Приложение 6
материал
Выявление и развитие творческих способностей на уроках ИЗО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_6_razvitie_tvorch_sposobnostey.docx | 394.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Важной задачей школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе.
Общество нуждается в неординарной творческой личности, глубоко знающей себя и владеющей собой, активно проявляющей свою индивидуальность. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс
Рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций, поддержать ребенка, подготовить почву для того, чтобы его способности и потребности были реализованы.
Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность.
Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
Цель программы: создание условий для поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Задачи:
1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими способностями и методические приемы работы с ними;
2) совершенствовать формы педагогической работы с детьми с творческими способностями;
3) составить план мероприятий по выявлению творческих способностей учащихся;
4) реализовать систему работы по развитию творческих способностей учащихся.
Система работы по выявлению творческих способностей обучающихся.
Система по выявлению творческих способностей обучающихся включает в себя следующие мероприятия:
- диагностику уровня развития творческих способностей; педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение;
- организацию системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности;
- промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ);
- осуществление взаимодействия с родителями с целью выявления способностей учеников и предупреждения снижения мотивации к обучению и развитию.
Для диагностики уровня развития творческих способностей использовались методики «Метод проектов» Л.С.Выготский, «Метод индивидуального подхода» Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, «Личностно-ориентированное и развивающее обучение» И.С.Якиманская, «Технология критического мышления», «Оценка общей одарённости» по методу А.И. Савенкова.
Большое место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных.
Для выявления творчески способных обучающихся целесообразно проводить мероприятия состязательного и презентационного характера.
Для различных учащихся характерна различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В.Коротаевой):
- Нулевой уровень. Учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя. Они медленно включаются в работу: творческая активность возрастает постепенно. Им не рекомендуются задания, требующие быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости → отсутствие страха → чувство уверенности →ожидание встречи с данным педагогом → ожидание уроков, которые ведет учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.
- Относительно-активный уровень творческой активности. Для обучающихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Эпизодически они могут удивлять быстрым правильным ответом, но это не становится системой. В этой ситуации «удержать» внимание учащихся помогут вопросы, которые задают сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.
- Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно хорошо осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Эти учащиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.
- Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.
Задача учителя - помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.
Работа с родителями по выявлению творческих способностей учащихся очень важна. Индивидуальные беседы с родителями о важности всестороннего развития детей, их участия в конкурсах и олимпиадах являются основой работы классного руководителя и учителя-предметника. Родителям необходимо создавать условия для различных способов поведения в той или иной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной и творческой деятельности детей.):
Принципы работы с одаренными детьми:
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- системность обучения;
- максимальное разнообразие предоставляемых возможностей;
- обеспечение свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг. (ИТ, репетиторство);
- возрастание роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, спецкурсы, факультативы;
- усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с обучающимися;
- творческое взаимодействия обучающихся и учителя в процессе обучения;
- актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков).
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес обучающихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Основное содержание работы учителя с одаренными детьми.
- Использование системы заданий, способствующих развитию творческих способностей на уроках изобразительного искусства;
- использование элементов современных технологий (проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно - ориентированного и компетентностного подходов в обучении);
- организация проектно-исследовательской деятельности;
- подготовка обучающихся к художественным конкурсам;
- участие в Дне науки;
- выполнение творческих работ;
- подготовка и участие в дистанционных конкурсах;
- проведение предметных недель, игр, КВН, конкурсов, экскурсий;
- развитие творческих способностей через занятия кружков;
- подготовка к промежуточной аттестации.
План работы на 2022-2023 учебный год
1 | Разработка плана работы с одаренными детьми на 2022/2023 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению изобразительного искусства | сентябрь | |
2 | Вовлечение обучающихся в работу кружка «Палитра детства» | сентябрь | |
3 | Проведение оценки общей одарённости по методу А.И. Савенкова | октябрь | |
4 | Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми по предмету | в течение года | |
5 | Создание банка нестандартных заданий по изобразительному искусству | в течение года | |
6 | Индивидуальные беседы с родителями о важности всестороннего развития детей, их участия в конкурсах | в течение года | |
7 | Выставка творческих работ обучающихся по изобразительному искусству | в течение года | |
8 | Участие в художественных конкурсах | по графику | |
9 | Подготовка и проведение Дня науки | январь | |
10 | Проведение оценки общей одарённости по методу А.И. Савенкова. Сравнительный анализ результатов вводной диагностики и итоговой | февраль | |
11 | Оформление интерьера школы к праздникам и мероприятиям | в течение года | |
12 | Защита итоговых проектов обучающихся по изобразительному искусству | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
стандартное приложение Windows
работа со стандартным приложением Window...
Нотное приложение к проекту " Песенное искусство в истории России и Подмосковного края"
Ноты популярных песен о России, Москве, Подмосковье....
Рабочая программа учебной дисциплины ОФИСНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ MS OFFICE
Рабочая программа учебной дисциплиныОФИСНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ MS OFFICE...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА" - ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 "КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА"Приложения к МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы компле...
Приложение
Интеграция англицизмов в современном немецком языке 2...
рабочая тетрадь по математике для студентов 1 курса раздел"Производная и ее приложение"
Рабочая тетрадь применяется для организации учебного поцесса как на занятие, так и для организации самостоятельной работы студентов.Рабочая тетрадь имеет теоретический,закрепляющий и контролирующий ра...
Приложение -1 к презентации классного часа «НЕТ наркотикам, алкоголю и табаку»
Приложение №1 к презентации классного часа «НЕТ наркотикам, алкоголю и табаку»Файл - Прощание Славянки (без слов) (audiopoisk.com).mp3...