Реализация воспитательного потенциала на занятиях иностранного языка
статья
Предварительный просмотр:
Просандеева Алёна Валериевна,
преподаватель иностранного языка,
ГПОУ «Шахтерский техникум» ДонНУЭТ
Реализация воспитательного потенциала
на занятиях иностранного языка
«Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица,
ничего, кроме вреда, не приносящая».
К.Д. Ушинский
В настоящее время повышаются требования к подготовке выпускников средних профессиональных учебных заведений. Основной задачей современного профессионального обучения является подготовка компетентного специалиста, способного решать возникшие проблемы в соответствии с требованиями конкретных производственных ситуаций. Одно из условий успеха будущего специалиста – высокий уровень владения профессионально ориентированным иностранным языком. Основная цель занятий по учебной дисциплине «Иностранный язык», согласно образовательным стандартам СПО – это формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности осуществления межличностного и межкультурного общения на иностранном языке.
Мы привыкли рассматривать иностранный язык как дисциплину, помогающую в выборе профессии, развивающую, открывающую окно в новое, доселе неизведанное. И это, действительно, так, но основное достоинство иностранного языка как учебной дисциплины заключается, на мой взгляд, не только в этом. Получение знаний само по себе мало обогащает человека, так как ценен не только и не столько практический эффект обучения, сколько то, что процесс его приобретения привносит в формирование человека как личности. Основная ценность иностранного языка заключается и в его воспитательном потенциале.
И потенциал этот просто огромен! У иностранного языка как учебной дисциплины есть одна особенность: на наших занятиях мы обучаем общению, которое по самой своей сути - личностно. Студент не просто рассказывает о чем-то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения. Именно это свое, личностное отношение и является связующим моментом, посредством которого мы пытаемся реализовать свое воспитательное воздействие.
Занятие иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Наряду с метапредметными и предметными результатами освоения образовательной программы большое внимание уделяется личностным результатам, таким как «воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; воспитание чувства долга перед Родиной». [5]
Обучение обязательно воспитывает, формирует у студентов определённые взгляды, убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на занятии необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач обучения; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.
В процессе овладения лексикой и грамматикой английского языка, студент в той или иной степени обращается к культуре и историческому наследию той нации, язык которой он изучает. Воспитательная и образовательная цели занятия всегда тесно взаимосвязаны.
Воспитательный компонент можно увидеть в следующем:
- в формировании у студентов уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка;
- в воспитании культуры общения;
- в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
- в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
- развитие потребностей в дальнейшем самообразовании.
Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, мы делаем вывод что, воспитательный компонент цели является одним из главных аспектов обучения иностранному языку. [4]
Любое занятие в той или иной степени способствует воспитанию студентов. [1]
Воспитательный потенциал является специфической чертой любого занятия иностранного языка. Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности преподавателя и его поведении. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.
Изучая иностранный язык, студент должен не только усвоить его лексические, грамматические и синтаксические особенности, но и научиться адекватно ситуации реагировать на реплики носителей языка, уместно применять мимику и жесты, использовать формулы речевого этикета и знать культурно-исторические особенности страны изучаемого языка. Невозможно представить себе человека, вступившего в диалог культур и оставшегося на той же ступени личностного развития. Культура общения участника коммуникации выходит на совершенно иной, более высокий уровень, который требует от него терпимости к непохожести собеседника; уважения к культуре партнёра по общению; принятия различий в стиле жизни, одежде, образе мышления; преодоления стереотипов в отношении другого народа и его культуры; проявления интереса к собеседнику и его стране; открытости новому и неизвестному. [3]
Чтение литературы и поэзия - одни из главных способов воспитания на занятиях иностранного языка. Читая короткие аутентичные тексты (путеводители, афиши, рекламу) учащиеся получают культурологическую и страноведческую информацию.
В настоящее время расширяется возможность международных контактов, общение с иностранцами становится реальностью, поэтому диалог в учебной ситуации позволяет отработать приёмы речевого этикета, овладевать умениями, необходимыми в межличностном общении. Иными словами, содействует воспитанию студентов в контексте "диалога культур”.
Игровая деятельность, особенно социально-ролевая, способствует самоутверждению учащегося, в игре студент учится соперничать, сострадать, испытывает широкую гамму чувств. Именно в игре как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, обеспечивается познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также протекает интеллектуальное и нравственное развитее личности.
Огромный нравственный потенциал заложен в народном творчестве. Пословицы, поговорки, народные песни, стихи являются средством изучения культурного наследия своего народа и народов страны изучаемого языка.
Существенная роль в воспитании студентов средствами иностранного языка по праву отводится внеаудиторной работе. Внеаудиторная работа решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умения по дисциплине; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития трудового, нравственного и эстетического воспитания. [4]
В обучении иностранному языку существенную роль играет системный подход к воспитанию на основе интеграции форм и видов аудиторной и внеаудиторной деятельности.
Так, например, занятия в клубе любителей иностранного языка «Глобус» помогают мне расширить границы учебных занятий и переносят студентов в увлекательные мир знаний, занимаясь научно-исследовательской деятельностью.
Для этого я стараюсь организовать воспитательный процесс исходя из целей и задач воспитания: подбираю интересное содержание, включаю в занятия активные формы работы, такие как дискуссии, проекты, исследовательскую деятельность. Конечно, на одном занятии невозможно воспитать честность или милосердие, мужество или волю, вежливость или какое-либо другое качество. Для этого нужна интеграция занятия с различными формами воспитательной деятельности, реализуемых в аудиторной и неаудиторной деятельности.
И так, как, каким образом, с помощью каких методов и приемов представляется возможным через проведение занятий, мероприятий, проводить воспитание учащихся средствами иностранного языка.
Прежде всего, здесь не последнее место занимают коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы.
Групповая форма работы на занятии английского языка дает очень многое:
- укрепляет межличностные отношения;
- развивает способность к общению;
- способствует росту мотивации к учению;
- обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить и обмен знаниями между учащимися;
- повышает статус популярности и деловой статус учащегося в коллективе. [5]
Также она делает более плодотворной роль преподавателя – вместо принуждения к учению, главной задачей преподавателя становится оказание содействия, что немаловажно.
Следующим эффективным приемом работы, несомненно, является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия. Игра помогает сплотить студенческий коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевой игре воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды. При проведении ролевых игр моделируются жизненные ситуации.
Колоссальный потенциал для воспитания духовно-нравственной личности таит в себе проектная технология. Метод проектов дает прекрасную возможность для самовыражения, самореализации, содействует сплочению группы, умению работать вместе, высказывать свое мнение и аргументировано, тактично его отстаивать на всех этапах работы над проектом.
Иностранный язык, относясь к гуманитарным дисциплинам, вносит свой специфический вклад в решение общих задач техникума, он призван не только заложить основы иноязычной речевой деятельности, но, и формирует совместно с родным языком нравственные качества и высокую культуру личности учащегося. Весьма существенной частью нравственного воспитания является формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Задачами воспитательной работы по иностранному языку по воспитанию патриотизма и культуры межнациональных отношений являются: ознакомление студентов со страной изучаемого языка и культуры собственной Родины, ознакомление с системой мировоззренческих взглядов, этических оценок, эстетических вкусов, доминирующих в обществе, формирование позитивного отношения, уважения к стране изучаемого языка, к образу жизни другого народа, подача страноведческих сведений, изучение отдельных аспектов страны изучаемого языка и собственной страны, касающиеся их культур (исторические события, литература, музыка, изобразительное искусство, спортивная жизнь, театр и кино, национальные праздники и традиции, молодежные организации, средства массовой информации, экологические проблемы). [4]
Каждое занятие иностранного языка – это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире. Языковая культура является неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом. Обучение иностранному языку на основе ознакомления с культурой других стран является одной из основных целей и принципов всего процесса изучения иностранного языка. Оно подразумевает знакомство с существующими политическими, деловыми, нравственными, религиозными, эстетическими идеями представителей другой этнической культуры, с психологией, историей, литературой других народов. Это создает плодотворную почву для высокого интеллектуального и социокультурного уровня развития учащихся. [3]
Таким образом, при обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется, как средство для приобщения студентов к духовной культуре других народов и познание действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре. При обучении иностранному языку используются почти все способы воспитания, т.к. он является и предметом обучения, и средством общения и при этом хорошо используется игра. Процесс воспитания личности – это не специальный особый процесс, происходящий отдельно и независимо от процесса обучения. Воспитание, формирование личности студента осуществляется непосредственно в процессе обучения. Занятие иностранного языка - это мощный механизм личностного развития студента через реализацию его воспитательного потенциала.
Список использованных источников
1. Агапов, В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания
учащейся молодежи //Проблемы формирования и развития личности в психологии и
педагогике. - М., 2001.
2. Вяземский Е. Е., Синельников И. Ю. Основы проектирования воспитательного потенциала школьного социально-гуманитарного образования // Проблемы современного образования. 2014. № 5. С. 49-65.
3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. 8-е изд., испр. и доп. М., 2015. 363 с.
4. Евдокимова М.И. Воспитательный потенциал урока иностранного языка/М.И. Евдокимова//Иностранные языки в школе.-2007.-№ 4.-С.7-9.
5. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка /Е.И. Пассов //Настольная книга преподавателя иностранного языка. - М.: Глосса-пресс Феникс, 2010.
6. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Компетентностный подход на занятиях иностранного языка»
Методическая разработка на тему: «Компетентностный подход на занятиях иностранного языка»...
Реализация возможностей ролевых игр на занятиях по иностранному языку
Данная ролевая игра адресована учителям иностранного языка и ставит своей целью ознакомить и показать приемы работы при изучении темы «Choosing a career», как на практических занятиях по иностранному ...
ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Игры на занятиях по иностранному языкуЦели:Образовательная:- обеспечить активное усвоение нового и закрепление пройденного лексического материала; - укрепить и расширить знания обучаю...
Мотивация на занятиях иностранного языка в ССУЗ как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста
Проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной сегодня. В последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, в первую очередь – к ...
Организация работы студентов с соматическими заболеваниями на занятиях иностранного языка
Методическая разработка представлена темой «Мой будущий рабочий день» для студентов с соматическими заболеваниями, обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование.Основой для...
«Сам себе режиссёр» или использование фильмов на занятиях иностранного языка.
Использование фильмов на занятиях иностранного языка....
Доклад "Формирование профессиональных и личностных компетенций в реализации образовательной программы по иностранному языку, основанной на модульно-компетентностной основе "Технология оформления международных деловых писем"
Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении студентом модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения ос...