2021г. Рабочая программа секции шахматы (совершенствование)
рабочая программа
Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sektsii_shahmaty_sovershenstvovanie.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа секции
«Шахматы»
Разработал: тренер-преподаватель
Козлов Д.А.
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию обучающегося.
Работа с обучающимися по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, проводятся анализы сыгранных партий.
Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
- Обучающие:
- познакомить с историей шахмат,
- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
- Воспитывающие:
- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
- научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
- научить уважать соперника,
- Развивающие:
- развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
- ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 46 часов занятий в течение года – по 2 часа в неделю
К занятиям в секции по шахматам допускаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие инструктаж по технике безопасности при игре в шахматы.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п. | Темы и виды деятельности | Количество часов |
1. | Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
2. | Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Шахматная политика. Шахматные знаменитости. Различные системы проведения шахматных соревнований. | 1 |
3. | Правила игры. Шахматный глоссарий. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». | 1 |
4. | Первоначальные понятия. Шахматная запись партий. Мат, ничья. | 1 |
5. | Практическое занятие: упражнения на запоминание правил шахматной нотации. | 1 |
6-7. | Практическое занятие: игры с ограниченным набором фигур. | 2 |
8-9. | Практическое занятие: простейшие этюды. | 2 |
10. | Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. | 1 |
11-12. | Практическое занятие: разбор специально подобранных позиций. | 2 |
13-14. | Практическое занятие: решение тематических этюдов. | 2 |
15. | Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. | 1 |
16-17. | Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. | 2 |
18. | Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. | 1 |
19-20. | Практическое занятие: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. | 2 |
21-22. | Практическое занятие: решение задач. | 2 |
23. | Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Основные тактические приемы. | 1 |
24-25. | Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. | 2 |
26-31. | Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. | 6 |
32-37. | Сеансы одновременной игры. Проведение сеансов одновременной игры с последующим разбором партий. | 6 |
38-45. | Шахматные турниры. Швейцарская система, групповой турнир. Интернет-турнир. | 8 |
46. | Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год. | 1 |
Итого: часов | 46 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. | Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. |
2. | Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Шахматная политика. Шахматные знаменитости. Различные системы проведения шахматных соревнований. |
3. | Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». |
4. | Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. |
5. | Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы: связанная фигура, отвлечение, двойной удар («вилка»), вскрытая атака. Практические занятия: задачи на тактические приемы, разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. |
6. | Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. |
7. | Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. |
8. | Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Дебютные комбинации: итальянская партия, испанская партия, ферзевый гамбит, французская защита, защита Каро-Канн и др. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. |
9. | Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. |
10. | Сеансы одновременной игры. Проведение сеансов одновременной игры с последующим разбором партий. |
11. | Шахматные турниры. Швейцарская система, групповой турнир. Интернет-турнир. Подключение к Интернету. |
12. | Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год. |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В конце обучения учащийся:
- имеет представление об истории и происхождении шахмат,
- знает правила игры и турнирного поведения,
- знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,
- владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,
- умеет применять полученные теоретические знания на практике,
- умеет записывать партии,
- с удовольствием играет в шахматы,
- видит и осознает свои ошибки,
- знает нормы этикета при игре в шахматы.
- имеет представление об организации шахматных соревнований,
Теоретическая работа проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные партии, а также разбираются партии известных шахматистов.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику.
Индивидуальные занятия проводятся для тех обучающихся, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.
Для реализации программы используются следующие средства:
- Комплекты шахматных фигур с досками – 5 шт.
- Шахматные часы – 4 шт.
- Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах – 1шт.
3. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.
В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:
- Шахматные турниры.
- Сеансы одновременной игры.
- Конкурсы по решению шахматных задач.
- Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:
- вопросы по теории шахмат,
- игру с руководителем кружка,
- соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.
ЛИТЕРАТУРА
- Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985.
- Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. – М.: Агентство «ФАИР»,1997
- Долби Э. Шахматы: Как стать хорошим игроком /пер. с англ.А.Базина. – М., 2008.
- Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986.
- Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере – М., 1980.
- Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.:Наука,1975.
- Новотельнов Н.А. Знакомьтесь: шахматы. – Лениздат, 1981.
- Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. – Казань: Мастер Лайн, 2000.
- Пожарский В.Н. Шахматный учебник. – Рязань, 1994.
- Рохлин Я. Г. Основы шахматного творчества.- Ярославль, 1967
- Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. – М.:Воениздат, 1992.
- Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997.
- Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981.
- Журнал «64» - М., 2018-2021гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа секции "Волейбол в школе"
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол»....
Рабочая программа секции "Волейбол в школе"
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол»....
Рабочая программа для занятий в секции бейсбола
Мною разработана рабочая программа для занятий бейсболом...
Рабочая программа секции «Картинг»
Учебный план занятий секции разработан на основе программы кружка автоконструкторов-картингистов (автор И.Е.Снитко) рекомендованной для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных шко...
Рабочая программа секции "Волейбол"
Пояснительная записка Спорт является важной составляющей здоровья детей. Секция волейбола направлена на подготовку обучающихся к школьным и районным соревнованиям, формирование здорового об...
Рабочая программа секции "Хапсагай"
Спортивная борьба «Хапсагай» – одна из разновидностей борьбы, спортивного контактного единоборства двух спортсменов. Задачей является положить соперника на лопатки с использованием р...
Сентябрь 2021г. Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01«Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобилей». Разработчик программы Михаил Викторович Кутаков
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии...