Урок по творчеству старейшего композитора Захара Константиновича Степанова
учебно-методический материал
Жизнь и творчество первого якутского композитора З. К. Степанова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zahar_stepanov-kompozitor.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по творчеству старейшего композитора Захара Константиновича Степанова
Цели и задачи:
- Введение регионального компонента в учебные программы по предмету «Музыка» в СОШ
- Формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;
- Воспитывать патриотические чувства к родному краю.
- Показать возможность применения песен якутского композитора Захара Степанова в авторских учебных программах по предмету «Музыка» в общеобразовательной школе.
- Развитие интереса к якутской музыкальной культуре на примере творческой личности З. К. Степанова
Тип урока: Беседа
Тема урока: Захар Константинович Степанов. Жизненный и творческий путь композитора.
Ход урока:
Организационный момент: Приветствие. Настройка на урок. Информация о теме и целях урока.
Изучение нового материала: Сегодня мы познакомимся с творчеством
якутского композитора Захара Константиновича Степанова.
- Мы сказали что З. Степанов– это композитор. А кто такой композитор, ребята? (…)
- Понятие «Композитор», ребята, имеет насколько значений. Например:
*Композитор – это автор музыки, человек, сочиняющий музыку
*Композитор – это составитель ароматов (производят духи, ароматизаторы,
освежители)
*Композитор – это шахматист, занимающийся составлением шахматных
композиций (расставляет фигуры по правильным расчетным точкам)
В нашем случае, какое подходит определение? (Ответ: первое)
- Правильно, первое, так как мы с вами изучаем музыку, а не физику или
химию и шахматы. Урок начну с биографии нашего композитора.
-Захар Константинович является первым профессиональным композитором из народа саха, ставшим заслуженным деятелем искусств России, лауреатом премии Союза композиторов России и премии имени Д. Д. Шостаковича, народным артистом РС (Я). Он творчески претворил музыкальные традиции отечественной композиторской школы, обучаясь мастерству у лучших педагогов и музыкантов Сибири и Якутии Г.А. Григоряна, А. Ф. Мурова, Г. Н. Иванова.
На протяжении всей творческой биографии, Захар Степанов постоянно обращается к своему излюбленному песенному жанру, который является не только источником глубокого вдохновения композитора, но и своеобразной «музыкальной летописью» своего времени. Именно в песнях композитор отразил характерный для всего творчества наследия композитора круг основных образов и тем. Это воспоминания о детстве и юности (образ матери, первого учителя, родной природы и героического труда современников), военная тема, отразившая героизм подвига земляков от время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., светлая любовная лирика, а также композиторское преломление разнообразных жанров не только якутского музыкального фольклора, но и мелодики народов Севера.
Родился Захар Константинович 22 октября 1932 года в Кобяйском районе, Теинского наслега, в колхозе имени «Олох саhардар» Якутской АССР. Отец Захара был профессиональным охотником и заядлым рыбаком. Константин Романович славился как певец – тойуксут и прекрасный имитатор, точно подражающий голосом птиц и животных. По вечерам отец и сын частенько импровизировали, пели якутские мелодии. От матери Феклы Ивановны Степановой Захару Константиновича передалась любовь и привязанность к родному очагу.
Тесная детская связь с природой также наложила впоследствии отпечаток на сочинения композитора, например, в его творчестве тесно связаны голоса детей и птиц. Сам Захар Константинович считает, что «…звучанья ручья, шум дождя, гром, капель, рассветы и закаты – всё это является прекраснейшей музыкой природы, которая вдохновляет и даёт неисчерпаемый океан возможностей для создания музыкальных произведений». Будущий музыкант родился в многодетной семье, в которой было десять детей. Родители от природы были одарены музыкальными способностями: отец отличался своими разносторонними талантами – прекрасно пел, виртуозно играл на хомусе – традиционном национальном музыкальном инструменте, изготовленные им кырыымпа – старинный струнный инструмент славились своей мелодичностью, что показывает и хорошее знание природы звука и звуковых явлений, а мать знали как прекрасную исполнительницу старинных народных песен. Ни один концерт художественной самодеятельности не проходил без участия семьи Степановых.
Мальчик с незаурядными музыкальными данными, с самого раннего детства росший в атмосфере любви к музыке, сначала занимался самостоятельно, а потом стал брать уроки музыкальной грамоты у Серафима Ивановича Гоголева – школьного учителя, скрипача и самодеятельного композитора, «прорубившего окно» в таинственный и прекрасный мир звуков. Решив посвятить свою жизнь музыке он продолжил свое образование в Якутском музыкальном училище им. М. Н. Жиркова, где учился по классу тромбона и баяна. Молодой музыкант, инициативный и энергичный, начал свою творческую карьеру учителем пения в Кобяйской средней школе и, одновременно, художественным руководителем районного Дома Культуры. Первое же выступление школьного хора, а также созданных им двух оркестров – духовых и народных инструментов, где З. К. Степанов дебютировал и как хормейстер, и как дирижер, вызвало восторженную реакцию публики и запомнилось своей необычностью, зрелищностью и разнообразием представленного репертуара. В эти годы он начинает сочинять и свои первые произведения: песни и инструментальные пьесы.
Окрыленный первыми успехами, З. К. Степанов расширяет свои профессиональные знания на композиторском факультете Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, по окончании которой много и неутомимо работает для развития музыкального искусства республики и как музыкант, и как педагог. Непрерывное образование и постоянная практика сыграли положительную роль в его композиторской судьбе, что наиболее рельефно видно из полного собрания сочинений Степанова, где представлены произведения оперного, симфонического, кантатно-ораториального, камерно-инструментального и песенного жанров. Известность З. К. Степанова перешагнула границы Якутии в 70-е годы, когда любителям отечественной музыки была представлена поразившая всех симфоническая картина для фортепиано «Картины прошлого – ритуальный танец шамана». Превосходное, глубоко новаторское произведение, где постукиваниями пальцев по деке инструмента имитировалось звучание шаманского бубна, стало с тех пор его визитной карточкой. Широкое признание не только публики, но и музыкального общества, получила и лирико-трагедийная опера «Колыбельная песнь», сочиненная им на либретто И. Гоголева, которая была удостоена престижнейшей премии Союза композиторов России им. Д. Д. Шостаковича.
В течение длительного времени он сочетал работу композитора с педагогической деятельностью в Якутском музыкальном училище им. М. Н. Жиркова. Как настоящий мастер, он не только приобщал своих воспитанников к специальным знаниям – теории музыки, сольфеджио, композиции, инструментовке, гармонии, но и прививал им одержимость стихией музыки и стремлением радовать людей своим искусством. Недаром из числа его учеников и последователей вышла целая плеяда блестящих якутских музыкантов, среди которых А. Самойлов, Е. Неустроев, К. Герасимов, П. Старостин, А. Дмитриев, А. Моргусов и др. Композитор уделяет пристальное внимание и художественному воспитанию якутских детей. Так, в родном Кобяйском улусе по инициативе З. К. Степанова в свое время открылись (и до сих пор существуют) две детские музыкальные школы [Саньяхова 2017, с. 4].
Признанием огромного таланта, а также человеческих качеств З.К. Степанова можно считать также то, что именно ему было доверено возглавить Союз композиторов и Ассоциацию самодеятельных мелодистов Якутии и на этом общественном поприще он безупречно работает уже на протяжении почти 30 лет. Необычайное трудолюбие, по словам коллег, он может работать практически без выходных, его творческие искания подают надежду благодарным слушателям композитора, что З. К. Степанов еще долгое время будет продолжать их радовать новыми гранями своего искусства.
Всё творчество Захара Константиновича Степанова – одного из основателей профессиональной музыкальной культуры Якутии, замечательного композитора, члена Союза композиторов России, заслуженного деятеля искусств России и Якутии, академика Академии духовности Республики Саха, почетного гражданина Кобяйского улуса можно охарактеризовать как гимн красоте Жизни и Труда.
Им создано более 300 песен, включенных в авторские сборники: "Дым родного очага" (1977), "Поющие птички" (1993), "Кобяйские зори" (1996), "Птички певучие" (2000), "Любовь земли олонхо" (2001). Создавая свои творения, композитор сотрудничал с такими именитыми поэтами и писателями как И. Гоголев, И. Егорова, М. Обутова - Эверстова, С. Дадаскинов, Е. Васильев, П. Тобуроков, П. Одорусов, К. Туйарский и др.
Он глубоко чувствует стихотворную ритмоинтонацию и поэтический строй каждой песни. Как говорит сам композитор: «Для меня важно очень точно и гармонично воплотить в музыке внутренний ритм, пульсацию стиха. Главное – найти тематический материал. О функциональных связах особо не думаю, слышу сразу гармоническую окраску мелодии» [Саньяхова 2016, с. 38]. За многие годы работы с различными поэтическими текстами у композитора сформировалось особо чуткое отношение к стихотворной строке, поэтическому ритму и интонации.
Также он сочинял много песен для детей. Светлые акварельные краски, приемы жанровой зарисовки использует З.К. Степанов для создания запоминающихся образов счастливого детства. Таковы наполненный радостными ощущениями полета школьный вальс («Уѳрэнэр оскуолам» («Родная школа», сл. И.М. Гоголева), «До5ордоhуох дииллэр» («Давайте дружить», сл. С.Е. Дадаскинова) и легкий жизнерадостный танец на основе дэгэрэн ырыа (размеренное пение, отличает более широкий объем мелодии) «Сэттэ ѳннѳѳх кустукчаан» («Семицветная радуга», сл. П.Н. Тобурокова), «Кѳрдѳѳх ырыа сатараа» («Звонче, лейся песня», сл. И.М. Гоголева), «Кулунчуктар, ньургуhуннар» («Жеребеночек – цветочек», сл. С.Е. Дадаскинова), а также миниатюры, наполненные мягким юмором «Уулаах Тарас» («Засоня Тарас», сл. И.Н. Левина) и особой сердечностью «Кун кубэй ийэбэр» («Милой мамочке», сл. Р. Багатайского).
Особо хочется отметить в «детских песнях» своеобразные интонации якутского фольклора, но и самобытные звуковые образы природы Севера, переданные через яркие вокализированные элементы (например, звукоподражания голосу куропатки в «Курупааскы ырыата» («Песня куропатки»), сл. И.Н. Егорова). Композитор творчески преломляет характерные северные ритмы и попевки в песне «Тугутчаан» («Олененок») на сл. В.С. Кейметинова. В миниатюре показан образ веселого беззаботного олененка Прихотливый ритмический рисунок в сочетании с подвижным темпом придают песне танцевальный характер.
Захар Степанов счастливо сочетает в песнях простоту и лаконичность изложения с глубиной проникновения в интонационный строй якутской традиционной музыкальной культуры. «Я всегда опираюсь на свой родной тематический материал. Убежден, что якутская музыка должна быть с национальным колоритом. Это и есть настоящее якутское произведение». Так, в его песенном творчестве немало примеров композиторского преломления разнообразных жанров якутского музыкального фольклора.
Неисчерпаемым и драгоценным источником музыкального творчества З.К. Степанова, центральной темой которого неизменно остается возвышенная любовь к родине, поклонение женщине-матери, воспевание мужества и подвигов народа, прославление мира и жизни на земле, стала якутская народная музыка. Действительно, каждое его произведение воспринимается как своеобразная музыкальная фреска, написанная классическими красками в органичном синтезе с фольклором, старинными песнями с их мелодией, гармонией, характерным ритмом, интонацией «дьээ-буо», «кылысах», составляющим в целом его оригинальный композиторский почерк. З. Степанов мыслит жанровыми архетипами народной музыки. В его творчестве есть произведения, напрямую связанные с первичными жанрами традиционной музыки. Это олонхо (Концерт для тромбона с оркестром «Сказания олонхосута»), прикладные жанры – танец, песня – воспоминание, обряд. Вместе с тем, даже произведения, написанные в классических формах связаны неразрывными узами с жанрами и образной системой народного искусства. Образная система в творчестве композитора также строится на архетипах, уходящих корнями в народный эпос. Образы олонхо (сущности Верхнего и Нижнего мира), шаманы, картины природы наполняют его произведения.
Показательно, что творения З. К. Степанова любимы не только слушателями, но и их исполнителями: они постоянно входят в репертуар прославленных музыкантов Якутии, что еще раз подтверждает закономерность его композиторского успеха. Его имя широко известно за пределами республики также благодаря творческим вечерам маэстро в Москве, Ульяновске, Улан-Баторе, городах Приморья и т.д., где слушатели имели возможность оценить мелодии северного края. Богатый песенный материл З. Степанова может стать источником вдохновения для молодых якутских исполнителей. Ведь самобытное творчество старейшего композитора Якутии – это бесценный вклад в сокровищницу якутской профессиональной музыки.
Библиографичекий список:
- Саньяхова, Н.И. Творчество якутского композитора Захара Степанова: тематическое и жанровое многообразие // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2017. -№10 (84).
- Саньяхова, Н.И. Творить для народа…: Очерки о жизни и творчестве якутского композитора Захара Степанова / Н.И. Саньяхова; отв.ред.канд.филол. наук В.Е. Холмогорова; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВО «Аркт.гос.ин-т культуры и искусств», каф.искусствоведения. – Якутск:АГИКИ, 2016.
- Саньяхова, Н. И. О песенном творчестве З. К. Степанова // Традиционная культура кочевых народов в системе художественного образования. – Якутск, 2014.
- Скрыбыкина, Ч. К. Гармония в музыке современных якутских композиторов: монография / Ч. К. Скрыбыкина. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический материал для подготовки уроков по творчеству С.А.Есенина
методический материал при подготовке уроков по творчеству С.А.Есенина...
"Малая форма в творчестве чувашских композиторов"
Подробный разбор произведений малой формы чувашских композиторов....
Сценарий открытого урока по творчеству М.И.Цветаевой
План-конспект открытого урока по творчеству М.И. Цветаевой....
Конспект урока по творчеству Н.А.Некрасова
Конспект урока по творчеству Н.А. Некрасова....
Конспект урока по творчеству А.Блока.
Сценарий урока по творчеству А.Блока....
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КРУПНЕЙШИХ КОМПОЗИТОРОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.
В развитии духового инструментального искусства первая половина XVIII столетия – период, который оз-наменовался творчеством таких великих композиторов, как А. Вивальди, Г.Ф. Телеман, И.С. ...
Методическое пособие на тему «Струнный ансамбль в творчестве старинных композиторов П. Нардини и М. Коретте» 2014г.
Данное методическое пособиепо дисциплине "Изучение репертуара родственных инструментов" разработано для студентов 2 курса обучения....