Упражнения для подготовки к выступлению
учебно-методический материал

Антонина Викторовна Косякина
  1. Дыхательная гимнастика
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Развитие диапазона голоса
  4. Экспресс-зарядка перед выходом на сцену

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовский государственный музыкально-педагогический

институт им. С.В. Рахманинова.

Факультет среднего профессионального образования.

Предметно-цикловая комиссия «Театральное творчество»

Методическая работа преподавателя Косякиной А.В.

«Упражнения для подготовки к выступлению»

г. Тамбов

2020 г.


  1. Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика – это «туалет» для создания хорошего физического и психического самочувствия. Она укрепляет дыхательные мышцы, особенно диафрагму.

Чтобы научиться правильно ощущать работу дыхательных мышц, распоряжаться дыханием, надо натренировать, а затем сделать привычным на всю жизнь такое положение тела, которое, по выражению К.С. Станиславского, называется «тело на колок».

Упражнение «Тело на колок»

Держать свое тело в положении «на колок» - это значит как бы «надеть» его на позвоночник. Попробуйте: расслабьте мышцы спины, плеч, рук, потом приподнимите тело (плечи, грудь) и, откинув его назад и вниз, «наденьте» на позвоночник. Вы должны почувствовать, что спина стала более прямой, крепкой, а руки, плечи, шея – свободными.

Теперь приступим к рассмотрению упражнений дыхательной гимнастики.

Упражнение «Свеча»

(Ровный медленный выдох)

Поднесите ко рту узкую полоску бумаги (шириной 1,5 – 2 см, длиной 7 – 10 см) и дуйте на нее (это «свеча») с тем, чтобы «положить» пламя свечи и держать его в таком положении. Полоска бумаги позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемого воздуха. Выдох ровный – бумажка до конца выдоха находится в отклонившемся положении. Выдох прерывистый – бумажка «неспокойна»: она колышется, «сигнализируя» о том, что мышцы речеобразующего аппарата зажаты. Выполняя упражнение, обратите внимание на естественное напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц, которые создают как бы крепкий дыхательный «поясок».

Упражнение «Насос и надувная кукла»

Участники разбиваются на пары. Один – надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслаблено на полу. Другой – «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук «с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание ее воздухом опасно – кукла напрягается, деревенеет, может лопнуть. Накачивание необходимо вовремя закончить. Это время окончания надувания участник с «насосом» определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу «сдувают», вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает». Это прекрасное упражнение и на парное взаимодействие, и в то же время на расслабление-напряжение.


Упражнение «Дровосек»

(Быстрый выдох)

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Возьмите двумя руками «топор», поднимите его над головой, одновременно легко и глубоко вдохнув, и с коротким полным выдохом через рот сделайте быстрый наклон вперед, опуская руки вниз (удар топора о полено). Опять выпрямляетесь, поднимая руки (вдохнув), и снова «удар» с восклицанием «Раз!». Повторите упражнение три-четыре раза, чередуя выдох беззвучный (через рот) с выдохом на слове «раз».

Упражнение «Больной»

(Свобода шейных мышц)

Вдох. На выдохе голова медленно, легко склоняется, как бы падая, вперед, затем на правую сторону, назад, налево, вперед; на вдохе поднимается, на выдохе снова склоняется вперед и медленно «перекатывается» направо, назад, налево, вперед. Шея не держит голову, она (шея) совершенно расслаблена. Свободные шея, плечи – непременное условие правильного звучания голоса. Чтобы проверить свободу звучания голоса, выдыхайте на звуках з, ж или н. Возникнет потребность взять воздух – поднимите голову, и опять все сначала.

Упражнение «Слабость»

(Круговые движения корпуса)

Вдох. На выдохе корпус падает вперед, направо, назад, налево, вперед. Понимаетесь – вдох. Делайте упражнение с озвученным дыханием на каком-либо из согласных: с, з, ш, ж, ф, н, м.

Следите за тем, чтобы было полное раскрепощение: одновременно с движением корпуса перекатывается голова, руки свободны. Только ноги крепко держат корпус, не расслабляйте их. Упражнение тренирует боковые мышцы, мышцы живота, а также раскрепощает мышцы тела, шеи, гортани.

Упражнение «Лазер»

(Тренировка дыхательных мышц и длинного выдоха)

Выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Фиксированным выдохом, как острым лазерным лучом, «разрезать помещение», начиная от середины потолка, далее по стене спускаясь до пола.

Упражнение «Обмотать дыханием»

(Тренировка дыхательных мышц и длинного выдоха)

Исходное положение – то же, что и в предыдущем упражнении. Выбрать себе партнера, и фиксированным выдохом как бы «обмотать» его, виток за витком, начиная с ног и постепенно доходя до макушки. В конце упражнения на оставшемся дыхании сказать «всё». Затем так же «размотать» его.

Данные упражнения следует рассматривать как подготовительный этап работы над фонационным дыханием. Моменты вдоха, количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования бесконечно разнообразны и зависят от содержания материала и могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми, напряженными и спокойными.

  1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для тренировки мышц губ и языка

  1. «Упругий шарик» - полоскать рот воздушным шариком.
  2. «Пробка» - втянуть губы и разорвать их.
  3. «Прищепка» - произносить слова одной частью рта, зажав пальцами другую.
  4. «Капкан» - произносить скороговорку со сжатыми зубами.
  5. «Вертушка» - вращать язык во рту с «уколом» в щеку.
  6. «Жевать» язык, разминая его зубами.
  7. «Рулон» - подвернуть кончик языка вверх и втягивать внутрь рта.
  8. «Цоканье» - всасывать в себя воздух, отрывая кончик языка от передних зубов.
  9. «Хоботок» - рот в положении «хоботок»: круговые вращения губ по часовой и против часовой стрелки.
  10.  «Вправо-влево» - рот закрыт, двигаем губы то вправо, то влево.
  11.  «Свисток-улыбка» - чередуем беззвучный свисток с улыбкой, рот закрыт.
  12.  «Язык трубочкой»
  13.  «Язык ребром»
  14.  «Язык – жало змеи»
  15.  «Вкусное варенье» - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
  16.  «Кролик» - зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
  17.  «Натягивание» - поочередно натягиваем то верхнюю, то нижнюю губу на зубы.
  18.  «Уздечка» - поочередно натягиваем языком уздечку верхней и нижней губы.
  19.  «По кругу» - круговые вращения языка перед зубами по часовой и против часовой стрелки. Рот закрыт. Затем, круговые вращения языка за зубами.
  20.  «Массаж нёба» - губы полуоткрыты. Кончиком языка энергично провести по твердому небу от передних верхних зубов по направлению к глотке и обратно.


Упражнения для мышц нижней челюсти

  1. Широко открыть рот и удерживайте его в таком положении под счет от 1 до 30. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  2. Опустить, оттянуть назад, а затем поднять нижнюю челюсть. Повторить комплекс упражнений 5 раз.
  3. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.
  4. Оттянуть нижнюю челюсть назад и удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5.
  5. Попеременно выдвигать нижнюю челюсть вправо и влево. Затем, выдвинув челюсть вправо, удерживать ее в таком положении под счет от 1 до 5, потом выдвинуть влево и тоже зафиксировать положение.

  1. Развитие диапазона голоса

Известно, что понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. Значит, надо добиваться того, чтобы диапазон расширился. Но при этом необходимо сохранять качество голоса в каждом из участков звукового диапазона, то есть во всех регистрах – среднем, грудном, головном. Регистр – это часть звукоряда, ряд соседних звуков, объединенных прежде всего тембровым единством.

Упражнение «Маляр»

«Красьте» забор. Движения руки сопровождайте словами:

«Краской крашу я карниз:

Вверх и вниз, и вверх, и вниз…»

Сначала маленькие мазки (надо приноровиться) только кистью руки. За кистью руки – так же коротко звучат слова.

Движения становятся увереннее, шире (от локтя), и слова крупнее, а голос поднимается все выше вместе с движением руки (уже от плеча) и опускается ниже.

Упражнение «Регистры»

Идите за голосом текстом, помогая звучанию рукой.

        Головной регистр (голос звучит высоко).

        И средний регистр (голос звучит «на центре»),

        И грудной регистр я стремлюсь развить (звучит ниже «центра»).

(грудной регистр) Чтоб здесь говорить (показываете рукой на диафрагму),

(средний)        И тут говорить (показываете на грудь),

(верхний)        И там говорить (рука выше головы),

(грудной) И здесь говорить! (на диафрагме)

Упражнение «Самолет»

Сейчас «полетим голосом» вверх: вместе с самолетом будем набирать высоту.

(центр)                        Белокрылый, мощный «Ту»

                                Набирает высоту:

(выше)                        Он летит все выше, выше…

(выше)                         Превратились в точки крыши…

(еще выше)                Вот уже он выше туч…

(еще)                        А теперь – меж облаками…

(еще)                        Вдруг ударил солнца луч!

                                Голубой простор над нами.

(еще и еще выше)        Выше, выше мчится «Ту»,

(выше)                         Покоряя высоту…

Упражнение «Аквалангист»

Центр голоса                         Чтоб овладеть грудным регистром,

                                        Я становлюсь «аквалангистом».

Постепенное,                        Все

расчетливое                                ниже опускаюсь!

понижение                                                        Ниже!..

голоса                                А дно морское

                                                               ближе!

                                                                        ближе!..

Грудной регистр                И вот уж в царстве я подводном!

                                        Хоть опустился глубоко,

                                        Но голосом грудным, свободным

                                        Распоряжаюсь я легко.

Предложенные упражнения помогут:

А) расширить диапазон голоса;

Б) овладеть постепенностью повышения и понижения звука;

В) пользоваться различными интервалами в изменении тона голоса;

Г) сохранить качество звучания голоса в любом из регистров;

Д) познать, ощутить предел своего диапазона: «дно» и «потолок» голоса;

Е) овладеть перспективой распределения высоты голоса;

Развивая диапазон, проверяйте его значение в донесении мысли сложного предложения, целых фраз, периодов.


  1. Экспресс-зарядка перед выходом на сцену

Упражнение «Огонь – лед»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь», участники начинают интенсивное движение всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбирается каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнение «Марионетки («подвески»)»

Участникам предлагается представить себе, что они – куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. «Представьте себе, что вас подвесили за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное – расслаблено, болтается». Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами. Ведущий следит за степенью расслабленности.

Упражнение «Проверить осанку»

Плечи вперед, вверх, назад, опустить (проделать 4-6 раз).

Упражнение «Расслабление»

Руки поднять вверх, потянуться и одним стряхивающим движением опустить вниз, расслабиться.

Упражнение «Активизация работы головного мозга»

Потереть ладони, улыбнуться. Помассировать мочки ушей.

Погладить обеими руками затылочную область шеи от середины до подмышечных впадин. Повторить несколько раз.

Упражнение «Дыхание по квадрату»

4 секунды – вдох, 4 секунды – задержка дыхания, 4 секунды – выдох, 4 секунды – задержка после выдоха. Повторить несколько раз.

Упражнение «Артикуляционная гимнастика»

См. выше

Упражнение «Сброс лишнего адреналина»

Быстро сжимать и разжимать пальцы.

Упражнение «Произносить про себя»

«Я рад, что я здесь».

«Я рад, что здесь эти зрители».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по подготовке к выступлениям и защите рефератов

я собираю методические рекомендации и предлагаю вам ознакомиться с ними. Они могут быть полезными!...

Конспект занятия по теме: "Упражнения на подготовку к обучению детей дошкольного возраста танцевальным движениям"

Разработка конспекта по МДК 02.05. «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»...

Сборник тренировочных упражнений по подготовке к ОГЭ устной части

Сборник включает в себя такие разделы как: грамматика (словообразование), чтение, тексты на понимание прочитанного и извдечение нужной информации. Данный матеиал нацелеен помочь обучающимся успешно по...

Пути подготовки к выступлению

В методической разработке рассматривается индивидуальная работа с учащимися, направленная на  подготовку к публичному выступлению....

Статья "Рекомендации обучающимся по подготовке и выступлению с докладом"

Доклад – это представление информации или рекомендации человеком, который собрал и изучил факты, людям, которые попросили подготовить доклад, потому что им необходимы эти знания для решения какой то с...

Лексические средства при подготовке к выступлению на защите Индивидуального проекта

Как на этапе подготовки, так и во время выступления необходимо помнить о том, что существуют определенные лексические средства, позволяющие сделать нашу речь более выразительной, яркой и эмоциональной...