Доклад на тему: «Роль репертуара концертмейстера хореографии в развитии воображения и формировании творческих способностей обучающихся»
материал
В работе раскрывается тема роли репертуара концертмейстера хореографии, использующегося для проведения ежедненых занятий, в развитии воображения и формировании творческих способностей обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДО ДШИ №9 г. Курска
Доклад на тему: «Роль репертуара концертмейстера хореографии в развитии воображения и формировании творческих способностей обучающихся»
Выполнила: концертмейстер МБОУ ДО ДШИ №9
Степанюк Елена Александровна
2023 г.
Развитие творческих способностей в настоящее время является одним из основных направлений воспитания подрастающего поколения. Хореография, как один из видов искусства, лежащий в основе эстетического воспитания, оказывает огромное влияние на развитие музыкально-творческих способностей обучающихся и среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место.
В основе хореографического искусства лежит тесная связь движения и музыки. Искусство танцора заключается не только в умении точно исполнять движения, но и передавать смысл музыки. Поэтому, кроме педагога-хореографа, на уроке с обучающимися работает концертмейстер, от мастерства которого во многом зависит развитие музыкальности, чувства ритма, эмоциональности и осознанности при исполнении каждого движения обучающимися.
На занятиях хореографией ребенок обучается не только искусству танца, но и учится распознавать музыкальные образы и их выразительное значение, определять структуру произведения, распознавать и сравнивать музыкальные фразы, определять характер произведения. Все это в итоге помогает учащимся воспринимать единство музыки и хореографии.
Поскольку репертуар концертмейстера должен быть полностью подчинен техническим задачам, которые ставит педагог-хореограф, концертмейстер обязан четко осознавать, что представляет собой то, или иное движение в ритмическом и темповом плане, а также понимать, какого оно характера.
Работа концертмейстера в классе во время учебных занятий сильно отличается от сценических форм танца, где работа пианиста связана с воспроизведением готовых клавиров. Большое значение во время учебных занятий имеет как заранее заготовленный музыкальный материал и умение быстро ориентироваться при выборе музыкальных произведений, соответствующих характеру, темпу и ритмическим особенностям конкретного движения, так и умение концертмейстера предложить импровизацию собственного сочинения, или основанную на уже имеющихся в репертуаре музыкальном материале.
Одной из первостепенных задач концертмейстера на уроках хореографии является воспитание музыкальности и совершенствования чувства ритма у обучающихся. Развитие музыкально-ритмических способностей у детей способствует совершенствованию умения управлять движениями тела.
На начальном этапе обучения на уроках ритмики при содействии концертмейстера изучаются основные элементы музыкальной грамоты: характер музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный), понятие темпа (быстро, медленно, умеренно, подвижно), жанр музыки (марш, песня, танец), динамические оттенки (тихо, громко), метроритм, сильные и слабые доли, паузы. Также изучаются такие понятия, как музыкальная фраза, понятие музыкального предложения.
Большое значение на уроках хореографии имеет развитие музыкальности у детей. Этому способствует разнообразие исполняемой на уроках музыки. Репертуар концертмейстера знакомит обучающихся с музыкой разных эпох, стилей, направлений и жанров. Большую роль в осознанном отношении учеников к музыкальному сопровождению имеет анализ предлагаемых музыкальных фрагментов, обсуждение художественных образов, заложенных в музыку.
Для достижения результатов концертмейстер в своей деятельности использует следующие методы:
- наглядно-слуховой (непосредственное слушание и восприятие музыки во время показа педагогом движений);
- словесный (помощь в раскрытии и понимании смыслового наполнения музыкального произведения, содействие проявлению творческой активности, воображения);
- практический (непосредственное выполнение упражнений под музыку).
Таким образом, грамотно подобранный музыкальный репертуар способствует расширению знаний, кругозора и развитию музыкальной культуры обучающихся.
Процесс ознакомления обучающихся с музыкальным сопровождением на уроке хореографии имеет свои особенности для начального и заключительного этапов обучения. Рассмотрим этот процесс для учащихся младших и частично средних классов. На этом этапе формируются музыкально-ритмические способности, учащиеся знакомятся с основными музыкальными жанрами, используемыми для оформления уроков классического танца, характером основным движений экзерсиса и соответствующей им музыки.
Первый этап заключается в знакомстве с музыкальным произведением. На этом этапе важно научить эмоциональному восприятию музыки, пониманию характера, настроения, что способствует развитию эмоциональной сферы и образного мышления.
На втором этапе формируется понятие единства музыки и движения. Это способствует развитию музыкальности в исполнении движений, умению передать характер музыки в соответствующем движении.
На этом этапе большое внимание уделяется подбору репертуара, соответствующего замыслу педагога-хореографа (характер мелодии, ритмический рисунок, наличие затакта, темп, размер, количество музыкальных фраз). Каждый музыкальный фрагмент на уроке подвергается анализу с точки зрения вышеперечисленных особенностей, что способствует более глубокому пониманию учащимися связи характерного движения с соответствующим ему музыкальным фрагментом.
Этот этап представляет собой кропотливую работу по выявлению всех неточностей исполнения, исправляются ошибки, педагог добивается грамотного, точного и осознанного исполнения движений.
Третий этап посвящен закреплению навыков исполнения и доведению работы по выполнению заданий до автоматизма. На этом этапе уже можно говорить о формировании мышечной памяти и переходе к эмоциональной составляющей выполняемых движений, позволяющей каждому ученику проявить инициативу и творческую индивидуальность.
На этом этапе обучающиеся, опираясь на полученные навыки, доведенные до автоматизма, получают возможность проявить себя, реагируя на предлагаемую концертмейстером музыку, создавая свои неповторимые образы в танце.
Говоря об этапах работы по ознакомлению с музыкальным сопровождением в старших классах, можно отметить тот факт, что первый и частично второй этапы, необходимые для работы с младшим составом хореографического коллектива, уже не требуют реализации. Ученики уже владеют основными элементами экзерсиса и умеют исполнять их музыкально и осознанно. На этом этапе хореограф предлагает к изучению различные танцевальные комбинации, и в этом случае успех в достижении планируемых целей зависит от мастерства концертмейстера грамотно подобрать музыкальное сопровождение для каждой новой комбинации в соответствии с замыслом хореографа.
В обязанности концертмейстера входит не только музыкальное оформление урока классического танца, но и участие в решении образовательных и воспитательных задач. В процессе обучения ему приходится иметь дело с разновозрастными группами хореографического коллектива, и, исходя их этого, помогать хореографу выстраивать урок в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, с каждым годом подбирая более сложный и разнообразный музыкальный репертуар.
В процессе обучения классическому танцу огромную роль играет музыкальная основа урока. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоническом единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Музыка на занятиях хореографии не является лишь сопровождением, фоном для того или иного упражнения, она органически включается в содержание каждого урока как неотъемлемая составная его часть. Использование на уроках высокохудожественной музыки обогащает учащихся эстетическими впечатлениями, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает музыкальный вкус. Соединение движений и музыки при обучении экзерсису является важной задачей. Всем известно, что в классе хореографии с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер).
Грамотно подобранный репертуар играет огромную роль в совместной работе преподавателя и концертмейстера, а также предопределяет успех в творческой деятельности коллектива учащихся. Репертуар должен соответствовать задачам музыкально-художественного воспитания коллектива, а также быть соответствовать определенному техническому и исполнительскому уровню обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль современных образовательных технологий в развитии творческих способностей обучающихся на уроках хора в МВМУ
В настоящей методической работе рассматриваются вопросы хорового исполнительства и организации творческой деятельности самодеятельного юношеского хора суворовцев Московского военно...
«Роль авторских мультимедийных пособий в развитии творческих способностей обучающихся»
Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютерных программ с их универсальными во...

«Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л.Графов) Тема: Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения
Рецензияна статью «Развитие творческих способностей обучающихсяна уроках производственного обучения».Балковой Татьяны Геннадьевнымастера производственного обученияГБПОУ «Сахалинский индустриальный тех...

Доклад на тему: "Роль дисциплины Иностранный язык в профессиональной деятельности в формировании общих компетенций студентов колледжа в условиях компетентностного подхода"
Текст доклада и презентация...

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"
Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»
Актуальность проблемы развития творческого потенциала обучающихся в образовательном процессе обусловлена потребностями общественного развития, профессиональной значимостью ее для педагогов-практиков, ...

Методический доклад на тему: «Роль концертмейстера (баяниста) в работе с детским фольклорным коллективом».
Работа концертмейстера-баяниста детского фольклорного ансамбля специфична. Аккомпанемент - это часть музыкального произведения и является сложным комплексом выразительных средств. Эта сложная организа...