Доклад на тему: «Роль репертуара концертмейстера хореографии в развитии воображения и формировании творческих способностей обучающихся»
материал

Степанюк Елена Александровна

В работе раскрывается тема роли репертуара концертмейстера хореографии, использующегося для проведения ежедненых занятий, в развитии воображения и формировании творческих способностей обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДО ДШИ №9 г. Курска

Доклад на тему: «Роль репертуара концертмейстера хореографии в развитии воображения и формировании творческих способностей обучающихся»

Выполнила: концертмейстер МБОУ ДО ДШИ №9

                 Степанюк Елена Александровна

2023 г.

Развитие творческих способностей в настоящее время является одним из основных направлений воспитания подрастающего поколения. Хореография, как один из видов искусства, лежащий в основе эстетического воспитания, оказывает огромное влияние на развитие музыкально-творческих способностей обучающихся и среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место.

В основе хореографического искусства лежит тесная связь движения и музыки. Искусство танцора заключается не только в умении точно исполнять движения, но и передавать смысл музыки. Поэтому, кроме педагога-хореографа, на уроке с обучающимися работает концертмейстер, от мастерства которого во многом зависит развитие музыкальности, чувства ритма, эмоциональности и осознанности при исполнении каждого движения обучающимися. 

На занятиях хореографией ребенок обучается не только искусству танца, но и учится распознавать музыкальные образы и их выразительное значение, определять структуру произведения, распознавать и сравнивать музыкальные фразы, определять характер произведения. Все это в итоге помогает учащимся воспринимать единство музыки и хореографии.

Поскольку репертуар концертмейстера должен быть полностью подчинен техническим задачам, которые ставит педагог-хореограф, концертмейстер обязан четко осознавать, что представляет собой то, или иное движение в ритмическом и темповом плане, а также понимать, какого оно характера. 

Работа концертмейстера в классе во время учебных занятий сильно отличается от сценических форм танца, где работа пианиста связана с воспроизведением готовых клавиров. Большое значение во время учебных занятий имеет как заранее заготовленный музыкальный материал и умение быстро ориентироваться при выборе музыкальных произведений, соответствующих характеру, темпу и ритмическим особенностям конкретного движения, так и умение концертмейстера предложить импровизацию собственного сочинения, или основанную на уже имеющихся в репертуаре музыкальном материале.

Одной из первостепенных задач концертмейстера на уроках хореографии является воспитание музыкальности и совершенствования чувства ритма у обучающихся. Развитие музыкально-ритмических способностей у детей способствует совершенствованию умения управлять движениями тела.

На начальном этапе обучения на уроках ритмики при содействии концертмейстера изучаются основные элементы музыкальной грамоты: характер музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный), понятие темпа (быстро, медленно, умеренно, подвижно), жанр музыки (марш, песня, танец), динамические оттенки (тихо, громко), метроритм, сильные и слабые доли, паузы. Также изучаются такие понятия, как музыкальная фраза, понятие музыкального предложения.

Большое значение на уроках хореографии имеет развитие музыкальности у детей. Этому способствует разнообразие исполняемой на уроках музыки. Репертуар концертмейстера знакомит обучающихся с музыкой разных эпох, стилей, направлений и жанров. Большую роль в осознанном отношении учеников к музыкальному сопровождению имеет анализ предлагаемых музыкальных фрагментов, обсуждение художественных образов, заложенных в музыку.

Для достижения результатов концертмейстер в своей деятельности использует следующие методы:

- наглядно-слуховой (непосредственное слушание и восприятие музыки во время показа педагогом движений);

- словесный (помощь в раскрытии и понимании смыслового наполнения музыкального произведения, содействие проявлению творческой активности, воображения);

- практический (непосредственное выполнение упражнений под музыку).

Таким образом, грамотно подобранный музыкальный репертуар способствует расширению знаний, кругозора и развитию музыкальной культуры обучающихся.

Процесс ознакомления обучающихся с музыкальным сопровождением на уроке хореографии имеет свои особенности для начального и заключительного этапов обучения. Рассмотрим этот процесс для учащихся младших и частично средних классов. На этом этапе формируются музыкально-ритмические способности, учащиеся знакомятся с основными музыкальными жанрами, используемыми для оформления уроков классического танца, характером основным движений экзерсиса и соответствующей им музыки.

Первый этап заключается в знакомстве с музыкальным произведением. На этом этапе важно научить эмоциональному восприятию музыки, пониманию характера, настроения, что способствует развитию эмоциональной сферы и образного мышления.

На втором этапе формируется понятие единства музыки и движения. Это способствует развитию музыкальности в исполнении движений, умению передать характер музыки в соответствующем движении.

На этом этапе большое внимание уделяется подбору репертуара, соответствующего замыслу педагога-хореографа (характер мелодии, ритмический рисунок, наличие затакта, темп, размер, количество                                             музыкальных фраз). Каждый музыкальный фрагмент на уроке подвергается анализу с точки зрения вышеперечисленных особенностей, что способствует более глубокому пониманию учащимися связи характерного движения с соответствующим ему музыкальным фрагментом.

Этот этап представляет собой кропотливую работу по выявлению всех неточностей исполнения, исправляются ошибки, педагог добивается грамотного, точного и осознанного исполнения движений.

Третий этап посвящен закреплению навыков исполнения и доведению работы по выполнению заданий до автоматизма. На этом этапе уже можно говорить о формировании мышечной памяти и переходе к эмоциональной составляющей выполняемых движений, позволяющей каждому ученику проявить инициативу и творческую индивидуальность.

На этом этапе обучающиеся, опираясь на полученные навыки, доведенные до автоматизма, получают возможность проявить себя, реагируя на предлагаемую концертмейстером музыку, создавая свои неповторимые образы в танце.

Говоря об этапах работы по ознакомлению с музыкальным сопровождением в старших классах, можно отметить тот факт, что первый и частично второй этапы, необходимые для работы с младшим составом хореографического коллектива, уже не требуют реализации. Ученики уже владеют основными элементами экзерсиса и умеют исполнять их музыкально и осознанно. На этом этапе хореограф предлагает к изучению различные танцевальные комбинации, и в этом случае успех в достижении планируемых целей зависит от мастерства концертмейстера грамотно подобрать музыкальное сопровождение для каждой новой комбинации в соответствии с замыслом хореографа.

В обязанности концертмейстера входит не только музыкальное оформление урока классического танца, но и участие в решении образовательных и воспитательных задач. В процессе обучения ему приходится иметь дело с разновозрастными группами хореографического коллектива, и, исходя их этого, помогать хореографу выстраивать урок в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, с каждым годом подбирая более сложный и разнообразный музыкальный репертуар.

В процессе обучения классическому танцу огромную роль играет музыкальная основа урока. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоническом единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Музыка на занятиях хореографии не является лишь сопровождением, фоном для того или иного упражнения, она органически включается в содержание каждого урока как неотъемлемая составная его часть. Использование на уроках высокохудожественной музыки обогащает учащихся эстетическими впечатлениями, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает музыкальный вкус. Соединение движений и музыки при обучении экзерсису является важной задачей. Всем известно, что в классе хореографии с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер).

Грамотно подобранный репертуар играет огромную роль в совместной работе преподавателя и концертмейстера, а также предопределяет успех в творческой деятельности коллектива учащихся. Репертуар должен соответствовать задачам музыкально-художественного воспитания коллектива, а также быть соответствовать определенному техническому и исполнительскому уровню обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль современных образовательных технологий в развитии творческих способностей обучающихся на уроках хора в МВМУ

   В настоящей методической работе рассматриваются вопросы хорового исполнительства и организации творческой деятельности самодеятельного юношеского хора суворовцев Московского военно...

«Формирование творческих способностей, как один из способов развитие личности обучаемого»

«Формирование творческих способностей, как один из способов развитие личности обучаемого»...

«Роль авторских мультимедийных пособий в развитии творческих способностей обучающихся»

Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютерных программ с их универсальными во...

«Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л.Графов) Тема: Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения

Рецензияна статью «Развитие творческих способностей обучающихсяна уроках производственного обучения».Балковой Татьяны Геннадьевнымастера производственного обученияГБПОУ «Сахалинский индустриальный тех...

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»

Актуальность проблемы развития творческого потенциала обучающихся в образовательном процессе обусловлена потребностями общественного развития, профессиональной значимостью ее для педагогов-практиков, ...