План-конспект урока по истории народной культуры и изобразительного искусства
статья
План-конспект урока по истории народной культуры и изобразительного искусства по предпрофессиональной программе во 2-м и 5-м классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_isk_office_word_3.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочный план Хоменковой Н.Г.
Отделение: Декоративно- прикладное. 12.12.2029г.
Образовательная программа: Дополнительная общеразвивающая
Год обучения: 2-й
Предмет: История народной культуры и изобразительного искусства
Тема: Крестьянский дом как модель мира
Цель: сформировать представление об отражении в конструкции дома, в его традиционном внешнем и внутреннем убранстве представлений об устройстве мира .
Задачи:
Обучающая: Рассказать о понятии «народное зодчество», его истоках и роли в развитии архитектуры, о музеях –заповедниках русского деревянного зодчества; раскрыть образную систему конструкции и декора русской деревянной избы.
Развивающая: Развивать навыки восприятия искусства, научить специальной терминологии.
Воспитательная: Воспитывать любовь к народному искусству.
Материалы и оборудование: Видео и иллюстративный материал по теме урока, тетрадь по искусству. Педагогические
технологии, методы, приёмы: беседа, ИКТ, здоровьесберегающие, творческий дифференцированный подход, демонстрация репродукций художественных произведений.
Основные понятия: крестьянский дом, зодчество, музей- заповедник, символика декора, красный угол.
Учащиеся должны уметь: анализировать произведения изобразительного искусства, научиться излагать свои мысли о народном искусстве, научиться определять в произведении основные черты художественного стиля.
План урока:
1.Оргмомент.- 1 мин.
2.Сообщение темы, цели, задач урока. Объяснение материала. Просмотр видеоматериала . Демонстрация репродукций работ художников-35 мин.
3.Физминутка- 2 мин.
4.Рефлексия-2 мин.
5.Подведение итогов-3 мин.
6.Домашнее задание-2 мин.
Ход урока :
1.Оргмомент. Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
2.Объяснение материала: Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием, как «крестьянский дом как модель мира». Сегодня мы отправимся в путешествие по поселку Клетня. В далёком прошлом Клетня славилась мастерами резьбы по дереву. У нас и сейчас сохранилось часть домов , богато украшенных резьбой. Я предлагаю вам задание «Что нам стоит дом построить». У вас на партах лежат изображения частей крестьянской избы. Вспомните, как называются части избы и с чего начинается её возведение. Итак, что же делали сначала?
(Сначала выбирали участок : недалеко от реки, на пригорке. Для строительства дома рубили деревья хвойных пород.)
- Деревья срубили, а дальше? (дети выходят по очереди и прикрепляют части избы.)
1.Раньше главным плотницким инструментом был топор. . При обработке дерева им срубали деревянные волокна , чтобы те пропускали воду. Поэтому ряд срубленных брёвен в форме четырёхугольника называется срубом.
2.После того, как был поставлен сруб и уложена центральная балка потолка, ставили крышу- чело. Все брёвна крыши прикрывались специальной доской- причелиной. Венчал крышу конёк- оберег дома от злых сил.
3.Далее в срубе нужно прорубить отверстия для окон. Каждый хозяин стремился украсить своё жилище . Поэтому оконные и дверные проёмы украшались наличниками.
4.Конечно , от больших окон света было больше, но зато в холодное время года сильнее остужало избу. Поэтому на ночь окна закрывались деревянными ставнями.
-Вы хорошо поработали. Посмотрите, какой замечательный дом построили. .
Начальная мотивация учебной деятельности.
Когда новый дом готов, семья начинала переезд , который сопровождался множеством примет . Люди никогда не были уверены до конца в том, что не прошмыгнул мимо злой человек и не сглазил строение. Испытывая безопасность жилья, в новом доме на первую ночь закрывали кота с кошкой. На вторую- петуха с курицей, на третью – поросенка. На четвёртую- овцу, на пятую- корову, на шестую- лошадь. И только на седьмую ночь в дом входил человек.
И мы сегодня в качестве гостей отправимся в крестьянский дом. И окунёмся в крестьянский быт. Люди ничего случайно не делали. Всё было исполнено глубоким смыслом. Центрально место в избе занимала печь. В печи готовили пищу, она была самым тёплым местечком, поэтому , поэтому на ней спали старики и дети. В старину печь не имела труб , дым уходил в отверстие на крыше, в дверь и окна. В противоположном от печи углу находился «красный угол», или «духовный».. В этом углу размещались иконы, и для того, чтобы поделиться своими бедами , обидами, попросить любви и счастья, люди обращались с богом.
Далее учитель рассказывает о народном зодчестве, его истоках, роли в развитии архитектуры. О музеях- заповедниках русского деревянного зодчества. , раскрыть образную систему конструкции и декора русской деревянной избы.
Народное зодчество, как комплекс, отражающий мировоззрение человека. Традиционного общества. Расположение дома относительно сторон света. Воспроизведение в конструкции дома представлений о трёхуровневом устройстве мира. Символика декора фасада дома. Знаки природных стихий в деревянной избе. Внутренняя планировка дома. Деление внутреннего пространства на мужскую и женскую половины. Выделение сакрального центра – красного угла. Связь элементов дома с образами животных и человека.
3. Физминутка.
4.Рефлексия. ответ на вопрос учителя: что понравилось или не понравилось на уроке, Какие новые понятия встретились?.
5.Подведение итогов.
6.Дом. задание: Подготовить сообщение о духах дома и духах природы вокруг дома.
Поурочный план Хоменковой Н.Г.
Отделение: Декоративно- прикладное. 12.12.2029г.
Образовательная программа: Дополнительная общеразвивающая
Год обучения: 5-й
Предмет: История народной культуры и изобразительного искусства
Тема: Постимпрессионизм.
Цель: сформировать представление о постимпрессионизме- новом направлении в изобразительном искусстве конца 19 века. Познакомить с творческой индивидуальностью ярких представителей постимпрессионизма- Сезанна, Ван- Гога, Гогена, Тулуз—Лотрека.
Задачи:
Обучающая: Выявить общее желание вернуть в искусство содержание , размышление , связь с художественными традициями прошлого, показать сходство и различие с импрессионизмом.
Развивающая: Развивать навыки восприятия искусства, научить специальной терминологии.
Воспитательная: Воспитывать любовь к искусству.
Материалы и оборудование: Видео и иллюстративный материал по теме урока, тетрадь по искусству. Педагогические
технологии, методы, приёмы: беседа, ИКТ, здоровьесберегающие, творческий дифференцированный подход, демонстрация репродукций художественных произведений.
Основные понятия: импрессионизм, постимпрессионизм
Учащиеся должны уметь: анализировать произведения изобразительного искусства, научиться излагать свои мысли о народном искусстве, научиться определять в произведении основные черты художественного стиля.
План урока:
1.Оргмомент.- 1 мин.
2.Сообщение темы, цели, задач урока. Объяснение материала. Просмотр видеоматериала . Демонстрация репродукций работ художников-35 мин.
3.Физминутка- 2 мин.
4.Рефлексия-2 мин.
5.Подведение итогов-3 мин.
6.Домашнее задание-2 мин.
Ход урока :
1.Оргмомент. Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
2.Объяснение материала: Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием, как «постимпрессионизм». Творчество Поля Сезанна (1839-1906) . Художественная система Сезанна.
Поиски объективных закономерностей в изображении реального мира и субъективного характера их преломления в работах художника. Пейзажи Сезанна: «Таяние снега в Эстаке» (1870), «Дорога в Понтаузе» (1877), «Дома в Эстаке» (1882-1885), «Берега Марны» ( 1888), «Гора Сент-Викуар» (1990). Натюрморты Сезанна: «Натюрморт с драпировкой» (1898-1899), «Яблоки и апельсины» (1898-1899). Поиски синтеза формы и цвета, особенности композиционных приёмов: серии «Купальщицы» и «Купальщики» (1898-1905). Влияние Сезанна на дальнейшее развитие искусства.
Винсент Ван Гог и его влияние на французское искусство. Интерес к народной жизни, демократические тенденции его искусства. Поиски напряжённой экспрессии образов. Своеобразие художественных приёмов, особенности колорита и рисунка. Серия рисунков , созданных в Боринаже (1878-1881). Произведения, созданные в Нуэнне: «Башня Нуэнен» (1884). Обращение к живописи. Тематическое разнообразие творчества Ван Гога: «Едоки картофеля» (1885), «Сеятель» (1888) «Ткач у станка». Произведения парижского периода: «Внутренний вид ресторана» (1886-1887), «Терраса кафе вечером » (1888), «Красные гладиолусы в вазе» ((1886). Влияние японского искусства6 «Отец танги» (1887). Арльский период творчества «Ночное кафе в Арле» (1888), серия «Подсолнечников» (1888). Пейзажи с видами Арля «Жатва в Арле», «Подъёмный мост в Арле» «Дерево в цвету».
Портреты: «Почтальон Рулена», , «Девушка из Арля» 91888), Автопортреты Ван Гога: «Человек с трубкой» (1889), «Автопортрет с отрезанным ухом» (1889). Произведения последних лет: «Стул с табачной трубкой» (1888-1889), «Большая дорога в Провансе» ((1890), «У подножия Альп» (1890), «Портрет доктора Гаше» (1890).
Творчество Поля Гогена (1848-1903). Протест против буржуазной цивилизации. Арльский период: «Кафе в Арле» (1888), Период работы в Бретани: «Видение после проповеди» (1889), «Жёлтый Христос» (1889). Поездка в Полинезию. Основные произведения: «Женщина, держащая плод» (1893), «Ты ревнуешь?» (1892), «Жена короля» (1896), «Откуда мы? Кто мы? Кто мы?»(1897). Увлечение полинезийской экзотикой в его искусстве. Декоративно-плоская трактовка реального мира .Значение чистого цвета , поиски линеарной выразительности. Поиски эстетического идеала в искусстве средневековья и древнего Востока.
Анри Тулуз- Лотрек (1864-1901) и развитие в его творчестве некоторых теорий Дега. Критическое изображение парижской жизни: «Прачка» (1889), «Бал в Мулен—де-ла-Галет» (1889), «В кафе» (1891). Тема цирка и скачек в произведениях Тулуз- Лотрека. Острота характеристики в изображениях представителей парижской богемы: «Портрет Иветт Гильбер» (1894), «Клоунесса Ша-Ю-Као» (1896). Особенности композиционных приёмов , рисунка , колорита. Роль Тулуза- Лотрека в развитии театрального плаката: «Мулен- Руж», (1891), «Жан Авриль в «Жардан де Пари» (1893).
3. Физминутка.
4.Рефлексия. ответ на вопрос учителя: что понравилось или не понравилось на уроке, Какие новые понятия встретились?.
5.Подведение итогов.
6.Дом. задание: выписать названия основных работ художников .
Поурочный план Хоменковой Н.Г.
Отделение: Декоративно- прикладное. 19.12.2019г.
Образовательная программа: Дополнительная общеразвивающая
Год обучения: 2-й
Предмет: История народной культуры и изобразительного искусства
Тема: Русская печь как модель мира
Цель: сформировать представление о том как загадка при помоши образов небесного и земного мира рассказывает о печи дома и предметах быта с ней связанных .
Задачи:
Обучающая: Прочитать загадки о печи, печных инструментах, нарисовать образы. Выявить универсальность образа.
Развивающая: Развивать навыки восприятия искусства, научить специальной терминологии.
Воспитательная: Воспитывать любовь к народному искусству.
Материалы и оборудование: Видео и иллюстративный материал по теме урока, тетрадь по искусству. Педагогические
технологии, методы, приёмы: беседа, ИКТ, здоровьесберегающие, творческий дифференцированный подход, демонстрация репродукций художественных произведений.
Основные понятия: крестьянский дом, зодчество, музей- заповедник, символика декора, красный угол.
Учащиеся должны уметь: анализировать произведения изобразительного искусства, научиться излагать свои мысли о народном искусстве, научиться определять в произведении основные черты художественного стиля.
План урока:
1.Оргмомент.- 1 мин.
2.Сообщение темы, цели, задач урока. Объяснение материала. Просмотр видеоматериала . Демонстрация репродукций работ художников-35 мин.
3.Физминутка- 2 мин.
4.Рефлексия-2 мин.
5.Подведение итогов-3 мин.
6.Домашнее задание-2 мин.
Ход урока :
1.Оргмомент. Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
2.Объяснение материала: Сегодня мы с вами познакомимся с таким понятием, как «русская печь как модель мира ». Мы будем вспоминать загадки о печи ,печных инструментов, нарисуем образы, будем выявлять универсальность образа.
А. Космическое пространство- небо со звёздами- внутреннее пространство печи. «Полна печь пирогов, а в середине коровай» (Звёзды и луна).
Б.Величественный- гора- внешняя форма (образ эквивалентный Древу мировому). «Стоит гора, в горе- нора, в норе- жук, в жуке-вода» (Печь и котёл).
В.Социум- город с обитателями- печь с печной утварью. «Царица Клюковица по полю скакала, красно золото зобала. Пришёл царь Космач и говорит: -Молчи, царь Космач, и тебе тоже будет» (Кочерга и помело) . «Если таков, как Иван Русаков! Сел на конь- да поехал в огонь» (Чугун). «Был я на копанце, был я на хлопанце, был я на пожаре, был я на базаре ; молод был –людей кормил, стар стал- пеленаться стал, умер- мои кости негодяшие бросили в ямку- и собаки не гложут» (Горшок). Загадки с помошью печной утвари рассказывают о социальном устройстве обшества: есть свои верхи, воины и простолюдины.
Г.Ячейка обшества-семья- печь, огонь и дым. «Мать толста ,дочь красна ,сын храбёр ,под небеса попёр». (Печь, огонь,дым).
З. зооморфный. «Зимой всё жрёт», а летом спит; тело тёплое, а крови нет; сесть на него сядешь, а с места не свезёт». (Печь).
Е. Скомороший. «Стоит лохань, кругом крылом махал; в лохани турица, в турице лисица, в лисице жук, а в жуке вода; а в воде трава» (Изба, печь ,огонь, чугун, вода, капуста). Далее сделать вывод о том , что вертикаль печи господствует в доме, соединяет всех живуших в одно целое- как ствол Мирового древа в центре Вселенной. Далее практическая часть : Зарисовать в тетради предметы, связанные с печью.
3. Физминутка.
4.Рефлексия. ответ на вопрос учителя: что понравилось или не понравилось на уроке, Какие новые понятия встретились?.
5.Подведение итогов.
6.Дом. задание: Найти и записать загадки об одежде.
Поурочный план Хоменковой Н.Г.
Отделение: Декоративно- прикладное. 19.12.2019г.
Образовательная программа: Дополнительная общеразвивающая
Год обучения: 5-й
Предмет: История народной культуры и изобразительного искусства
Тема: Символизм в искусстве рубежа 19- 20 века.
Цель: сформировать представление о развитии символизма и росте стилизаторских тенденций в европейском изобразительном искусстве.
Задачи:
Обучающая: На примере творчества основных представителей направления рассказать о характерных чертах символизма, раскрыть связь символистов с музыкой Вагнера и Дебюсси, литературными источниками- Бодлером, поэтами Верленом и Рембо.
Развивающая: Развивать навыки восприятия искусства, научить специальной терминологии.
Воспитательная: Воспитывать любовь к искусству.
Материалы и оборудование: Видео и иллюстративный материал по теме урока, тетрадь по искусству.
Педагогические
технологии, методы, приёмы: беседа, ИКТ, здоровьесберегающие, творческий дифференцированный подход, демонстрация репродукций художественных произведений.
Основные понятия: символизм.
Учащиеся должны уметь: анализировать произведения изобразительного искусства, научиться излагать свои мысли об искусстве, научиться определять в произведении основные черты художественного стиля.
План урока:
1.Оргмомент.- 1 мин.
2.Сообщение темы, цели, задач урока. Объяснение материала. Просмотр видеоматериала . Демонстрация репродукций работ художников-35 мин.
3.Физминутка- 2 мин.
4.Рефлексия-2 мин.
5.Подведение итогов-3 мин.
6.Домашнее задание-2 мин.
Ход урока :
1.Оргмомент. Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
2.Объяснение материала: Сегодня мы с тем, как развивался символизм и росли стилизаторские тенденции в европейском изобразительном искусстве.
Символизм- одно из крупнейших направлений в искусстве(литературе, музыке и живописи), характеризуюшееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности. Возник во Франции в 1870- 1880 г. и достиг наибольшего развития на рубеже19 -20 веков , прежде всего в самой Франции, Бельгии, России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. В живописи это направление называют постимпрессионистским. Для России начала 20 столетия наибольшим влиянием пользовалось творчество Врубеля. Стиль имеет прочные связи с романтизмом. Символизм в живописи был в значительной степени реакцией против натурализма и реализма, тесно связан с мифологической тематикой в живописи всех жанров.
Символисты искали глубинный смысл в фантазии, мечтах, сознании, эмоциях, там, где реалисты и натуралисты стремились воспроизвести действительность в её объективности, их идеи были сосредоточены на передаче идеального образа.
Представители: Густав Моро (1826-1898), Арнольд Берклин (1827-1901), Ходлер (1853-1918), Макс Клингер (1857- 1920), Поль Гоген (1848-1903), Энсор (1860-1949), Эдвард Мунк (1863- 1944), Одилон Редон (1840-1916). Развитие стиля не было долговечным, но имело сильное влияние на немецкое искусство 19 столетия и развитие творчества в России. Создавая картины, символисты наделяли предметы, изображённые на полотне мифологическими, мистическими, эзотерическим смыслом. Черты мировоззрения авторов передают картины- наиболее популярными были чувства и эмоции, религия, оккультизм, любовь, смерть, болезнь и грех.
Символизм отверг узкие изобразительные пределы натурализма. Это философский, а не живописный стиль. Картины живописцев – Врубеля, Дельвиля, Рериха передают глубокую истину на противовес реалистам. Символизм является интеллектуальной формой эспрессионизма. Именно содержание ,а не цвет и форма делают работы художников этого направления уникальными и узнаваемыми. Стремление передать не буквальный образ ,а крик души, переживания, настроение, впечатления было главным смыслом символизма. Это направление стало основой для нового, авангардного искусства, которое начало формироваться в конце 19 начале 20 веков.
Одним из ярчайших представителей норвежского символизма визобразительном искусстве считается Эдвард Мунк, его картины ,отображаюшие его непростую судьбу, пропитаны мотивами страха,одиночества и смерти,его картины «Крик», «Расставание», «Меланхолия».
Символический смысл можно увидеть и в основе Исаакиевского собора. В основе любого архитектурного сооружения лежит символический смысл, который в него вложили создатели. Такие религиозные сооружения выступали в качестве земных проекций моделей космического пространства: огромное воздушное пространство, покояшееся на колоннах и пилонах,связываюшее поверхность земли и первичные воды. Основные символы в архитектуре- круг- символизируюший бесконечность.
Творчество Гюстава Моро (1826-1898), черты мистицизма, стилизации и условного декоративизма в его творчестве. Картины на библейские и мифологические сцены: «Орфей» 1865), «Видение» (1874-1876).
Пюви де Шаванн (1824-1898) и его произведения: «Бедный рыбак» (1881), «Девушка у моря» (1879), «История св. Женевьевы» (1896-1898).
Одилон Редон (1840-1916).Рисунки и графические серии Редона: «В мире мечты» (1879), «Начала» (1883). Цикл литографий , навеянных «Искушением св. Антония» (1888),иллюстрации к стихам Бодлера «Цветы зла». Картины религиозного содержания- «Будда» (1905).
Группа «Наби» («Пророк») и её лидер Пьер Боннар (1867-1947). Манифест (1890) вдохновителя группы Мориса Денни (1870-1943): подлинное произведение искусства должно быть декоративным , субъективным и произвольным. Увлечение набидов литературой , религиозной философией и музыкой, японской графикой и примитивной скульптурой. Морис Денни «Пейзаж с зелёными деревьями» (1893). Пьер Боннар «Партия в крокет»(1892).
3. Физминутка.
4.Рефлексия. ответ на вопрос учителя: что понравилось или не понравилось на уроке, Какие новые понятия встретились?.
5.Подведение итогов.
6.Дом. задание: выписать названия основных работ художников , подготовить сообшение о творчестве ярких представителей символизма .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."
Это помощь преподавателя для проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусства".на тему "Рококо"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА для специальности: «Парикмахерское искусство»
СОДЕРЖАНИЕ ...
Тестовые задания по дисциплине «История изобразительного искусства» для специальности «Парикмахерское искусство»
Раздел IИстория изобразительного искусства. 1. Живопись бывает:(А) 3 видов(В) 4 видов(С) 2 видов2.Парикмахерское искусство относится к:(А) скульптуре(В) живописи(С) декоративно-прикладному ...
Презентация "Искусство Эгейского моря" (предмет- история изобразительного искусства 2 класс).
Эгейская культура -- её называют ещё крито-микенской, одна из самых загадочных в мире. Она существовала на островах и берегах Эгейского моря одновременно с культурами Древнего Египта и Месопотпмии. Эт...
План-конспект урока по истории по теме: «Северная война (1700-1721 гг)».
План-конспект урока по истории на тему «Северная война (1700-1721 гг)» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по специальности 36.02.01 (111801) Ветеринария. ...
План-конспект урока по истории по теме: «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1».
План-конспект урока по истории на тему «Развитие ветеринарии в России в период реформ Петра 1» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по профессии 111801.01 ...
Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.
Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...