Рабочая программа по вокалу
рабочая программа

ВикторияАлексеевна

Рабочая программа по вокалу от 4 до 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalinushka_rabochaya_programma.docx143.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 31 «МЕДВЕЖОНОК»

Согласовано

на заседании педагогического совета

протокол №1 от

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ ДС №31 «Медвежонок» _________________Н.В.Дирлам

Приказ № 437 от

02-40

логотип_медвежонок-02_1

Рабочая программа

Вокального кружка «Калинушка»

детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)

на 2023-2024 учебный год

Составитель: Мартынова В. А.

Г. Нижневартовск

п/п

Оглавление

Стр.

1

Пояснительная записка

3

Актуальность программы

3

Цели и задачи программы

4

Планируемые результаты

5

2

Условия реализации программы

6

3

Содержания программы «Калинушка»

8

4

Организационно-педагогические условия

15

Учебный план

15

Расписание занятий

15

Календарный учебный график

16

Программно-методическое обеспечение

17

Материально-техническое обеспечение

17

5

Мониторинг

18

6

Список литературы

21

#1055;ояснительная записка.

Направленность программы «Калинушка» - художественная- эстетическая. Программа направлена на формирование художественно-эстетических компетенций у детей дошкольного возраста.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калинушка» разработана в соответствии с:

#1055;орядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 2018г. № 196 (в редакции приказа Минпросвещения России от №533).

#1052;етодическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 2015 № 09-3242).

#1058;ребованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844).

#1057;анитарными правилами СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;

#1057;анитарными правилами и нормами СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2.

#1055;остановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020г. №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

Актуальность программы.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста воспитанники чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал воспитанника, сформировать певческие навыки, приобщить воспитанников к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый воспитанник находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые навыки. Со временем пение становится для воспитанника эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

В программе конкретизирован правильный режим голосообразования, который является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Также дополнены дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывающие благоприятное влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Программа включает подразделы:

-восприятие музыки;

-развитие музыкального слуха и голоса;

-песенное творчество;

-певческая установка;

-певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

В программе использованы технология игрового распевания А.А. Евтодьевой и методика вокальной работы М. Картушиной.Применение данных технологий объясняется их эффективностью, доступностью и действенностью для детей дошкольного возраста, они способствуют успешному обучению пению, помогают сделать педагогический процесс интересным, занимательным, а также развивают у детей интерес к музыкальному творчеству.

Цель программы: создание условий для развития певческих способностей детей в условиях дополнительного образования в ДОО.

Задачи:

#1057;пособствовать формированию общей культуры исполнительского мастерства: артистизм, эмоциональность, культура поведения на сцене.

2. Развивать звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память.

3. Воспитывать трудолюбие, целеустремленность и чувство уверенности в себе.

Планируемые результаты реализации программы:

На начало года:

Дети не имеют опыт восприятия песен разного характера.

Проявляют слабый интерес к вокальному искусству.

Поют естественным голосом, но с напряжением

Не могут правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы

Через 3 месяца:

Дети чисто интонируют.

Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное.

Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок.

Умеют контролировать слухом качество пения.

К концу года:

Выработана певческая установка.

Могут петь без музыкального сопровождения.

Дети проявляют интерес к вокальному искусству.

Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно.

Четко произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.

Поют без помощи руководителя.

Проявляют активность в песенном творчестве

Умеют петь в ансамбле, не отставая и не опережая друг друга.

Наблюдается овладение детьми навыками искусства пения, способность и желание продолжать занятия по вокалу после освоения Программы.

Адресат программы: Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-6 лет.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 8 месяцев, количество учебных часов по программе – 64 академических часа в год.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность одного занятия составляет 30 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующего СанПиН.

Наполняемость группы: 9 человек

Диагностика образовательных результатов

Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации Программы, является контроль программных умений и навыков.

Уровень сформированности программных умений и навыков, их качество определяются в рамках текущего контроля. Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по Программе.

Формы контроля: творческие задания, тестирование, выполнение ритмических, вокальных упражнений, концерт, творческий отчёт, открытый показ, культурно-массовое мероприятие, праздник.

Методы контроля: показ, наблюдения, опрос, беседа.

Контроль умений и навыков осуществляется по следующим критериям:

#1059;словия реализации программы

Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.

Материально-техническое обеспечение:

#1062;ифровое фортепиано.

2. Музыкальный центр.

3. Фонограммы песен.

4. Микрофоны.

5. Детские музыкальные инструменты.

6. Атрибуты для занятий (платочки, цветочки, ленточки, ободки, шапочки, маски и т. д.).

7. Концертные костюмы

Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • методические разработки, планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
  • учебная, методическая, дополнительная литература;
  • развивающая и диагностическая деятельность: тестовые задания, игры, викторины, кроссворды;
  • разработки игр, бесед, вокальных упражнений, песен, в том числе с национальным компонентом;
  • методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, проектный;
  • методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация;
  • формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, по подгруппам, групповая, фронтальная;
  • формы организации учебного занятия: акция, беседа, встреча с интересными людьми, игра, концерт, конкурс, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие.
  • педагогические технологии: технология игрового распевания, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология проектной деятельности, здоровьесберегающая технология.

Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями предусматривает: родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации, анкетирование, социологический опрос родителей, тематические консультации с приглашением психолога, совместные воспитательные мероприятия, совместное проведение экскурсий и посещение выставок, музеев.

Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по трём направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности.

Формы познавательной деятельности: дни открытых дверей, дни открытых занятий и воспитательных мероприятий, совместная деятельность в рамках проекта.

Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных акциях, семинарах-практикумах, культурно-массовых мероприятиях, концертах, фестивалях.

Формы досуговой деятельности: совместные праздники, конкурсы, экскурсионные поездки, посещение выставок, музеев.

3. Содержание программы «Калинушка»

Номер занятия

Программное содержание

Методические приемы

Октябрь

1-4

Выявление речевых характеристик ребенка: прислушиваясь к звучанию его естественного речевого голоса, определить тип (высокий, средний, низкий) и примарную речевую зону; определить общий и примарный диапазоны певческого голоса ребенка.

Беседа о занятиях в кружке.

Чтение знакомых стихов.

Исполнение любимых и ранее выученных песен в разных тональностях с аккомпанементом и без него.

5-12

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, неба, нижней челюсти).

Развивать управление мускулатурой дыхательных мышц.

Учить различатьвысокие и низкие звуки в пределах терции; упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии.

Развивать музыкальную память; поддерживать интерес к занятиям музыкального кружка.

«Пропой своё имя».

Артикуляционная игра «Язычок».

Дыхательные упражнения «Вдох-выдох»; «Воздушный шар».

Попевка «Качели» Е. Тиличеевой; «У кота».

Пальчиковая гимнастика «Паучок» (Железновы).

Познакомить с правильной постановкой корпуса во время пения (дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула; ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища; голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать).

Учить чисто интонировать мелодию песен; петь легко, не форсируя звук, в примарном диапазоне; правильно брать дыхание (разъяснить и показать, где и как нужно брать дыхание, как его расходовать по музыкальным фразам); петь небольшим ансамблем, по одному.

Учить работать с микрофоном; побуждать к активной вокальной деятельности.

«Петь приятно и удобно» Л. Абелян

«Колыбельная маме», муз и сл. З. Роот

Учить согласовывать свои движения с пением; ориентироваться в пространстве.

М/и «Пугало», сл. и муз. Т. Бокач

Ноябрь

13-20

Психологическая настройка на работу; учить соотносить свое пение с показом рукой высоты звучания.

Работать над подвижностью артикуляционного аппарата.

Учить короткому, энергичному, обязательно с небольшой задержкой вдоху, не допуская при этом поднятия плеч.

Расширять диапазон детского голоса; закреплять знания о высоких, средних и низких звуках; о долгих и коротких; учить графически передавать ритмический рисунок простейших песенок на фланелеграфе (длинными и короткими полосками).

Развивать чувство ритма; способствовать преодолению скованности, зажатости.

«Песенка-приветствие», муз. М. Картушиной, сл. О. Нехорошкиной.

Артикуляционная гимнастика «Денискина зарядка».

Дыхательные упражнения «Быстро-медленно», «Пузырь».

Попевки из «Музыкального букваря» Е.Тиличеевой; «Пожарные».

Пальчиковая гимнастика «Лесенка» (Железновы).

Познакомить с приемами певческого дыхания.

Продолжать учить чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, скачки вниз на квинту и кварту (вверх и вниз); петь без форсирования звука, естественным голосом; формировать певческое дыхание (делать выдох за счет постепенного расхода дыхания на всю продолжительность музыкальной фразы); добиваться выразительного исполнения песен; развивать умение слушать друг друга.

«Дыхание» Л. Абелян.

«Моя Россия», сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве.

Учить петь от лица персонажей; выполнять движения по тексту.

М/и «Лисичка и синички», муз. М. Картушиной, сл. М.Каминской.

Декабрь

21-28

Психологическая настройка на работу; развивать чувство лада.

Подготовить голос к пению; развивать подвижность артикуляционного аппарата.

Упражнять в увеличении продолжительности задержки дыхания и выдоха.

Формировать устойчивый ладотональный слух; упражнять в умении чисто пропевать звуки и проигрывать их на детских музыкальных инструментах.

Развивать способность расслабляться и сосредотачиваться.

Музыкальное приветствие «Здравствуйте!» муз и сл. М. Картушиной.

Вокально-речевая игра «Снежный ком».

Дыхательные упражнения «Дирижер», «Собачки».

Попевки из «Музыкального букваря» Е. Тиличеевой; «Кот и мышка» А. Евтодьевой.

Пальчиковая гимнастика «Змея» (Железновы).

Дать знания о том, что такое голос, как он возникает, как его беречь.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, в умении удерживать интонацию на повторяющихся звуках; учить петь, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук; способствовать выработке чистого унисона; продолжать учить правильно выполнять логические ударения; петь по одному.

«Я красиво петь могу» Л. Абелян.

«Песня о ленивом червячке», сл. В. Новикова, муз. В Ефимова.

Продолжать учить выполнять движения по тексту; развивать координацию движений с пением.

М/и «Совушка-сова» муз. М. Картушиной, сл. П. Шейн.

Январь

29-36

Психологическая настройка на работу; развивать координацию движений с пением и пропеванием различных слогов.

Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

Учить делать бесшумный, но равномерный и интенсивный выдох.

Формировать устойчивый ладотональный слух; развивать артистические способности.

Снять эмоционально-психическое напряжение.

Вокально-двигательная гимнастика «В детском садике», муз и сл. М. Картушиной.

Артикуляционная игра «Болтунишка язычок».

Дыхательная гимнастика «Мороз».

Попевки из «Музыкального букваря» Е. Тиличеевой; «Стрекоза и рыбка» А. Евтодьевой.

Пальчиковая гимнастика «Тук, ток» (Железновы).

Учить слушать и отличать красивое пение от некрасивого, способствовать выравниванию, округлению звучания гласных,контролировать себя.

Продолжать учить петь естественным звуком, без крика и напряжения; развивать умение вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; чисто интонировать в заданном диапазоне; вырабатывать четкую артикуляцию; упражнять в умении правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения, удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко; передавать характер и смысл каждой песни; петь с музыкальным сопровождением и без него.

«Песенка про гласные» Л. Абелян.

Песня «Есть мама у котенка».

Продолжать учить согласовывать свои движения с пением; развивать артистические способности.

Песня-игра «Колобок», муз. и сл. О Боромыковой.

Февраль

37-44

Психологическая настройка на работу; развивать координацию движений с пением и пропеванием различных слогов.

Развивать силу, подвижность и дифференцированность движений органов, участвующих в речевом процессе.

Упражнять в умении правильно делать короткий вдох и плавный, равномерный выдох.

Формировать устойчивый ладотональный слух; продолжать учить самостоятельно определять долгие, короткие звуки, передавать их чередование в знакомой попевке графически на фланелеграфе.

Развивать свободу и выразительность движений, координацию; поддерживать интерес к занятиям музыкального кружка.

Вокально-двигательная гимнастика «Русские народные инструменты», муз и сл. М. Картушиной.

Артикуляционная игра «Вот какой наш язычок»».

Дыхательные упражнения с листком бумаги,«Ладошки», «Муха».

Попевки из «Музыкального букваря» Е. Тиличеевой; «Белочки» А. Евтодьевой.

Пальчиковая гимнастика «Часы» (Железновы).

Развивать внимание, умение точно повторять за педагогом. Формировать качество звука, интонацию.

Учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием; продолжать учить правильно произносить гласные в словах; совершенствовать умение петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания; добиваться выразительного исполнения песен различного характера; упражнять в умении брать дыхание и удерживать его до конца фразы; учить петь под фонограмму.

«Баю-бай», «Птичка-синичка», «Динь-дон», рус. нар. песня.

Песня о бабушке.

Учить выразительно двигаться в соответствии с текстом песни, слышать вступление и самостоятельно начинать движение.

Песня-игра «Мышки», муз. и сл. О Боромыковой.

Март

45-52

Психологическая настройка на работу; развивать координацию движений с пением и пропеванием различных слогов.

Развивать силу, подвижность артикуляционного аппарата; подготовить голос детей к пению.

Развивать силу дыхательных мышц.

Формировать правильное положение рта при пропевании гласных.

Развивать активное слуховое внимание; дать возможность отдохнуть голосовому аппарату после распевания.

Вокально-двигательная гимнастика «На птичьем дворе», муз и сл. М. Картушиной.

Артикуляционная игра «Здравствуй, язычок!»».

Дыхательное упражнение«Синьор Помидор».

Распевки «Колокольчик», «Гуси», «Курочка», «Ветер» М. Картушиной.

Пальчиковая гимнастика «Весна» (Железновы).

Дать знания о том, что успех пения зависит от качества произношения поющего. Формировать чувство ритма и темпа голоса.

Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения; упражнять в умении расходовать дыхание по музыкальным фразам (пение песни по фразам – цепочкой); петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом произведения; петь под фонограмму.

«Песенка про дикцию» Л. Абелян.

«Весенняя» (И. Фролова)

Развивать чувство ритма; воспитывать выдержку, внимание.

Игра на внимание «Хлоп-шлеп», муз. народная, сл. С. Перкио.

Апрель

53-60

Психологическая настройка на работу; упражнять в умении следить за правильным положением корпуса во время пения.

Вырабатывать четкость, ловкость всех частей артикуляционного аппарата; развивать дыхание, голос.

Развивать силу дыхательных мышц.

Продолжать учить точно воспроизводить заданный ритмический рисунок; развивать тембровый слух (умение узнавать звучащий музыкальный инструмент); совершенствовать умение брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко; способствовать творческому развитию детей.

Учить сочетать элементы пальчиковых и жестовых игр.

Упражнение «Баба Яга», муз и сл. М. Картушиной.

Артикуляционная игра «Веселая гимнастика для язычка».

Дыхательное упражнение«Силовое дыхание».

Попевки из «Музыкального букваря» Е. Тиличеевой; «Лиса и воробей» А. Евтодьевой.

Пальчиковая игра «У оленя дом большой».

Дать знания о выразительном исполнении песни; развивать эмоциональную отзывчивость.

Упражнять в умении удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую; точно передавать пунктирный ритм; продолжать учить петь выразительно, осмысливая характер песни, ее содержание, чувствовать логические ударения в музыкальных фразах, тонко реагировать на эмоциональную окрашенность песен (лирическая, игровая, радостная, веселая, шутливая, ласковая и т.д.), петь с музыкальным сопровождением и без него.

«Модница» Л. Абелян.

Песня «Если все вокруг подружатся».

Упражнять в умении четко согласовывать пение с движениями; воспитывать выдержку.

Игра-перебежка «Воробей», муз. М Картушиной, сл. народные.

Май

61-68

Психологическая настройка на работу; упражнять в умении соотносить свое пение с показом рукой высоты звучания.

Формировать чувство ритма и темпа речи; улучшать дикцию; способствовать координации слуха и голоса.

Развивать умение расслаблять дыхательные мышцы организма.

Формировать навыки чистого интонирования звуков; упражнять в быстром произнесении звонких и глухих согласных звуков, протяжном – свистящих и шипящих, звуковысотном пропевании – сонорных.

Учить выполнять движения ритмично, выразительно; развивать внимание, память, мышление;создатьрадостное настроение.

«Песенка-приветствие», мел. О. Нехорошкиной.

Артикуляционная гимнастика «Машин язычок».

Дыхательное упражнение «Звуковая релаксация».

Распевка «Согласные звуки» М. Картушиной.

Пальчиковая игра «Мой зонтик» (Железновы).

Развивать артистические способности, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. Упражнять в умении свободно, раскрепощено вести себя на сцене.

Закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно, без напряжения; следить за правильным дыханием; посадкой во время пения стоя, сидя; упражнять в выразительном исполнении, в умении петь самостоятельно небольшим ансамблем, по одному, с музыкальным сопровождением и без него; под фонограмму.

Игры на воображение, понимание жестов, мимики«Путешествие в мир эмоций», «Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я!», «Попробуй измениться!»

«Детская дружба» (Я. Жабко).

Упражнять в умении двигаться в соответствии с характером и текстом песни; ориентироваться в пространстве; выразительно передавать игровые образы.

Песня-игра «Сороконожка», муз. и сл. О. Боромыковой.

Диагностика.

4. Организационно-педагогические условия

Учебный план

п/п

Направление работы

Месяц

Количество занятий

1.

Диагностика.

Вокально-певческая постановка корпуса.

Октябрь

8

2.

Дыхание.

Ноябрь

8

3.

Как беречь голос.

Декабрь

8

4.

Звукообразование.

Январь

8

5.

Формирование качества звука. Интонация.

Февраль

8

6.

Артикуляция и дикция.

Март

8

7.

Выразительное исполнение.

Апрель

8

8.

Формирование сценической культуры. Диагностика.

Май

8

Итого:

64

Расписание занятий

Дни недели

Время

Понедельник

Среда

Календарный учебный график

Месяц

Этапы работы

Тема

Количество занятий

1.

Октябрь

Диагностика.

4

Вокально-певческая постановка корпуса.

Обучениевокально-певческой постановке корпуса: петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать.

8

2.

Ноябрь

Дыхание.

Обучение элементарным навыкам певческого вдоха и выдоха.

8

3.

Декабрь

Как беречь голос.

Дать знания о том, что такое голос, как он возникает, как его беречь.

8

4.

Январь

Звукообразование.

Развитие умения петь естественным звуком, без крика и напряжения, контролировать себя.

8

5.

Февраль

Формирование качества звука. Интонация.

Обучение умению точно воспроизводить мелодию, улучшать качество звука.

8

6.

Март

Артикуляция и дикция.

Развитие голосового аппарата, освобождение его от зажатости, напряжения; обучение связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции.

8

7.

Апрель

Выразительное исполнение.

Обучение способности чувствовать содержание, определять характер музыкального произведения, выразительно исполнять песню.

8

8.

Май

Формирование сценической культуры. Диагностика.

Развитие артистических способностей, исполнительского мастерства, навыков эмоциональной выразительности.

8

Программно-методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

1.

«Калинушка»

Программа ДПОУ по проведению занятий по развитию вокальных способностей детей 4-6 лет

Камертон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Автор Э. П. Костина. – Москва. Просвещение, 2004, допущенная Министерством образования РФ

Материально-техническое обеспечение

Организация занятий осуществляется в музыкальном зале, расположенном на втором этаже МБДОУ ДС №31 «Медвежонок» (корпус – 1).

Для проведения занятий создана необходимая среда.

Технические средства обучения:

- электропианино;

- музыкальный центр;

- компьютер;

- мультимедийное оборудование;

- микрофон.

Учебно-наглядные пособия:

- дидактические игры;

- программы, сценарии концертов;

- сборники песен, попевок, музыкальных упражнений;

- детские музыкальные инструменты;

- игрушки;

- СД и ДВД диски;

- презентации.

Атрибуты:

- сценические костюмы для концертных номеров.

5. Мониторинг

п/п

Фамилия, имя

ребенка

Певческий диапазон

Сила

звука

Особенности тембра

Продолжительность дыхания (звуковая проба «м»)

Задержка дыхания на вдохе (гипоксическая проба)

Точность интонирования

Звуковысотный

слух

п/п

Критерии

Показатели

Уровень

низкий

средний

высокий

1.

Особенности

голоса

Сила звука.

Голос слабый.

Голос не оченьсильный,но ребенок можетпетьнепродолжительноевремя достаточногромко.

Голос сильный.

2.

Особенности тембра.

В голосе слышен хрип или сип. Голос тусклый, невыразительный.

Нет ярко выраженного тембра, но старается петь выразительно.

Голос звонкий, яркий.

3.

Певческий диапазон.

Диапазон в пределах 2-3 звуков.

Диапазон а пределах возрастной нормы (ре1 – си1).

Широкий диапазон по сравнению с нормой.

4.

Развитие

дыхания

Продолжительность дыхания (звуковая проба «м»).

Менее 13 сек.

13-15 сек.

Более 15 сек.

5.

Задержка дыхания на вдохе (гипоксическая проба).

Менее 14 сек.

14-16 сек.

Более 16 сек.

6.

Развитие

звуковысотного слуха

Музыкально-слуховые представления.

Пение знакомой мелодии с поддержкой голосом педагога. Неумение пропеть незнакомую попевку с сопровождением после многократного ее повторения. Невозможность воспроизведения хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне.

Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне с небольшими ошибками.

Пение знакомой мелодии с сопровождением самостоятельно. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне.

7.

Точность интонирования.

Интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме или интонирует 1-2 звука.

Ребенок интонирует общее направление движения мелодии, возможно чистое интонирование 2-3 звуков.

Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии.

8.

Различение звуков по высоте.

Не различает звуки по высоте.

Различение по высоте звуков в пределах октавы и септимы.

Различение по высоте звуков в пределах сексты и квинты.

9.

Вокально-хоровые

навыки

Певческая установка.

Поза расслабленная, плечи опущены.

Способность удерживать правильную позу при пении непродолжительное время.

Способность удерживать правильную позу при пении длительное время без напоминания взрослого.

10.

Звуковедение.

Пение отрывистое, крикливое.

Пение естественным голосом, но иногда переходящим на крик.

Пение естественным голосом, без напряжения, протяжно.

11.

Дикция.

Невнятное произношение, значительные речевые нарушения.

Достаточно четкое произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их правильно произносить при пении.

Умение правильно произносить гласные и согласные в конце и середине слов при пении.

12.

Дыхание.

Дыхание берется непроизвольно.

Дыхание произвольное, но не всегда берется между фразами.

Умение брать дыхание между фразами.

13.

Умение петь в ансамбле.

Неумение петь, слушая товарищей.

Стремление выделиться при хоровом исполнении (раньше вступить, петь громче других).

Умение начинать и заканчивать пение вместе с товарищами.

14.

Выразительность исполнения.

Пение неэмоциональное.

Ребенок старается петь выразительно, но на лице мало эмоций.

Ребенок поет выразительно, передавая характер песни голосом и мимикой.

Низкий уровень соответствует 1 баллу, средний – 2, высокий 3.

При определении общего уровня развития голоса и овладения вокально-хоровыми навыками все баллы суммируются. Набранные ребёнком до 14-22 балла соответствуют низкому уровню, 23-33 балла – среднему, 34-44 балла – высокому.

Мониторинг освоения детьми программного материала был разработан на основе методик Н.А. Ветлугиной (уровень музыкального развития детей, раздел «Пение»), О. П. Радыновой (развитие музыкально-слуховых представлений), а также рекомендаций по развитию детского голоса Т.М. Орловой и С.И. Бекиной, по вокально-хоровой работе в детском саду М. Ю. Картушиной.

7. Список литературы

1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., «Музыка», 1985.

2. Дубровская Е. А. Ступеньки музыкального развития. Москва, «Просвещение», 2003.

3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития: для детей младшего возраста. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000.

4. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки». СПб.: Изд-во «Композитор», 1999.

5. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Москва, «Скрипторий», 2010.

6. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. СПб, «Музыкальная палитра», 2005.

7. КостинаЭ.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004.

8. Метлов Н. А. Музыка – детям. Москва, «Просвещение», 1985.

9. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей. Академия развития, 1997.

10. Орлова Г.М., Бекина СИ. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей. Издательство «Просвещение», 1988.

11. Радынова О. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000.

12. Радынова О. П., Катинене А. И. Музыкальное воспитание дошкольников. Москва, «Просвещение», 1994.

13. Шереметьев «Хоровое пение в детском саду».

#1050;оренева Т.Ф. Музыкально- ритмические задания и этюды на музыку Г.Свиридовадля детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Москва, Владос 2003 г.

#1050;ошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва, Владос 2002

#1052;ерзлякова С.И., Мерзлякова Т.П. Музыкально- игровой материал для дошкольников младших школьников «Наш веселый хоровод» Выпуск 1. Москва, Владос 2002 г.

#1052;ерзлякова С.И., Кирсанова Т.И. Музыкально- игровой материал для дошкольников младших школьников «Праздники» Выпуск 2. Москва, Владос Пресс 2002 г.

#1055;арцхаладзе М.А. Песни и музыкальная сказка для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва, Владос 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по вокалу

Программа по вокалу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...