Из истории профессионального образования в России
занимательные факты
Предварительный просмотр:
Из истории профессионального образования в России
Голые факты порой способны рассказать куда больше, чем множество досужих размышлений. В полной мере это относится к периоду «петровских реформ», «встряхнувших архаичную, отсталую Россию…».
Ту, посетив которую еще в XVIв. английский купец и мореплаватель А. Ченслер в своем докладе «о Московии» писал: - «если бы русские знали свою силу, никто в Европе не мог бы им противостоять, но они ее не знают…». И очевидно, эти слова не о военной мощи молодого царства, а о том, что и сегодня способно нас удивить – скорости освоения и колонизации территорий, унаследованных от славянской культуры традициях и строительных технологиях, мобильности уклада жизни…
…Собственно обо всем том, что впоследствии и предопределило успехи «петровских реформ», одновременно став и их главной проблемой.
Так, высочайший уровень предков в деревянном зодчестве позволял по единому «модульному» принципу воздвигать (порой за один день) крепости, избы, боярские хоромы и царские дворцы, в полной комплектации со всем необходимым - столы, лавки, палати… Как ни трудно это сегодня представить, традиционный русский интерьер не нуждался в таких «подвижных причудах» как кровать, стул или даже табурет.
Что стало огромной проблемой в градостроительных планах Петра, задумавшего новую каменную «европейскую столицу». Вынудив с самого основания Санкт-Петербурга заняться и организацией производства мебели. В 1703-1712г. специальных мебельных мастерских не существовало, центром столярного ремесла и искусства являлось Адмиралтейство.
Второй период строительства Петербурга 1713-1725г. обусловлен Полтавской победой и закреплением России на Балтике.
Потребности «Партикулярной верфи» и активизация «каменного строения» предъявляло все новые требования, для решения которых отовсюду: Белого озера, Вологды, Каргополя, Устюга, Холмогор…, привлекаются «переведенцы» опытные плотники, резчики, столяры. В штат Адмиралтейства входят привлеченные иностранцы и плененные шведы.
Так, согласно документам, приглашенный Петром1 в 1716г. знаменитый архитектор Ж. Б. А. Леблон (автор утвержденного в 1717г. «генерального чертежа Санкт-Петербурга») прибыл с целой бригадой мастеров-исполнителей (в т.ч. резчиков и столяров).
По указу Петра 1 в 1721г. на берегу Невы (в районе Охты) организовано строительство изб «для безденежно вольных» «при судовых работ».
Указ от 1722г. учреждал организацию «цехов ремесленников», которых к 1725 в Петербурге по разным специализациям насчитывалось уже до 44 (в т.ч. и «под иностранным смотрением»). Формируется четкая регламентация труда и система обучения (от двух до пяти лет).
Но острая потребность в квалифицированных специалистах вынуждает Петра и на беспрецедентные меры.
Понимая, что успех реформ в немалой степени зависит от престижа, уровня материальной и художественной среды новой столицы, царь задумывает программу «петровских пенсионеров». Петр лично отбирает наиболее способных в столярном деле учеников, которых с боярскими детьми, (направляющимися на обучение «наукам, искусствам и мореходному делу») отправляет изучать «каютное и кабинетное дело» в Германию, Голландию и Англию.
Причем «пенсион» и обучение «за казенный кошт» были не единственными расходами казны по этой программе, не везде встречавшей лояльность местных властей. Отчеты торгово-промышленных агентов курирующих юношей сохранили свидетельства о подкупе и взятках чиновникам ради постижения подопечными «науки стульев, столов, поставцов и убиранию домов». Таковых по документам с 1717-1723 в Европе обучалось 18 человек. К 1724г. из них в Россию вернулись 13 высококвалифицированных специалиста. Большинство царь экзаменовал лично.
Специальным императорским указом «пенсионерам» гарантировалось: «…сделать дворы и давать жалование два года, а потом дать каждому денег на завод с довольством, чтоб кормились собой, и том объявить им чтоб заводились и учеников учили.» Каждый сразу, в обязательном порядке получал в обучение 2-3 учеников.
В 1723г. документально зафиксирован первый профессиональный спор русских мастеров, вступивших в состязание с французским мастером Ж. Мишелем, за изготовление дубовых дверей и оконных переплетов для летнего дворца Екатерины 1.
Документы того же 1723г. запечатлели и первую победу получивших образование в Европе «петровских пенсионеров», указавших иностранному архитектору Девалю, на несоответствие спроектированных им колонн для галереи летнего дома заявленному «коринтическому ордеру». Созванная по этому поводу комиссия из признанных архитекторов подтвердила справедливость всех замечаний русских столяров.
За несколько лет «петровским пенсионерам» в Петербурге довелось исполнить множество работ по проектам ведущих архитекторов как отечественных, так и иностранных. С ними же связано появление в столице метода «бригадного подряда».
Со смертью Петра1 в 1725г. программа «петровских пенсионеров» была практически свернута. В царствование Екатерины1 отдельные мастерские еще продолжали получать какие-то государственные заказы, но с воцарением Петра2 и опалой Меньшикова в 1727г всякое финансирование было прекращено, деятельность цехов свернута, а мастера распущены «в домы».
Так завершился второй период строительства Петербурга.
Вад. Пан. 2019 (по материалам И.К. Ботт М.И. Канева «Русская мебель история, стили, мастера»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
8-Межрегиональная научно-практическая конференция студентов среднего профессионального образования (с международным участием) «Шаг в будущее» - ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России медико-фармацевтический колледж
2 апреля 2015 года в ГБОУ ВПО"Курский государственный медицинский университет" Минздрава России медико-фармацевтическом колледже состоялась 8-Международная научно-практическая конференция студент...
История развития профессионального образования в России
Презентация о развитиии профессионального образования в России с времен Петра 1 до наших дней...
Программа учебной дисциплины БД 02 "История" по специальности среднего профессионального образования 380207 «Банковское дело» (на базе основного общего образования)
Программа учебной дисциплины БД 02 "История" по специальности среднего профессионального образования 380207 «Банковское дело» (на базе основного общего образования)...
Конспект бинарного учебного занятия по УД «История», «Иностранный язык» «Образование в России: вчера, сегодня, завтра»
Cравнение правовых образовательных моделей Российской Федерации и Советского союза и создание собственной правовой модели «Школы будущего»....
Классный час «История профессионально – технического образования России»
Цель:Формирование у обучающихся целостного представления о становлении и развитии системы профессионального образования в России.Задачи:- познакомить обучающихся с историей становления системы професс...
Сценарий празднования дня профессионального образования в России.
Сценарий празднования дня профессионального образования в России.Цель: привлечение внимания обучающихся к изучению истории и развития проф. образования и формирование у обучающихся чувства гордости за...
История кадетского образования в России
В презентации отражены основные этапы развития кадетского образования в России, так называемые "Три века русской военной школы". В презентации также приведены примеры выпускников кадетских к...