Статья. Бумажная пластика на уроке ИЗО "Красочные кубы"
статья
Применение бумажной пластики на уроке ИЗО "Красочные кубы" 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_krasochnye_kuby.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайловская М.М.
учитель ИЗО и черчения
ГБОУ школа №118 Выборгского района
Санкт-Петербурга
Статья
Применение бумажной пластики на уроке "Красочные кубы".
Учитель: Добрый день! Тема нашего урока «Красочные кубы. Арт объекты и искусство бумажной пластики».
Как вы думаете, что служит основой этого искусства?
Дети: Бумага!
Учитель: Бумага - наш тайный друг. Ей мы доверяем сокровенные мысли, ведя дневник. Она помогает нам общаться между собой, когда мы пишем письма друг другу или родителям. Бумага делает нас умнее, но не сама по себе, а те книги, которые печатаются на бумаге и которые мы читаем. Бумага – незаменимый атрибут нашей повседневной жизни: тетради, журналы, конфетные фантики, пакеты для молока и соков, деньги, которыми мы производим взаимные расчеты и многое, многое другое – все это бумага.
Как вы думаете - известно ли имя создателя бумаги?
Учитель: История оставила нам его имя - Цай Лунь. Его так высоко оценили его изобретения. Он использовал растительное сырье: ива, бамбук, солома, трава, водоросли, и всякие отходы, тряпьё. Итак из этого мы делаем вывод, что родина бумаги – Китай, а дата выпуска – 105 год нашей эры. Двадцать столетий пролетело с момента изготовления первого листа бумаги Цай Лунем.
Но для нас как для художников актуален вопрос: кто же был тот первый художник, который догадался из листа бумаги сделать бумажную скульптуру? Его имя неизвестно, но этот человек во время своего открытия несомненно попал в интересную проблемную ситуацию, как вы думаете – почему? В чем была трудность создания бумажной скульптуры?
Дети:
- он не знал, как складывать бумагу;
- бумага была плохая;
- не было ножниц, инструментов.
Учитель: Это тоже существенные проблемы, но основная проблема была в другом. Мы знаем, что основной характеристикой скульптуры является объем и форма, а лист перед тем художником был абсолютно плоским. Как превратить плоское в объемное - вот о чем он задумался!
И мне бы хотелось, чтобы вы сейчас тоже погрузились в решение этой проблемы- как плоский лист сделать объемным? Для того, чтобы решить эту задачу предлагаю соседям по парте объединиться и подумать вместе над этой проблемой. Что нужно сделать? Перед вами шаблоны бумаги и за 5-10 минут вы должны превратить их в объемные конструкции. Мы будем создавать куб. Какой способ нам подойдёт, чтобы создать куб? Что мы должны сделать с бумагой?
Сгибая лист бумаги, создаём систему ребер жесткости для конструкции.
Какие действия мы можем совершить с бумагой? Изгибание бумаги, комканье, разрезывание и разрывание, скручивание.
Куб- объемная фигура
Одно из волшебных свойств бумаги состоит в том, что обыкновенный плоский лист может превратиться в скульптуру. Бумажная пластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой, при освоении которого вы получаете возможность проявлять свои творческие способности.
Бумага один из важнейших материалов художника. На ней можно рисовать, ее можно резать, складывать, сминать.
Давайте посмотрим, что же можно изготовить из бумаги?
Оригами
Бумажное моделирование
Модульное конструирование
Ажурное вырезание
Квиллинг
Плетение из бумаги
Макетирование
Рельефные композиции
папье-маше
Как мы видим, художественные возможности бумаги очень широки. Бумага, используемая для бумажной пластики.
В качестве основного материала в бумажной пластике используется разнообразная бумага различной фактуры и цвета: какие материалы используются?
-Салфетки
-Картон
-Глянцевая бумага из журналов
-Газетная,
-обёрточная бумага
Бумагопластика. Что же это такое? Скульптура из бумаги? Архитектура? Может быть, дизайн?
Данный вид художественной деятельности в равной степени относится ко всем названным направлениям, так как бумагу широко используют и художники, и архитекторы, и дизайнеры. Из листа ватмана с помощью обычного резака, ножниц и клея можно быстро выполнить какое-нибудь изделие и даже несложную пластическую композицию. Бумагопластика по своей сути является начальным этапом дизайнерского проектирования, так как объектами изображения являются по сути те же самые, что и в дизайне, игрушки, различные виды техники, фигурки животных, элементы архитектуры.
Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмертных бумажных скульптур.
Трехмерные модели - представляют собой физическое тело или модель, которая имеет три измерения – длину, ширину, и высоту. И называется трехмерным. Так же мы живём в трехмерном пространстве, это геометрическая модель материального мира.
Двумерное пространство. Примером двумерного пространства является плоскость (двумерное пространство). Имеет длину и ширину. В двумерном мире мы видим фигуры, изображение плоским. В трехмерном мире мы видим мир объемным.
Квадрат – плоская фигура
Куб- геометрическое тело, или объемная фигура.
Яркие представители творческого направления – бумагопластика.
Сью Блеквелл (Su Blackwell). Британская художница, оживляющая старые, давно прочитанные книги. В них она черпает вдохновение, а из печатных страниц создает свои изящные инсталляции.
Хелен Масселвайт (Helen Musselwhite), тоже англичанка. Она создает трехмерные картины из цветной бумаги разных типов и фактур, населяя свои фантазийные миры замысловатыми персонажами. Все ее работы неповторимы.
Диана Белтран Херрера
Скульптор по бумаге Диана Белтран Херрера из Колумбии использует свой невероятный талант для создания красочных 3-х мерных птиц из бумаги.
Юлия Бродская
Русская художница, которая сегодня живет в Англии, Юлия Бродская, умеет "рисовать" свои картины с помощью… цветной бумаги. Она делает поразительные портреты, а также стилизованное оформление для книг, используя богатую цветом палитру.
Техника, которую использует Юлия, называется бумагокручение или квиллинг - искусство изготавливать из скрученных полосок бумаги удивительные картины.
Ингрид Силиакус
Ингрид Силиакус живет и работает в Нидерландах и создает удивительные архитектурные ландшафты с помощью бумаги. Трехмерные изображения городов из серии "Бумажная архитектура" отличаются великим множеством деталей.
Удивительный это материал – бумага. Натуральный, благородный, благодарный. А какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе – потрясающей красоты объемные инсталляции. Смотришь на результат, и с трудом верится, что это всего лишь тонкие листы, свернутые в геометрические формы и склеенные между собой. Все остальное – уникальное авторское мастерство, талант, вдыхающий в материал жизнь.
Дальше мы познакомимся с таким понятием, как Арт-объект или Инсталляция- форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию.
Арт-объектом можно назвать произведение искусства, вещь, которая представляет собой художественную и материальную ценность.
Арт-объекты создают для того, чтобы дарить настроение, например, на праздниках и впечатлять ваше воображение или даже шокировать своей грандиозностью. Каждый такой объект оригинален и неповторим.
Учитель: Как вы считаете из каких материалов делают Арт-объекты?
Из какого материала вы бы сделали арт объект? Из какого материала? Почему не из другого материала?
Учитель: Арт объекты различаются по тематикам, формам, материалам, из которых сделаны, размерам и смысловой нагрузке, которую каждый автор вкладывает в арт-объект.
Арт-объект работает на грани скульптуры, живописи. Арт-объект сегодня воплощает в себе общечеловеческие ценности, и его главная задача - вызвать у зрителя эмоциональный отклик.
Вы удивитесь, узнав, как много необычных и даже странных арт-объектов создано художниками в разных уголках мира. Из года в год уникальные творения всевозможных форм с использованием самых нестандартных материалов приносят зрителям эстетическое удовольствие.
В арт-объектах могут быть использованы как обычные материалы: дерево; металл; бумага; камень, так и абсолютно необычные: создание с помощью высоких технологий, использование переработанных материалов, частей целого, оборудования и так далее. При создании инсталляции художник не имеет никаких границ в выборе материала, для создания своей задумки.
Из бумаги можно делать кульки, коробки, корзинки, ёлочные игрушки, костюмы и украшения. Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать.
Художники и их Арт объекты:
Азеведо Неле бразильский художник сделал 5 тысяч ледяных фигурок людей.
Джоанна Васконселос португальская художница создала гиганские туфли из кастрюль и крышек.
Учитель: И сейчас мы будем создавать свой арт-объект, разделимся на команды.
Вы тяните билет с определенным названием и на эту тему вы создаете своё произведение искусства. Вы работаете в команде, решаете проблемы, выдвигаете какие-то идеи, что вы хотите изобразить и вносите свою лепту, вносите свой вклад в ваше общее дело.
Колористика
Учитель: Что мы знаем о цвете?
Цвет - это главное выразительное средство в живописи. Все цвета, существующие в природе, можно разделить на 2 группы:
1.Ахроматические (это белый, чёрный и все оттенки серого)
2.Хроматические (цветные, без белого, чёрного и всех оттенков серого.)
Перед вами цветовой круг. Здесь мы видим основные цвета: синий, жёлтый, красный. И дополнительные цвета: зелёный, фиолетовый, оранжевый. Бывают холодные и тёплые цвета.
Есть монохромные цвета, соответствует одному цвету и всем его оттенкам. Оттенки достигаются добавлением белого, более темного цвета и чёрного.
Литература:
1.Изобразительное искусство. 3 класс. Горяева Н.А., Неменская Л.А. Школа России, 2020.
2.Г.Н. Давыдова Бумагопластика цветочные мотивы Издательство: Скрипторий 2003, 2007.- 38 с.
3.Лаврентьев Максим Дизайн в пространстве культуры: От арт-объекта до эклектики. Издательство: Альпина Диджитал 2018.- 152 с.
4.Божко Ю.Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования: Учеб. для вузов. Киев: Выща школа, 1991. - 245 с.
5.Терминологический справочник: Формы геометрических тел/ М.: Недра, 1977. - 246 с.
6.Устин В. Б. Композиция в дизайне/ М. : Астрель, 2007. - 240 с.
7.Голубева О.Л. Основы композиции/-М.: Изобразительное искусство, 2001.- 117с.
8.Степанов A.B., Мальгин В.И., Иванова Г.И. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов/ М.: Издательство «Архитектура-С», 2003. - 256 с.
9.Волкотруб И. Т. Основы художественного проектирования/ Киев: Высшая школа, 1988. - 191 с.
10.Михайлов С.М. История дизайна. Учеб. для вузов/ 2-е изд. исправл. и доп. Т. 2/ М.: Союз дизайнеров России, 2003. - 393 с.
11.Ахмедова, Е.А. Эстетика архитектуры и дизайна: учебное пособие / Е.А. Ахмедова; Самарск. гос. арх. - строит. ун - т. - Самара, 2007. - 432с.
12.Быстрова, Т.Ю. Философские проблемы творчества в искусстве и дизайне: учеб. пособие / Т.Ю.Быстрова. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. - С.34.
13.Дуцев, М.В. Современные авторские концепции архитектурно-художественного синтеза / М.В. Дуцев // Известия КГАСУ. - Казань, 2012 (январь).
14.Ли, Дж. Трехмерная графика и анимация / Дж. Ли, Б. Уэр. - 2-е изд. - М.: Вильямс, 2002. - 168 с.
15.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
16.Водчиц С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Техносфера, 2005. 250 с.
17.Мелодинский Д.Л. Школа архитектурного дизайнерского формообразования. М., 2001. 310 с.
https://museum-design.ru/category/modern-art/art-obekti/
https://www.interior.ru/design/9953-art-obiekt-ot-interiernoi-skulipturi-do-gorodskogo-pablik-arta.html
https://designic.com/blog/zhiraf-rozovyy-royal-br-i-installyatsiya-iz-knig-kak-i-zachem-my-ispolzuem-art-obekty-v-svoih-dizayn-proektah/
https://artstonegroup.ru/art/art-skulptura-v-interere-i-landshafte/
https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/155321/chto-takoe-art-obyektyi
https://kulturologia.ru/blogs/180621/50160/
https://www.infoniac.ru/news/10-udivitel-nyh-hudozhnikov-rabotayushih-s-bumagoi.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа детского творческого объединения "Бумажная пластика" на 2014-2015 учебный год
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г.Липецка Согласовано на заседании...
Рабочая программа детского творческого объединения "Бумажная пластика" для дете с ОВЗ на 2014-2015 учебный год
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г. Липецка Согласовано на заседании...
Аналитическая статья по итогам обобщающего урока "Посмотри вокруг" в 5 классе по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
В декабре 1917 года в 5-х классах проведен итоговый урок по теме "Посмотри вокруг" в 5 классе по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Дети писали ра...
научная статья "«Здоровьесберегающие технологии на уроках микробиологии»
Традиционно считается, что основная задача образовательной организации дать необходимое образование. Но может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относить...
Статья на тему "Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС"
Тема данной статьи очень актуальна на сегодняшний день, так как переход на новый ФГОС внедрил некоторые инновации в структуру современного урока, где главной задачей является активизироват...
Методическая разработка. Технологическая карта урока. Красочные кубы. Арт объекты и искусство бумажной пластики.
Технологическая карта урока "Красочные кубы. Арт объекты и искусство бумажной пластики" 3 класс ИЗО...