Методический доклад «Развитие воображения у детей младшего школьного возраста, как одно из важнейших условий для создания хореографического образа»
методическая разработка
Хореография для детей - это правильная осанка, грациозность, отличная координация движений, артистичность, умение концентрироваться, укрепляет сердечно-сосудистую систему, формирует костно-мышечный скелет ребенка, увеличивается эластичность связок. Хореография положительно влияет на нервную систему и психику ребенка. Занятия классической хореографией учат быть более дисциплинированным и собранным, формируют музыкальный слух.
Итак, для успешной работы педагог-хореограф должен хорошо знать психофизиологические особенности детей каждого возраста, учитывать их при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы, умело распределяя физическую нагрузку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методический доклад
«Развитие воображения у детей младшего школьного возраста, как одно из важнейших условий для создания хореографического образа»
Подготовила:
Оглавление
Развитие воображения у детей младшего школьного возраста как одно из важнейших условий для создания хореографического образа 4
Введение
В условиях постоянных социокультурных изменений, характерных для бурного XXI века сохранения собственных духовных, национальных и эстетических ориентиров приобретают особенную актуальность. Ведущее место в воспитательном процессе занимает проблема всестороннего и гармоничного развития молодой личности, вступает в общественную жизнь. И важную роль в контексте данной проблемы занимает привлечение молодежи к эстетического опыта человечества, усвоение и переосмысление эстетических и общечеловеческих ценностей. Поэтому вопрос эстетического воспитания современной молодежи на данный момент находится в ключе актуальных. Значительный потенциал в эстетическом воспитании молодежи содержит хореографическое искусство, которое по своей сути является синкретическим и объединяет не только танцевальное, но и музыкальное, театральное и изобразительное искусство.
В отечественной науке проблема формирования эстетической культуры рассматривалась и анализировалась по разным направлениям. Вопросы эстетического воспитания средствами хореографического искусства поднимались Л. С. Выготским, В. В. Денисенко, В. А. Кармановською, С. М. Соколовской.
Стоит заметить и тот факт, что процесс хореографического воспитания хорошо влияет на преодоление трудностей в отношениях между юношами и девушками. Совместное выполнение танцев, в частности парных, учит их доброжелательном и внимательному отношению друг к другу, формирует черты гуманности, человечности. Эмоционально окрашенная музыка, разнообразие видов танцев интересуют и привлекают молодежь. Практическое овладение хореографическими навыками способствует развитию творческой активности, фантазии и воображения, способности к импровизации.
Таким образом, воспитательные возможности хореографического искусства определяют его влияние на основные сферы развития личности - мировоззренческой, морально-этической, интеллектуальной, эмоционально-чувственной, коммуникативной.
Развитие воображения у детей младшего школьного возраста как одно из важнейших условий для создания хореографического образа
Под эстетическим воспитанием средствами хореографии, следует понимать процесс формирования и развития наиболее специфичных для хореографической деятельности компонентов. Это развитие эстетического вкуса в грациозной передачи своим телом движений; умение оценить музыкальный материал и передать художественный образ в танце; грамотно, аккуратно и грациозно выполнять хореографические композиции, умение импровизировать на музыку и желание сдавать; умение строить эстетические отношения с партнерами в танце.
Среди множества форм эстетического воспитания хореография занимает особое место. Занятия хореографией не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное развитие.
Хореографическое воспитание имеет большое значение в эстетическом развитии ребенка. Результаты эстетического воспитания средствами хореографии, как и любого другого, зависит от методов преподавания.
При правильно выбранной и научно-обоснованной методике, строится с учетом единства формы и содержания, при ведущей роли содержания, природные задатки ребенка проявляются, развиваются, формируются всесторонне.
Средствами танцевального искусства прививается любовь ко всему красивому, утонченному. Именно такая цель стоит перед преподавателями хореографических отделений, школ искусств и руководителей танцевальных студий, поскольку эстетическое воспитание нужно начинать в раннем возрасте.
Преподавателям хореографии всегда стоит помнить, что танец, как художественное действие, не может быть бессмысленным, потому что он, как и все виды искусства, способствует изучению действительности, помогает формированию мировоззрения.
Танец это совокупность организованных и выразительных движений, подчиненных общему ритму, воплощенных в завершенную художественную форму.
Он имеет огромные возможности для развития мыслей и чувств танцора. Главное в танце - это воплощение его замысла, который раскрывается через пантомиму, соответствующие пластические движения, живые и действующие образы.
Хореографическое воспитание невозможно себе представить без заботы о физическом развитие. Танцор, который легко владеет корпусом и легко координирует движения, полнее и глубже раскрывает содержание танца. Каждое хореографическое произведение требует от ученика эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех его физических и духовных сил.
Задача педагога - хореографа заключается в том, чтобы постоянно повышать хореографическую культуру детей, знакомя их с лучшими образцами танцевального искусства, с жизнью и деятельностью ведущих хореографов, танцоров и художественных коллективов.
Дети, которые систематически занимаются хореографией, приобретают красивую, стройную осанку, легко и грациозно двигаются. При этом исчезают такие физические недостатки, как сутулость, ходьба с приподнятыми плечами, наклон головы, размашистая походка.
Кроме того педагог - хореограф должен научить своих подопечных основам танцевального искусства, дать им необходимые знания, навыки, танцевальную технику, учитывая возрастные свойства учеников.
Организация художественной деятельности обеспечивается подбором методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.
К ним относятся:
Показ. Он заключается в том, что приступая к изучению нового движения, позы, движения рук, головы, корпуса, педагог сопровождает его точным показом, который обязательно должен иметь смысл и образ. При таком показе движение приобретает определенную эстетическую форму.
В показе педагог выполняет движение в законченном виде, а потом переходит к разбору его деталей. Этот метод можно назвать методом расчленения движения. Только после последовательного изучения всех деталей педагог объединяет их и работает над формой всего движения.
Содержательный, точный показ сосредоточивает внимание ребенка, хорошо влияет на все органы чувств и, прежде всего на умственную деятельность. С началом движения у детей одновременно начинается развитие образного мышления, представления о времени и пространстве.
Именно поэтому задача педагога при показе заключается в том, чтобы научить детей просто видеть движение, но, главным образом, дать в нем образное понимание всей формы путем наблюдения за его развитием. Необходимо, добиться, чтобы изучая движение, дети творчески выражали свои чувства, объясняли друг другу, как его нужно выполнять. Это ведет к более четкому представлению образа движения, в свою очередь, влияет на развитие фантазии, которая помогает ребенку глубже раскрыть свой духовный мир.
Если же учащийся не понимает формы движения и педагогу не удается добиться этого понимания, то ребенок не сможет правильно его выполнить, что в дальнейшем приведет к снижению качества исполнения и содержанию танца, то есть танец потеряет свое воспитательное значение. При не понимании содержания, творчество детей становится бессмысленным и формальным.
Начиная с первых занятий, детей надо учить сначала серьезного му восприятию и точному воспроизведению.
Образец это правильное, эмоциональное, выразительное и красивое исполнение педагогом задачи, которую он ставит перед детьми.
Образцом может быть танцевальная фраза из двух-трех движений, часть хоровода, танца, этюда, игры. При показе образца применяется метод целостного упражнения. В своем исполнении педагог образно раскрывает смысл и значение каждого отрывка так, чтобы у ребенка появилось желание его выполнить. Только при таком условии деятельность ребенка будет творческой. Показывая образец, педагогу надо вместе с детьми анализировать его детали, находить в них уже изученные и знакомые им движения и то, как эти движения связаны между собой. Такой процесс обучения способствует прочному усвоению материала, стимулирует умственную деятельность и является предпосылкой качественного выполнения.
После анализа педагог повторяет выполнение образца, а затем предлагает детям самим выполнить его по памяти. Первые образцы должны быть короткими и простыми, но постепенно, в процессе практической деятельности и в зависимости от возраста, они усложняются и становятся длиннее.
Словесный метод - это умение пользоваться словом. Методические приемы показ и образец не могут существовать без словесных объяснений, указаний. Психологическая сила воздействия слова и интонация, с которой оно сказано, открывают перед педагогом большие возможности в общении с детьми. Вовремя и кстати сказанные слова стимулируют инициативу, активность, побуждают к действию, направляют внимание на то главное, что нужно воспроизвести в задании, укрепляют уверенность ребенка в своих действиях.
Слово может быть большим стимулятором, но им можно и парализовать деятельность ребенка, убить ее веру в себя. Именно поэтому пользоваться словом и интонацией педагог должен осторожно и артистично, чтобы не принизить, не обидеть ребенка.
Давать детям задания или делать замечания следует доброжелательно, в голосе педагога должно звучать желание помочь ребенку постепенно раскрыться в каждом задании и еще не известные ему самому возможности.
Музыкальное сопровождение. Музыка является одним из сильнейших средств воспитания. Когда ребенок слушает в нем, независимо от желания и сознания, возникают определенные мысли, чувства, образы; обогащается эмоциональная сфера, которая влияет на качество выполнения движений. Музыка помогает формировать осанку, развивает координацию, снимает усталость. Она вызывает процессы возбуждения и торможения. Высокой культуры движений, на что и направлены занятия по хореографии, нельзя достичь без соответствующего по качеству музыкального материала. Подбирать его рекомендуется из классических и современных произведений, зарубежной музыки, а также народной, в профессиональной обработке. По своему содержанию эти произведения должны соответствовать внутреннему миру ребенка, понятны и соответствовать возрасту учащегося.
Воспитать у ребенка настоящую потребность в музыке, любовь к ней, музыкальный вкус - одна из важных задач педагога, и начинается это воспитание с музыкального оформления урока. Последовательность и усложнение материала от урока к уроку с учетом возрастных особенностей детей - главное, чем надо руководствоваться при отборе музыкальных произведений. Задача эта сложная, требует перспективного годового планирования, исходя из которого педагог составляет поурочные планы, вытекающие друг из друга.
Игровой метод соревнования. Суть его заключается в том, что педагог подбирает для детей такую игру, смысл которой предусматривает соревнования их между собой на лучшее исполнение той или иной задачи. Игру могут придумать и сами дети.
Метод воспитания подсознательной деятельности. Полноценная творческая деятельность не может протекать без участия подсознания. Чем богаче подсознание, тем ярче, неожиданнее в момент творческого процесса она подскажет решение, которое не подскажет сознание. Воспитание подсознательной деятельности начинается с дошкольного возраста, и происходит оно путем накопления впечатлений - зрительных, слуховых, чувственных. Большую роль в этом процессе играют прогулки, во время которых дети изучают родную природу, учатся видеть и чувствовать ее красоту; чтение сказок, детских рассказов, воплощение на занятиях сказочных образов, знакомство с книжными иллюстрациями, альбомами репродукций живописи для детей.
В детских хореографических коллективах могут заниматься дети от 5 - 6 до 16 лет. И в работе коллектива это требует дифференцированного подхода.
Разделение занятий танцами происходит по двум признакам: возрастному и половому. В коллективах, о которых идет речь, ребята разделены на четыре возрастные группы: подготовительная (возраст - 5-7 лет), младшая (возраст - 7-10 лет), средняя (возраст - (10-12 лет), старшая (возраст - старше 12 лет).
Разделение объясняются физиологическими особенностями развития детей, спецификой упражнений для тех и других. Кроме того, со средней и старшей групп формируется основной состав ансамбля. Ребята, отдельно в своих группах, изучают репертуар, а потом, встречаясь на сводных репетициях, отрабатывают танцы для концертов.
Но в целом, несмотря на разделение по возрасту и полу, каждый коллектив имеет цельную педагогическую программу на весь период занятий в коллективе, на несколько лет и на каждый год отдельно. Кроме того, на каждую группу отдельно. Такой подход к работе в детском хореографическом коллективе будет способствовать развитию лучших человеческих качеств, таких как дружба, уважение к старшим, внимательное отношение старших к младшим, ребят к девушкам, будет формировать сознательную дисциплину и культуру поведения, способствовать физическому росту и артистизму.
Руководитель хореографического коллектива должен учитывать и психофизические особенности детей. У детей дошкольного и подготовительного класса, (по возрасту), весь костно-мышечный аппарат, а также и связной, еще очень слабы, находятся в стадии развития, и поэтому нельзя перегружать их. В этом возрасте недостаточно развита ступня (23 градуса), а в младших стопы держат почти параллельно. Развертывание ступни с возрастом постепенно увеличивается. Несмотря на это, на занятиях нельзя форсировать формирование виворитности, и проводить их не следует в изнаночных позициях. С возрастом у ребенка развивается и прыжок.
Скорость движений зависит от скорости протекания физиологических процессов в нервно-мышечном аппарате и центральных отделах нервной системы.
Хореографическое воспитание имеет большое значение в эстетическом развитии ребенка. Результаты эстетического воспитания средствами хореографии, как и любого другого, зависит от методов преподавания. При правильно выбранной и научно-обоснованной методике, построенной с учетом единства форм и содержания, при ведущей роли содержания, природные задатки ребенка проявляются, развиваются, формируются всесторонне. Средствами танцевального искусства прививается любовь ко всему красивому, утонченному.
Начиная занятия с детьми, педагог-хореограф, прежде всего, стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в выполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми - все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильным суждением в области хореографии. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают замечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни. Так же можно прийти к выводу, что занятия по хореографии имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес. У них улучшается координация движений. На занятиях по хореографии полезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, утонченностью своего костюма и прически.
Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, или допускает ошибки, которые негативно влияют на детей. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастных групп, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике. Классическая хореография для детей - это необходимый навык в изучении любого танцевального направления, которое выберет Ваш ребенок в будущем. Но даже если танец не станет любимым увлечением или профессией ребенка, то новые умения, которые она получит во время занятий хореографией, всегда ему пригодятся.
Заключение
Хореография для детей - это правильная осанка, грациозность, отличная координация движений, артистичность, умение концентрироваться, укрепляет сердечно-сосудистую систему, формирует костно-мышечный скелет ребенка, увеличивается эластичность связок. Хореография положительно влияет на нервную систему и психику ребенка. Занятия классической хореографией учат быть более дисциплинированным и собранным, формируют музыкальный слух.
Итак, для успешной работы педагог-хореограф должен хорошо знать психофизиологические особенности детей каждого возраста, учитывать их при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы, умело распределяя физическую нагрузку.
Список литературы
1. Батоев, Г. Б. Развитие творческого воображения учащихся/ Г.Б. Батоев. – Улан-Удэ: Бурят. Кн. изд., 1986. – 144 с.
2. Богоявленская, Д. Б. Вчера и сегодня психологии творчества /Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве — искусство творчества. – М.: Наука; Смысл, 2015. – 215 с.
3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей/ Д.Б. Богоявленская. – М.: «Академия», 2015. – 321 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на занятиях хора"
Важнейшим средством духовного развития ребенка, повышения уровня его нравственной и эстетической культуры является музыка, и особенно – вокально-хоровое воспитание. Выразительное и эмоциональное испол...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРА
Среди многообразия задач музыкального развития личности одной из ведущих выступает развитие эмоционально-чувственной сферы, в которой решающее место отводится эмоциональной отзывчивости.Особая роль ...
Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.
Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики. Внима...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
Творческие способности развиваются в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Одним из услови...
Возрастные особенности развития творческого воображения детей младшего школьного возраста
Воображение играет важную роль в психическом развитии младшего школьника. Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребенка, преобразует прошлое и настоящее за сче...
Дипломная работа "Развитие композиционного мышления детей младшего школьного возраста на примере кистевой росписи".
Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие композиционного мышления у детей младшего школьного возраста - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практик...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии
Нами было проведено исследование, направленное на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии. Также предложены рекомендации и развивающая программа. Все это можно...