Конспект урока по истории мировой культуры "Золотой и серебряный век Русской культуры"
план-конспект урока
Конспект урока для праскрытия темы Золтой и Серебряный век Русской культуры. Материал рассчитан для проведения урока на 45 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по ИМК на тему "Золотой и Серебряный век русской культуры" | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»
План проведения учебного занятия
Дата проведения «20» февряля 2023 г.
ФИО преподавателя: | Берникова Светлана Владимировна |
Группа: | 2-119-н |
Специальность /профессия: | 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» |
Учебная дисциплина / ПМ, МДК: | История мировой культуры |
Раздел, тема программы: | Тема 2.4. Культура Нового времени |
Номер занятия в соответствии с КТП: | №7 |
Тема занятия по КТП: | “Золотой” и “серебряный век” русской |
культуры. | |
Тип занятия: | Комбинированное занятие |
Цель и задачи занятия
Цель занятия:
Получить и углубить знания студентов по теме: «Золотой и серебряный век» русской культуры»
.Задачи:
Учебная: создать условия для освоения знаний и формирования умений:
- Охарактеризовать развитие русской культуры в первой половине XIX в.
- показать на конкретных примерах, что первая половина XIX века вошла в историю как начало золотого века русской художественной культуры,.
Воспитательная: Формировать у учащихся заинтересованность в изучении отечественной культуры. Развивать интерес к изучению мирового культурного наследия .
Развивающая:
Развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему.
Способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к достижениям культуры народа России, творческих способностей учащихся.
В ходе занятия формируются и развиваются элементы профессиональных и общих компетенций (в соответствии с рабочей программой дисциплины):
ПК 1.3 | Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства |
ПК 1.7 | Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 11 | Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности. |
Средства обучения:
Мультимедийный проектор; презентации с репродукциями картин художников
первой половины XIX века, фото памятников архитектуры и скульптуры, портретами деятелей культуры первой половины XIX в.
Предварительная подготовка: Учащиеся делятся на 5 групп и получают предварительное задание по группам:
- Найти информацию по каждому виду культурного развития России ( наука, музыка, театр, живопись, скльптура, архитектрура)и сделать сообщение на уроке.
- Выполнить презентацию для демонстрации своих сообщений и прислать по электронной почте преподавателю.
- Преподавателю свести все презентации в один файл.
Основные понятия урока: Ампир, Классицизм, Русско-византийский стиль, Романтизм, Академизм, Реализм, Бытовой жанр.
План урока:
- 1.Организационный момент.
- Повторение пройденного материала
- Изучение новой темы.
- Наука.
- Литература
- Музыка, театр.
- Живопись и скульптура.
- Архитектура
IV/Выводы по уроку.
V/ Закрепление изученного материала
VI Домашнее задание.
Конспект урока:
- Преподаватель: Приветствует студентов, объявляет тему, цели задачи урока.
2. Преподаватель: Мы с вами подошли к завершению изучения целой эпохи в развитии культуры , которая называется Новое время. Какие временные рамки имеет это время? ( Ответы студентов)
Для закрепления пройденного материала предлагаю вам ответить на вопросы тестов по пройденным темам. Время, отведенное для ответов - 5 минут.
Демонстрация презентации с вопросами тестов на экране.
Студенты отвечают на вопросы устно.
3.Преподаватель: На столах у вас лежат таблички, которые вы должны заполнить кратко на протяжении урока. В графе наука, музыка ит.д. пишем авторов и их достижения. Кратко, в виде конспекта.
Прежде чем мы с вами перейдем, к изучению нового материала, давайте вспомним, какие же события связаны с этим периодом в нашем государстве. Ответы учащихся
(Обобщение ответов учащимся: Отечественная война 1812 г.,., восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., общественные движения, революционное настроение).
-- Верно, все эти события повлияли на развитие культуры в данный период; вызвали рост национального самосознания. Противоречие между зарождающимся капитализмом и отжившей крепостнической системой, разбуженное декабристами, вызвали у мыслящих людей России мучительные раздумья о судьбах родины, о путях ее обновления, о ее месте в мировой истории. Итак, давайте выделим особенности русской культуры первой половины 19 века
В начале XIX века правительство, придерживающееся до этого консервативных взглядов в отношении образования, провело реформу, которая предполагала просвещение не только высших сословий, но и низших слоев общества. При Александре І создана четырёхступенчатая система образования, включающая школы, училища, гимназии, университеты; в результате чего образование стало доступным для крестьян, ремесленников, купцов, мещан и других горожан. Демократизация образования и народное просвещение привели к поднятию уровня грамотности и стремительному научному прогрессу. Все эти факторы повлияли на развитие культуры в этот период .
Начнем обзор культуры золотого века с достижений науки;
1--я группа студентов рассказывает о научных достижениях первой половины 19 века.
2-я группа студентов рассказывает о достижениях в литературе, поэзии , театральной жизни страны.
3-я группа студентов – о достижениях в мире музыки в начале 19века
4-группа студентов освещает развитие живописи и скульптуры в период золотого века.
5- я группа студентов рассказывает о достижениях в архитектуре.
4.Преподаватель; мы сейчас убедились, насколько мощный подъем культурных достижений в разных областях был в это время.
И давайте ответим на последний вопрос? Так почему начало 19 века называют «Золотым веком русской культуры?
Ответ студентов.
И итог: ответ очевидный:
Символ золотого века русской литературы – гениальный поэт мирового значения, драматург, мыслитель, основатель современного литературного языка А. С. Пушкин.
Роль А. С. Пушкина в культуре России настолько велика, что золотым веком изначально называлась первая треть XIX в. – время жизни писателя. В дальнейшем термин «золотой век» стал применяться для обозначения литературы всего XIX века, который также прославился именами Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, А. П. Чехова и др. Творчество писателей золотого века объединяют идеи гуманизма.
«Золотой век» главным образом обозначает русскую литературу XIX века, которая оставила ценное художественное наследие и благодаря моралистической идеологии способствовала духовному развитию русского народа. XIX век – величайший период российской истории; эпоха расцвета науки, музыки, живописи, театра, литературы. Достижения гениальных представителей русской духовной культуры этого периода стали достоянием мирового искусства.
И так, вывод, скажите пожалуйста, достигли мы поставленной цели и решили мы задачи? Смогли ли мы доказать примерами, что начало 19 века вошло в историю, как золотой век русской культуры?( Ответ студентов)
5 Преподаватель; Для закрепления изученного материала , пожалуйста по группам прошу задать вопросы по каждому виду культуры.
Студенты каждой группы задают вопросы другим студентам по теме изученного материала. Остальные – отвечают на вопросы.
Примерные вопросы:
- Какой стиль господствовал на территории России в начале 19 века? (классицизм)
- В каком стиле работал архитектор К.А. Тон?(эклектика)
- К какому стилю принадлежит Казанский собор в Петербурге?(классицизм)
- Стиль Исаакиевского собора? Кто его автор?(О. Монферран, классицизм)
- Какое самое знаменитое произведение Карла Брюллова? Что на нем изображено?(последний день Помпеи)
- Кто основоположник бытового жанра в живописи?(А.Г. Венецианов)какие основные темы его творчества?
- Кто написал портрет Пушкина при его жизни?
- Кто автор Александрийского столпа? Стиль?
- Кто автор Арки главного штаба? Стиль?
- Домашнее задание: Дооформить таблицу, начатую в классе., по достижениям культуры золотого века, и выполнить такую же таблицу на листе А4 самостоятельно по достижениям «Серебряного века» русской культуры, это вторая половина 19 века и начало 20-го. На следующем уроке мы рассмотрим ваши таблицы.
Формы и методы контроля: фронтальный, индивидуальный
текущий
Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам (в соответствии с типом занятия):
- Организационная часть - 2 минуты
- Актуализация знаний (тест)- 5 минут
- Изложение нового материала студентами - 30 минут
- Проверка полученных знаний - 5 минут
- Подведение итогов – 2 минуты
- Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы - 1 минута
Ход занятия
Этап занятия | Время | Цель этапа | Методы обучения | Что делает преподаватель | Что делают студенты |
Организационный | 2 мин. | Получение мотивации на углубление знаний по теме занятия | Словесный метод | Приветствует студентов, проверяет по журналу явку, мотивирует на работу, объявляет тему и цель урока | Приветствуют преподавателя, знакомятся с темой, записывают ее в тетрадь, включаются в режим работы |
Актуализация знаний | 5 мин. | Повторение опорных понятий по теме урока | Словесный метод: эвристическая беседа Иллюстративно-наглядный метод: презентация | Предлагает вопросы к обсуждению. | Отвечают на вопросы |
Изложение нового материала | 30мин. | Изложение новых понятий, подлежащих изучению | Словесный метод: объяснение, конспект Иллюстративно-наглядный метод: презентация | Рассказывает новый материал, демонстрирует презентацию | По группам рассказывают новый материал, слушают преподавателя докладчиков, ведут конспект(заполняют таблички) |
Проверка полученных знаний (просмотр работ) | 5 мин. | Проверка результатов усвоения материала на уроке | Словесный метод: ответы на вопросы | Проверяет правильность выполнения практической работы | Сами задают вопросы для других студентов по группам. Отвечают на вопросы. Рассуждают. |
Подведение итогов | 2 мин. | Оценка работы студентов на уроке | Словесный метод | Оценивает работу студентов на уроке | Участвуют в подведении итогов, |
Выдача задания для внеаудиторной самостоятельной работы | 1 мин. | Выдача задания для самостоятельной работы | Словесный метод: объяснение | Задает задание, дает необходимые пояснения. | Записывают задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по истории по теме: «Северная война (1700-1721 гг)».
План-конспект урока по истории на тему «Северная война (1700-1721 гг)» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по специальности 36.02.01 (111801) Ветеринария. ...
План-конспект урока по истории по теме: «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1».
План-конспект урока по истории на тему «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 111801.01 ...
Конспект урока по истории России
Повторительно - обобщающий урок по теме«Великая Отечественная война»....
Конспект урока по истории
«Начало Отечественной войны 1812г.Освободительный поход русской армии. Завершение войны 1812г.»...
презентация к уроку по Истории мировой культуры. "Золотой век Афин"
презентация "Золотой Век Афин" кратко...
План-конспект урока по истории народной культуры и изобразительного искусства
План-конспект урока по истории народной культуры и изобразительного искусства по предпрофессиональной программе во 2-м и 5-м классах...
Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.4 Русская культура XVIII в.
Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.4 Русская культура XVIII в....