Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.4 Русская культура XVIII в.
презентация к уроку

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.4 Русская культура XVIII в.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_kultura_xviii_v._-_kopiya_wecompress.com_.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская культура XVIII в .

Слайд 2

Особенности русского Просвещения XVIII в. вошёл в историю как эпоха русского Просвещения, которое стало неотъемлемой частью эпохи Просвещения в целом. Имперская власть всячески поощряла развитие образования, науки, искусства. Ещё при Петре I начала свою деятельность Российская академия наук (1725). Большое влияние на Просвещение в России оказало французское Просвещение. Д ля эпохи русского Просвещения было характерно развитие народного образования, открытие первых высших учебных заведений, формирование системы технических и различных культурно-просветительских учреждений.

Слайд 3

Новшества в культуре петровских времен . Мощный толчок в развитии русской культуры связан с именем Петра I. Отношение первого императора России к культуре носило подчеркнуто прагматический характер. Ему нужны были специалисты для армии и флота, государственных органов, мануфактур, строек. Все это обусловило быстрое развитие сферы образования. С конца XVII в. молодых (да и не только молодых) дворян стали посылать в учебные заведения Европы. В начале XVIII в. появляются свои учебные заведения: Навигацкая (математических и навигацких наук) и Пушкарская школы в 1701 г., Медицинская — в 1707 г., Инженерная — в 1712 г. В школы учеников приходилось рекрутировать насильно, как солдат в армию. Навигацкая школа

Слайд 4

В 1714 г. по указу Петра во все губернии были посланы выпускники Навигацкой школы для организации цифирных школ, дававших начальное образование (грамота, арифметика). К 1725 г. таких школ было около 50. Большое значение для развития просвещения имело введение гражданской азбуки. Реформа шрифта 1708 —1710 гг. упростила кириллицу. Открывались новые типографии, где в основном печатали книги прикладного характера: словари, руководства по механике, технике, архитектуре, военному делу, учебники. Среди учебников по своему уровню выделялась «Арифметика» JI.Ф. Магницкого (1703). Видное место в истории русской культуры заняла первая печатная газета «Ведомости» (1702), в которой публиковались сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях, иностранная хроника.

Слайд 5

Наука Петр I внес огромный вклад в становление русской науки. В 1714 г. в Петербурге была основана первая в России библиотека (с 1728 г. ее открыли для всеобщего посещения), в 1719 г. — первый музей — Кунсткамера. При Петре стали организовывать научные экспедиции для изучения России, составление географических карт. Серьезным успехом новорожденной русской картографии стало нанесение на карту и описание побережья Каспийского моря, сделанное в 1720 г. Ф.И. Соймоновым и К. Верденом. В 1725 г. в Петербурге по указу Петра, но уже после его смерти, состоялось открытие Академии наук. Академия должна была концентрировать все научные силы страны, оказывать поддержку разнообразным научным начинаниям. Помимо библиотеки и Кунсткамеры, приписанных к Академии, при ней создавались обсерватория, физическая и химическая лаборатории, ботанический сад, мастерские. При Академии были типография, университет — первое в России светское высшее учебное заведение (существовало до 1766 г.) и гимназия. Первая публичная библиотека Академия наук

Слайд 6

Общественная мысль Самым ярким представителем общественной мысли Петровской эпохи стал ученый монах Феофан Прокопович. В своих проповедях и других сочинениях он отражал идеи Петра о величии российского государства, о стремлении императора к достижению народного блага. Особенно важна роль Прокоповича в обосновании права монарха на неограниченную власть («Духовный регламент», 1721; «Правда, воли монаршей», 1722). Еще одним известным публицистическим произведением того времени была «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова (1724). В ней автор излагал свои соображения о состоянии дел в России, прежде всего в хозяйственной сфере. Посошков считал самодержавие идеальным государственным строем для России, вмешательство власти в экономику представлялось ему не только допустимым, но и весьма желательным — лишь бы это делалось разумно. В то же время автор с большим пониманием и беспокойством писал о тяготах населения. Он доказывал, что бедность крестьян неизбежно подрывает благосостояние всей страны.

Слайд 7

Архитектура В искусстве проявилась та же тенденция, что и во всей деятельности Петра I, — стремление как можно скорее вывести Россию на европейский путь развития. Так, Петербург строился по заранее разработанному плану; дома воздвигались строго по прямой линии; фасады должны были выходить на улицу, придавая ей нарядный и торжественный вид. В строительстве новой столицы принимали участие русские архитекторы — Иван Устинов, Михаил Земцов и др., но наиболее значительные здания Петербурга этого времени — Петропавловский собор и здания Двенадцати коллегий были возведены итальянцем Доменико Трезини .

Слайд 8

Живопись Первыми мастерами новой для России масляной живописи стали Иван Никитин и Андрей Матвеев, учившиеся за рубежом. Никитин известен как глубоким интересом к внутреннему миру человека, так и умением воспроизводить этот мир на своих полотнах. Наиболее интересной работой Матвеева является его «Автопортрет с женой».

Слайд 9

Литература В литературе, как и прежде, господствовала повесть. Однако в ней появился новый герой — инициативный, смелый, разумный, способный достигать поставленные перед собой цели. Характерна в этом отношении « Гистория о российском матросе Василии Кариотском », герой которой благодаря своим качествам прошел путь от низов до верхов общества. В целом преобразования Петра I в сфере культуры захватывали, как правило, лишь привилегированные слои. Разрыв между большинством народа и европейски образованным дворянством впоследствии становился все значительней.

Слайд 10

Развитие образования в середине — второй половине XVIII в. Анна Ивановна учредила Сухопутный шляхетский корпус (1731). При Елизавете Петровне создаются Морской шляхетский корпус(1751) и Пажеский корпус (1759). Сословно-дворянский характер носило и первое светское учебное заведение для девиц — Воспитательное общество благородных девиц при Воскресенском Смольном монастыре (Смольный институт), основанное в 1764 г. 1755 г. основание Московского университета. В 1782 г. в Петербурге появилось Главное народное училище, готовившее учителей для народных училищ. В 1786 г. был принят Устав народных училищ.

Слайд 11

Издание книг Важнейшую роль в привитии русскому обществу привычки к чтению книг сыграл Н.И. Новиков. С конца 60-х гг. XVIII в. он начал издавать сатирические журналы — «Трутень», «Живописец» и др. В 1779 г. Новиков возглавил типографию Московского университета. Примерно треть всех книг, издававшихся в эти годы в России, выходит из типографии Новикова. Открывая книжные лавки не только в Москве и Петербурге, но и в провинции, просветитель способствовал все более широкому распространению книги. Развитию книгопечатания способствовал указ Екатерины II 1783 г. «О вольных типографиях», позволявший открывать их всем желающим.

Слайд 12

Развитие науки в середине - второй половине XVIII в. Крупнейшим русским ученым XVIII в. был М.В. Ломоносов. Он оставил свой след в физике, химии, астрономии, геологии, минералогии. Одним из важнейших его достижений стало открытие и обоснование закона сохранения материи и движения. Ломоносов доказал существование атмосферы на планете Венера. Он ярко проявил себя и как ученый-практик, был новатором во многих областях техники и технологии. Ломоносов создал первую в России химическую лабораторию. Он разработал технологию изготовления смальты из стекла и собрал несколько картин, прежде всего «Полтавскую баталию». Сразу же по вступлении в Академию наук ученый начал обработку коллекции минералов, купленных Петром Великим за границей и собранных в Сибири, и позднее опубликовал каталог этой коллекции. Ломоносов известен и как реформатор русского литературного языка, талантливый поэт.

Слайд 13

Важную роль в развитии зоологии, ботаники, этнографии сыграли экспедиции Академии наук в разные регионы России под руководством П.С.Палласа , С.Г. Гмелина , И. И. Лепехина. В XVIII в. работали многие изобретатели. И.И. Ползунов построил в 1763 г. паровую машину, И.П. Кулибин создал ряд оригинальных приборов и инструментов, во многом опережавших свое время. Однако эти смелые изобретения не получили сколько-нибудь серьезного распространения. Видную роль Ломоносов сыграл также в развитии исторической науки. Большой вклад в эту науку внесли труды В.Н. Татищева. Его «История Российская с самых древнейших времен» стала первым систематическим научным изложением русской истории. Свои концепции исторического развития России разработали М.М. Щербатов и И.Н. Болтин .

Слайд 14

Общественная мысль Огромное влияние на общественную мысль оказывали идеи просвещенного абсолютизма. Пропагандировала эти идеи сама Екатерина II. Однако некоторые просветители находились в оппозиции к императрице. Самым ярким из них был Н.И. Новиков. В своих журналах он говорил о непомерной власти помещиков над крепостными, об их жестокости и насилиях, обличал и высмеивал придворных за высокомерие, невежество, пренебрежительное отношение к своему народу.

Слайд 15

Особое место в истории общественной мысли занимает А.Н. Радищев . В своем сочинении «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) он первым определил крепостное право как страшное и безусловное зло для России. Сочувствие автора к революции было очевидным. Помещики изображались как жестокие, беспощадные насильники, с явным одобрением говорилось о расправах над ними. Радищев, которого Екатерина II назвала «бунтовщиком, хуже Пугачева», был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. В 1792 г. в Шлиссельбургскую крепость был заключен Новиков.

Слайд 16

Развитие искусства в середине — второй половине XVIII в. Основоположником русской драматургии стал А.П. Сумароков . В своих драмах Сумароков воспевал благородство, чувство чести, способность к самопожертвованию. Д.И. Фонвизин в комедиях «Бригадир», «Недоросль» обличал в своих персонажах такие пороки дворянства, как невежество, леность, высокомерие и произвол по отношению к своим «рабам». Самый выдающийся поэт XVIII в. Г.Р. Державин не считался с устоявшимися канонами, язык его стихов приближался к живой разговорной речи.

Слайд 17

Сентименталистов волновали переживания обычного человека. Н.М. Карамзин, самый яркий писатель этого направления, произвел сильное впечатление на читателей своей повестью «Бедная Лиза» о любви дворянина и девушки-крестьянки. В 1756 г. на основе ярославской театральной труппы создается первый в России государственный театр во главе с замечательным актером Ф.Г. Волковым .

Слайд 18

Особое развитие получила портретная живопись. Произведения Д.Г. Левицкого (портреты Н. И. Новикова, Д. Дидро, серия портретов воспитанниц Смольного института) поражают как художественным мастерством, так и своей простотой, предельной ясностью характеристик изображаемых персонажей.

Слайд 19

Для работ Ф.С. Рокотова , напротив, характерна некоторая недосказанность, таинственность, подчеркивающая душевную глубину изображаемых им людей. Таков знаменитый портрет А.П. Струйской . В.Л. Боровиковский исходил из идей сентиментализма, заставляя зрителя проникнуться чувствами, переживаемыми его героями. Лучшей его работой считается портрет М. И. Лопухиной. Величайшим мастером скульптуры был Ф.И. Шубин, способный выражать в своих произведениях духовную сущность своих героев. Бюсты его земляка М. В. Ломоносова, императора Павла I не только передают внешний облик, но и раскрывают их внутренний мир.

Слайд 20

Самым известным архитектором, творившим в стиле барокко, был В.В. Растрелли, создатель Зимнего дворца, дворцовых ансамблей в Петергофе, Царском Селе.

Слайд 21

Сооружения В.И. Баженова (дом Пашкова), М.Ф. Казакова (Московское дворянское собрание, Московский университет, здание Сената в Кремле), И.Е. Старова (Таврический дворец) и многие другие по праву считаются великолепными памятниками мировой архитектуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.1 Древнейшие государства.

Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.1 Древнейшие государства....

Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.2 Великие державы Древнего Востока

Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.2 Великие державы Древнего Востока...

Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.3 Древняя Греция

Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.3 Древняя Греция...

Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.5 Культура и религия Древнего мира

Презентация по истории. Раздел 2. Лекция 2.5 Культура и религия Древнего мира...

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 1)

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 1. Эпоха дворцовых переворотов)...

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 2).

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 2. Правление Екатерины II и Павла I)...

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.3 Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения.

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.3 Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения....