Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.. 02 «Литература» для специальности среднего профессионального образования технического профиля 35.01.23. специальность «Хозяйка усадьбы», 35.01.11. специальность «Мастер сель
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе для СПО | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендована и одобрена Методическим Утверждена
на заседании Методической комиссии заведующим Жуковским филиалом
Жуковского филиала «ТК ММП»
Председатель МК________/Н.М.Карасёва/ ______________/Г.В.Сидько/
«31»августа 2019г. « 31» августа 2019г.
Протокол № 1 от 31 августа 2019г. Протокол № 1 от 31 августа 2019г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД.. 02 «Литература»
для специальности среднего профессионального образования технического профиля 35.01.23. специальность «Хозяйка усадьбы», 35.01.11. специальность «Мастер сельскохозяйственного производства»
Составитель: Попова Н.И., преподаватель общеобразовательных дисциплин, первая категория
Рабочая программа составлена на основании примерной программы учебной дисциплины «Литература», одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10 апреля 2008 года и в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03 – 1180).
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| |
| |
| |
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 02. «Литература»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО 35.01.23. «Хозяйка усадьбы», 35.01.11. «Мастер сельскохозяйственного производства»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__256__часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __171_ час;
самостоятельная работа 85 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 256 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 85 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Содержание учебной дисциплины: «ЛИТЕРАТУРА»
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Характеристика литературного процесса начала ХІХ века | 2 | 1 |
Развитие русской литературы и культур в первой половине XІX века | Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма. | 14 | 1 |
Самостоятельная работа | 7 | ||
Русская литература второй половины XIX века | Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика. | 58 | 1 |
Самостоятельная работа | 29 | ||
Поэзия второй половины XІX века | Обзор русской поэзии второй половины XІX века. Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Алексей Константинович толстой, Николай Алексеевич Некрасов. . | 13 | 3 |
Самостоятельная работа | 7 | ||
ЛИТЕРАТУРА XX века (ІІ курс) | |||
Особенности развития литературы и других видов искусств в начале ХХ века. Русская литература на рубеже веков | Творчество И.А.Бунина, А.И.Куприна. Серебряный век русской поэзии. Символизм.Акмеизм. Футуризм. Новокрестьянская поэзия. Максим Горький , Александр Александрович Блок. | 11 | 1 |
Самостоятельная работа | 5 | ||
Особенности развития литературы 1920-х годов | Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Творчество Владимира Владимировича Маяковского, Сергея Александровича Есенина, Александра Александровича Фадеева. | 10 | 2 |
Самостоятельная работа | 5 | ||
Особенности развития литературы 1930- начала 1940-х годов | Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Творчество Марины Ивановны Цветаевой, Осипа Эмильевича Мандельштама, Андрея Платонова, Исаака Эммануиловича Бабеля, Михаила Афанасьевича Булгакова, Алексея Николаевича Толстого, Михаила Александровича Шолохова. | 26 | 2-3 |
Самостоятельная работа | 13 | ||
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др. Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др. Творчество Анны Андреевны Ахматовой, Бориса Леонидовича Пастернака, | 6 | 1-2 |
Самостоятельная работа | 3 | ||
Особенности развития литературы 1950–1980-х годов | Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950-1980-х годов. Творчество писателей – прозаиков в 1950-1980-е годы. В.Шукшин («Выбираю деревню на жительство»), В.В.Быков («Сотников»), В.Распутин («Прощание с Матёрой»). Творчество поэтов в 1950-1980-е годы. Н.Рубцов, Б.Окуджава, А.Вознесенский. Драматургия 1950-1980-х годов. В.розов, А.Володин, А.Салынский, А. Арбузов. Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П.Нилин «Жестокость», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Дудинцев «Не хлебом единым...». | 19 | 1 |
Самостоятельная работа |
| ||
Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов (три волны эмиграции) | Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920-1930-х годов. Творчество И.Шмелёва, Б.Зайцева, В. Набокова, Г.Газданова, Б.Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б.Ширяева, Д.Кленовского, И.Елагина. третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И.Бродского, А.Синявского, Г.Владимова. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа | 1 | ||
Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов. | Общественно-культурная ситуация в России конца XX- начала XXІ века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980-1990-х годов. «Задержанная» и «Возвращённая» литература. Произведения А.Солженицына, А.Бека, А.Рыбакова, В.Войновича. отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. | 10 | |
Самостоятельная работа | 5 | ||
Всего: | 256 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1- ознакомительный (усвоение ранее изученных объектов, свойств);
2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русского языка и литературы».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству учащихся;
рабочее место преподавателя;
учебники и учебные пособия;
наборы плакатов;
демонстрационный стенд;
Технические средства обучения:
компьютер с выходом в сеть Интернет с лицензионным программным обеспечением;
лицензионные видеофильмы;
мультимедийные обучающие программы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005
Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.
Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003.
Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.
Дополнительные источники:
История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.
История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.
История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001.
Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.
Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.
Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003.
Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2002.
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.
Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.
Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.
Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.
Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.
Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения учащимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Уметь | |
воспроизводить содержание литературного произведения; | фронтальный опрос, пересказ фрагментов |
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; | исследовательские работы, доклады |
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; | исследовательские работы, сочинения |
определять род и жанр произведения; | исследовательские работы, фронтальный опрос |
сопоставлять литературные произведения; | групповой опрос, тестирование, литературные викторины |
выявлять авторскую позицию; | дискуссии, фронтальный опрос |
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы | рецензии, сочинения |
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; | устные ответы, доклады |
Знать | |
образную природу словесного искусства; | фронтальный опрос |
содержание изученных литературных произведений; | устные ответы, сочинения |
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; | доклады, рефераты |
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; | исследовательские работы, устные ответы |
основные теоретико-литературные понятия; | устные ответы, литературные викторины |
Объём учебной дисциплины ОУД.02. «Литература» и виды учебной работы
Курс, семестр | Учебная нагрузка обучающихся (час) | |||||||
Максимальная учебная нагрузка | УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ | Самостоятельная работа | Обязательная аудиторная нагрузка | |||||
Всего часов | в т.ч. | |||||||
теоретическое занятия | лабораторные работы | |||||||
практические занятия | курсовая работа (проект) | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I курс | 130 | 8 | 43 | 87 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ Среднее профессиональное образование по специальности 230111/Компьютерные сети
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ Среднее профессиональное образование по специальности 230111/Компьютерные сети...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ Среднее профессиональное образование по специальности 230111/Компьютерные сети
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ Среднее профессиональное образование по специальности 230111/Компьютерные сети...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессиональног...
Рабочая программа по Безопасности жизнедеятельности по специальности среднего профессионального образования "Дошкольное образование"
Программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО.Программа учебно...
Рабочая программа учебной (производственной) практики для профессии среднего профессионального образования 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ», квалификация: штукатур
Рабочая программа учебной (производственной) практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ&r...
Рабочая программа учебной (производственной) практики для профессии среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной (производственной) практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ&r...
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» для профессии среднего профессионального образования технического профиля базового уровня: 23.01.03 «Автомеханик»
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения дисциплины «Химия» в ГБПОУ СО «ТЛК им. Н.И. Кузнецова» реализующем образовательн...