варенька, хорошая, бравенька»
- контроль высоты и чистоты интонации в исполнения 3хголосия, начиная с тональности фа-мажор, шаг упражнения полтона в восходящем движении, переход в соль-мажор, переход в ля-мажор. Затем шаг 1 тон до тональности до-мажор.
- исполнить с гибким звуковедением, с подвижной динамикой, начинать в меццофорте, затем можно увести силу звука до меццоиано-пиано и вновь вывести на меццофорте-форте.
«Зелёная травушка, шелкова трава мурова»
- чёткое, ясное произношение, акцентированные гласные, пение каноном, начиная с сопрано оканчивая в басовой партии, выравнивание последнего звука, шаг упражнения полтона, с повторением 5-6 раз
IV. Продолжение работы над разучиванием нового репертуара.
Вокально-хоровая работа над песнями Нижнедонской народной певческой традицией, записанными на Луганщине в 1970-1980е годы Т.И.Теремовой:
- «Кудрявчик»,
- «У ворот моя матушка»,
- «Согласилась Машу мать».
Упражнение для ладовой настройки (от песен в мажоре к песням в миноре)
«Травка с подкошоном», минорная распевка, шаг полтона
- настроить ансамблевое ладовое чувство в минор, потому как следующий этап занятия исполнение текущего репертуара (начало с песни в миноре)
V. Концертное исполнение текущего репертуара.
Исполнение песен с разным и смешанным звуковедением:
- «Ой, по-над Волгой» современная народная песня в обр.В.Лаптева,
- «Ехали казаки» сл. и муз. И.Сопрыкина, обр. В.Капаева,
- «Любо мне, когда Дон разливается» сл. и муз. С.Матвеева,
- «В путь-дорожку дальнюю» сл.Н.Острового, муз.Д.Покраса
VI. Анализ и оценка
Критериями оценки результативности работы студентов на открытом занятии могут быть следующие уровни:
- высокий - студенты проявили творческий подход в решении возникающих задач, самостоятельны, с активным музыкально-образным и критическим мышлением, инициативны, точны в выполнении целей и задач, быстро осмысливают задания,
- средний – студенты проявляют интерес в работе над певческими навыками, имеют желание освоить и точно исполнить произведение, упражнение или задание, доводят все к успешному результату, однако не всегда им хватает настойчивости и терпения, не совсем самостоятельны в подходе к работе над материалом, требуют постоянного контроля преподавателя и направленности действий,
- низкий - студенты пассивны в исполнительской деятельности, не проявляют фактического интереса к занятиям, демонстрируют равнодушное отношение к подготовке.
VII. Подведение итогов, обобщение занятия
Подводя итоги открытого занятия можно сказать что, поставленные цели достигнуты, задачи решены, студенты показали достаточный уровень владения материалом вокального тренажа и ансамблевого исполнительского мастерства, отчётливо просматривается дальнейшая успешная перспектива для реализации остальных элементов хоровой звучности. Всем спасибо, на этом урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку с элементами проекта на тему "Расчет показателей ряда динамики"
Презентация к открытому уроку с элементами проекта на тему "Расчет показателей ряда динамики"...

Методическая работа "Исполнительские задачи концертмейстера в классе хорового дирижирования. Работа с хоровым коллективом"
В работе рассматриваются основные аспекты работы концертмейстера в классе хорового дирижирования. Большое внимание уделяется работе с хоровым коллективом....

Методическая разработка открытого занятия . План-конспект открытого занятия по теме «Пермогорская роспись. Элемент пермогорской росписи «Древо Жизни»
открытое занятие по теме "Пермогорская роспись.Элемент пермогорской росписи"Древо жизни"...

Методическая разработка «Сонористические приёмы, как элемент доречевой коммуникации, в формировании звукообразовательных навыков на начальном этапе обучения в хоровом классе»
Человеческий голос – самый древний уникальный музыкальный инструмент. История возникновения вокальных навыков лежит в далёком прошлом, в первобытном обществе. Если истоки развития музыкальных ин...

Проект занятия на тему: "Формирование вокально-хоровых навыков у подростков, закрепление знания элементов музыкальной речи"
Проект занятия на тему: "Формирование вокально-хоровых навыков у подростков, закрепление знания элементов музыкальной речи", реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на ос...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором». Раздел 5. « Хоровая аранжировка»
Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, позволяющим организовать учебный процесс по дисциплине и раскрывающий последовательность изучения разделов и тем прогр...

Доклад на тему: "Хоровое пение в детской школе искусств. Роль хорового пения в воспитании личности"
Хоровое пение - активная форма музыкальной деятельности. Пение в хоре оказывает самое положительное влияние на развитие личности, выполняет важнейшую социальную функцию. Хоровой коллектив становится д...