План – конспект открытого урока по истории Тема: «Внешняя политика России во второй половине XIX в».
план-конспект урока на тему
Цель урока:
Познакомить обучающихся с основными событиями внешней политики России во второй половине XIX в.
Задачи урока:
- обучающие: выяснить причины и ход действий России по отмене нейтрализации Черного моря; изучить основные этапы завоевания Средней Азии; выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре II;
- развивающие: развивать навыки работы с картами, таблицами, схемами, анализировать исторические источники, отвечать на вопросы, делать выводы.
- воспитательные: интерес к предмету, чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneshnyaya_politika_rossii_vo_vtoroy_polovine_xix_v.docx | 29.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Хворостянский государственный техникум им. Юрия Рябова»
План – конспект
открытого урока по истории
Тема: «Внешняя политика России во второй половине XIX в».
Преподаватель истории
высшей категории
Вдовин Роман Викторович
Хворостянка, 2015
Цель урока:
Познакомить обучающихся с основными событиями внешней политики России во второй половине XIX в.
Задачи урока:
- обучающие: выяснить причины и ход действий России по отмене нейтрализации Черного моря; изучить основные этапы завоевания Средней Азии; выявить достижения и промахи российской дипломатии при Александре II;
- развивающие: развивать навыки работы с картами, таблицами, схемами, анализировать исторические источники, отвечать на вопросы, делать выводы.
- воспитательные: интерес к предмету, чувства патриотизма и любви к своей Родине.
План урока:
- Российская внешняя политика после Крымской войны.
- Расстановка сил в Европе в 60-70-е гг.
- Триумф российской дипломатии.
- «Союз трех императоров».
- Завоевание Средней Азии.
Новые термины и даты:
Лондонская конференция 1871 г.; отмена нейтрализации Черного моря; 60-80-е гг. - присоединение Средней Азии к России; 1875 г. - Петербургский договор с Японией о передаче ей Курильских островов, а России - о. Сахалин; 1858 г. - Айгунский договор, 1860 - Пекинский договор России с Китаем о разграничении территории.
Предварительная подготовка: сообщения обучающихся: «Министр иностранных дел - светлейший князь А. М. Горчаков»,
«Союз трех императоров», «Айгунский и Пекинский договоры с Китаем», «Присоединение Средней Азии к России»
Тип урока: комбинированный
Формы работы обучающихся: проблемно-поисковая, фронтальная, самостоятельная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, тестовые задания, учебник История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред.проф. Образования: Ч. 2/ В. В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
.
Структура и ход урока:
1.Организационный момент (1 минута);
2.Проверка домашнего задания (5 минут);
3. Изучение нового материала (25 минут)
4.Закрепление знаний умений и навыков (10 минут);
6. Подведение итогов урока (3 минуты)
7. Домашнее задание (1 минута).
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | |
1. | Организационный момент. | - Приветствую обучающихся: «Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и начать работу с вами»; - проверяю явку и готовность учащихся к уроку; | - приветствуют преподавателя; | 1 | |
2. | Проверка домашнего задания. | Беседую с обучающимися по вопросам домашнего задания (фронтальный опрос): - какие перемены происходили в сельском хозяйстве после 1861 г.? Что способствовало его развитию, а что тормозило? - как развивалась промышленность во второй половине 19 века? (Слайд 1) | Отвечают устно | 5 | |
3. | Изучение нового материала 1. Направления российской внешней политики после Крымской войны 2. Расстановка сил в Европе в 60-70 - е гг. 3.Триумф российской дипломатии 4. «Союз трех императоров» 5. Завоевание Средней Азии | Объявляю тему урока и план, по которому будем работать. (слайд 2, 3). Демонстрирую обучающимся основные термины и даты (слайд 4) Беседа с обучающимися: - Ребята, вспомните, пожалуйста, что такое внешняя политика? - Подумайте, какова была основная задача внешней политики России после Крымской войны? (слайд 5) - Ребята, используя таблицу (раздаточный материал у каждого учащегося на столе), выпишите в тетрадь основные направления внешней политики Александра II: (слайд 6) Россия добивалась отмены нейтрализации Черного моря дипломатическими средствами, проводила переговоры и использовала противоречия между державами. Беседа с обучающимися: - Вспомните, после какой войны в 1870-е годы изменилась расстановка сил в Европе? (слайд 7) -Успех Пруссии в борьбе против Дании, Австрии, а затем и разгром Франции привел к тому, что ни Франция, ни Австрия не могли противостоять России. Англия не решалась единолично участвовать в войнах. Турция без европейской поддержки не смела выступать против России. Пруссия же поддерживала Россию в её намерениях. В этой обстановке Россия предложила правительствам всех государств, подписавших Парижский договор, собраться для обсуждения вопроса отмены нейтрализации Черного моря. Запись на доске и в тетради: Лондонская конференция (март 1871 г.) - протокол о нейтрализации Черного моря. (слайд 8) Вывод: Россия вернула себе право строить крепости, держать флот на Черном море. Таким образом, были укреплены южные границы страны. Эта дипломатическая победа России свидетельствовала о росте ее международного авторитета. Большая заслуга в этом принадлежала министру иностранных дел А. М. Горчакову. (слайд 9) - Ребята, вам было дано опережающее домашнее задание: подготовить сообщения. Кто готов выступить со своим сообщением? (слайд 10) - В 1870-е годы после Лондонской конференции происходит сближение России и Германии. В подобном сближении Россия могла видеть определенную гарантию от нападения на нее Германии, чрезвычайно усилившейся после ее победы над Францией. Для России это так же был способ выйти из международной изоляции, в которой она оказалась после Крымской войны. В результате в 1873 г. между Россией, Германией и Австрией было заключено соглашение, согласно которому в случае нападения на одну из этих стран между союзниками начинались переговоры о совместных действиях. В истории это соглашение России, Германии и Австрии получило название «Союз трех императоров». Послушаем краткое сообщение - К середине XIX в. в Азии и Казахстане сложилась следующая ситуация. Казахские жузы (объединения) номинально состояли в подданстве России. Далее на юге существовало три самостоятельных государства - Кокандское, Хивинское ханства и Бухарский эмират. Еще южнее располагался Афганистан. В первой половине XIX в. российское правительство пыталось наладить торгово-экономические отношения со Средней Азией. Однако российские купцы облагались высокими пошлинами, а караваны грабились. Среднеазиатские народы совершали постоянные грабительские набеги на территорию России. Четкой линии укрепления на границе со среднеазиатскими государствами не было. С другой стороны, действия и влияние Англии в Афганистане и Иране, ее стремление продвигаться дальше беспокоило Россию, которая вступила в борьбу с Великобританией за государства в Средней Азии и на Среднем Востоке. С 1864 г. начинается военное наступление. Сначала на Кокандское ханство. Малочисленные русские войска захватили города Аулие-Ата, Туркестан, Чимкент. В результате чего Оренбургское и Западносибирское укрепления были соединены. -Предположите, каковы были дальнейшие планы российского командования? На продолжении наступления настаивали военные, находившиеся в Средней Азии, но Министерство иностранных дел и Военное министерство предлагали закрепиться на занятых рубежах. Пока принималось решение, генерал-майор Черняев с отрядом в составе 1000 человек начал наступление на Ташкент с 100-тысячным населением. Несмотря на первую неудачу, попытка взять Ташкент была повторена, и в 1866 г. город был включен в состав России. В 1864 г. вышел закон об образовании Туркестанского генерал-губернаторства, главой которого был назначен К. П. Кауфман. В результате продолжительных военных действий против Бухарского эмирата часть его территории вошла в состав России. Военные действия против Хивинского ханства были успешными и взятие Хивы - доказательство этого. Запись на доске и в тетради: Хива, Бухара, Коканд к 1873 г. стали вассальными владениями России при сохранении за их правителями права решать вопросы внутренней политики. В начале 70-80-x гг. российские войска под командованием генерала М. Д. Скобелева продолжали подчинять силой оружия территории закаспийской области. Одним из результатов завоевания Средней Азии стала ликвидация рабства и работорговли в Хивинском ханстве. Российское правительство освободило до 40 000 невольников. Каковы, на ваш взгляд, последствия завоевания Средней Азии? | Записывают в тетрадь тему урока. Знакомятся с планом работы и основными терминами и датами Взаимоотношения с другими государствами. Отмена статей Парижского договора, запрещавших России иметь на Черном море военный флот, арсеналы и крепости. Это условие договора делало южные границы России незащищенными и подрывало ее влияние на Балканах и Ближнем Востоке. Записывают в тетрадь: -Ближневосточное направление; -Европейское направление; -Среднеазиатское направление; -Дальневосточное направление. Расстановка сил в Европе изменилась после франко-прусской войны. Записывают в тетрадь. Слушают сообщение обучающегося: «Министр иностранных дел - светлейший князь А. М. Горчаков». Записывают в тетрадь (опираясь на таблицу): «Союз трех императоров» (1873-1878) Германия, Россия, Австро-Венгрия Сообщение обучающегося: «Союз трех императоров» а) продолжить наступление; б) остановиться на достигнутом. Записывают в тетрадь: Хива, Бухара, Коканд к 1873 г. стали вассальными владениями России при сохранении за их правителями права решать вопросы внутренней политики. Завоевание Россией Средней Азии лишило государственности населявшие ее народы; В Средней Азии было ликвидировано рабство, стала развиваться промышленность, железнодорожное строительство. Прекращение набегов, начало более активного экономического освоения края: торговля, использование природных богатств (хлопководство, шелководство); Установление влияния в Средней Азии, на которое претендовала Англия. | 25 | |
4. | Закрепление знаний. | Ребята, чтобы проверить как вы усвоили новый материал, я предлагаю вам выполнить тестовое задание, раздаю листы с тестами (слайд 12) | Выполняют тестовое задание | 10 | |
5. | Подведение итогов работы и оценка деятельности учащихся. | - А теперь подведём итоги тестирования. Поменяйтесь листами с заданиями и проверьте друг друга. (слайд 13) Выставляю и объявляю оценки обучающимся: подготовившим сообщения, активно работающим на уроке, отвечающим на вопросы | Обучающиеся выставляют оценки друг другу за тестовое задание: Правильно ответили: На 5 вопросов – оценка «5» На 4 вопроса – оценка «4» На 3 вопроса – оценка «3» На 2 вопроса – оценка «2» Ключ к тесту: 1 – в; 2 – а; 3 – в; 4 – б; 5 – г | 3 | |
6. | Домашнее задание. | Запишите, пожалуйста домашнее задание: (слайд 14) Прочитать § 61, стр. 78-83, письменно ответить на вопрос 4, стр. 83. Опережающее задание: подготовить сообщение или презентацию по теме: «М. Д. Скобелев» Ребята, спасибо всем за работу на уроке. Всего вам доброго. (слайд 15) | Записывают домашнее задание. | 1 |
Приложение к плану-конспекту урока «Внешняя политика Александра II»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Информационный | Исторический источник | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ce9679e-6a29-4914-9091-fe9d88179935/view/ | |
2. | Информационный | Словарная статья о союзе трех императоров (1873 г.) | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7abbce73-72bc-475c-ac97-fb21aa1f158b/view/ | |
3. | Хивинское ханство | Информационный | Словарная статья о государстве в Средней Азии в 1511-1920 гг. | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b0514ad7-2ac1-4185-b84e-502c8b91c5f9/view/ |
4. | К. П. Кауфман | Информационный | Биографическая справка о государственном деятеле XIX в. | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8ae2d965-bd76-4c19-801b-6e3de23f96c2/view/ |
5. | М. Д. Скобелев | Информационный | Портрет | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bb41d91e-e756-4a2e-bdae-73deba0a231d/view/ |
6.. | Задания к параграфу «Внешняя политика Александра II» | Контрольный | Интерактивное тестовое задание | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/37571464-0d3b-4dc5-ab47-2f07c3d6f4c0/view/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Решение показательных уравнений"
Сначала актуализация знаний студентов. Затем дается новый материал: классификация показательных уравнений и основные способы их решения.Учебный материал адаптирован к уровню подготовки студентов по ма...
План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»
Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...
План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»
Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...
План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.
План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «Проблемы исполнительского плана в камерно-вокальном сочинении П.И.Чайковского «Ночи безумные» на этапе работы с солистом».
План-конспект открытого урока по междисциплинарному курсу "Концертмейстерский класс" ПМ. 01. Исполнительская деятельность по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (Фортепиа...
План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»
Тема программы: «Создание гипертекстовых документов». Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...
Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.
Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...