Ассоциации как толчок к развитию воображения. доклад
методическая разработка

Кострыгина Жанна Сергеевна

Для детей школьного возраста воображение может стать как способом расслабления, так и инструментом поиска новых вариантов решения учебных задач или более успешного и быстрого выполнения домашних дел. Однако для этого необходимо не просто научить ребенка пользоваться воображением, но и направить его в правильное русло.

В виду всевозможных методов, я остановилась на АССОЦИАЦИИ, как толчке к развитию воображения и фантазии.         

Ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/i/yNVsv6t2k_0KcQ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_assotsiatsii.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Баргузинская детская школа искусств»

ДОКЛАД

Тема: «Ассоциации как толчок к развитию воображения»

Выполнила: преподаватель изобразительного искусства  Кострыгина Ж.С.

2024г.

В современном мире, который стремительно превращается в цифровой, родители, учителя и психологи сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие воображения у детей. Дети подвластны гаджетам, все можно найти и срисовать готовое с экрана смартфона, планшета. Ребенку не приходиться задумываться и вообще включать свою фантазию.

На своих уроках я часто сталкивалась с такой проблемой, когда детям дается определенная  или  свободная  тема для рисования  и  они уже самостоятельно должны придумать свой сюжет, свою определенную композицию,  но не могут, испытывают затруднения. Это говорит лишь об отсутствии или слабом развитии фантазии, воображении. Хотя все совсем иначе, когда детям дается определенный сюжет и  задача.

Начнем с того, что…

Фантазия – это некая представляемая ситуация, которая не имеет никакого отношения к реальности. Например, летающие единороги или зубная фея – это не что иное, как детские фантазии.

А вот воображение – это способность сознательно формировать определенные образы действительности и управлять ими. Что важно, эти образы соответствуют действительности и никак ей не противоречат.

Воображение – несомненно важная часть нашей жизни. Ведь оно отвечает не только за фантазирование и творчество, но и за умение заранее продумывать варианты развития ситуации, тем самым помогая успешно решать не только повседневные, но и самые нестандартные задачи. И закладывать нужные навыки необходимо уже в детском возрасте.

Воображение тесно связано с речью

Расширение словарного запаса помогает ребенку использовать большее количество образов при фантазировании.

Воображению необходимы знания

Базой для процесса воображения являются имеющиеся знания, умения и впечатления.

Воображение используется в учебе        

Воображение необходимо для представления и лучшего понимания ситуаций, описанных в учебниках истории и естествознания, а также в литературных произведениях.

Для детей школьного возраста воображение может стать как способом расслабления, так и инструментом поиска новых вариантов решения учебных задач или более успешного и быстрого выполнения домашних дел. Однако для этого необходимо не просто научить ребенка пользоваться воображением, но и направить его в правильное русло.

В виду всевозможных методов, я остановилась на АССОЦИАЦИИ, как толчке к развитию воображения и фантазии.        

Ассоциации – это закономерно возникающая связь между отдельными предметами, явлениями, фактами, отражёнными в нашем сознании и закреплёнными в памяти.

Чем помогают ассоциации:

Расширяют границы познания мира

помогают открывать что-то новое, смотреть на происходящее с разных сторон

учат мыслить креативно, нестандартно

развивают навыки анализа, синтеза, сравнения

тренируют воображение

развивают речь.

Важно, что ассоциации не существуют во внешней действительности, а порождаются человеческим мозгом. Поэтому, проводится в нашем методе некий мозговой штурм.

С младшими учащимися (с 6 до 8 лет ) можно провести  игры в ассоциации на слова  противоположности, вкусовые ассоциации, цепочка ассоциаций, недостающее слово, слова описания и т.д. Такие игры детям очень нравятся, они активно включаются в работу. Для того, чтобы  процесс имел свой определенный результат, нужно объяснить правила игр, установить очередность и формат проведения, например карточки цветные и лист с ручкой.

С более старшими детьми (от 9 лет) проводим прямое задание по составлению композиции по ассоциациям.  Для его выполнения дается определенная тема, например ЗИМА, записываются в столбец 8 слов – ассоциаций, тех, которые быстро и мгновенно возникают  в голове, даже, если слово не имеет прямой связи к теме.

Далее делается связь слов попарно, составляется фраза, связывающая два слова- ассоциаций. Затем составляется короткие предложения попарно из фраз. Завершается это  составлением короткого общего предложения, несущего ассоциативную связь.

Все более подробно я вам сейчас покажу на практике.

Будем использовать таблицу для своих ассоциаций, последнее окошко для итогового результата в виде этюда или композиции, кому как удобно будет.

В процессе заполнения таблицы в голове возникают множество вариантов композиций на данную тему и с каждым разом мы усложняем ее, делая все интереснее.  В завершении получаем картинку вместо слов. Этот набросок можно доработать в процессе поиска композиций, ну или остановиться на сложившемся варианте и выполнить по нему полноценную картину.

Подведем итог.

Благодаря таким упражнениям у детей  становится более четкое представление своей картинки в голове. Дети не испытывают трудности, когда нужно включать воображение и фантазию, им легко дается составление как одно фигурные, так и многофигурные композиции, как простые статичные , так и сложные динамичные композиции. Не возникает плагиата. Если в паре с упражнением на ассоциацию применять еще и композиционный поиск, то это также дает широкие возможности при работе над авторской композицией.

Использование метода ассоциации делает урок увлекательным и каждый раз по-новому интересным, развивает внимание, творческое и логическое мышление, способствует также лучшему запоминанию материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры для развития воображения

Игры по развитию воображения, как вербального, так и невербального, зрительного восприятия, мышления целесообразно предложить воспитателям для проведения во второй половине дня, на прогулке, на логопе...

Курсовая работа «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» На тему: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста»

СодержаниеВведение…………………………………………………………………………31       Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте…………………………………………………………………...71.1 Проблема п...

Игры и упражнения для развития воображения (творческого воображения)

Воображение можно развивать с помощью различных упражнений....

Буклет "Словесные игры на развитие воображения и пространственного мышления"

Поиграйте с детьми! "Игра должна приносить радость и ребенку и взрослому". В буклете представлены игры для развития воображения, активизацию внимания, мышления и речи....

«Развитие воображения у детей на занятиях изобразительного искусства»

Для занятия  изобразительным искусством требуется  не только овладение конкретными техническими приёмами и методами, но и знание основ композиции и умение фантазировать. Только сочетание тео...

«Развитие воображения у детей на занятиях изобразительного искусства»

Для занятия  изобразительным искусством требуется  не только овладение конкретными техническими приёмами и методами, но и знание основ композиции и умение фантазировать. Только сочетание тео...

Методический доклад «Развитие воображения у детей младшего школьного возраста, как одно из важнейших условий для создания хореографического образа»

Хореография для детей - это правильная осанка, грациозность, отличная координация движений, артистичность, умение концентрироваться, укрепляет сердечно-сосудистую систему, формирует костно-мышеч...