Сценарий фортепианного концерта "Волшебная фортепианная музыка от малого до великого"
материал

Курочкина Светлана Юрьевна

Участие в концертах является одним из любимых видов деятельности обучающихся в ДШИ, предоставляющей любому ученику возможность творческого самовыражения и профессионального роста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_4_stsenariy_kontserta_prep.kurochkinoy_s.yu_.2022g.docx407.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования  города Нягани

«Детская школа искусств»

                      

     «Волшебная фортепианная музыка – от малого до великого»

                      Сценарий  фортепианного концерта учащихся,  

лауреатов Региональных, Окружных, Всероссийских и Международных

                                                 конкурсов.  

                                                Автор: Курочкина Светлана Юрьевна

                                      преподаватель высшей квалификационной категории,

           заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры.

                      г.Нягань,2022г.

                                 Пояснительная записка

Участие в концертах является одним из любимых видов деятельности обучающихся в ДШИ, предоставляющей любому ученику возможность творческого самовыражения и профессионального роста. При этом, обучающийся должен обладать необходимыми качествами, характерными для исполнителя, такими как музыкальность,  целеустремленность, творческое мышление, сценическая выдержка, артистизм.

Лишь немногие, особенно одаренные дети, способны выступать с сольной программой, подготовленной для публичного представления своих успехов, являющейся своего рода высшей планкой, подведение итогов творческой деятельности обучающегося на определенном этапе образовательной деятельности. Сольный концерт является эффективной формой практической деятельности, направленной на развитие творческого потенциала личности и формирования ключевых компетенций начинающего музыканта.

Исполнение сольной программы приведет к росту мотивации обучающихся в обучение игре на фортепиано.

А это является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.

В моем концерте принимают участие пять обучающихся класса, которые выступят со своей сольной программой.

Цель: Развитие творческих способностей и совершенствование исполнительского мастерства.

Педагогические задачи:

1. Представить достижения учащихся за время обучения на фортепианном отделении.

2. Научить применять полученные навыки в исполнительской деятельности.

3. Развитие музыкального мышления и памяти путем умения выдержать определенный объем программы.

4. Формирование устойчивого интереса у обучающегося к музыкальному искусству и концертному исполнительству.

Образовательные  задачи:

Приобщение детей к обучению навыкам выразительного исполнения произведений различного характера.

Развивающие  задачи:

Развитие творческого воображения, художественно-образного исполнительского мышления, музыкальной памяти.

Задачи для обучающегося:

1. Проявление творческих и исполнительских навыков, сценической выдержки при исполнении программы.

2. Совершенствование исполнительского уровня через исполнение произведений повышенной сложности.

3. Развитие навыков убедительно предлагать свою концепцию исполнения программного содержания произведений.

Задачи для слушателей:

1. Расширение музыкального кругозора слушателей путем знакомства с музыкальными произведениями различных стилей и эпох.

2. Воспитание эмоционально-ценностного восприятия музыкальных произведений.

Помимо общих целей и задач происходит развитие ряда важных психологических характеристик личности учащегося: умение концентрировать внимание, управлять своими эмоциями, приводить себя в оптимальное концертное состояние. Подготовка к сольному концерту способствует формированию таких качеств как: инициатива, самоконтроль, критичность, целеустремлённость, настойчивость, ответственность, позитивная самооценка и уверенность в себе. В процессе подготовки концерта происходит взаимное обогащение преподавателя и учащихся: они становятся равноправными интерпретаторами музыкального выступления.

Сценарий сольного концерта «Волшебная фортепианная музыка – от  малого до великого»

Добрый день, уважаемые слушатели. Мы рады Вас приветствовать на концерте «Волшебная фортепианная музыка – от малого до великого»!

Концертная программа подготовлена лауреатами Региональных, Окружных, Всероссийских и Международных конкурсов, учащимися класса преподавателя Курочкиной Светланой  Юрьевной.  

Конкурс (лат.concursus) - в переводе с латинского – буквально стечение, встреча. Художественные состязания были известны еще в Древней Греции. Традиция зародилась за 500 веков до н.э. в Античных Дельфах на Пифийских играх. Вторые по значимости после Олимпийских, Пифийские игры проводились в честь  Аполлона, бога солнечного света, гармонии, покровителя искусств и муз.

Первоначально Пифийские игры состояли только из музыкальных состязаний кифаредов, исполнявших пеан в честь Аполлона. В 590 г. до н.э. к пению под аккомпанемент кифары, добавили пение под аккомпанемент флейты. Победители Пифийских игр награждались венком из лавра – дерева, посвящённого Аполлону.

Термин лауреат (от лат.laureatus ) – «увенчанный лаврами»  возник в эпоху Римской империи. В эпоху Возрождения виднейшие музыканты соревновались в искусстве импровизации на различных инструментах: органе, клавесине, лютне, виоле. В дальнейшем в конкурсах между собой состязались великие композиторы: И.С.Бах,  Г.Ф.Гендель,  Д.Скарлатти,  В.А.Моцарт, М.Клементи.

Конкурсы появились в 19 веке. В 1890 году А.Рубинштейн на собственные средства организовал в Петербурге Международный конкурс пианистов.          На конкурсе Рубинштейна за 2 десятилетия выступили свыше 100 исполнителей.

Конкурсы А.Рубинштейна открыли миру таких выдающихся пианистов как А. Гольденвейзер, К.Игумнов, Н.Метнер, Б.Барток, Артур Рубинштейн.

Сегодня Санкт- Петербург признан родиной Международных музыкальных конкурсов. Дело, начатое  Рубинштейном, прерванное мировой войной, возродилось в 1927году, когда в Варшаве состоялся Международный фортепианный конкурс им.Ф.Шопена. В этом состязании участвовал молодой Д.Шостакович. А победу одержал русский пианист Лев Оборин.

К наиболее значимым Международным конкурсам относятся конкурсы им.П.И.Чайковского в Москве, Ф.Шопена в Варшаве, В.А.Моцарта в Зальцбурге, И.С.Баха в Лейпциге, Р.Шумана в Цвиккау.

Тем радостнее, что в столь сложное для образования и культуры время преподаватели  нашей школы активно подготавливают юных исполнителей к творческим испытаниям, а те, в свою очередь, достигают победных высот.

В классе заслуженного деятеля культуры ХМАО-Югры, преподавателя Курочкиной Светланы Юрьевны целая плеяда юных звездочек, лауреатов, победителей международных, всероссийских, региональных конкурсов, чье исполнительское мастерство подарит нам незабываемую встречу с музыкальными шедеврами разных стилевых направлений.

Концертная программа отражает этапы конкурсных испытаний:

- музыка полифонического стиля,

- части классической сонаты,

- пьесы.

Это разнообразие репертуара позволяет в условиях конкурса наиболее полно выявить творческие возможности артистов, стремящихся показать свою индивидуальность, музыкальность и техничность исполнения концертной программы.

Концерт откроет музыка И. С. Баха:

C:\Users\Admin\Downloads\бах2.jpg

       Творчество И.С.Баха остается непревзойденной вершиной на все времена. Как ни у кого из композиторов, его творчество обращено к интеллекту, оно заставляет исполнителя думать и соотносить между собой все детали произведения. Не приходится доказывать, насколько великий мастер обдумывал и строго систематизировал свои педагогические произведения:

вспомним его два тома ХТК, призванные научить пианиста свободно обращаться со всеми 24 тональностями «Хорошо темперированного клавира».

        Свои 2-х и 3-х - голосные инвенции И.С.Бах написал с целью ознакомить начинающего пианиста с различными типами композиции. Эти типы превосходно проанализировал Ф.Бузони в своей редакции инвенций.

        Заметим, что 15 двухголосных и 15 трехголосных инвенций расположены в  том же порядке (мажор - минор по полутонам, что и в ХТК), исключая более сложные тональности.

        Сборник "Маленькие прелюдии и фуги" при жизни И.С.Баха не существовал - его составил из мелких произведений композитора и издал в 1848 году Ф.Грипенкерль, известный в то время немецкий музыкант.

          Он объединил в сборник небольшие инструктивные сочинения Баха (это касается «12 маленьких прелюдий»), расположив их в том же порядке (хроматическом), что и в  названных выше авторских сборниках названных выше авторских сборниках. Также в сборник вошли  «6 маленьких прелюдий».

Прелюдия (от лат. Prae-перед и и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

         Прелюдия как жанр сформировалась в XV веке в органной музыке как вступление к какой - либо части церковной службы, которое предварительно настраивало людей на восприятие необходимых чувств и настроений. Это жанр

импровизационный, «фантазийный», он предполагает использование различных музыкальных форм изложения и развития. Жанр прелюдии во времена Баха присутствует и в органной, и в клавирной, и в оркестровой музыке.

        Изучение прелюдийных пьес начинается у И.С.Баха с цикла «6 маленьких прелюдий». Эти пьесы более масштабны, цельны по своей фактуре. Все пьесы написаны в старинной двухчастной форме , а именно: части формы разграничены знаками повторения. По своему настроению прелюдии очень различны.

          №1 – До – мажор  - торжественно – приподнятая, органная по звучности, аккордовая в начале частей и текуче двухголосная в продолжении.

В исполнении  Ксении Михайловой прозвучит:

1.И. С. Бах Прелюдия До мажор.

2. Инвенция (от латинского - находка, изобретение) пьеса, раскрывающая оригинальность полифонической техники.

И.С.Бах  Двухголосная инвенция Си бемоль мажор

Исполняет Василиса  Шаронова

3. Музыкальным материалом для Трехголосной инвенции ля минор И. С. Баху послужил пасхальный хорал. Таким образом, инструментальная пьеса отражает духовный образ Воскрешения господнего.

И. С. Бах Трехголосная инвенция ля минор

Исполняет Софья Сарапулова.

4. И. С. Бах Трехголосная инвенция Соль мажор

Исполняет Юлия Михайлова

5. Образный строй «Хорошо темперированного клавира» по замыслу самого композитора неразрывно связан с Библейскими мотивами. Так в Прелюдии и фуге фа диез мажор из первого тома воплощен образ Входа в Иерусалим, Ожидание чуда.

И. С. Бах ХТК I том Прелюдия и фуга Фа диез мажор

Исполняет Мария Бусыгина.  

6. Концерт продолжат образцы музыки Венского классицизма.

       Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен – три великих имени, вошедших в историю, как венские классики. Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме, – вот главная черта творчества венских классиков.

        Каждый из венских классиков обладал яркой, неповторимой индивидуальностью. Гайдн более тяготел к инструментальной музыке – к сонатам, концертам и симфониям. Моцарт был универсален во всем – он с легкостью творил в любом жанре. Он оказал огромное влияние на развитие оперы, создавая и совершенствуя различные ее типы – от оперы буфф до музыкальной драмы.

      Логика и стройность сонатной формы подобна граням кристалла. Это вершина в развитии музыкальной драматургии. Совершенство формы откристаллизовалось в творчестве музыкального гения Йозефа Гайдна.

Й.Гайдн Соната Соль мажор I часть .

Исполняет Софья Сарапулова.

7. Музыка Гайдна полна света, радости и искрометного веселья. Соната ми минор занимает в его творчестве особое место, как редкий пример раскрытия эмоционального содержания в минорном ключе.

Й. Гайдн Соната ми минор I часть.

Исполняет Юлия Михайлова.  

8. «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно.» П. И. Чайковский

В. А. Моцарт Соната Ре мажор К.576, I часть  

Исполняет Мария Бусыгина.

Концертную программу продолжат пьесы.

9. Элегия — особый музыкальный жанр, наиболее утонченный, лирический, напрямую связанный с созвучным музыке поэтическим искусством.

С.Майкапар Элегия ор.33 №22

Исполняет Ксения Михайлова.

10. В эпоху романтизма фортепианная фактура переросла скромные рамки аккомпанемента вокальной музыке и вобрала в себя и партию солиста. Так в творчестве немецкого композитора Ф. Мендельсона появились знаменитые инструментальные романсы «Песни без слов».

«Песня венецианского гондольера» прозвучит в исполнении Василисы Шароновой.

11. Из земель, откуда нет возврата,

Возвращался сказочный народ.

Золотые в пламени заката,

Встали эльфы у лесных ворот

Вновь на Землю возвратилась сказка,

Вздрогнули ожившие леса,

И звучали весело и ясно

Эльфов молодые голоса.

И хранили эльфы леса тайны,

Были тропы все известны им.

И встречали люди их случайно

И глазам не верили своим

Б. Фреде Танец эльфов

Исполняет Михайлова Ксения

12. Идет Масленичная неделя. В ее сакральном ходе даже дни имеют особые

названия: понедельник - Встреча, вторник - Заигрыш, среда - Лакомка.

Следующая пьеса подарит нам атмосферу неудержимого праздничного веселья

Прощенного воскресения.

И. Парфенов. «Февраль Проводы русской зимы»

Исполняет Шаронова Василиса

13. Ноктюрн —  песнь ночи. Романтическая пьеса, раскрывающая одновременно живописные и поэтические возможности музыкального искусства.

И. Эгард Ноктюрн ор.144 № 3

Исполняет Сарапулова Софья

14. Э. Григ Ноктюрн До мажор ор.54 № 4

 Исполняет Михайлова Юлия

15. Концертную программу завершает выступление  Марии Бусыгиной.

За годы обучения в школе Мария была трижды обладательницей премии ГРАН-ПРИ.

2018г. (г.Ханты-Мансийск)  V Всероссийский конкурс «Вершина творчества»;

2021г.( г.Санкт-Петербург) II Международный фортепианный конкурс

«Royal-2021»;

2022г. ( г.Нягань) VI Открытый Региональный конкурс « Юный пианист».

В ее исполнении прозвучит «Лорелея» Ференца Листа.

    Ф.Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма. До сих пор его мастерство остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.

    Лорелея- центральный персонаж немецкой романтической поэзии, дева-чаровница, речная фея. Легенда о Лорелее, долгое время оставалась лишь местным преданием: «В древние времена в сумерки и при лунном свете на скале  появлялась девушка, которая пела столь обольстительно, что пленяла всех, кто ее слушал. Многие пловцы разбивались о подводные камни и погибали в пучине, потому что забывали о своей лодке слушая небесный голос певицы-волшебницы.

                 «Дохнуло прохладой, темнеет, струится река в тишине.

                       Вершина горы пламенеет над Рейном в закатном огне.

        Девушка в светлом наряде  сидит над обрывом крутым,

         И блещут, как золото, пряди под гребнем её золотым.

                 

                                             Наш концерт окончен!          

Ведущая концерта,  музыковед  Радионова Виктория Александровна:

Желаем творческого вдохновения всем участникам концерта! Пусть звезда удачи всегда горит на вашем небосклоне!

За каждым успехом, за каждой победой стоит огромный труд преподавателя. Это преподаватель создает все необходимые условия для творческого роста своих учеников, верит в них, ведет к заветной цели!

 Конкурсы дарят нашим юным звёздочкам бесценный опыт концертного исполнительства, умения владеть собой.

Дерзайте, творите и побеждайте, юные дарования!

                                Спасибо за внимание!  

Ссылка концерта: https://youtu.be/GZMq8cov-k8    Концерт лауреатов преподавателя Курочкиной С.Ю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по предмету фортепианный ансамбль «Работа над пьесами» С. Прокофьева из цикла «Детская музыка» в переложении Э. Аптекмана

Цели занятия:Основная – подготовка к концертному выступлению в рамках реализации творческого проекта «Музыкальная шкатулка» С.Прокофьев «Детская музыка».Сопутствующая – повышение качества владения тех...

Сценарий праздника "День музыки"

Международный день музыки (International Music Day) учрежден 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО.Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки является композитор Дмитрий Шостакович. ...

Сценарий концерта "Рождение музыки"

Сценарий концерта детской филармонии "Рождение музыки" ДШИ п.Палатка Магаданской области 2012 г....

Сценарий внеклассного мероприятия посвященное Дню победы " Поклонимся великим тем годам!"

Внеклассное мероприятие к Дню Победы. Сценарий внеклассного мероприятия  "Поклонимся Великим тем годам!" Автор: Свиридова Светлана Викторовна, социальный педагог ГАПОУ СО &quo...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Мой мир музыки» для детей с ограниченными возможностями здоровья (Расстройствами Аутического Спектра) по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиан

Адаптированная дополнительная общеразвивающаяобразовательная программа в области музыкального искусства«Мой мир музыки»для детей с ограниченными возможностями здоровья(Расстройствами Аутич...

Сценарий проведения внеклассного мероприятия посвященного победе в Великой Отечественной войне.

Патриотическое воспитание студенческой молодежи колледжей это один из педагогических процессов по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своей Родине, высокого па...