Урок по теме" «Терминологическая лексика. Профессионализмы».
презентация к уроку
Урок по теме" «Терминологическая лексика. Профессионализмы».
(для специальности технологического профиля:
35.02. 16. «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы». | 18.75 КБ |
презентация к уроку | 269.98 КБ |
Литературный салон по творчеству Э. Асадова | 18.98 КБ |
Презентация " Что такое счастье Литературный салон по творчеству Э. Асадова. к | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка.
Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы».
(для специальности технологического профиля:
35.02. 16. «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» )
Тип урока: комбинированный.
Методическая цель: использовать метод проблемного обучения, компьютерные технологии, межпредметные связи для усвоения лексических и орфографических особенностей профессиональной лексики, активизировать мыслительную, познавательную деятельность обучающихся, способствовать развитию коммуникативных качеств обучающихся.
Цели урока:
1. Образовательная:
- Повторить значение терминов: лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении (термины, профессионализмы).
- Дать определение понятий термины, профессионализмы
- Повторить знания обучающихся по происхождению лексики, по словообразованию.
2. Развивающая:
- Способствовать усвоению знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
- Способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости обучающихся.
- Развивать умение грамотного письма общеупотребительных и профессиональных слов.
- Развивать коммуникативные и творческие способности обучающихся.
3. Воспитательная:
- Повышать интерес учащихся к своей профессии.
- Воспитывать у обучающихся желание говорить и писать грамотно.
Оборудование: презентация «Профессиональная лексика», дидактический материал (карточки-задания) по профессиональной лексике.
План урока:
- Организационный момент (1 мин).
- Вступительное слово преподавателя (1 мин).
- Повторение (3 мин).
- Сообщение обучающегося (3 мин).
- Изучение нового материала (30 мин).
- Закрепление (5 мин).
- Подведение итогов, рефлексия (2 мин).
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент.
(Приветствие).
Повторение.
Продолжите
Лексика – это совокупность слов того или иного языка.
Лексикология – это наука, изучающая словарный состав языка.
Прямое значение слов …..
Переносное значение слов….
Исконно русская лексика – это….
Заимствованная лексика - это….
Общеупотребительная лексика – это…
Необщеупотребительная лексика – это…
(Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы.)
Слайды 1-3
- Работа над новым материалом
- Вступительное слово преподавателя.
Ребята, вы как будущие механики по ремонту сельскохозяйственной техники, должны не только овладеть всеми тонкостями выбранной вами профессии, но еще и уметь правильно и грамотно говорить и писать те слова, которые имеют непосредственное отношение к вашему делу. Вы еще в самом начале пути, только начинаете осваивать азы своей профессии и еще не изучили спец.предметы . Однако многие из вас знакомы с техникой и знают значение большинства профессиональных слов.
- Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Подсказка на экране.
- Слайд 4 -6 (изображение дизельного двигателя) Ди́зельный дви́гатель — поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу самовоспламенения распылённого топлива от воздействия разогретого при сжатии воздуха.
- Сегодня мы говорим о терминах и профессиональных словах. Вернёмся к слову Дизель. Как появилось в языке это слово? Может кто-то знает его историю?
- Слайд 7 (портрет Дизеля)
8.Определение понятий термины и профессионализмы:
1. Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание (условное выражение), являющееся названием строго определённого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее.
2. Профессионализмы — слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы. Профессионализмы - это такие слова, которые употребляются людьми определенных профессий, так как в каждой профессии существуют свои собственные понятия и термины, употребляющиеся, только узким кругом специалистов.
9.Закрепление. Практическая работа. Из предложенного текста выпишите термины
Модуль В Техническое обслуживание и ремонт двигателя
Устранение неисправностей и ТО системы питания дизеля:
Установка на дизель топливного насоса высокого давления(ТНВД);
Устранение неисправностей в системе питания топливом низкого давления;
Проверка и установка требуемого угла опережения впрыска топлива;
Диагностирование работы форсунок дизеля;
Устранение неисправностей и регулировка форсунок дизеля;
Запуск дизеля и диагностирование его работы по показаниям КИП;
Документальное оформление результатов своей работы;
Уборка рабочего места.
- Двигатель (механическая часть):
Разборка двигателя для снятия коленчатого вала;
Снятие поршней с двигателя;
Снятие коленчатого вала с двигателя;
Настройка микрометрического инструмента для проведения микрометдеталей КШМ
Промер геометрии шеек и подшипников коленчатого вала;
Промер геометрии деталей цилиндро-поршневой группы;
Сборка двигателя, согласно техническим требованиям;
10.Подведение итогов. Рефлексия.
Выставление оценок .
Рефлексия.
- Понравился ли Вам урок?
- Что нового Вы узнали? Чему научились?
- Нужно ли проводить уроки, связанные с профессией?
11.Домашнее задание.
Дать толкование выписанных слов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение. Продолжите Лексика – это… Лексикология – это наука, … Прямое значение слов … Переносное значение слов…
Исконно русская лексика – это…. Заимствованная лексика - это…. Общеупотребительная лексика – это… Необщеупотребительная лексика – это…
Ди́зельный дви́гатель — поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу самовоспламенения распылённого топлива от воздействия разогретого при сжатии воздуха.
Тема урока: «Терминологическая лексика. Профессионализмы».
Рудо́льф Кристиа́н Карл Ди́зель 1858 , — 1913 , — немецкий инженер и изобретатель , создатель дизельного двигателя (1893) [2] .
Первый дизельный двигатель
Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание (условное выражение), являющееся названием строго определённого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее
2. Профессионализмы — слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы
Практическая работа Профессиональный словарь: Из предложенного текста выпишите профессионализмы и термины
- Понравился ли Вам урок? - Что нового Вы узнали? Чему научились? - Нужно ли проводить уроки, связанные с профессией?
Домашнее задание Дать толкование выписанных слов.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Калининский техникум агробизнеса»
Что такое счастье?
Литературно-музыкальный салон
по творчеству Эдуарда Аркадьевича Асадова
(1923 – 2004)
Подготовили и провели
Студенты 14, 23, 22 групп
преподаватель: Елагина О.Н.
Сценарий мероприятия
(Чтение стихотворения)
Что же такое счастье?
Одни говорят: «Это страсти:
Карты, вино, увлеченья –
Все острые ощущенья»
Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш пленённых
И в трепете подчинённых.
Третьи считают, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, вниманье
И общность переживанья.
По мненью четвёртых это –
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Ещё есть такое мненье,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлёта!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.
Сегодняшний Литературный салон мы посвящаем судьбе и творчеству замечательного поэта, удивительного человека - Эдуарда Аркадьевича Асадова.
Родился Эдуард Асадов в Туркмении. Родители будущего поэта были участниками революции и Гражданской войны. В мирное время стали учителями. После преждевременной смерти мужа мама Эдуарда вместе с сыном переехала в Свердловск. Затем была Москва. Эдуард Аркадьевич вспоминал: « Выпускной бал в нашей 38-й московской школе состоялся 14 июня 1941 года. И хота одеты мы были проще, чем, скажем, выпускники послевоенных лет (материальные возможности у наших родителей были скромнее), но одевались и наглаживались мы всё-таки на славу и веселились мы не меньше, а может быть, и ещё горячей.
В актовом зале сияли все плафоны и люстры, без устали трудилась старенькая школьная радиола, кружились бесконечные пары, а над головами, через усилитель, словно бы импонируя нашему настроению, катился по лестницам и коридорам голос Вадима Когана:
Давай пожмём друг другу руки –
И в дальний путь на долгие года!...
Мы танцевали, острили, пожимали друг другу ладони и никак не знали, что со многими расстаёмся не на месяц, не на год и не на « долгие года», а до конца своих дней, навсегда…»
А через неделю – война. По комсомольскому призыву Асадов ушёл на фронт. Сражался ( и сражался отважно) на Ленинградском, Волховском, Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. За годы войны прошёл путь от наводчика орудия до офицера, командира батареи прославленных гвардейских миномётов ( «катюш» ). Воевал, веруя в победу.
Уже после войны поэт напишет замечательное по глубине стихотворение « День победы».
День победы. И в огнях салюта
Будто гром: - Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту
Да, буквально каждую минуту,
Погибали десять человек!
Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света,
И живых, отчаянно живых!
У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена,.. А если неженатый,
То девчонка – лучшая из всех.
На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней.
Значит, каждый час - уже шестьсот!..
И вот так четыре горьких года,
День за днём – невероятный счёт!
Ради нашей чести и свободы
Всё сумел и одолел народ…
И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая- прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать!!
И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя нас
Вспоминая о майских днях 1944 года, Асадов писал: «Впервые в жизни возле Качи увидел море… С высокого холма оно сверкало под солнцем. Оно было ярким, синим-синим, выпуклым и громадным. Поражённый, велел шофёру затормозить. Смотрел долго, радостно и неотрывно. Затем, сдёрнув пилотку, дружески помахал ему из кабины».
Последний бой командира батареи Асадова произошёл утром 4 мая 1944 года на подступах к Севастополю. Боевое задание выполнено! И в это время – взрыв вражеского снаряда и внезапно наступивший мрак. Мрак навсегда. В своих воспоминаниях генерал – лейтенант Стрельбицкий писал: «Эдуарду Асадову шёл двадцать первый год, когда он совершил свой удивительный подвиг. Нет, я не преувеличиваю, назвав его удивительным. Рейс сквозь смерть на старенькой грузовой машине, по залитой солнцем дороге, на виду у врага, под непрерывным артиллерийским и миномётным огнём, под бомбёжкой - это подвиг. Ехать на верную гибель ради спасения товарищей – это подвиг.
Но вот всё, что произошло дальше, уже выходит за рамки обычных представлений о подвиге. Любой врач уверенно бы сказал, что у человека, получившего такое ранение, очень мало шансов выжить. И он не способен не только воевать, но и вообще двигаться. А Эдуард Асадов не вышел из боя. Поминутно теряя сознание, он продолжал командовать, выполняя боевую операцию и вести машину к цели, которую теперь он видел только сердцем. И задание выполнил. Выполнил блестяще. Подобного случая я за свою долгую военную жизнь не помню».
Об этом страшном периоде своей жизни поэт писал так: « …Что было потом? А потом был госпиталь и двадцать шесть суток борьбы между жизнью и смертью. «Быть или не быть?» - в самом буквальном смысле этого слова. Когда сознание приходило – диктовал по два- три слова открытку маме, стараясь избежать тревожных слов. Когда уходило сознание, бредил.
Было плохо, но молодость и жизнь всё-таки победили. Впрочем, госпиталь был у меня не один, а целая обойма. Из Мамашаев меня перевезли в Саки, затем в Симферополь, потом в Кисловодск, ну а оттуда в – Москву. Переезды, скальпели Хирургов, перевязки. И вот самое трудное – приговор врачей: «Впереди будет всё. Всё, кроме света». Это-то мне предстояло принять, выдержать и осмыслить, уже самому решать вопрос: «Быть или не быть?» А после долгих бессонных ночей, взвесив всё и ответив: «Да!» - поставить перед собой самую большую и самую важную для себя цель и идти к ней, уже не сдаваясь.»
А потом была жизнь.
Эдуард Аркадьевич поступает в литературный институт и заканчивает его с отличием. Он много ездит по стране, встречается с читателями и пишет книги.
Особенность творчества Асадова – необычайная оптимистичность. Каждая страница дышит неколебимой добротой, любовью к людям, верой в победу справедливости над силами зла и вообще во всё самое хорошее.
(Если грянет беда)
Люди признательны ему за то, что он сумел понять и выразить их самые сокровенные чувства в минуты сомнений, раздумий, радости и любви.
Готовясь к сегодняшнему салону, мы прочитали много самых разных стихотворений Эдуарда Асадова, но наиболее глубоко тронули нас стихотворения о любви.
(Слово о любви)
(Я могу тебя очень ждать)
( Чудачка)
(Не надо отдавать любимых)
Многие стихи Асадова представляют собой целые истории, в которых разыгрывается жизненная драма.
(Они студентами были…)
(Подруги) это стихотворение инсценируется.
В чём же заключалось счастье жизни для Эдуарда Аркадьевича? Наверное, в самой жизни… А была она долгой, трудной, счастливой… умер Эдуард Аркадьевич в2004году, сердце своё он завещал похоронить в Севастополе на Сапун-Горе, где проходил его последний бой, где он потерял зрение.
(Дорожите счастьем, дорожите!)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое счастье ?
«Давай пожмем друг другу руки- И в дальний путь на долгие года!....»
По комсомольскому призыву Асадов ушел на фронт
«День победы»
«Если грянет беда»
«Сказка о любви»
«Чудачка»
«Мне уже не шестнадцать, мама!»
«Не надо отдавать любимых»
«Они студентами были»
«Задумчиво она идет по улице»
«Подруги»
«Я могу тебя очень ждать»
«Дорожите счастьем дорожите»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная лексика на уроке русского языка. Презентация урока
Урок на тему "Функциональные стили речи. Научный стиль речи." Работа с текстом "Общее устройство легкового автомобиля" - чтение и выполнение упражнений по тексту....
Презентация к уроку русского языка "Формирование русской лексики".
В данной презентации указаны пути формирования русской лексики; признаки исконно русской лексики; фонетические и морфологические признаки старославянизмов; признаки заимствованной лексики из неславянс...
Газета по методике развития детской речи " Словопедия" - выпуск 1. Тема:Терминологический тезаурус.
думаю...
Методическая разработка открытого урока «Лексика русского языка. Профессионализмы и терминологическая лексика»
Методическая разработка представляет собой конспект открытого урока русского языка. Часть материала подобрана именно для студентов по профессии 43.01.09 "Повар, кондитер"/специальности 19.02...
Открытый урок ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ
Кулинария волей-неволей затрагивает всех нас - не только профессионалов, ведь все мы ежедневно оказываемся едоками, едва ли не каждому из нас приходится и приготовлять пишу, и приобретать пищевые прод...
Профессионализмы. Терминологическая лексика специальностей социально-экономического профиля
Актуализация опорных знаний и воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности.Обобщение и систематизация знаний по теме. Применение обучающимися полученных знаний в конкрет...
Открытый урок по теме: "Профессиональная лексика"
Открытый урок по теме «Профессиональная лексика» Профессия МСХ (Механизатор сельсохозяйственной техники) План:1.Организационный момент2.Повторение (что такое лексика, на какие г...