Презентация "Основы экскурсионного мастерства"
презентация к уроку

Кулешова Виктория Андреевна

Данный материал рассказывает об основах экскурсионного мастерства: о знаниях и умениях, которыми должен владеть экскурсовод, об основных функциях гида и о путях повышения экскурсоводческого мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_ekskursionnogo_masterstva.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : Основы экскурсионного мастерства СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры» Кулешова Виктория Андреевна, педагог дополнительного образования

Слайд 2

Цель урока : Содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации . Задачи: 1) Формирование теоретических знаний в области экскурсоведения и практических навыков в области подготовки экскурсии. Приобретение определённого социального опыта профессиональной деятельности; 2) Приобщение учащихся к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности; 3 ) Формирование новых психологических, социальных установок учащихся (социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этических отношений). 4 ) Воспитание чувства патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию.

Слайд 3

Экскурсия представляет собой процесс познания предметов и явлений мира, в котором мы живём. Руководителем этого процесса является квалифицированный специалист – экскурсовод, владеющий профессиональным мастерством. Экскурсоводческое мастерство – это вид мастерства, который, помимо своей специфической профессиональной основы, включает в себя элементы других видов мастерства (педагогического, лекторского и др.).

Слайд 4

Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно условно разделить на две группы - знания и умения. Знания : общие знания (эрудиция) и знания по специальности (эрудиция по специальности), знание экскурсионной теории, методики ведения экскурсии, психологии и педагогики, основ ораторского искусства, логики и этики . Умение : умение сформулировать знания, изложить свои мысли до проведения экскурсии (в тексте), рассказом и культурой речи расширить кругозор людей, при проведении экскурсии использовать методические приемы, донести знания до аудитории и управлять ею, передавать свою убежденность и вести себя в коллективе.

Слайд 5

Эрудиция экскурсовода . От экскурсовода не требуется, чтобы он был подготовлен по всем отраслям знаний и мог ответить на любой вопрос. Экскурсоводами-эрудитами принято называть тех, кто обладает глубокими знаниями по двум-трем экскурсиям и могут на основе их подготовить варианты экскурсий для различных категорий экскурсантов, прочитать по своей теме лекцию, написать реферат. Мастерство экскурсовода неотъемлемо от владения и постоянного использования основных положений экскурсионной теории . Главная функция экскурсовода - не только передать знания группе, но и добиться их эффективного усвоения экскурсантами. Поэтому важной составляющей экскурсоводческого мастерства является владение методикой, которая подразумевает не только доскональное знание методических приемов показа и рассказа, но и понимание их технологии (т. е. умение управлять процессом, в ходе которого происходит усвоение экскурсантами знаний).

Слайд 6

Уровень экскурсоводческого мастерства зависит от ряда факторов. Их можно разделить на две группы: первая группа - факторы, которые не зависят от экскурсовода (уровень методической документации, отбор объектов показа, построение маршрута, содержание "портфеля экскурсовода"); вторая группа - факторы, зависящие от экскурсовода (его общая эрудиция, знания по теме, владение методикой, культура речи, умение установить контакт с группой, практические умения и профессиональные навыки ). Важная черта мастерства экскурсовода - умение руководить группой, установить и сохранить необходимый контакт с экскурсантами в течение всей экскурсии. Перед экскурсоводом встает задача преодолеть настороженность, которая возникает при встрече с экскурсантами. Здесь опытному экскурсоводу приходит на помощь интуиция.

Слайд 7

Интуиция экскурсовода . Экскурсовод имеет дело с группами, разными по запросам и интересам , по своему отношению к данной теме, настроению, и т. д. Это требует от него изменений речи в зависимости от конкретных ситуаций, использования более действенных средств выражения своих мыслей. Здесь на помощь приходит интуиция - способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательств и формулирования на этой основе своих мыслей. Интуиция приходит к после нескольких лет работы и находит своё выражение в следующем: в умении быстро определить состав и запросы экскурсантов, использовать в рассказе неожиданное явление, действие, факт, а также быстро сделать выводы при возникновении интереса экскурсантов к чему-либо; в правильной реакции на реплики; умении найти выход при возникновении конфликтной ситуации и дать нужный совет и оценку возникшим ассоциациям и т. д.

Слайд 8

Опытный экскурсовод, опираясь на интуицию , может без предварительных опросов экскурсантов определить их интересы и на этой основе сократить или удлинить вступительную часть рассказа, изменить содержание логического перехода от подтемы к подтеме . Интуиция экскурсовода подсказывает ему, какой методический приём наиболее эффективен в данной аудитории. Не меньшую роль играет интуиция в определении настроения экскурсантов, их отношения к наблюдаемым объектам. Она позволяет избежать стандарта «усреднённой» экскурсии и дифференцированно подойти к изложению материала.

Слайд 9

Работа экскурсовода носит творческий характер. Творчество в деятельности экскурсовода находит своё выражение не только в работе его воображения, но и в повседневной его работе при использовании методических приёмов , подборе пословиц, поговорок, литературных изречений, различных форм оживления речи, в поисках новых логических переходов между подтемами , в совершенствовании техники ведения экскурсий. Однако творчество экскурсовода в ходе ведения экскурсии не должно выходить за рамки контрольного текста и методической разработки .

Слайд 10

Пути повышения экскурсоводческого мастерства Важным участком работы любого экскурсионного учреждения является постоянное совершенствование профессионального мастерства экскурсоводов. Для достижения этой цели могут быть рекомендованы различные пути: 1) улучшение организации методической работы всех ее звеньев; 2) подготовка качественной методической документации, своевременное внесение необходимых дополнений и изменений в контрольный текст экскурсии, корректирование экскурсионного маршрута; 3) разработка технологии методических приёмов рассказа и показа с учётом особенностей экскурсионных тем;

Слайд 11

4 ) отработка техники ведения экскурсии и организационных вопросов; 5 ) установление и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсантами на всем протяжении экскурсии, что определяется владением основами психологии, педагогики и логики. Вся работа по повышению профессионального мастерства носит плановый и организованный характер. Большую помощь экскурсоводам (особенно начинающим) может оказать специальная методическая литература.

Слайд 12

Выводы Основой высокого мастерства экскурсовода являются знания, умения, навыки, личные качества, гордость совей профессией. Подлинное мастерство невозможно без любви к своему делу, уважения к избранной профессии. Процесс совершенствования профессионального мастерства экскурсовода безграничен. Важное место в нем занимают работа экскурсовода по изучению экскурсионной теории, более глубокому пониманию сущности экскурсии; развитие интуиции; обогащение языка и усвоение навыков его использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга на курсах по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (возраст слушателей 16+) в учреждении дополнительного профессионального образования гуманитарного направления

Контрольная работа № 1 по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначена для промежуточного контроля знаний слушателей  на курсах  по направлению подготовки «Экскурсионная деятельность» (...

Программа учебной дисциплины "Архитектурные стили в зодчестве северной столицы" для слушателей курсов «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Архитектура  неразрывно связана с историей, политикой и экономикой. Стиль в архитектуре – это реальное воплощение потребностей, идей и вкусов архитекторов, заказчиков и общества в це...

Методические рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис по профессиональному модулю «Организация обслуживания гостей в процессе проживания» МДК.03.03 ЭКСКУРСИОННО-ТРАНСПОРТНО

Методические  рекомендации к практическим работам для студентов обучающихся по  специальности 43.02.11   Гостиничный сервиспо профессиональному модулю «Организа...

Экскурсионная поездка в с. Прохоровка Белгородской области.

26 апреля 2016 г. студенты 1, 2 курсов и преподаватели ОБПОУ «КМТ» совершили экскурсионную поездку в с.Прохоровка Белгородской области.Государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровско...

Экскурсионная методика

В последнее время все большей популярностью среди студентов  пользуются   занятия-экскурсии по следующим дисциплинам : «Мировая художественная культура», «История искусств», «Рису...

Методическая разработка Социальный проект «Туристско-экскурсионное обслуживание гостей МОК им.В.Талалихина»

Организация экскурсионного обслуживания гостей МОК им.В.Талалихина на базе рабочей группы по проектам «Создание туристско-экскурсионного центра в образовательном комплексе» экспериментальн...

Экскурсионная мозаика КБР

Конкурс проводился по профессиональному модулю ПМ 05. МДК 05.03«Организация  и технологиятуристко-экскурсионного обслуживания»специальность  43.02.11 «Гостиничный сервис&ra...