Открытый урок "Работа над кантиленой"
материал
Открытый урок "Работа над кантиленой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_rabota_nad_kantilenoy.docx | 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок преподавателя Немковой М. С. с учащейся 7 класса Руссу Софией.
«Работа над кантиленой»
Характеристика учащегося:
Руссу София обладает хорошими музыкальными данными: ритмом, памятью, музыкальностью. Достаточно быстро учит текст наизусть. Учащаяся умеет слушать, играет содержательно и музыкально.
Умеет держать в памяти все сделанные замечания, и исправляет их. В работе помогают такие качества учащейся, как чувство ответственности, трудоспособность, самостоятельность.
Цель: Развитие навыков кантиленой игры.
ЗАДАЧИ:
- Работа над выразительным интонированием мелодической линии.
- Развитие навыка координации движений.
- Вырабатывать ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре для решения художественно-звуковой задачи.
План урока
- Введение
- Работа с музыкальным материалом.
- Беседа о композиторе, его творчестве.
- Работа над мелодией.
- Работа над аккомпанементом.
- Работа над дифференциацией фактуры.
- Исполнение пьесы в целом.
- Заключение.
I Введение
Учитывая тончайшие особенности и звучания и восприятия, пианист может создать фортепианную кантилену как волшебство, раскрывающееся перед слушателем. (С.Е. Фейнберг. «Пианизм как искусство»)
Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего пианиста. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в смысл и строение произведения, работать над качеством звучания.
Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале. Художественная сфера кантиленных произведений как нельзя лучше отвечает этим требованиям. При исполнении кантиленных произведений необходимо стремиться максимально, приблизить звучание фортепиано к пению, к человеческому голосу.
Одним из самых важных компонентов мастерства музыканта является владение им звуковой палитрой инструмента. Музыканту постоянно приходится искать пути преодоления ударной природы фортепиано. «Когда говорят, что пианист обладает выразительным, певучим звуком или мягким туше, то забывают, что впечатление зависит не столько от устройства руки или мягких подушечек на кончиках пальцев, но главным образом от манеры фразировать и от пластичности образа, переданного музыкой».
Мастерство пластичной фразировки непосредственно связано с владением техникой кантилены. Работа над звуком занимает центральное место в процессе обучения игре на фортепиано. Начало этой работы относится к первым шагам, а совершенство не имеет предела. Главное условие успешного решения звуковых задач, как элементарных, так и самых трудных, является развитие способности слышать музыкальную ткань. Способность слышать музыку во всем ее объеме зависит от музыкального воспитания, и в частности от слухового развития. Вкратце можно говорить о двух факторах музыкального воспитания, оказывающих непосредственное воздействие на решение звуковых задач:
- Дослушивание звука до конца
- Ощущение горизонтального движения и развития музыки.
Исходя из этого, уже на первых уроках, когда ребенок играет упражнения на звукоизвлечение и постановку рук необходимо научить его слушать до конца затухающий звук и ощущать («вести») его кончиком пальца, пока он длится. Чрезвычайно важно научить любить хороший звук - полный, мягкий, сочный, стараться привить потребность в таком звучании.
II ХОД УРОКА. Работа с музыкальным материалом.
Беседа с учащейся о композиторе, его творчестве.
Джон Филд был создателем ноктюрна в нынешнем смысле этого слова. Если в XVIII — начале XIX веков ноктюрнами называли близкое к кассации и инструментальной серенаде музыкальное произведение для духовых инструментов, то именно Джон Филд создал ноктюрн как жанр фортепианной музыки[5]. Первые написанные ноктюрны принесли Филду огромную популярность. В течение нескольких десятилетий ноктюрны Филда, как и его фортепианные концерты были любимыми произведениями русских музыкантов и публики[3].
Кроме большого количества фортепианных пьес, в число которых входят 18 ноктюрнов, «Камаринская», несколько сонат, вариации, фантазии, рондо и фуги, Филд написал семь концертов для фортепиано с оркестром.
Современникам Джон Филд был прежде всего известен как пианист-виртуоз. Так его воспринимали довольно долго (например, в ЭСБЕ Филд упоминается как «знаменитый пианист, ученик Клементи»). Как композитор Филд был оценен лишь во второй половине XX века. Сейчас его ноктюрны и другие фортепианные сочинения входят в репертуар многих пианистов.
Прослушивание пьесы Дж. Филда «Ноктюрн» B-dur в исполнении учащейся Руссу Софии.
Анализ качества исполнения.
Выявление проблем в ведении мелодии, в умении слышать голоса правой и левой руки.
- Работа над мелодией - работа над качеством звукоизвлечения, фразировкой, интонацией, динамикой.
Хочется обратить особое внимание на то, что мелодическая линия должна проучиваться верной аппликатурой.
Как говорил своим ученикам пианист К.Н. Игумнов: «При исполнении кантилены пальцы следует держать как можно ближе к клавишам и стараться по возможности играть «подушечкой», мясистой частью пальца, то есть стремиться к максимально полному контакту, естественному слиянию пальцев с клавиатурой…Нужно слиться с ней, «примкнуть» к ней…»
Главное в мелодии – это не извлечение каждого звука в отдельности, а сочетание звуков, слияние их в единые интонации.
Один из возможных методов работы над мелодией – игра мелодии с подтекстовкой, пение мелодии голосом. Эти способы работы помогают добиться интонационного legato.
- Работа над аккомпанементом
Левая рука представляет собой бас и гармоническое заполнение, достаточной сложный элемент пианизма, которому необходимо отдать должное внимание. Бас – основа гармонии, исполняется весовым движением “внедрение”, когда свободная рука тяжело кладется на бас, происходит мягкое и глубокое погружение руки, а заполнение, состоящее из арпеджио, должно звучать «вкусно», каждая нота слышна, но тем не менее не должна «перекрывать» мелодию.
В средней части ноктюрна - гармоническое заполнение. Аккорды должны звучать легко и ясно. Все звуки аккорда берутся одновременно. Верхний звук аккорда необходимо выделить, так как звучание гармонии определяет бас и вершина.
Аккомпанемент в пьесах кантиленного характера отличается сложностью исполнения и требует отдельной от мелодии работы. Все движения необходимо отрабатывать до “автоматизма”, добиться правильного туше, звуковой выразительности.
- Работа над дифференциацией фактуры.
Для работы над дифференциацией фактуры очень важно добиться
того, чтобы ребёнок чётко представлял каждый голос как самостоятельный, научился слышать мелодию и акомпанирующую часть других голосов. Для этого необходимо выучить все голоса отдельно.
Когда эта работа над голосами в отдельности завершена, необходимо пробовать соединять фактуру. При этом необходимо слушать голоса в сочетании и выполнять задачи, которые были поставлены при проучивании каждого голоса в отдельности.
В этом произведении мелодия звучит в правой руке, в некоторых местах фактура правой руки насыщается.
При сборе фактуры в единое целое, должна вестись работа над балансом: на первом плане мелодическая линия, затем линия баса и аккомпанемент в целом. Попытаться услышать ведение каждого голоса, баланс голосов, динамику, интонацию и фразировку в линии мелодии.
Очень важно на этом этапе развитие слухового контроля. Слуховой контроль—это проверка качества исполнения. Ученик, исполнив пьесу, должен сказать, как он ее сыграл, обычно они останавливаются на мелких, технических неудачах не умея определить главного, или говорят, что все плохо, не понимая, что именно конкретно. Мы должны их учить тому, чтобы оценку исполнения они начинали с крупных задач музыкального содержания целого и отдельных эпизодов. Главным критерием оценки должен быть звук. Нужно анализировать, достаточно ли было звукового разнообразия в отдельных эпизодах и частях.
III Закрепление материала, пройденного на уроке. Исполнение пьесы.
Обращаем внимание на соотношение звучания мелодии и аккомпанемента. При этом уровень звучания сопровождения должен быть таким, чтобы можно было каждый звук мелодии дослушать до конца, ощутить разную глубину в звучании обеих рук. В музыке, как и в живописи, есть передний и задний план, между которыми должна быть «воздушная прослойка».
Домашнее задание: В ходе урока ученик получил чёткие указания о способах и методах работы, научился контролировать качество звукоизвлечения. Хочется подчеркнуть основные условия успешности работы дома: осмысленность занятий, сосредоточенность внимания; умение слушать свою игру, слуховое представление конкретной звуковой цели, правильное определение основных трудностей.
IV Заключение
Рассмотренные принципы и приемы работы над кантиленными пьесами, естественно, не исчерпывают все их художественное многообразие. Можно выделит основные:
- Художественно-звуковая специфика освоения кантиленой музыки
- Выразительное интонирование мелодии
- Гибкость темпо-ритмической и динамической выразительности
- Тонкое ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре, обусловленное осознанной учеником художественно-звуковой задачей.
Развитие слуховых навыков.
Основные условия успешности работ: осмысленность занятий, сосредоточенность внимания, умение слушать свою игру, слуховое представление конкретной звуковой цели, правильное определение основных трудностей, осознание первоочередных задач и путей их разрешения; постоянный контроль за качеством звучания.
ЛИТЕРАТУРА.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.,1967.
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. М., 1974.
- Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.,1968.
- Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
- Коган Г.М. Работа пианиста. М., 1963.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки открытых уроков: 1. Первые шаги юного музыканта в классе спец. фортепиано. 2. Работа над техникой в мл.кл. 3. Работа над худож.образом в муз.произв. кантиленного характера. 4.Осн. принципы работы над полифонией в ст.кл.
1. Первые шаги юного музыканта в классе специального фортепиано. 2. Работа над техникой в младших классах специального фортепиано.3. Работа над художественным образом в музыкальном произведении к...
План-конспект открытого урока по теме: "Особенности звукоизвлечения в работе над кантиленой в классе скрипки"
В данном уроке рассматриваются средства и приемы для вырозительного исполнения кантилены на скрипке....
"Работа над кантиленой в классе фортепиано ДМШ"
Данная проблема чрезвычайно важна для воспитания пианиста, так как среди разнообразных задач владение искусством исполнения кантилены является основополагающим.. Цель этой методической работы – ...
Методическая разработка на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИ-ТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КАНТИЛЕННОГО ПЛАНА В КЛАССЕ ДОМРЫ»
В разработке рассматриваются моменты для работы с произведениями кантиленного плана....
Работа над кантиленой с учащимися старших классов.
План.1. Вступительная часть.2. Работа над певучим звуком.3. Работа над кантиленой в «Песнях без слов» Ф. Мендельсона.4....
Открытый урок на тему:"Работа над кантиленой в классе скрипки".
Урок проведен с учащейся 3 класса Поломошновой Софией на тему "Работа над кантиленой в классе скрипки" с пьесой Ю.Должикова "Колыбельная"....
Особенности работы над кантиленой в классе «Основной инструмент» (фортепиано) в педагогическом колледже: Методическое пособие
Особенности работы над кантиленой в классе «Основной инструмент» (фортепиано) в педагогическом колледже: Методическое пособиеПри подготовке учителя музыки в общеобразовательной школе дисци...