ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КРУПНЕЙШИХ КОМПОЗИТОРОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.
статья на тему
В развитии духового инструментального искусства первая половина XVIII столетия – период, который оз-наменовался творчеством таких великих композиторов, как А. Вивальди, Г.Ф. Телеман, И.С. Бах и Г.Ф. Ген-дель. С их исполнительской и композиторской деятельностью непосредственно связано дальнейшее совершенствование и обогащение выразительных и технических возможностей духовых инструментов, дальнейший рост исполнительского мастерства.
Творчество многих итальянских композиторов (Дж. Торелли, А. Марчелло, Ф. Верачини, Дж. Тартини, Т. Альбинони и др.) говорит о высокой профессиональной культуре и виртуозном мастерстве музыкантов - духовиков того времени.
Среди своих современников и соотечественников выделяется венецианец Антонио Вивальди (1678 – 1741). Он был одним из первых, кто широко обратился к жанру программного концерта, проложившего дорогу ранним программным симфониям XVIII в. Имеются такого рода сочинения и для духовых инструментов, на-пример, концерты, названные композитором «Буря на море», для флейты, гобоя, фагота, скрипки, альта и чембало или для флейты, струнного оркестра и чембало. Вивальди много экспериментировал с инструментальными тембрами. Он выводил в качестве сольных два, три и более инструментов, смело сочетал тембры струнных и духовых. Ему принадлежат девять концертов для пяти труб со струнным оркестром, три концерта для скрипки и трубы со струнным оркестром, концерт для трубы со струнным оркестром, два концерта для двух труб со струнным оркестром и органом и другие сочинения. В своем творчестве Вивальди поставил духовые инструменты в один ряд со струнными и дал образцы сольного концертного использования примитивных в то время по конструкции инструментов.
Музыка Вивальди составляет золотой репертуарный фонд каждого солиста-духовика.
Еще одним видным композитором был Томазо Альбинони (1671 – 1750). Наиболее известными из сочинений Альбинони для духовых инструментов являются два концерта для трубы и струнного оркестра и четыре концерта для гобоя, струнных и баса.
Не менее значительным в свое время был другой итальянский композитор – Алессандро Марчелло (ок. 1684 – ок. 1750). Среди произведений для духовых инструментов известны шесть концертов для гобоя или флейты с оркестром, шесть концертов для двух флейт или скрипок и др.
Произведения для солирующего гобоя Вивальди, Альбинони, Марчелло показывают, что искусство игры на этом инструменте стояло в Италии на высоком уровне и композиторы много и плодотворно писали в этом жанре. Если гобою они отдавали предпочтение, то флейте, фаготу, трубе и валторне также уделялось немалое внимание.
К этому же периоду относится творчество Георга Филиппа Телемана (1681 – 1767). К лучшим сочинениям композитора относятся: соната для флейты и чембало до мажор, концерт для трубы, струнного оркестра и basso continue ре мажор, трио для флейты, гобоя и виолончели с чембало ми минор, квартет для флейты, скрипки, виолончели и чембало ми минор и др.
Многочисленные оркестровые сочинения с участием духовых инструментов Телемана свидетельствуют о высоком исполнительском уровне музыкантов того времени. Яркий образец тому – сюита для флейты и струнных инструментов ля минор.
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) в своих сочинениях применял те духовые инструменты, которые уже существовали и использовались в музыкальной практике. Но в его музыке они получили новое осмысление.
Духовые инструменты стали у Баха полноправными носителями богатого эмоционального содержания, которое отличает музыку этого композитора. Творческое наследие Баха очень обширно. Из произведений в камерно-инструментальном жанре выделяются флейтовые сонаты. Единственной в своем роде в мировом инструментальном творчестве является соната для флейты соло ля минор. В ней воплотились лучшие черты баховского «органного» инструментального мышления. Одним из шедевров флейтового репертуара является сюита си минор для флейты, двух скрипок, альта и баса. Однако самым совершенным выражением оркестрового стиля Баха и его отношения к духовым инструментам являются шесть «Бранденбургских концертов», которые были написаны в 1721 г. в Кетене.
Вклад Баха в литературу для духовых инструментов и исполнительство на них огромен. Однако творчество Баха для духовых находилось в забвении более полутора веков. Крупнейшие педагоги-духовики дореволюционной России (В. Кречман, Ф. Степанов и др.) считали, что в сочинениях Баха исполнитель не сможет рас-крыть виртуозного блеска флейты, и им предпочитались концерты Бриччиальди, Фукса, Чиарди и т.д. Только в ХХ в. произведения Баха заняли прочное место в педагогической и исполнительской практике.
Другим величайшим композитором Германии был Георг Фридрих Гендель (1685 – 1759). Среди его сочинений – сонаты для двух гобоев и basso continue, для флейты и basso continuе, 15 сольных сонат для флейты или гобоя и basso continue. Наиболее популярна и любима исполнителями соната для флейты и фортепиано ля минор.
Вершиной инструментального творчества Генделя являются его произведения в жанре concerto grosso (три концерта для солирующего гобоя с оркестром, один – для валторны с оркестром (1740), концерт для гобоя ми минор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Малая форма в творчестве чувашских композиторов"
Подробный разбор произведений малой формы чувашских композиторов....
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРКЕСТРЕ И КАМЕРНОМ АНСАМБЛЕ XVII В.
Первые оркестры сформировались в начале XVII в. в итальянской опере. Одним из создателей оркестра явился основоположник классической оперы, гениальный реформатор в инструментальной сфере Клаудио Монте...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "ХОРОВОЙ КЛАСС" В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННО-СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИМУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Фортепиано»,«Струнно-смычковые инструменты», «Народные инстр...
Инклюзивная Программа развития личности ребенка группы коррекции в классе духовых инструментов
Данная программа разработана на основе исследований «Развитие личности ребенка в классе духовых инструментов» и представляет собой практическую часть реализации Концепции музыкально-творческого развит...
Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 1)
Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 1. Эпоха дворцовых переворотов)...
Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 2).
Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.2 Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века. (часть 2. Правление Екатерины II и Павла I)...
Русская живопись первой и второй половины XVIII века
До начала XVIII столетия в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции. По воспоминаниям современников, в России в то время любые изображения принимали за иконы: нередко, приходя...