Открытое занятие "ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХОРОВОЙ ЗВУЧНОСТИ"
план-конспект занятия

Хохлова Татьяна Александровна

Учебная дисциплина "Ансамбль"

группы ОКНВ 1-4

ауд.312, 13.12.2023г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_otkrytogo_zanyatiya_ansambl_13.12.20-23.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Преподавателя Хохловой Татьяны Александровны

по дисциплине «Ансамбль»

Группы ОКНВ - I-IV

Дата 13.12.2023

Тема занятия: «Основные элементы хоровой звучности»

Место проведения: ауд.312, корпус 2.

Цели занятия:

Методическая:

- формирование комплекса знаний и умений об основных элементах хоровой звучности,

- работа над навыками стройного ансамблевого исполнительства,

- слаженного хорового строя и исполнение произведений с чёткой дикцией и гибкой ньюансировкой

Дидактическая: 

- достижение максимально стройного и слаженного звучания с помощью уже имеющихся знаний, навыков и умений в вокальном искусстве,

- осмысленное и высокохудожественное ансамблевое исполнение произведений

Воспитательная:

- воспитание «чувства локтя», умения припеваться к соседу в партии,

- работа в малом составе и общем ансамбле,

- создание единого и понятного образа в песнях

Развивающая: 

- развитие основных певческих навыков для успешного освоения элементов хоровой звучности,

- развитие единой манеры звукоизвлечения

Методическое обеспечение:

1. УМК.

2. Дидактические средства обучения.

3. Литература:

Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация // Избранные труды. Т. V. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957

Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. М.: Гос. муз. изд-во, 1960

Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993

Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988

Арановский М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998

Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М.:Изд-во МГК, ИП РАН, 2002

Гречанинов А. Т. Школа пения. М.: Гос. муз. изд-во, 1937

Чесноков П.Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров, Музгиз, М., 1961

Вид занятия: практическое, групповое

Тип занятия: комбинированное занятие

Методы и формы проведения занятия и контроль знаний: практическая работа

Межпредметные связи: учебная дисциплина «Исполнительское мастерство»

Технические средства обучения: фортепиано, аккордеон, пюпитр, ноты

Ход занятия:

I.Организационный момент. Объявление темы.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Распевание. Применение знаний и умений в освоении некоторых элементов хоровой звучности с помощью комплекса дикционных и вокальных упражнений.

IV. Продолжение работы над разучиванием нового репертуара.

V. Концертное исполнение текущего репертуара.

VI. Анализ и оценка

VII. Подведение итогов, обобщение занятия

I.Организационный момент. Объявление темы.

Добрый день, уважаемые коллеги, студенты! Сегодня я провожу открытое занятие по учебной дисциплине «Ансамбль» у студентов групп ОКНВ - 1-4 на тему «Основные элементы хоровой звучности»

II. Актуализация опорных знаний.

Основными элементами хоровой звучности являются основные компоненты (слагаемые), без которых, согласно указанию П. Чеснокова, невозможно существование хора как художественного коллектива.

К элементам хоровой звучности Чесноков относит ансамбль, строй, нюансы. Но ансамбль немыслим также и без ритма. Поскольку пение является синтетическим искусством, то ясность текста - хорошую дикцию - также следует признать необходимым свойством хорового исполнения....

Сегодня на занятии в нашем ансамблевом исполнительстве можно выделить такие умения и навыки у студентов как:

- владение певческим дыханием,

- владение звуковедением с использованием разных штрихов (легато, стаккато),

- наличие хорошо развитого мелодического и гармонического слуха

Эти умения и навыки находятся в зоне как частного ансамбля, так и общего, а также хорового строя и тончайшего взаимопонимания воли преподавателя-дирижёра и осознанных чувств исполнения студентами различных динамических ньюансов и оттенков.

III. Распевание. Применение знаний и умений в освоении некоторых элементов хоровой звучности с помощью комплеска вокальных и дикционных  упражнений.

Комплекс вокальных упражнений, распевок.

Задания:

На 1 ноте, шаг распевки полтона

- освоение правильного певческого дыхания: (спокойный вдох и выдох на звук «ш» плавно и медленно с повторением 3 раза), а затем (стремительный, резкий вдох и выдох на троекратный звук «ш»),

- исполнение квинты от фа малой октавы, закрытым ртом, поймать состояние гортани в зевке с переходом от твёрдого нёба к мягкому, образование купола помогает добиться большей объёмности звука, шаг полтона в восходящем и низходящем движении, «пение быков и коров» по системе распевания В.И.Царегородцева

Продолжаем в интервале квинта работать над формированием гласных,

- удерживать звук на цепном дыхании при звуковедении на легато 1) ма-мэ-ми-мо-му, с акцентом на гласные, используя грудной, лицевой и головной резонаторы, 2) ая-оё-эе-я

- с мягкой атакой звука с меццофорте переход до пиано, внимание и контроль диафрагмы(пение на опоре),

- далее усилить звучание до форте потом ослабить до пиано и вновь вывести на форте

- отработать звуковедение на стаккато, с дроблением длинного звука: 1) ма-а-а-а, мэ-э-э-э, ми-и-и-и, му, шаг распевки полтона с учётом технических возможносте голосового аппарата, 2) аяяя-оёёё-эеее-я

Опевание устойчивых ступеней распевки Е-А-Е-А-Я,

- начинаем от соль-ля малой октавы, шаг полтона в басовой,теноровой партии, затем присоединяются альты, после сопрано. Контроль за ровным последним звуком во всех партиях, удерживаем на цепном дыхании.

Цепное дыхание и протяжная донская казачья песня это единое целое, определяющее стилистику и локальную принадлежность песни.

Локальная казачья распевка А-Е-Е-Е-А-О

В ансамблевом исполнительстве учимся слушать другие партии, прислушиваясь припеваемся к рядом стоящему участнику ансамбля, таким образом впеваем песни.

Дикционные упражнения. «Вырастала трава ....», «Уж ты ягодка красна...»

Задание:

- следить за правильным распределением текстового и вокального акцента, пение вокальных фраз нужно со смысловым акцентом от соль малой октавы. Начинают басы и тенора, присоединяются альты и с быстрой части затем сопрано.

- исполнить с повторением 3-4 раза, на разные динамические оттенки начиная с меццофорте и оканчивая меццопиано. Обратить внимание на общеансамблевый строй и частный строй каждой партии, использовать приём припевания, особенно в звучании 3хголосья в быстрой части упражнения.

- подвижное состояние корпуса, колени мягкие, пружинистые

1) «Егорка, Егорушка, кучерявая головушка» (можно варьировать кучерявая-кудреватая), 2) «Ой, Варенька, Варенька, хорошая, бравенька»

- контроль высоты и чистоты интонации в исполнения 3хголосия, начиная с тональности фа-мажор, шаг упражнения полтона в восходящем движении, переход в соль-мажор, переход в ля-мажор. Затем шаг 1 тон до тональности до-мажор.

- исполнить с гибким звуковедением, с подвижной динамикой, начинать в меццофорте, затем можно увести силу звука до меццоиано-пиано и вновь вывести на меццофорте-форте.

«Зелёная травушка, шелкова трава мурова»

- чёткое, ясное произношение, акцентированные гласные, пение каноном, начиная с сопрано оканчивая в басовой партии, выравнивание последнего звука, шаг упражнения полтона, с повторением 5-6 раз

IV. Продолжение работы над разучиванием нового репертуара.

Вокально-хоровая работа над песнями Нижнедонской народной певческой традицией, записанными на Луганщине в 1970-1980е годы Т.И.Теремовой:

- «Кудрявчик»,

- «У ворот моя матушка»,

- «Согласилась Машу мать».

Упражнение для ладовой настройки (от песен в мажоре к песням в миноре)

«Травка с подкошоном», минорная распевка, шаг полтона

- настроить ансамблевое ладовое чувство в минор, потому как следующий этап занятия исполнение текущего репертуара (начало с песни в миноре)

V. Концертное исполнение текущего репертуара.

Исполнение песен с разным и смешанным звуковедением:

- «Ой, по-над Волгой» современная народная песня в обр.В.Лаптева,

- «Ехали казаки» сл. и муз. И.Сопрыкина, обр. В.Капаева,

- «Любо мне, когда Дон разливается» сл. и муз. С.Матвеева,

- «В путь-дорожку дальнюю» сл.Н.Острового, муз.Д.Покраса

VI. Анализ и оценка

Критериями оценки результативности работы студентов на открытом занятии могут быть следующие уровни:

- высокий - студенты проявили творческий подход в решении возникающих задач, самостоятельны, с активным музыкально-образным и критическим мышлением, инициативны, точны в выполнении целей и задач, быстро осмысливают задания,

- средний – студенты проявляют интерес в работе над певческими навыками, имеют желание освоить и точно исполнить произведение, упражнение или задание, доводят все к успешному результату, однако не всегда им хватает настойчивости и терпения, не совсем самостоятельны в подходе к работе над материалом, требуют постоянного контроля преподавателя и направленности действий,

- низкий - студенты пассивны в исполнительской деятельности, не проявляют фактического интереса к занятиям, демонстрируют равнодушное отношение к подготовке.

VII. Подведение итогов, обобщение занятия

Подводя итоги открытого занятия можно сказать что, поставленные цели достигнуты, задачи решены, студенты показали достаточный уровень владения материалом вокального тренажа и ансамблевого исполнительского мастерства, отчётливо просматривается дальнейшая успешная перспектива для реализации остальных элементов хоровой звучности. Всем спасибо, на этом урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку с элементами проекта на тему "Расчет показателей ряда динамики"

Презентация к открытому уроку с элементами проекта на тему "Расчет показателей ряда динамики"...

Методическая работа "Исполнительские задачи концертмейстера в классе хорового дирижирования. Работа с хоровым коллективом"

В работе рассматриваются основные аспекты работы концертмейстера в классе хорового дирижирования. Большое внимание уделяется работе с хоровым коллективом....

Методическая разработка «Сонористические приёмы, как элемент доречевой коммуникации, в формировании звукообразовательных навыков на начальном этапе обучения в хоровом классе»

Человеческий голос – самый древний уникальный музыкальный инструмент. История возникновения вокальных навыков лежит в далёком прошлом, в первобытном обществе. Если истоки развития музыкальных ин...

Проект занятия на тему: "Формирование вокально-хоровых навыков у подростков, закрепление знания элементов музыкальной речи"

Проект занятия на тему: "Формирование вокально-хоровых навыков у подростков, закрепление знания элементов музыкальной речи", реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на ос...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. МДК 03.02 «Хоровой класс и управление хором». Раздел 5. « Хоровая аранжировка»

Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, позволяющим организо­вать учебный процесс по дисциплине и раскрывающий последовательность изучения разделов и тем прогр...

Доклад на тему: "Хоровое пение в детской школе искусств. Роль хорового пения в воспитании личности"

Хоровое пение - активная форма музыкальной деятельности. Пение в хоре оказывает самое положительное влияние на развитие личности, выполняет важнейшую социальную функцию. Хоровой коллектив становится д...