методический материал для подготовки уроков по творчеству С.А.Есенина
учебно-методический материал по теме

Сивухина Татьяна Сергеевна

методический материал при подготовке уроков по творчеству С.А.Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_po_eseninu.docx87.53 КБ

Предварительный просмотр:

         

Поэзия С.А. Есенина – своеобразная книга судьбы, полная драматизма и страсти, открытий и ошибок, горя и любви. Сменилось не одно поколение, прошли десятилетия, во многом изменившие облик читателя.

          Сегодня когда катастрофически снижается уровень духовности, культуры, возникла настоятельная потребность подробно рассмотреть есенинскую концепцию мира и человека. Именно поэзия С.А. Есенина, ни на грани не утратившая своего обаяния, направлена на то, чтобы поддержать, окрылить человека, раскрыть радости жизни, вернуть в мир надежду и свет.

          Главной задачей методического пособия является знакомство обучающихся с произведениями поэта, не вошедшими в основную программу, и их изучение. Она позволяет дополнить и углубить традиционные разделы школьного курса литературы, изучающие жизнь и творчество С.А.Есенина. Учитывая реальные знания обучающихся  о жизни и творчестве поэта, программа определяет цели:

Обучающие:

  • помочь обучающимся понять основные этапы духовной и творческой эволюции поэта в связи с традициями русской и мировой культуры, в  соотнесении с событиями современной ему эпохи;
  • помочь обучающимся усвоить особенности художественного мира поэта, поэтического мастерства;
  • сформировать у обучающихся понятия  о важнейших составляющих в поэтике С.А.Есенина (национальный образ мира, национальный идеал, национальный характер).

Развивающие:

  • развитие навыков выразительного чтения
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • развитие мыслительных способностей обучающихся;
  • развитие познавательного интереса обучающихся;;
  • развитие умения самостоятельно работать с произведениями С.А.Есенина.

Воспитательные:

  • формирование эстетического вкуса обучающихся  как ориентира в художественном мире;
  • формирование вдумчивого читателя, готового к самостоятельному общению с поэзией С.А.Есенина;

Общими показателями учебных достижений школьников по предмету являются:

  • владение техникой грамотного и осмысленного чтения произведений поэта, в том числе и чтение наизусть;
  • умение самостоятельно анализировать произведения С.Есенина и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
  • умение видеть в произведениях Есенина авторскую позицию;
  • умение выразить свое отношение к поэзии С.Есенина.

Сказка – это чудо ль
Или это бред,
Отзвенела удаль
Разудалых лет.
Песня отзвенела
Над родной землей.
Что же ты наделал,
Синеглазый мой?
Отшумело поле,
Пролилась река,
Русское раздолье,
Русская тоска.
Ты играл снегами,
Ты и тут, и там,
Синими глазами
Улыбался нам.
Кто тебя, кудрявый,
Поманил, позвал?
Пир земной со славой
Ты отпировал.
Было это, нет ли,
Сам не знаю я.
Задушила петля
В роще соловья.
До беды жалею,
что далеко был.
И петлю на шее
не перекусил.
Кликну, кликну с горя,
А тебя уж нет.
В черном коленкоре
На столе портрет.
Дождичек весенний
Окропил наш стих.
Песенник Есенин,
Рано ты погиб,
Вековая просинь,
Наша сторона…
Если Пушкин – осень,
Ты у нас – весна!
В мыслях потемнело,
сердце бьет бедой.
Что же ты наделал,
Разудалый мой!?

С. Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего тридцать лет! Более половины из них он провел на родине, в рязанском крае. Здесь – глубинные корни народности и реализма поэзии Есенина. Это имя у всех связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к Родине. В самом звучании его фамилии есть, как оказывается, что-то природное, лесное, весеннее.
Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

     В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в "узком промежутке" старых чувств и воззрений. И, если в лучших стихотворениях Сергея Есенина - "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до  краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях - отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин прежде всего - певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного  нежного сердца. В них "русский дух", в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.

Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.

    Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари...”, “Дымом половодье...”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима - аукает...”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится...” и др.)

    С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.

    В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил “свежие, чистые, голосистые”, хотя “многословные” стихи “талантливого крестьянского поэта - самородка”, помог ему, познакомил с писателями и издателями.

    Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.

    В начале 1916 года выходит первая книга “Радуница”, в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910 - 1915 годах. Творчество поэта 1914 - 1917 годов сложно и противоречиво (“Микола”, “Егорий”, “Русь”, “Марфа Посадница”, “Ус”, “Исус - младенец”, “Голубень” и др.). Основой есенинского мироздания является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, - это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира лесами и болотами.

    Герой лирики Есенина молится “дымящей земле”, “на алы зори”, “на копны и стога”, он поклоняется родине. Есенин позже признавался: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”.

    В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: “задумчивая и нежная”, смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая “праздники победные”. В стихотворении “Не в моего ты бога верила” (1916) поэт зовет Русь - “царевну сонную, находящуюся “на туманном берегу”, к “веселой вере”, которой теперь привержен он сам. В стихотворении “Тучи с ожереба...” (1916) поэт как будто предсказывает революцию - “преображение” России “через муки и крест” и гражданскую войну.

    Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями. Отсюда стремление ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм (что позже приведет поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери - природы. Он Очеловечивает природу. Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

    Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник “Голубень”. В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи и светлой, нежной любви, окрашенной в чувственные тона, - “Не бродить, не мять в кустах багряных” (1916), “Запели тесаные дроги” (1916). Но уже отчетливей проступают приметы другой - каторжной Руси, по которой бредут “люди в кандалах” (“В том краю, где желтая крапива” (1916), “Синее небо, цветная дуга” (1916). Меняется герой есенинской лирики - он то “нежный отрок”, “смиренный инок”, то “грешник”, “Бродяга и вор”, “разбойник с кистенем” и т.д. (“наша вера не погасла” (1915), “Разбойник” (1915), “Устал я жить в родном краю” (1916). Эта же двойственность определяет и образ “нежного хулигана” в стихах Есенина периода “Московской кабацкой” (1924).

    События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, “преображения” жизни, переоценки всех ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает “буйственную Русь” и славит “красное лето” (“Товарищ” (1917), “Певучий зов” (1917), “Отчарь” (1917), “Октоих” (1918), “Пришествие” (1918), “Преображение” (1918), “Иония” (1918), “Иорданская голубица” (1918).

    Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец - то выходит сборник “Голубень”, вобравший в себя стихи 1916 - 1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений “Преображение” (1918), “Сельский часослов” (1918). В 1919 году вышла книга “Ключи Марии”, в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918 - 1918 годах.

    Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.

    Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

    Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.

    Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)

    Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.

Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.

    Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

        Особенность лирики Есенина

        Есенин – в действительности великий русский национальный поэт. Без кавычек. Русский – не оттого, что «про березки» писал. Без него хватало и хватает. Одного этого недостаточно.

Русский – с типично русскими противоречиями, бесконечными (иной раз – и безуспешными) поисками себя; русский, потому что «все передовые люди в России – пьяницы и картежники», так, кажется, у Достоевского…  С прожиганием собственной жизни, позерством, демонстративностью  и нелепыми, на взгляд разумного человека, поступками. И здесь же – трезвый расчет, безудержная работа и талант.

   Это – Есенин.


Кстати:

   Россияне, как выяснили социологи, несмотря ни на что, любят русскую поэзию, при этом всенародно почитаемым поэтом номер один остается Александр Сергеевич Пушкин. Таковы результаты проведенного в канун дня рождения поэта опроса центра "РОМИР-Мониторинг", в котором участвовали 1500 россиян.

   94% опрошенных отдают дань таланту Пушкина и заявляют, что его творчество "сыграло важную роль" в развитии русской литературы. При этом большинство из них (37%) назвали Пушкина "своим самым любимым русским поэтом".

Второй самый почитаемый в России поэт - Сергей Есенин. Поклонниками его произведений являются 17% опрошенных. В число любимых поэтов, согласно исследованию, также входят Михаил Лермонтов (5%), Анна Ахматова (4%), Николай Некрасов (3%).

Любовная лирика Есенина

Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в "узком промежутке" старых чувств и воззрений.

Сам Есенин говорил: "Обратите внимание, что у меня почти совсем нет любовных мотивов... Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве".

Вплоть до сегодняшнего дня бытует мнение, что любовная лирика Есенина изолирована от эпохи, лишена каких-либо примет времени, что в ней нет связи с общественной биографией поэта, а есть связь лишь с фактами узколичными. С этой точки зрения Есенин представляется целиком погруженным в себя "чистым лириком", которого не коснулось время и не заинтересовала эпоха. Это довольно живучее заблуждение. И ему особенно охотно следуют те, кто хочет остаться в стороне от современности. Но таким Есенин не был.

Его любовная лирика никогда не была оторвана от общих настроений и размышлений, владевших поэтом, она всегда была обусловлена его общественными взглядами, которые властно накладывали свой отпечаток на его стихи самого интимного содержания.

Пой же, пой! На проклятой гитаре
Пальцы пляшут мои в полукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг.
Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастье,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь - зараза,
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума .


Пой, мой друг.
Навевай мне снова
Нашу прежнюю буйную рань.
Пусть целует она другого
Молодая красивая дрянь...

К 1923 году относятся его стихи, в которых он впервые пишет о настоящей, глубокой любви, чистой, светлой и подлинно человеческой:

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелье падкий,
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонкой касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Нельзя не обратить внимания на строку: "В первый раз я запел про любовь". Ведь о любви Есенин писал и в "Москве кабацкой". значит, сам поэт не признавал настоящей любовь, о которой он писал в том мрачном цикле стихотворений. В отличие от стихов того периода Есенин создает целый цикл лирических произведений, в которых бесконечно привлекает светлая радость чувства любви, ее чистота, человеческое тепло.

Что желать под житейскою ношею,
Проклиная удел свой и дом?
Я хотел бы теперь хорошую
Видеть девушку под окном.
Чтоб с глазами она васильковыми
Только мне-
Не кому-нибудь-
И словами и чувствами новыми
Успокоила сердце и грудь, -

пишет Есенин в стихотворении "Листья падают, листья падают...", и мы видим разительное отличие этого стихотворения от тех, которые поэт  еще не так давно создавал в настроении упадка, безразличия и отчаяния, в которых он называл любовь "чумой" и "заразой".

Новые стихи, рожденные новым настроением, поэт сам подчеркнуто отделяет от прежних. В стихотворении "Пускай ты выпита другим..." (1923) он пишет:

Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно скакать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.
Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными - кладбища и хаты.

Это один из многих примеров того, как в любовной лирике Есенина неизменно отражались и его гражданские настроения.

В эту пору (1923 - 1925) в его произведениях появляется один настойчивый мотив, к которому он неоднократно возвращается: поэт предупреждает себя и других от поспешных выводов о характере своего чувства, он более строго судит о настоящей любви, которую не следует смешивать со случайными порывами:

Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,-
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только не целованных не трогай,
Только не горевших не мани.

Говоря о случайных встречах, которые не приносят подлинного счастья и радости, поэт подчеркивает значимость истинной чистой любви:

Не тебя я люблю, дорогая,
Ты лишь отзвук, лишь только тень.
Мне в лице твоем снится другая,
У которой глава - голубень,
Пусть она и не выглядит кроткой
И пожалуй на вид холодна
Но она величавой походкой
Всколыхнула мне душу до дна
Вот такую едва ль отуманишь,
И не хочешь пойти, да пойдешь,
Ну, а ты даже в сердце не ранишь,
В напоенную ласкою ложь.

Противопоставляя настоящую любовь легкодумным случайным встречам, Есенин говорит о тои страшной опустошенности сердца, которая с годами наступает у человека, без оглядки тратившего свои чувства. Как возмездие является к нему невозможность вернуть утраченное, познать любовь во всей ее глубине и всеохватывающей силе:

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.
Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.
Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.
Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Смешная жизнь, смешной разлад,
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берег изглоданные кости.
Вот также отцветем и мы
И отшумим, как гости сада...
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

Но Есенин не остановился на мотивах утраченной молодости и скорбных сожалений о прошлом. По мере того как наступало духовное возрождение поэта, его лирика приобрела иное звучание, оптимистическую окраску.

Самое яркое свидетельство новых, более глубоких, светлых чувств и мыслей поэта - цикл стихотворений "Персидские мотивы" (1924 - 1925), в основе которого лежит тема любви.

Эти стихи были написаны Есениным во время пребывания в Баку, где он всегда хорошо себя чувствовал и много писал. Вообще неоднократные поездки Есенина на Кавказ весьма благотворно отразились на его творчестве, здесь он оказывался хотя бы на время оторванным от нездоровой среды.

Улеглась моя былая рана-
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане, -

этими словами открываются "Персидские мотивы". Стихи этого цикла могут навести на мысль, что они были написаны поэтом во время его пребывания в Персии. Действительно, Есенин собирался посетить эту страну. В 1924 - 1925 гг. он сообщал в письмах к Г. Бениславской: "Мне 1000 р. нужно будет на предмет поездки в Персию или Константинополь"; "Сижу в Тифлисе. Дожидаюсь денег ив Баку и поеду в Тегеран. Первая попытка переехать через Таврия не удалась" "Несколько времени поживу в Тегеране, а потом поеду в Батум или Баку". Есенин так объяснял, почему его тянет на Восток: "Поймите и Вы, что я еду учиться. Я хочу проехать даже в Шираз и думаю, проеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики. И недаром мусульмане говорят: если он не поет, значит, он не из Шушу, если он не пишет, значит, он не из Шираза".

Есенин так и не побывал в Персии. В телеграмме, отправленной из Тифлиса в 1925 году, он сообщал: "Персия прогорела". Но он совершал довольно длительные поездки на Кавказ. здесь он познакомился с творчеством крупнейших поэтов Востока - Фирдоуси (934 - 1020), Омара Хайяма (1040 - 1123), Саади (1184 - 1291). Есенин неоднократно упоминает их имена в "Персидских мотивах". Лирика этих поэтов всегда содержит философские мысли. Она пронизана чувством любви к жизни. Для нее характерно оптимистическое восприятие мира. Излюбленная тема этих прославленных лириков - тема любви, которая всегда связанна с полнокровным ощущением жизни.

Многие стихи Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Отношение Есенина к любви не было постоянным, оно менялось у поэта с возрастом. Вначале - это радость, восторг, он видит в любви только удовольствие. Затем любовь становится более страстной, приносящей как жгучую радость, так и жгучее страдание. Позже в творчестве Есенина наблюдается философское осмысление жизни через любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная, просвящённая жизни и творчеству С.А.Есенина

Сегодня, когда катастрофически снижается уровень духовности, культуры, возникла настоятельная потребность подробно рассмотреть есенинскую концепцию мира и человека. Именно поэзия С.А. Есенина, ни на г...

"Творчество С.А. Есенина"

Предлагаемая презентация является иллюстративным материалом к уроку, посвященному творчеству Сергея Александровича Есенина. Она нацелена на развитие визуального восприятия изучаемого материала. При же...

Урок-путешествие. Пейзажная лирика С.Есенина "Алый свет зари"

Цель урока:познакомить учащихся с необыкновенным миром пейзажной лирики С.А. Есенина; показать роль художественных деталей в поэтике Есенина;развивать умения и навыки анализа поэтического текста, испо...

Проектная работа по литературе (Анализ Творчества А.С. Есенина)

Данный проект выполнен студентом 2 курса ГОУ СПО «Омутнинский колледж педагогики, экономики и права»...

Литературный праздник по творчеству С.А.Есенина "России стихотворная душа"

Сценарий литературного праздника содержит описание основных этапов жизни и творчества поэта С.Есенина....

Открытый урок по творчеству С.А.Есенина

Материал для работы учителя русского языка и литературы...

методический материал по обобщающим урокам ИЗО

Методическая разработка учителя ИЗО...