"Специфика преподавания эстрадно-хорового вокала в музыкально-эстрадном театре-студии "Розыгрыш""
учебно-методический материал
Аттестационная работа написана .для курсов повышения квалификации "Современные подходы в преподавании эстрадного вокала". Включает в себя этапы работы с детским эстрадным хором в музыкальном театре такие как: раскрепощение голоса,дыхание и опора, дикция и артикуляция, чувство ритма,постановка голоса и подбор репертуара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_prepodavaniya_esstradno-horovogo_vokala_v_detskom_muzykalnom_teatre.docx | 52.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Региональный модельный центр дополнительного образования детей
Курсы повышения квалификации
«Современные подходы в преподавании эстрадного вокала»
Аттестационная работа
«Специфика преподавания эстрадно-хорового вокала в музыкально-эстрадном театре-студии «Розыгрыш»».
Автор:
Яблочкина А.Г., педагог доп. Образования ГБНОУ «СПб ГДТЮ»
Куратор:
Дмитриева Ю.Р., педагог-организатор ТКК, ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»
Санкт-Петербург
2024
Оглавление
1. Введение 3 стр.
2. Теоретическая часть 3 стр.
3. Основное содержание 3 стр.
4. Раскрепощение голоса 4 стр.
5. Вокальное дыхание и опора 4 стр.
6. Дикция и артикуляция 5 стр.
7. Чувство ритма, темпа и пульсации 6 стр.
8. Постановка голоса и интонация 7 стр.
9. Подбор репертуара и работа над песней 8 стр.
10. Заключение 9 стр.
11 Список литературы 10 стр.
Введение
Детское хоровое пение – один из самых распространенных общественных видов музыкально-эстетической деятельности ребенка. Искусство хорового вокала− творческий и познавательный процесс, позволяющий обращаться к пению как к источнику музыкального развития и воспитания юного человека. Пение в хоре не только развивает музыкальный слух, мышление, память, фантазию, воображение, не только формирует чувство времени, ритма, формы, но и наиболее благотворно влияет на становление эмоционального мира ребенка, укрепляет у детей творческие силы, развивает чувство прекрасного.
В этой работе я описываю свой педагогический опыт преподавания эстрадно-хорового вокала в Музыкально-эстрадном театре-студии «Розыгрыш» для детей первого-третьего года обучения (9-11 лет). Эта тема будет актуальна для любых непрофессиональных детских коллективов (музыкальной направленности), в которых есть такие дисциплины как эстрадно-хоровой вокал и ансамблевое пение.
Цель и задачи моей работы заключаются в определении и описании специфики преподавания эстрадно-хорового вокала в детском музыкальном театре.
Занимаясь эстрадно-хоровым вокалом, ребята учатся одновременно правильно петь, красиво танцевать, свободно и раскрепощенно чувствовать себя на сцене, овладевают навыками работы с текстом, фонограммой, микрофоном и звуковой аппаратурой, а также работать в команде вместе с другими обучающимися и добиваться поставленных целей.
Теоретическая часть
Литературы по методикам преподавания и воспитанию детского хора великое множество. Основная их масса написана для академического и народного хора. Эта литература предназначена для хоров музыкальных школ, школ искусств и общеобразовательных школ. Так же существуют пособия по работе с эстрадным ансамблем, которые тоже подходят для работы с эстрадным хором. Методик преподавания эстрадно-хорового вокала для детских коллективов, музыкальных студий и театров не найдено, однако нотных изданий с эстрадной музыкой для детского хора достаточно много.
Основное содержание
Пение в эстрадном хоре развивает множество личных и профессиональных навыков и очень полезно для ребенка. Дети учатся хоровому вокальному мастерству в группе, осознают на сколько важен труд каждого для достижения общего результата, учатся уважать и поддерживать друг друга, радоваться личным успехам и получать удовольствие от совместного творчества. Занятия хоровым вокалом формируют в детях лидерские качества, веру в свои силы, а также помогают справиться со страхом публичного выступления.
В хоровом исполнительстве принято различать два основных направления: академический и народный. В нашем же коллективе детский хор является по факту вокально-хоровым ансамблем, исполняющим, в основном, эстрадную музыку.
Программа обучения в музыкальном театре-студии комплексная, поэтому первостепенно отбираются дети с музыкальным слухом, координацией, эмоционально раскрепощенные, с хорошим чувством ритма и без дефектов речи. Детей, обладающих всеми этими качествами, конечно, встречается мало. В основном, мы работаем с детьми, одаренными в одной-двух областях. Физически развитый и координированный ребенок может иметь плохой музыкальный слух и петь фальшиво и наоборот. Вариаций может быть очень много. А также, нельзя забывать о психологической составляющей личности ребенка. Главная задача педагогов заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для развития всех необходимых навыков маленького артиста, чтобы в дальнейшем он мог свободно выходить на сцену.
Прием в коллектив осуществляется с помощью вступительных испытаний, отбора и выявления наиболее способных к занятиям эстрадно-музыкальным творчеством детей. Не смотря на это, практически в каждой группе есть 2-3 человека, которые имеют слабую интонацию (попадание в ноту с 3-4 раза), также есть 3-4 человека, которые поют стабильно чисто (попадание в ноту с первого раза) и остальные дети, которые поют достаточно чисто, но имеют сложности в воспроизведении некоторых упражнений (верное попадание в ноту со 2-3 раза после подсказок педагога).
В своей работе с детьми я применяю индивидуальный подход. Поэтому на каждом уроке уделяю несколько минут слабо поющим ребятам, добиваясь верного звукоизвлечения и точного попадания в ноты. Это помогает им поверить в свои силы и увидеть положительный результат, а остальным детям проявить терпение и поддержку.
Стремление к гармоничному исполнению, внимание к звуку, чуткость
и слушание друг друга — всё это необходимые и важнейшие условия вокально-хорового
музицирования.
Раскрепощение голоса
Чтобы настроить ребят на позитивную работу, убрать стеснение и зажимы в теле и голосе, я даю им несколько упражнений:
1. «Самолет». Ребенок должен на любую удобную гласную (У, О, А, Э, И) от самой низкой до самой высокой ноты своего диапазона сымитировать взлет и посадку самолета, используя вокальный прием глиссандо (итал. glissando от фр. glisser — скользить). Лучше сначала сделать это всем телом: из наклона подниматься вверх параллельно с повышением голосовой интонации и так же спуститься. Сначала группа делает это вместе, затем по очереди или по желанию. Это очень помогает ребятам раскрепоститься, ощутить границы собственного голоса, включить тело в процесс звукоизвлечения и почувствовать разницу регистров голоса.
2. Имитация голосом звуков животных: крик чайки, вой волка, мяуканье, мычание, кудахтанье, кваканье. Все это помогает понять, насколько многообразен и богат человеческий голос, пробуждает интерес к его изучению и управлению им.
3. Имитация смеха. За основу берутся слоги: ХИ, ХЭ, ХА, ХО, причем очень важно произносить звук «Х» с придыханием. Каждый слог проговаривается с высокой звучностью несколько раз, имитируя смех. Это упражнение позволяет хорошо ощутить работу диафрагмы, а также силу и свободу голоса.
Вокальное дыхание и опора
В вокально-хоровом ансамбле необходимо вырабатывать одновременный вдох, когда
певцы одномоментно берут воздух — быстрый и бесшумный. После такого вдоха следует сделать задержку дыхания, которая мобилизует исполнителей для одновременного начала пения. Задержка дыхания длится одно мгновение и является частью вдоха. Брать следующий вдох необходимо до момента, когда запас воздуха закончится.
И самое главный момент в певческом дыхании — выдох. Выдыхать воздух нужно медленно, экономя его, растягивая на длительность фразы. Нельзя выпускать воздух при пении сразу после взятия, подталкивая выдох. Это приводит к излишним усилиям для голосового аппарата при попытке удержать воздух, к форсированию звука, а значит — к крикливому и/или зажатому звуку.
На первом этапе ребята знакомятся с дыхательной системой организма, осознают взаимосвязь рта/носа с легкими и какую роль в этом играет диафрагма. Дети должны почувствовать работу диафрагмы сначала во время дыхательных упражнений, а затем эти ощущения отслеживать во время пения. Вот ряд упражнений, которые я для этого использую:
1. Положение стоя на двух ногах или лежа. Можно закрыть глаза. Спокойный, ровный вдох носом в «живот», контроль плеч (они должны быть неподвижны).
Если в положении стоя во время вдоха плечи поднимаются, можно положить руки за голову. Если это не помогло, нужно сесть и локти положить на колени, тогда хорошо чувствуются мышцы живота и спины, которые работают на вдохе.
2. Дыхание носом, стоя на двух ногах, руки лежат на животе. При вдохе кисти рук расходятся друг от друга, а на выдохе опять сходятся.
3. «Воздушный шар». Берется глубокий вдох носом и в руках надувается воображаемый воздушный шар. На звук «С» воздух выдыхается тонкой равномерной струёй, без толчков на счет 5-7-9-11 и тд, при этом в руках воображаемый шар тоже сдувается. Это упражнение помогает включить воображение, а также тренирует длину, скорость и равномерность выдоха
4. Активный выдох на звуки КШ-Ч-ХЬ-С-Ф. Сначала один звук тянуть , затем повторять его по 3-5 раз, потом подряд все 5 звуков произносить по кругу в одном темпе, контролируя активную работу диафрагмы и мышц корпуса. Это упражнение тренирует механизм напряжения и расслабления мышц для качественного толчка воздуха.
На следующем этапе начинается работа со звонкими согласными. Каждый раз перед звукоизвлечением ребенок должен контролировать правильность вокального вдоха.
5. Начиная с удобных нот (си малой октавы) петь звук «З» ,»Ж» или «В» на одной ноте на 2/4, 4/4, поднимаясь, а затем опускаясь по звукоряду. Здесь необходимо контролировать равномерность выдоха без толчков, и точку резонанса во рту. В этом упражнении хорошо чувствуется взаимосвязь выдыхаемого воздуха со звуком.
6. Затем я использую распевку на закрытый рот, на звук «М» для настройки общей звучности и унисона. Губы сомкнуты, зубы разомкнуты, нижняя челюсть расслаблена, во рту свободное пространство.
Дикция и артикуляция
Говоря о вокальной музыке во всём многообразии её жанров, стоит отметить,
в первую очередь, её неразрывную связь со словом. Сольные вокальные произведения (песни, романсы), хоровая музыка, крупные формы (опера, оратория) — во всех
данных жанрах слово играет важную выразительную и формообразующую роль.
Качественная, разборчивая и четкая речь это обязательное умение любого артиста! В музыкальном детском театре четкая речь такая же важная составляющая профессионализма будущего артиста как владение голосом, телом и актерским мастерством. Предмет сценическая речь по программе дети начинают изучать с 4 года обучения. Первые три года ребята на уроках хорового вокала знакомятся со своим речевым аппаратом и учатся им управлять. На этом этапе выявляются дефекты речи и начинается работа с ребенком и родителями.
Примерно 20-30% детей в группе неправильно формируют согласные звуки. Некоторые дети способны сами следить и исправлять незначительные дефекты на уроках вокала. Если ребенок не может справиться сам, мы обязательно отправляем его к логопеду. Специфика нашего театра-студии предполагает выход детей на сцену, пение в микрофон и если у одаренного ребенка неправильная дикция, сольный выход становится невозможным. Поэтому очень важна мотивация ребенка и родителей для ежедневных занятий с логопедом.
На уроках вокала после дыхательных упражнений с детьми я приступаю к разогреву их речевого аппарата с помощью дикционно-артикуляционной гимнастики (статической и в динамике).
Затем скороговорки («бык тупогуб…», «от топота копыт…», «ехал грека через реку…» и др.) используются также для распевки хора в различных мелодических вариациях. Я часто прошу детей придумать мелодию на ту или иную распевку-скороговорку, таким образом я стимулирую у детей творческое мышление, навыки сочинительства и желание проявить себя.
Во время работы над песней, большое внимание необходимо уделить тексту, совместное произнесение согласных, закрытие слогов, чёткое произношение сочетаний согласных звуков, одинаковое позиционное воспроизведение гласных звуков — все эти нюансы дикции и артикуляции становятся особенно актуальными при вокально-хоровом исполнении детьми музыкального произведения.
Чувство ритма, темпа и пульсации.
Для эстрадного вокально-хорового ансамбля важна выработка единого дыхания, единого чувства ритма при исполнении музыкального произведения, единой фразировки, чёткости, но при этом естественности общего метроритмического ощущения. Специфика артиста музыкального театра заключается в его эмоциональном, выразительном и ритмичном исполнении произведения. Для этого дети должны чувствовать сильные и слабые доли и опираться на них во время пения.
Сначала я прошу ребят найти сильные доли в песне и прохлопать их, затем почувствовать слабые доли и прохлопать их, после этого совместить сильные доли (в ногах) и слабые доли (в руках).
Для развития чувства ритма, темпа, внимания и коммуникации ребят я придумала игровой прием «Ритмический хоровод»:
Продолжительность: 5-10 минут.
Реквизит: метроном.
Содержание: дети встают или садятся в круг. Педагог придумывает ритмический рисунок и включает метроном. Каждый участник хлопает одну долю из заданного рисунка в темпе метронома. Так ритмический рисунок двигается по кругу до тех пор, пока кто-то не ошибется. Игра идет на выбывание. Темп постепенно ускоряется. Можно по хлопку менять направление движение «хоровода».
Рекомендации: скорость и сложность рисунка варьируется в зависимости от возрастной категории участников.
Дети очень любят эту игру. Благодаря этой игре они осознают важность не только ритмических длительностей, но и паузы. Ребята понимают, что пауза в музыке это важнейшая составляющая музыкального времени и ритмического рисунка мелодии. Что ее нужно чувствовать, наполнять и заполнять.
Постановка голоса и интонация
Для качественного звучания хора каждый ребенок должны овладеть разными способами звукоизвлечения:
Legato — плавное, связное, ровное звучание. С этим штрихом связан приём пения cantilena неразрывное ведение звука, без толчков или рывков, свободно льющееся звучание. Legato и cantilena — основные приёмы в овладении искусством вокала, на котором проходят основные тренинги, распевки и пр.
Staccato — приём, противоположный legato. Исполняется короткими длительностями, отрывистыми толчками (лёгкими). Хотя надо заметить, что в практике вокального исполнения целесообразнее использовать этот штрих протяжёнными звуками, представляя их не точками, а чёрточками. В этом случае ноты успевают отзвучать, не обрываясь; и значительно улучшается интонация, так как на стадии освоения приёма staccato начинающие исполнители могут не попадать в точные ноты. Стаккато следует делать не толчком связок, а толчком опоры (дыхания). На это очень часто приходится обращать внимание детей, пока они учатся петь на правильной певческой опоре.
Non legato — в буквальном значении — не legato и не staccato — то есть не связно и не коротко. Этот приём предполагает подчёркивание каждой ноты, при этом сохраняя непрерывность смысловой линии, фразировки.
Glissando — плавный, сглаженный переход от ноты к ноте, используется в распевочном процессе, и в некоторых эстрадно-джазовых стилях.
Участникам хорового ансамбля должно быть известно о вокальном приёме, связанном с началом звучания, с моментом возникновения звука, называемом «атакой звука». Этот момент зависит от качества смыкания голосовых связок. В эстрадной вокальной практике есть три вида вокальной атаки:
— мягкая
— твёрдая
— придыхательная
Мягкая атака даёт ощущение, что звук возникает как бы ниоткуда, голос начинает звучать мягко и незаметно, наиболее бархатисто и полнозвучно по использованию акустических частот.
Твёрдая атака даёт ощущение моментального, точно обозначенного начала воспроизведения звука. При использовании данного вида атаки следует внимательно
наблюдать за отсутствием форсирования и излишнего напряжения в вокальном аппарате.
Придыхательная атака — предварительная подача воздуха перед смыканием связок, формируется при неполном смыкании связок, которые пропускают воздух, но строго определённое количество, чтобы связки не травмировались.
Мягкая атака даёт начало мягкому округлённому звуку, схожему с академической вокальной позицией. На этом способе звукоизвлечения и происходит основное обучение по постановке детского голоса. С помощью округлённой позиции мы сглаживаем вокальные регистры, расширяем диапазон, учимся владеть динамическими нюансами и т. П.
В работе над постановкой голоса я использую как классические вокальные упражнения, так и придумываю свои, исходя из потребностей хора.
В работе с хором я опираюсь на общее звучание, но при этом очень внимательно стараюсь следить за каждым ребенком. Если ученик поднимает плечи при входе, плохо артикулирует звук, имеет вялую дикцию, неточно интонирует, я всякий раз обращаю на это его внимание и призываю следить за этими нюансами. При этом дети понимают, на сколько важна работа каждого для достижения положительного результата. В конечном итоге этот метод дает свои плоды, звучание хора становится однородным.
Над интонацией в хоровом ансамбле я работаю с помощью сольфеджирования, пения гамм (мажорной и минорной), слушания и пеня интервалов и трезвучий. Так как в хоре есть процент детей не точно интонирующих, а порой интонирующих совсем плохо, я обязательно уделяю им время и добиваюсь чистоты интонации. Часто такие дети путают верх и низ, не понимают что нужно сделать, чтобы спеть верную ноту. Здесь я опять использую прием глиссандо, чтобы объяснить им как добраться до нужной высоты. Это кропотливый труд, но в этом тоже заключается специфика работы нашего театра-студии.
Также для улучшения музыкального слуха и внимания дети поют каноны. Это благотворно влияет на их слух, чувство ритма, умение петь в команде, а так же удерживать свою партию. Для этого я часто ставлю детей в два-три круга, в зависимости от количества партий, чтобы создать не только слуховой контакт, но контакт глазами. При этом дети вместе отстукивают пульс руками или ногами. В круге они лучше слышат себя и друг друга. Этот прием их очень объединяет и включает внимание для выполнения поставленной задачи.
Подбор репертуара и работа над песней
При выборе музыкального материала я опираюсь на некоторые правила:
1. Соответствие музыкального произведения возрасту, интересам и способностям учеников.
2. Музыкальный материал должен развивать вокально-технические и артистические данные ребят, но в то же время быть им по силам.
Работа над песней делится на несколько этапов:
- разбор смысла песни. Мы обсуждаем с ребятами о чем песня, какую мысль передает автор и какие эмоции она рождает. Затем проговариваем какие эмоции дети, как артисты, должны передать зрителю и какие выразительные средства для этого использовать.
- разбор структуры песни: количество куплетов и припевов и их последовательность; определение музыкальных проигрышей и повторов.
- разбор текста песни. Пристально обращаю внимание на ударения в словах, выявляю сложные дикционные фразы, требующие отдельной отработки.
- разбор ритмического рисунка: прохлопывание в медленном темпе с текстом, постепенно ускоряясь; счет пауз между фразами; определение количества долей на длинных нотах.
- разбор мелодии: движение мелодии по фразам (вверх или вниз); способ звукоизвлечения (legato, staccato, non legato); скачки в мелодии; унисон и двухголосие.
- пение под фонограмму: слуховое восприятие тональности песни, нахождение на слух основного тона, опора на аккомпанемент; количество тактов в проигрышах.
- сцендвижение: Включение в исполнение песен несложных хореографических элементов. Простые танцевальные шаги, движения рук. Соединение танцевальных движений с пением.
После того как песня выучена, перед ребятами ставится актерская задача: спеть песню в разных характерах, с разным эмоциональным наполнением, с обязательным включением мимики и тела в этот процесс, но при этом не теряя мелодии, ритма и качества дикции и артикуляции. Это очень важный этап, так как в нем заключается основа специфики исполнения музыкального произведения в детском музыкальном театре.
Заключение
Занимаясь эстрадно-хоровым вокалом в музыкально-эстрадом театре-студии «Розыгрыш», ребята учатся одновременно правильно петь, красиво танцевать, свободно и раскрепощенно чувствовать себя на сцене, овладевают навыками работы с текстом, фонограммой, микрофоном и звуковой аппаратурой, а также работать в команде вместе с другими обучающимися и добиваться поставленных целей.
Искусство хорового вокала− творческий и познавательный процесс, позволяющий обращаться к пению как к источнику музыкального развития и воспитания юного человека. Пение в хоре не только развивает музыкальный слух, мышление, память, фантазию, воображение, не только формирует чувство времени, ритма, формы, но и наиболее благотворно влияет на становление эмоционального мира ребенка, укрепляет у детей творческие силы, развивает чувство прекрасного.
Занимаясь эстрадно-хоровым вокалом, ребенок приобретает такие умения как:
- овладение навыками и техническими приемами эстрадно-хорового пения
- знание терминологии и элементов музыкальной грамоты
- владение навыком эмоционального, выразительного исполнения произведения
- владение навыками вокального исполнения с хореографическими элементами и выполнением актерской задачи
- владение навыком восприятия песни, как целостного художественного произведения
- получение представления о современном хоровом искусстве
- умение реализовать свой творческий потенциал и накопленные знания в концертной деятельности
- развитие голоса, слуха, координации, памяти, музыкальности, чувства метроритма
- раскрытие творческих способностей
- формирование эстетического вкуса
- развитие уверенности в своих творческих возможностях
- преодоление психологического барьера перед выходом на сцену
Все эти специфические навыки и умения, полученные на уроках эстрадно-хорового вокала, способствуют гармоничному развитию творческой личности ребенка и формируют базовые умения для дальнейшего роста профессионального артиста музыкального театра.
Список литературы
1. Сафронова О. Л. Методика работы с вокальным ансамблем : учебно-методическое пособие / О. Л. Сафронова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2024. — 52 с. — Текст : непосредственный.
2. Карягина А.В. Джазовый вокал. Практическое пособие для начинающих : учебное пособие / А. В. Карягина. - 6-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2024. – 48 с. : ноты : CD. – Текст : непосредственный.
3. Фишер Дж., Кейс Г. Голос. 99 упражнений для тренировки, развития и совершенствования вокальных навыков / Джереми Фишер, Гиллиан Кейс ; пер. с англ. Д. Халиковой. – М. : Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2021. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Специфика преподавания математики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения".
Обучение математике в учреждениях системы СПО, в отличие от общеобразовательной школы, включает профильный компонент, учитывающий особенности подготовки специалистов данной профессии (специальности). ...
"Информационно — коммуникационные технологии в преподавании эстрадного вокала»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ...
Специфика преподавания английского языка для профессии НПО 08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ» с использованием ЭУМК»
Мастер который знает английский, получает заметное преимущество на рынке услуг: поиск клиентов теперь не будет ограничиваться только русскоязычными заказчиками, а зн...
Статья на тему: "Специфика преподавания иностранного языка в учреждениях СПО в социальном и профессиональном контексте"
Обучение иностранному языку в системе СПО...
Специфика преподавания иностранного языка в колледже.
Преподавание английского языка в учебных заведениях среднего профессионального образования вносит определенную специфику в процесс обучения....
Специфика современного преподавания обществознания в СПО
Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нём не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое...
Информационный гайд "Специфика процесса постановки голоса на уроках вокала во время мутации"
Информационный гайд "Специфика процесса постановки голоса на уроках вокала во время мутации"...