"Специфика преподавания эстрадно-хорового вокала в музыкально-эстрадном театре-студии "Розыгрыш""
учебно-методический материал

Арина Яблочкина

Аттестационная работа написана .для курсов повышения квалификации "Современные подходы в преподавании эстрадного вокала".  Включает в себя этапы работы с детским эстрадным хором  в музыкальном театре такие как: раскрепощение голоса,дыхание и опора, дикция и артикуляция, чувство ритма,постановка голоса и подбор репертуара. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Региональный модельный центр дополнительного образования детей

Курсы повышения квалификации

«Современные подходы в преподавании эстрадного вокала»

Аттестационная работа

«Специфика преподавания эстрадно-хорового вокала в музыкально-эстрадном театре-студии «Розыгрыш»».

Автор:

Яблочкина А.Г., педагог доп. Образования ГБНОУ «СПб ГДТЮ»

Куратор:

Дмитриева Ю.Р., педагог-организатор ТКК, ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Санкт-Петербург

2024

Оглавление

1. Введение 3 стр.

2. Теоретическая часть 3 стр.

3. Основное содержание 3 стр.

4. Раскрепощение голоса 4 стр.

5. Вокальное дыхание и опора 4 стр.

6. Дикция и артикуляция 5 стр.

7. Чувство ритма, темпа и пульсации 6 стр.

8. Постановка голоса и интонация 7 стр.

9. Подбор репертуара и работа над песней 8 стр.

10. Заключение 9 стр.

11 Список литературы 10 стр.

Введение

Детское хоровое пение – один из самых распространенных общественных видов музыкально-эстетической деятельности ребенка. Искусство хорового вокала творческий и познавательный процесс, позволяющий обращаться к пению как к источнику музыкального развития и воспитания юного человека. Пение в хоре не только развивает музыкальный слух, мышление, память, фантазию, воображение, не только формирует чувство времени, ритма, формы, но и наиболее благотворно влияет на становление эмоционального мира ребенка, укрепляет у детей творческие силы, развивает чувство прекрасного.

В этой работе я описываю свой педагогический опыт преподавания эстрадно-хорового вокала в Музыкально-эстрадном театре-студии «Розыгрыш» для детей первого-третьего года обучения (9-11 лет). Эта тема будет актуальна для любых непрофессиональных детских коллективов (музыкальной направленности), в которых есть такие дисциплины как эстрадно-хоровой вокал и ансамблевое пение.

Цель и задачи моей работы заключаются в определении и описании специфики преподавания эстрадно-хорового вокала в детском музыкальном театре.

Занимаясь эстрадно-хоровым вокалом, ребята учатся одновременно правильно петь, красиво танцевать, свободно и раскрепощенно чувствовать себя на сцене, овладевают навыками работы с текстом, фонограммой, микрофоном и звуковой аппаратурой, а также работать в команде вместе с другими обучающимися и добиваться поставленных целей.

Теоретическая часть

Литературы по методикам преподавания и воспитанию детского хора великое множество. Основная их масса написана для академического и народного хора. Эта литература предназначена для хоров музыкальных школ, школ искусств и общеобразовательных школ. Так же существуют пособия по работе с эстрадным ансамблем, которые тоже подходят для работы с эстрадным хором. Методик преподавания эстрадно-хорового вокала для детских коллективов, музыкальных студий и театров не найдено, однако нотных изданий с эстрадной музыкой для детского хора достаточно много.

Основное содержание

Пение в эстрадном хоре развивает множество личных и профессиональных навыков и очень полезно для ребенка. Дети учатся хоровому вокальному мастерству в группе, осознают на сколько важен труд каждого для достижения общего результата, учатся уважать и поддерживать друг друга, радоваться личным успехам и получать удовольствие от совместного творчества. Занятия хоровым вокалом формируют в детях лидерские качества, веру в свои силы, а также помогают справиться со страхом публичного выступления.

В хоровом исполнительстве принято различать два основных направления: академический и народный. В нашем же коллективе детский хор является по факту вокально-хоровым ансамблем, исполняющим, в основном, эстрадную музыку.

Программа обучения в музыкальном театре-студии комплексная, поэтому первостепенно отбираются дети с музыкальным слухом, координацией, эмоционально раскрепощенные, с хорошим чувством ритма и без дефектов речи. Детей, обладающих всеми этими качествами, конечно, встречается мало. В основном, мы работаем с детьми, одаренными в одной-двух областях. Физически развитый и координированный ребенок может иметь плохой музыкальный слух и петь фальшиво и наоборот. Вариаций может быть очень много. А также, нельзя забывать о психологической составляющей личности ребенка. Главная задача педагогов заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для развития всех необходимых навыков маленького артиста, чтобы в дальнейшем он мог свободно выходить на сцену.

Прием в коллектив осуществляется с помощью вступительных испытаний, отбора и выявления наиболее способных к занятиям эстрадно-музыкальным творчеством детей. Не смотря на это, практически в каждой группе есть 2-3 человека, которые имеют слабую интонацию (попадание в ноту с 3-4 раза), также есть 3-4 человека, которые поют стабильно чисто (попадание в ноту с первого раза) и остальные дети, которые поют достаточно чисто, но имеют сложности в воспроизведении некоторых упражнений (верное попадание в ноту со 2-3 раза после подсказок педагога).

В своей работе с детьми я применяю индивидуальный подход. Поэтому на каждом уроке уделяю несколько минут слабо поющим ребятам, добиваясь верного звукоизвлечения и точного попадания в ноты. Это помогает им поверить в свои силы и увидеть положительный результат, а остальным детям проявить терпение и поддержку.

Стремление к гармоничному исполнению, внимание к звуку, чуткость

и слушание друг друга — всё это необходимые и важнейшие условия вокально-хорового

музицирования.

Раскрепощение голоса

Чтобы настроить ребят на позитивную работу, убрать стеснение и зажимы в теле и голосе, я даю им несколько упражнений:

1. «Самолет». Ребенок должен на любую удобную гласную (У, О, А, Э, И) от самой низкой до самой высокой ноты своего диапазона сымитировать взлет и посадку самолета, используя вокальный прием глиссандо (итал. glissando от фр. glisser — скользить). Лучше сначала сделать это всем телом: из наклона подниматься вверх параллельно с повышением голосовой интонации и так же спуститься. Сначала группа делает это вместе, затем по очереди или по желанию. Это очень помогает ребятам раскрепоститься, ощутить границы собственного голоса, включить тело в процесс звукоизвлечения и почувствовать разницу регистров голоса.

2. Имитация голосом звуков животных: крик чайки, вой волка, мяуканье, мычание, кудахтанье, кваканье. Все это помогает понять, насколько многообразен и богат человеческий голос, пробуждает интерес к его изучению и управлению им.

3. Имитация смеха. За основу берутся слоги: ХИ, ХЭ, ХА, ХО, причем очень важно произносить звук «Х» с придыханием. Каждый слог проговаривается с высокой звучностью несколько раз, имитируя смех. Это упражнение позволяет хорошо ощутить работу диафрагмы, а также силу и свободу голоса.

Вокальное дыхание и опора

В вокально-хоровом ансамбле необходимо вырабатывать одновременный вдох, когда

певцы одномоментно берут воздух — быстрый и бесшумный. После такого вдоха следует сделать задержку дыхания, которая мобилизует исполнителей для одновременного начала пения. Задержка дыхания длится одно мгновение и является частью вдоха. Брать следующий вдох необходимо до момента, когда запас воздуха закончится.

И самое главный момент в певческом дыхании — выдох. Выдыхать воздух нужно медленно, экономя его, растягивая на длительность фразы. Нельзя выпускать воздух при пении сразу после взятия, подталкивая выдох. Это приводит к излишним усилиям для голосового аппарата при попытке удержать воздух, к форсированию звука, а значит — к крикливому и/или зажатому звуку.

На первом этапе ребята знакомятся с дыхательной системой организма, осознают взаимосвязь рта/носа с легкими и какую роль в этом играет диафрагма. Дети должны почувствовать работу диафрагмы сначала во время дыхательных упражнений, а затем эти ощущения отслеживать во время пения. Вот ряд упражнений, которые я для этого использую:

1. Положение стоя на двух ногах или лежа. Можно закрыть глаза. Спокойный, ровный вдох носом в «живот», контроль плеч (они должны быть неподвижны).

Если в положении стоя во время вдоха плечи поднимаются, можно положить руки за голову. Если это не помогло, нужно сесть и локти положить на колени, тогда хорошо чувствуются мышцы живота и спины, которые работают на вдохе.

2. Дыхание носом, стоя на двух ногах, руки лежат на животе. При вдохе кисти рук расходятся друг от друга, а на выдохе опять сходятся.

3. «Воздушный шар». Берется глубокий вдох носом и в руках надувается воображаемый воздушный шар. На звук «С» воздух выдыхается тонкой равномерной струёй, без толчков на счет 5-7-9-11 и тд, при этом в руках воображаемый шар тоже сдувается. Это упражнение помогает включить воображение, а также тренирует длину, скорость и равномерность выдоха

4. Активный выдох на звуки КШ-Ч-ХЬ-С-Ф. Сначала один звук тянуть , затем повторять его по 3-5 раз, потом подряд все 5 звуков произносить по кругу в одном темпе, контролируя активную работу диафрагмы и мышц корпуса. Это упражнение тренирует механизм напряжения и расслабления мышц для качественного толчка воздуха.

На следующем этапе начинается работа со звонкими согласными. Каждый раз перед звукоизвлечением ребенок должен контролировать правильность вокального вдоха.

5. Начиная с удобных нот (си малой октавы) петь звук «З» ,»Ж» или «В» на одной ноте на 2/4, 4/4, поднимаясь, а затем опускаясь по звукоряду. Здесь необходимо контролировать равномерность выдоха без толчков, и точку резонанса во рту. В этом упражнении хорошо чувствуется взаимосвязь выдыхаемого воздуха со звуком.

6. Затем я использую распевку на закрытый рот, на звук «М» для настройки общей звучности и унисона. Губы сомкнуты, зубы разомкнуты, нижняя челюсть расслаблена, во рту свободное пространство.

Дикция и артикуляция

Говоря о вокальной музыке во всём многообразии её жанров, стоит отметить,

в первую очередь, её неразрывную связь со словом. Сольные вокальные произведения (песни, романсы), хоровая музыка, крупные формы (опера, оратория) — во всех

данных жанрах слово играет важную выразительную и формообразующую роль.

Качественная, разборчивая и четкая речь это обязательное умение любого артиста! В музыкальном детском театре четкая речь такая же важная составляющая профессионализма будущего артиста как владение голосом, телом и актерским мастерством. Предмет сценическая речь по программе дети начинают изучать с 4 года обучения. Первые три года ребята на уроках хорового вокала знакомятся со своим речевым аппаратом и учатся им управлять. На этом этапе выявляются дефекты речи и начинается работа с ребенком и родителями.

Примерно 20-30% детей в группе неправильно формируют согласные звуки. Некоторые дети способны сами следить и исправлять незначительные дефекты на уроках вокала. Если ребенок не может справиться сам, мы обязательно отправляем его к логопеду. Специфика нашего театра-студии предполагает выход детей на сцену, пение в микрофон и если у одаренного ребенка неправильная дикция, сольный выход становится невозможным. Поэтому очень важна мотивация ребенка и родителей для ежедневных занятий с логопедом.

На уроках вокала после дыхательных упражнений с детьми я приступаю к разогреву их речевого аппарата с помощью дикционно-артикуляционной гимнастики (статической и в динамике).

Затем скороговорки («бык тупогуб…», «от топота копыт…», «ехал грека через реку…» и др.) используются также для распевки хора в различных мелодических вариациях. Я часто прошу детей придумать мелодию на ту или иную распевку-скороговорку, таким образом я стимулирую у детей творческое мышление, навыки сочинительства и желание проявить себя.

Во время работы над песней, большое внимание необходимо уделить тексту, совместное произнесение согласных, закрытие слогов, чёткое произношение сочетаний согласных звуков, одинаковое позиционное воспроизведение гласных звуков — все эти нюансы дикции и артикуляции становятся особенно актуальными при вокально-хоровом исполнении детьми музыкального произведения.

Чувство ритма, темпа и пульсации.

Для эстрадного вокально-хорового ансамбля важна выработка единого дыхания, единого чувства ритма при исполнении музыкального произведения, единой фразировки, чёткости, но при этом естественности общего метроритмического ощущения. Специфика артиста музыкального театра заключается в его эмоциональном, выразительном и ритмичном исполнении произведения. Для этого дети должны чувствовать сильные и слабые доли и опираться на них во время пения.

Сначала я прошу ребят найти сильные доли в песне и прохлопать их, затем почувствовать слабые доли и прохлопать их, после этого совместить сильные доли (в ногах) и слабые доли (в руках).

Для развития чувства ритма, темпа, внимания и коммуникации ребят я придумала игровой прием «Ритмический хоровод»:

Продолжительность: 5-10 минут.

Реквизит: метроном.

Содержание: дети встают или садятся в круг. Педагог придумывает ритмический рисунок и включает метроном. Каждый участник хлопает одну долю из заданного рисунка в темпе метронома. Так ритмический рисунок двигается по кругу до тех пор, пока кто-то не ошибется. Игра идет на выбывание. Темп постепенно ускоряется. Можно по хлопку менять направление движение «хоровода».

Рекомендации: скорость и сложность рисунка варьируется в зависимости от возрастной категории участников.

Дети очень любят эту игру. Благодаря этой игре они осознают важность не только ритмических длительностей, но и паузы. Ребята понимают, что пауза в музыке это важнейшая составляющая музыкального времени и ритмического рисунка мелодии. Что ее нужно чувствовать, наполнять и заполнять.

Постановка голоса и интонация

Для качественного звучания хора каждый ребенок должны овладеть разными способами звукоизвлечения:

Legato — плавное, связное, ровное звучание. С этим штрихом связан приём пения cantilena неразрывное ведение звука, без толчков или рывков, свободно льющееся звучание. Legato и cantilena — основные приёмы в овладении искусством вокала, на котором проходят основные тренинги, распевки и пр.

Staccato приём, противоположный legato. Исполняется короткими длительностями, отрывистыми толчками (лёгкими). Хотя надо заметить, что в практике вокального исполнения целесообразнее использовать этот штрих протяжёнными звуками, представляя их не точками, а чёрточками. В этом случае ноты успевают отзвучать, не обрываясь; и значительно улучшается интонация, так как на стадии освоения приёма staccato начинающие исполнители могут не попадать в точные ноты. Стаккато следует делать не толчком связок, а толчком опоры (дыхания). На это очень часто приходится обращать внимание детей, пока они учатся петь на правильной певческой опоре.

Non legato в буквальном значении — не legato и не staccato — то есть не связно и не коротко. Этот приём предполагает подчёркивание каждой ноты, при этом сохраняя непрерывность смысловой линии, фразировки.

Glissando плавный, сглаженный переход от ноты к ноте, используется в распевочном процессе, и в некоторых эстрадно-джазовых стилях.

Участникам хорового ансамбля должно быть известно о вокальном приёме, связанном с началом звучания, с моментом возникновения звука, называемом «атакой звука». Этот момент зависит от качества смыкания голосовых связок. В эстрадной вокальной практике есть три вида вокальной атаки:

— мягкая

— твёрдая

— придыхательная

Мягкая атака даёт ощущение, что звук возникает как бы ниоткуда, голос начинает звучать мягко и незаметно, наиболее бархатисто и полнозвучно по использованию акустических частот.

Твёрдая атака даёт ощущение моментального, точно обозначенного начала воспроизведения звука. При использовании данного вида атаки следует внимательно

наблюдать за отсутствием форсирования и излишнего напряжения в вокальном аппарате.

Придыхательная атака — предварительная подача воздуха перед смыканием связок, формируется при неполном смыкании связок, которые пропускают воздух, но строго определённое количество, чтобы связки не травмировались.

Мягкая атака даёт начало мягкому округлённому звуку, схожему с академической вокальной позицией. На этом способе звукоизвлечения и происходит основное обучение по постановке детского голоса. С помощью округлённой позиции мы сглаживаем вокальные регистры, расширяем диапазон, учимся владеть динамическими нюансами и т. П.

В работе над постановкой голоса я использую как классические вокальные упражнения, так и придумываю свои, исходя из потребностей хора.

В работе с хором я опираюсь на общее звучание, но при этом очень внимательно стараюсь следить за каждым ребенком. Если ученик поднимает плечи при входе, плохо артикулирует звук, имеет вялую дикцию, неточно интонирует, я всякий раз обращаю на это его внимание и призываю следить за этими нюансами. При этом дети понимают, на сколько важна работа каждого для достижения положительного результата. В конечном итоге этот метод дает свои плоды, звучание хора становится однородным.

Над интонацией в хоровом ансамбле я работаю с помощью сольфеджирования, пения гамм (мажорной и минорной), слушания и пеня интервалов и трезвучий. Так как в хоре есть процент детей не точно интонирующих, а порой интонирующих совсем плохо, я обязательно уделяю им время и добиваюсь чистоты интонации. Часто такие дети путают верх и низ, не понимают что нужно сделать, чтобы спеть верную ноту. Здесь я опять использую прием глиссандо, чтобы объяснить им как добраться до нужной высоты. Это кропотливый труд, но в этом тоже заключается специфика работы нашего театра-студии.

Также для улучшения музыкального слуха и внимания дети поют каноны. Это благотворно влияет на их слух, чувство ритма, умение петь в команде, а так же удерживать свою партию. Для этого я часто ставлю детей в два-три круга, в зависимости от количества партий, чтобы создать не только слуховой контакт, но контакт глазами. При этом дети вместе отстукивают пульс руками или ногами. В круге они лучше слышат себя и друг друга. Этот прием их очень объединяет и включает внимание для выполнения поставленной задачи.

Подбор репертуара и работа над песней

При выборе музыкального материала я опираюсь на некоторые правила:

1. Соответствие музыкального произведения возрасту, интересам и способностям учеников.

2. Музыкальный материал должен развивать вокально-технические и артистические данные ребят, но в то же время быть им по силам.

Работа над песней делится на несколько этапов:

- разбор смысла песни. Мы обсуждаем с ребятами о чем песня, какую мысль передает автор и какие эмоции она рождает. Затем проговариваем какие эмоции дети, как артисты, должны передать зрителю и какие выразительные средства для этого использовать.

- разбор структуры песни: количество куплетов и припевов и их последовательность; определение музыкальных проигрышей и повторов.

- разбор текста песни. Пристально обращаю внимание на ударения в словах, выявляю сложные дикционные фразы, требующие отдельной отработки.

- разбор ритмического рисунка: прохлопывание в медленном темпе с текстом, постепенно ускоряясь; счет пауз между фразами; определение количества долей на длинных нотах.

- разбор мелодии: движение мелодии по фразам (вверх или вниз); способ звукоизвлечения (legato, staccato, non legato); скачки в мелодии; унисон и двухголосие.

- пение под фонограмму: слуховое восприятие тональности песни, нахождение на слух основного тона, опора на аккомпанемент; количество тактов в проигрышах.

- сцендвижение: Включение в исполнение песен несложных хореографических элементов. Простые танцевальные шаги, движения рук. Соединение танцевальных движений с пением.

После того как песня выучена, перед ребятами ставится актерская задача: спеть песню в разных характерах, с разным эмоциональным наполнением, с обязательным включением мимики и тела в этот процесс, но при этом не теряя мелодии, ритма и качества дикции и артикуляции. Это очень важный этап, так как в нем заключается основа специфики исполнения музыкального произведения в детском музыкальном театре.

Заключение

Занимаясь эстрадно-хоровым вокалом в музыкально-эстрадом театре-студии «Розыгрыш», ребята учатся одновременно правильно петь, красиво танцевать, свободно и раскрепощенно чувствовать себя на сцене, овладевают навыками работы с текстом, фонограммой, микрофоном и звуковой аппаратурой, а также работать в команде вместе с другими обучающимися и добиваться поставленных целей.

Искусство хорового вокала творческий и познавательный процесс, позволяющий обращаться к пению как к источнику музыкального развития и воспитания юного человека. Пение в хоре не только развивает музыкальный слух, мышление, память, фантазию, воображение, не только формирует чувство времени, ритма, формы, но и наиболее благотворно влияет на становление эмоционального мира ребенка, укрепляет у детей творческие силы, развивает чувство прекрасного.

Занимаясь эстрадно-хоровым вокалом, ребенок приобретает такие умения как:

  • овладение навыками и техническими приемами эстрадно-хорового пения
  • знание терминологии и элементов музыкальной грамоты
  • владение навыком эмоционального, выразительного исполнения произведения
  • владение навыками вокального исполнения с хореографическими элементами и выполнением актерской задачи
  • владение навыком восприятия песни, как целостного художественного произведения
  • получение представления о современном хоровом искусстве
  • умение реализовать свой творческий потенциал и накопленные знания в концертной деятельности
  • развитие голоса, слуха, координации, памяти, музыкальности, чувства метроритма
  • раскрытие творческих способностей
  • формирование эстетического вкуса
  • развитие уверенности в своих творческих возможностях
  • преодоление психологического барьера перед выходом на сцену

Все эти специфические навыки и умения, полученные на уроках эстрадно-хорового вокала, способствуют гармоничному развитию творческой личности ребенка и формируют базовые умения для дальнейшего роста профессионального артиста музыкального театра.

Список литературы

1. Сафронова О. Л. Методика работы с вокальным ансамблем : учебно-методическое пособие / О. Л. Сафронова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2024. — 52 с. — Текст : непосредственный.

2. Карягина А.В. Джазовый вокал. Практическое пособие для начинающих : учебное пособие / А. В. Карягина. - 6-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2024. – 48 с. : ноты : CD. – Текст : непосредственный.

3. Фишер Дж., Кейс Г. Голос. 99 упражнений для тренировки, развития и совершенствования вокальных навыков / Джереми Фишер, Гиллиан Кейс ; пер. с англ. Д. Халиковой. – М. : Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2021. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокал. Рабочая программа.

"Вокал" Предмет по выбору . Рабочая программа для  отделений «Хоровое пение», «Инструментальное исполнительство» и «Театральное искусство» для ДМШ и ДШИ...

Доклад на тему "Специфика преподавания математики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения".

Обучение математике в учреждениях системы СПО, в отличие от общеобразовательной школы, включает профильный компонент, учитывающий особенности подготовки специалистов данной профессии (специальности). ...

Специфика преподавания английского языка для профессии НПО 08.01.25 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ» с использованием ЭУМК»

        Мастер который знает английский, получает заметное преимущество на рынке услуг: поиск клиентов теперь не будет ограничиваться только русскоязычными заказчиками, а зн...

Специфика преподавания иностранного языка в колледже.

Преподавание английского языка в учебных заведениях среднего профессионального образования вносит определенную специфику в процесс обучения....

Специфика современного преподавания обществознания в СПО

Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нём не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое...