Сценарий "Блокада Ленинграда"
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Федеральная служба исполнения наказаний
Управление по тульской области
ФКП образовательное учреждение №79
Филиал №5
80-летию полного освобождения
Ленинграда от фашисткой блокады
сценарий
Донской: мастер п /о Рыбаков С.В.
Цели деятельности преподавателя: познакомить учащихся с блокадой Ленинграда, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, соотечественников, вызвать чувство восхищения героизмом солдат и жителями Ленинграда проявленным во время блокады фашисткими войсками.
Педагогические задачи: воспитывать у обучающихся трепетное отношение к своей Родине, желание её защищать.
Планируемые результаты:
Предметные: получить представления о ходе блокады Ленинграда, героизме советского народа в годы ВОВ.
Личностные: проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности; проявляют чувство гордости и сопричастности к прошлому своего народа, своей страны.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
- познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной; логически – совершенствуют мыслительные операции; -коммуникативные – слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от свое; строят понятные речевые высказывания, делятся своими впечатлениями;
- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.
Образовательные ресурсы: документальный фильм «Блокадный Ленинград», «Чем приходилось питатся в блокадном Ленинграде», песни «Ленинград горький хлеб» хор Турецкого, «Блокадный Ленинград» И.Корнилов, стих.
Предварительная работа: Сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (подготовить сообщение о мужестве советского народа во время блокады Ленинграда; подобрать стихи о войне, мужестве, героизме);
Жителям блокадного Ленинграда, их
бессмертному подвигу, посвящается
Эпиграф:
Он не дрогнул в бою, бастион над Невою.
Он в едином строю был со всею страною.
Лютый холод и сотни тревог -
Всё он вынес и всё превозмог.
В. Суслов
Ведущий: Сегодня мы проводим час памяти защитников и жителей блокадного Ленинграда. Мы будем говорить о городе, где каждый метр земли полит кровью его защитников, где есть кладбища, на которых в одной только могиле захоронены несколько сот человек, умерших в блокадном Ленинграде.
Осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду. В плане “Барбаросса” - плане ведения войны против Советского Союза - немецко-фашистское командование, учитывая значение Ленинграда, ставило захват этого города одной из ближайших задач.
- Город-порт.
- Центр оборонной промышленности.
- Центр мировой культуры.
Жители города вышли на строительство оборонительных сооружений. Ленинград должен был стать неприступной крепостью. Три кольца оборонительных сооружений было возведено вокруг города. В городе стали появляться баррикады, противотанковые рвы, ежи. Задача укрепления стала самой важной летом и осенью 1941 года, о чем свидетельствуют газеты тех лет.
Все ближе и ближе враг подходил к Ленинграду. Несмотря на героическое сопротивление наших войск, 8 сентября 1941 года немцы захватили Шлиссельбург и сомкнули кольцо вокруг Ленинграда. Началась 900-дневная блокада Ленинграда.
1 Просматриваем док.фильм «Чем приходилось питатся в блокадном Ленинграде»
Ведущий №1: Не случайно эпиграфом нашего урока мы взяли слова В.Суслова. Даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Оставшиеся в Ленинграде дети старались, как могли, помочь взрослым. Они были серьезными и суровыми не по годам. Многие из них работали на заводах наравне со взрослыми. Дети работали на почте, помогали ухаживать за ранеными в госпитале, поставляли оружие фронту. Несмотря на голод, холод и страшную усталость, дети находили в себе силы идти в школу. 39 школ работали в блокадном городе.
К сентябрю 1941 года начали работать оборонные организации, нужно было производить те немногие продукты, которые город мог выпускать, лечить раненых . Все работоспособное население Ленинграда приступило к работе.
2 Песня «Понамки» дети блокадного Ленинграда
Ведущий 2: В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло 900 тыс. мирных жителей. Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению. Ленинградское сражение охватило почти всю северо-западную часть страны и длилось более трёх лет. На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов.
Чтец: №1
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право - жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлёбку Достоинство своё не продадим.
Есть передышка - мы передохнём,
Нет передышки, снова будем драться
За город, пожираемый огнём,
За милый мир, за всё, что было в нём,
За милый мир, за всё, что будет в нём,
За город наш испытанный огнём,
За право называться ленинградцем!
3 Просмотр док.фильма «Блокада Ленинграда» (без звука, читая нижний текст ведущего).
Ведущий 1: Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по - 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб - это совсем маленький кусочек. тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Власти зарегистрировали более 250 случаев людоедства, а на рынках торговали сомнительным студнем.
4 Стих о блокадном Ленинграде
Чтец:№2
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?
Ведущий 2: Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников.
5 Просматриваем видео « Дневник Тани Савичевой».
6 Песня Хор Турецкого — «Ленинградский горьковатый хлеб»
Ведущий 1: И вот войскам Лениградского и Волховского фронтов дан приказ: перейти в наступление, пробиваться навстречу друг другу, разбить осаду города и соединиться. Январским морозным утром по вражеским укреплениям ударили более тысяч орудий и минометов. Огненные клубы дыма заволокли зимнее небо. Летчики обрушили на врага бомбовые удары. Без промаха била артиллерия Балтийского флота. Сокрушая все преграды, ринулись танковые десанты. Прикрываясь дымовой завесой, неотвратимо приближались к врагу пехотинцы в белых маскировочных комбинезонах. Гвардейцы скрытно подтягивали к месту боя минометы и пулеметы. Много дней длилась битва. Враг начал отступать. Наши гвардейцы ворвались на окраину города Шлиссельбурга. Еще вчера в этом городе хозяйничали фашисты. Теперь, не выдержав нашей атаки, враги бежали. Враг отступал, но яростно сопротивлялся. Однако никакая сила не могла уже остановить наших солдат. Советская Армия шла вперед! Блокада прорвана.
7 Стих « Защитникам и жителям блокадного Ленинграда посвящается».
Ведущий 2: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”.
Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (Минута молчания).
8 Песня « Блокадный Ленинград»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу о блокаде Ленинграда.
В презентации есть портреты о рассказываемых личностях прошедших блокаду, а так же фотографии различных памятников сохранившихся в блокаду Ленинграда....
Открытый классный час, посвященный дню снятия блокады Ленинграда
Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев изСеверной Африки, Европы и в...
Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия (классного часа), посвящённого 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Санкт-Петербургский колледж управления и коммерции» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого ...
Методическая разработка о войне "Блокада Ленинграда"
Тема: «БлокадаЛенинграда»Цели классного часа:- Рассмотреть исторические аспекты Блокады Ленинграда, как события Великой отечественной войны.-...
Блокада Ленинграда
Мероприятие,посвящённое 70-летию освобождения Ленинграда от фашисткой блокады.Сценарий вечера 70-летие снятия блокады Ленинграда.Клип Священная война (3.23)Ведущий: Колесникова ...
Конспект внеклассного занятия: "Наши земляки-вольчане - защитники Ленинграда".
Внеклассное занятие посвящено землякам - жителям города Вольска, принимавшим участие в обороне и снятии блокады Ленинграда....
Конспект совместной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий, исследовательской деятельности «Блокада Ленинграда»
Как сформировать у старших дошкольников гражданскую позицию, патриотические чувства, любовь к городу на основе ознакомления с городом-героем Ленинградом, с ленинградцами, жившими и защищавшими город в...