Организационно-педагогическое обеспечение дистанционного обучения по хору
статья

Наталья Александровна Сенина

Организационно-педагогическое обеспечение

дистанционного обучения по хору

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsionno-pedagogicheskoe_obespechenie_statya.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

1

Организационно-педагогическое обеспечение

дистанционного обучения по хору


Автор:

преподаватель хорового класса, руководитель младших хоров

Сенина Н.А.

Основная задача детской музыкальной школы при введении дистанционного обучения - организовать такой учебный процесс, который позволит максимально возможно обеспечить полноту реализации образовательных программ.

  1. Примерные формы занятий при организации дистанционного

обучения

Реализация образовательной программы осуществляется во времени, ограниченном и структурированном определенными периодами (учебный год, полугодие, четверть). Измеряется учебное время особыми единицами. Основной единицей учебного времени является урок. Какие виды уроков (занятий) возможны при организации дистанционного обучения?

  1. Видеоурок или аудиоурок - урок в записи.
  2. Урок-конференция - урок в реальном времени с возможностью видео коммуникаций преподавателя и группы учащихся.
  3. Урок-вебинар - урок в реальном времени для группы учащихся; ведущим вебинара является преподаватель, коммуникации с учащимися могут осуществляться на различном уровне, в зависимости от заложенного в «вебинарной комнате» функционала: от коммуникации через чат до возможностей конференции.
  4. Организация и сопровождение самостоятельной работы учащихся - учебный процесс, связанный с обменом информацией между преподавателем и учащимся на основе учебных материалов, направленных преподавателем учащемуся по установленным каналам связи.
  5. Индивидуальное занятие - урок с учащимся в реальном времени. Индивидуальный урок в условиях дистанционного обучения - это видео-общение преподавателя и учащегося.
  6. Консультации (собеседования). Проводятся в различных доступных форматах в установленный для учащихся промежуток времени и по установленному детской школой искусств расписанию.
  7.  Контроль и оценка.         Применяется как форма текущего (промежуточного) контроля.

Виды занятий: организационные условия

Вид занятия

Форма подачи учебного материала

Организация во времени

Видеоурок или   аудиоурок

Видеоурок, заранее записанный и направленный учащимся как учебный материал для самостоятельных занятий

Просмотр видеоуроков и аудиоуроков осуществляется учащимися самостоятельно на основании рекомендаций и комментариев преподавателя

Урок-

конференция

Урок в реальном времени для группы учащихся

С учетом установленного учебного плана, но не более 30 минут одно занятие

Урок-вебинар

Урок в реальном времени для группы учащихся

С учетом установленного учебного плана, но не более 30 минут одно занятие

Организация и

сопровождение

самостоятельной

работы

учащихся

Учебный процесс, связанный с обменом информацией между преподавателем и учащимся на основе учебных материалов, направленных преподавателем учащемуся для самостоятельной работы

С учетом утвержденного учебного плана и на основе установленного на период особого режима расписания ДМШ

Индивидуальное

занятие

Урок с учащимся в реальном времени

Фрагментарно при необходимости индивидуальных консультаций

Консультации

(собеседования)

Индивидуальное общение преподавателя и учащегося как помощь в организации занятий и выполнении

Проводятся по расписанию, установленному ДМШ или преподавателем индивидуально


самостоятельной

работы

Контроль и

оценка: сдача

партий,

отдельных

заданий,

тестирование

Общение преподавателя и учащегося в целях контроля и оценки уровня подготовки по отдельным предметам

Проводятся по расписанию, установленному ДМШ

Видеоурок или аудиоурок - созданная преподавателем версия урока в формате видеозаписи. Видеоурок включает: введение нового материала, аудио и видео иллюстрации, пояснения и рекомендации по выполнению тех или иных заданий, которые затем направляются учащимся. Является основным продуктивным, удобным и преподавателю, и учащимся средством передачи информации.

Урок-конференция позволяет наиболее полно воспроизвести аудиторное занятие. Формат конференции предусматривает взаимодействие преподавателя со всей группой учащихся в реальном времени. Фрагментарно подходит для предмета хоровой класс. Преподаватель может исполнять партию, обозначать задачи и просить выполнить то же самое учащихся, но по одному, т.к. пока существующие сайты и программы не позволяют корректно передавать звук разных участников одновременно.

Урок-вебинар продуктивен в ситуации введения нового материала. Активность учащихся при проведении урока-вебинара может быть ограничена и возможна только через чат-общение. В таком случае для осуществления вебинарного занятия преподавателю необходимо подготовить подробную презентацию. При наличии значительных функциональных возможностей «вебинарной комнаты» урок-вебинар может выполнять задачи урока-конференции. Не совсем подходит для занятий хором.

Организация и сопровождение самостоятельной работы учащихся как отдельная форма организованного взаимодействия - это совместная деятельность преподавателя и ученика, основанная на обмене информации; применяется при наличии минимальных технических возможностей участников образовательных отношений: мессенджеры, группы в социальных сетях, электронная почта, sms-сообщения. Обязательно должны использоваться в дистанционном образовательном процессе по хору.

Индивидуальное занятие в режиме дистанционного урока проводится в соответствии с учебным планом. Не подходит для групповых хоровых занятий, хотя может использоваться фрагментарно, когда для отдельных учащихся необходимы индивидуальные консультации (собеседования), осуществление контроля и оценки.

Контроль и оценка может проводиться в формате отдельного занятия, а может стать частью других видов дистанционных уроков.

5

  1. Организация рабочего времени. Трудовые действия преподавателя и концертмейстера в период организации дистанционного обучения

В соответствии с законодательством Российской Федерации рабочее время преподавателя включает: проведение учебных занятий (нормируемая часть рабочего времени), другую педагогическую работу (ненормируемая часть рабочего времени).

В период проведения дистанционного обучения установленная преподавателю учебная нагрузка может распределяться следующим образом: проводимые индивидуальные занятия, уроки-конференции, уроки- вебинары, организация и сопровождение самостоятельной работы учащихся, консультации (собеседования) с учащимися, контроль и оценивание.

В «другую педагогическую работу» при организации дистанционного обучения включается:

  • проведение работ по корректировке календарных, календарно-тематических планов, по внесению изменений в рабочую программу учебного предмета;
  • разработка уроков (поурочное планирование, создание подробного поурочного плана);
  • разработка и оформление учебного материала для самостоятельной работы учащихся, в том числе создание видеоуроков, фонограмм, анализ и подбор электронных ресурсов;

оперативное информирование учащихся и родителей об особенностях организации учебного процесса;

  • рассылка необходимых учебных материалов; организация самостоятельной работы учащихся;
  • контроль и оценка самостоятельной работы учащихся, проведение консультаций для родителей, методическое сопровождение полезного досуга учащихся.

В должностные обязанности (трудовые действия) концертмейстера может быть включено: запись фонограмм исполнительского репертуара и обеспечение учащихся данным музыкальным материалом, прослушивание (в том числе, совместно с преподавателем) подготовленного учащимися музыкального материала, прием и оценивание партий.

Учет посещаемости и успеваемости учащихся осуществляется на основе форм учебной документации, применяемой в детской школе искусств. При необходимости возможны дополнительные инструкции к ведению журнала учета успеваемости и посещаемости учащихся, разработка вкладышей к журналу.

  1. Подготовка учебных материалов. Особенности учебных материалов, обеспечивающих дистанционное обучение

При дистанционном обучении эффективность разработанных учебных материалов становится решающим фактором успешности реализации образовательной программы в дистанционной форме. Под разработкой учебных материалов понимается: использование и корректировка собственных разработок, оцифровка учебных пособий, разработка тестов, викторин, презентаций, контрольных работ, подбор и обработка материалов, размещенных на различных ресурсах, в информационных базах, а также материалов, открытых для свободного доступа на сайтах издательств, библиотек, других учреждений культуры.

Учебные материалы:

  • разрабатываются с учетом поурочной подачи;
  • разрабатываются с учетом применения интерактивных технологий;
  • обладают качествами, которые стимулируют самостоятельную деятельность учащихся;
  • позволяют осуществить оперативный контроль и оценивание выполнения заданий;
  • включают наглядные материалы (ноты);
  • разрабатываются с учетом доступных программ и платформ, способов передачи учебного материала от преподавателя и результатов самостоятельной работы - от учащегося.

Комплекс, созданный преподавателем самостоятельно, составленный на основе собственных разработок, различных элементов учебных пособий, хрестоматий, мультимедийных программ, аудио и видео материалов может успешно заменить обучение и личным присутствием всех участников в классе.

Коллективная работа хормейстеров, концертмейстеров и руководства ДМШ позволит осуществить процесс перехода на дистанционное обучение в наиболее короткие сроки. А разработанные комплексы будут успешно применяться в дальнейшем, станут актуальным и полезным материалом для других преподавателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа "Организационно-педагогические условия развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа"

Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профе...

«Организационно – педагогическое сопровождение группы обучающихся»

Модернизация образования одним из факторов предопределяет повышение качества подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, мобильных в условиях изменяющихся производств и технологий, сп...

Организационно – педагогические ресурсы реализации модели креативной образовательной среды как пространства самореализации личности одаренного школьника.

Оснащение современным техническим оборудованием школьных кабинетов, а также  программными и образовательными ресурсами, введение электронных карт и ресурсов, банка данных, которые обеспечивают...

Обзор программного обеспечения и сетевых решений для создания курсов дистанционного обучения

Презентация о возможностях цифровых инструментов для курсов дистанционного обучения....

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СПО

В статье рассматриваются основные результаты научных исследований, связанных с проблематикой внедрения нового понимания образовательной деятельности в среднем профессиональном образовании в контексте ...

ПЦК МДК 03.01 Учебно-методическое обеспечение при дистанционном обучении

     С развитием дистанционного обучения связывается надежда на решение ряда социально-экономических проблем: повышение образовательного уровня населения; расширения доступа к вы...