Использование на уроках воспитательного потенциала творчества С.В. Рахманинова.
статья
В данной статье рассматриваются методологические аспекты исследования креативности. С.В. Рахманинова на уроках музыки в общеобразовательной школе в рамках работы по формированию нравственных ценностей младших подростков. Учебный процесс построен в соответствии с новыми образовательными стандартами и другими нормативными документами, принятыми на территории Российской Федерации. Музыкальное наследие композитора является богатой площадкой для формирования ценностного осмысления художественных смыслов произведений и через призму этого осмысления развития собственной нравственной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Беляева Инна Юрьевна
преподаватель
ДШИ при ГБПОУ «Новгородский областной
колледж искусств им. С.В. Рахманинова»
inna_beljeva@mail.ru
Аннотация
В данной статье рассматриваются методологические аспекты исследования креативности. С.В. Рахманинова на уроках музыки в общеобразовательной школе в рамках работы по формированию нравственных ценностей младших подростков. Учебный процесс построен в соответствии с новыми образовательными стандартами и другими нормативными документами, принятыми на территории Российской Федерации. Музыкальное наследие композитора является богатой площадкой для формирования ценностного осмысления художественных смыслов произведений и через призму этого осмысления развития собственной нравственной сферы.
Использование на уроках воспитательного потенциала творчества
С.В. Рахманинова.
Тенденции 2010-х гг. в области образования ставят в центр проблему становления нравственной личности, духовной, воспитания поколения свободных, критически мыслящих людей. Подобная парадигма нашла свое воплощение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), идеологической основой которого стала концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России [5, стр. 34].
Во ФГОС сформулирована высшая цель образования - создание национального идеала человека, в первую очередь, человека высокой нравственности. Музыка является неотъемлемой частью всей жизни человека. От качества и художественного содержания музыкального выбора во многом зависит нравственный облик человека. Подростки, как наиболее восприимчивая и внушаемая аудитория, в основном отдают предпочтение современным развлекательным образцам, интонационный язык которых зачастую не отличается богатством, выразительностью, глубиной содержания и наполненностью высокими эстетическими и этическими идеалами, однако в силу простоты и легкости изложения, восприятия, они покоряют юных слушателей, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на их нравственном становлении. В то же время изменение ориентации подростков на высокохудожественную музыку, обладающую большим ценностным потенциалом, будет способствовать их духовно-нравственному развитию, формированию истинных ценностей. [4, стр. 87]
Русская музыка, в частности музыка русского романтизма, генетически, интонационно и психологически более понятна для детей, живущих в России. С. В. Рахманинов — один из выдающихся музыкантов рубежа XIX—XX веков, чье искусство отличается реалистической правдивостью, демократической направленностью, искренностью и эмоциональной полнотой художественного выражения. По его мнению, музыка «должна оказывать очищающее действие на умы и сердца», что наиболее полно реализуется как в его собственных произведениях, так и в произведениях М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов и многие другие русские композиторы.
Уроки должны досконально и всесторонне раскрывать стилистические особенности русской музыки на примере произведений великих творцов, воздействие которых проверено временем и наиболее ярко выражается в лирической сфере образности, таких ценностях, как любовь к родина, самобытная природа, русский народ, русские народные традиции, русская соборность.
Отбор произведений из огромного богатства русского музыкального творчества, являющихся образцами высших художественных достижений русской культуры и вошедших в сокровищницу мировой музыкальной культуры, представляет определенную трудность. Музыкальный материал должен быть построен по принципу постепенного усложнения таким образом, чтобы от близких и более понятных переживаний ценности любви к Родине, восхищения подвигами русского народа учащиеся подходили к самому главному и самому важному. сложный экзистенциальный вопрос жизни и смерти. Роль музыкального искусства в нравственном воспитании велика, так как в музыке, помимо вышеперечисленного, более полно и ярко воплощается эмоционально-ценностное отношение к действительности, а это стимулирует эмоциональную активность человека, не позволяя ему оставаться равнодушным к этические проблемы, присущие конкретным музыкальным образам.
Представляется интересным изучить Концерт № 2 С. В. Рахманинова, основанный на методике А. А. Пиличаускаса. В ходе обсуждения были условно выведены три идеи работы, в основе которых лежат основные общечеловеческие ценности:
∙ общество герой и;
∙ природа художник и;
∙ человек и Родина.
Учащимся были заданы следующие вопросы: «Какая из предложенных тем раскрывается в концерте?»; «Близки ли вам чувства, мысли, стремления лирического героя концерта? Почему?». С работой справились примерно ¾ класса. Большинство писали, что им близок характер персонажа, потому что он такой же «чувствительный и ласковый»; однако некоторые писали, что любят свою родину, но «не готовы ни к каким решительным действиям». Использование данной методики позволило определить степень готовности молодежи к пониманию ценностных смыслов произведений. Учащиеся отвечали на вопросы эмоционально, образно, используя в речи большое количество эпитетов. Музыка С.В. Рахманинова является эффективным средством формирования нравственных аспектов личности подростков и предполагает определенную системность, предусматривающую проникновение в сущность художественно-образной сферы произведений, что имеет особое значение на начальном этапе работы в данном направлении. Процесс формирования нравственности подростков будет эффективным при соблюдении ряда педагогических условий, включающих [1. стр, 86]:
∙ довести эстетические и нравственные ценности музыкального искусства до личностно значимого для подростков уровня;
∙ соотнести значения ценностей, заложенных в музыке, с мироощущением и жизненным опытом подростков;
∙ создание особой эмоциональной атмосферы в процессе музыкального восприятия и, как следствие, достижение катарсиса;;
∙ понимание учащимися отдельных элементов музыкальной речи и ее семантики; создание «интонационного словаря» младшего подростка;
Несмотря на то, что определить четкие границы проявления романтизма в русской музыке – задача не из простых [3. Стр, 142], произведения русских композиторов, написанные в романтической стилистике, были и остаются бесценным материалом в процессе личностного становления подрастающего поколения.
Литература и источники.
1. Абдуллин Э.Б. Педагогическая модель формирования нравственных ценностных ориентаций младших подростков средствами музыкального искусства / Э. Б. Абдуллин, В. Г. Воуба // Искусство и образование. 2018. 3 (113) 18. С. 86–94.
2.Антипов В. И. Творческий архив С. В. Рахманинова: указатель произведений: сборник статей. Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2013. 135 с.
3. Баринштейн И.Э. Культурно-исторические предпосылки романтизма в России: дисс. … канд. культурол. наук. Нижневартовск, 1999. 142 с.
4. Воуба В. Г. К проблеме формирования нравственных ценностных ориентаций у младших подростков на уроках музыки в общеобразовательной школе // Человеческий капитал. 2017. № 07 (103). С. 87–90.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) // Вестник образования. №17. Сентябрь 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы
Важность воспитательной работы на уроке, ее формы и методы....
Дефектология : научно-теоретический и методический журнал . №3 1994. "Использование инсценировок в воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками."
Статья 74.3 Гомилка, Л.В. Использование инсценировок в воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками / Л.В. Гомилка // Дефектология : научно-теоретический и методический журнал / ред. В.И. Л...
Модульное обучение как средство воспитательного потенциала современного урока.
Метод модульного обучения основывается на учете способностей и возможностей учащихся и в качестве одной из основных целей преследует формирование у учащихся навыков самообразования, в нём делается акц...
Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания «Воспитательный потенциал уроков истории» на тему: «Формирование гражданско-патриотического сознания учащихся во внеурочной деятельности»
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несч...
Актуальные вопросы повышения прибыли гостиничного предприятия путем использования объектов историко-культурного потенциала
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением прибыли гостиничного предприятия при использовании им в своей основной деятельности объектов историко-культурного потенциала. Для этого ...
«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновлённого ФГОС» выступление на секции учителей географии 2022 г
Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она спос...