Разработка урока по изобразительному искусству
план-конспект занятия

Гилязеева Светлана Ильдаровна

Жостовская роспись

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhostovskaya_rospis.docx143.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 поселка городского типа Актюбинский» Азнакаевского муниципального районаhttp://1000dosk.com/s/29-01-3333287.jpg

        Республики Татарстан        

Методическая разработка  урока по декоративно – прикладному творчеству

для 5  класса

«Жостовские подносы».

Составила: учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории:

Гилязеева Светлана Ильдаровна

тел.сот: 89172248482

22 февраля 2020 года

Аннотация

      Данная методическая разработка разработана для учащихся  11-12 лет  МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Актюбинский» Азнакаевского муниципального района РТ. Методическая разработка по декоративно- прикладному творчеству  направлена на ознакомление школьников с историей возникновения и традиции жостовской росписи, воспитание интереса к народной культуре, промыслам нашего края  и декоративно- прикладному творчеству. Разработка представляет собой цикл мероприятий по духовно- нравственному и эстетическому воспитанию школьников в целях воспитания у школьников интереса к народному декоративно- прикладному творчеству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории.

Актуальность

    Декоративно-прикладное творчеств  по своему происхождению – искусство  народное. Народ создает вещи, народ находит им нужную форму и  выражение, народ сохраняет  найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. В произведениях декоративно – прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное значение.

Народное творчество  уникальный мир духовных ценностей - это корневая  система, питающая древо современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек  связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному декоративному творчеству как к целостной системе, ибо только целостный подход в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности обеспечивает осознанное и активное участие школьника (воспитанника) в творческом преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни. Развитие творческих способностей должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Наш  Азнакаевский район богат творческим людьми которые занимаются промыслами возрождая национальную культуры «Азнакаевская игрушка», «Актюбинская глиняная игрушка».

Практическая значимость

    Методическая разработка по декоративно- прикладному творчеству раскрывает возможности и условия для развития творческой личности ребенка. Знакомит учащихся с различными видами рукоделия развивает интерес и внимание к окружающему миру, предметам. Обогащает знания о природе. Позволяет воспитывать и развивать художественный и эстетический вкус, наблюдательность, восприятие, воображение. Фантазии, то есть  те художественные способности учащегося, которые ему будут необходимы в собственной творческой декоративно- прикладной деятельности.

Целевая аудитория

      Учащиеся МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Актюбинский» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан возраст учащихся  11-12 лет.

Ожидаемый результат

       - получить общие сведения о декоративно-прикладном искусстве;

      - овладеть  трудовыми и технологическими   знаниями  и  умениями по преобразованию и использованию материалов;

       - проявлять творческую активность;  

       - активно проявлять свои индивидуальные способности в работе над общим делом;                                                                                                      

       - креативно мыслить;

       - проявлять инициативу, умственную активность;

       - проявлять самостоятельность в процессе создания декоративно- прикладных изделий;

        - овладеть технологиями декоративно- прикладного творчества;  

        - участвовать в конкурсах, побеждать в конкурсах;

        - развить  адаптивные качества личности;

        - овладеть трудовыми навыками, развить готовность к труду и профессиональной деятельности.  

       - создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее  эстетическим и художественным требованиям;

- вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;

- работать в программе Power Point.

Предмет: Занятие по  декоративно- прикладному творчеству.

Класс: 5

Тема: «Жостовские подносы».

Тип урока: урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их

проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.

Планируемые результаты:
Предметные: 

умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

понимать «язык» декоративного искусства;

освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма.

Метапредметные:
- регулятивные:

научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- познавательные: 

научатся самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера;
- коммуникативные: 

научатся строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Личностные: 

формировать художественную культуру учащихся, готовности и способности обучающихся к саморазвитию;

интерес к изучению культуре народа,  произведениям декоративно-прикладного искусства, способность к созданию художественного образа жостовского подноса;

формирование уважительного отношения к жостовским мастерам и работ учащихся;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

произведения декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию учащихся;
развивать такие чувства как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с акварелью, цветной бумагой,  интерес к живописи, к творчеству русских художников;

возбуждать интерес к процессу творчества; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

Методы: объяснение, беседа, демонстрация, практическая работа.

Основные понятия, изучаемые на уроке: жостовская роспись, приемы жостовского письма: замалевка, тенежка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка, уборка.

Средства обучения:

Для учителя: компьютер, репродукции картин Жостовского края, фабрики где расписывают подносы, картины с изображением жостовской росписи,  презентация, формат А-3, кисти круглые, плоские, гуашь, баночка с водой, «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

Для учащихся: гуашь, палитра, кисти №1,№4,№5, простой карандаш, вода, альбом, клеенка, клей карандаш, цветная бумага, ножницы, свеча.

Этап

урока

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Деятельность  учащихся

Предметные (Пр) Познавательные (П) Регулятивные (Р)       Коммуникативные (Р) Личностные (Л)

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Организационный

( 2 мин).

- Здравствуйте садитесь девочки! (кивком головы девочки здороваются и садятся за свои места)

- Здравствуйте садитесь мальчики! (кивком головы мальчики здороваются и садятся за свои места)

-Проверьте свою готовность к уроку: альбом, гуашь, кисть, краски, клей, ножницы, цветная бумага, свеча.

Приветствие учителя

Проверка готовности к уроку

Настрой на дальнейшую работу

Формирование положительного эмоционального настроя на урок

2. Вводная беседа

 (2 мин).

3.Постановка темы и цели.

(2 мин).

4.Знакомство с новой темой.

 (10 мин).

Ребята когда говорим о лете, то какие ассоциации у вас возникают? (солнце, тепло, цветы.)

-Цветы на лугу, в саду, в букете …

Цветы – чудо природы, они всегда были воплощением всего прекрасного на земле. Лучшие моменты в жизни и делах человека определяют словами «расцвет», «цветение», «процветание».

- Что привлекает нас в цветах? (яркость красок, многообразие форм, запах, красота).

- Издавна дома украшали цветами. Цветы прекрасны, но недолговечны, они живут почти мгновения, и многие вянут сразу же после того, как их сорвали. Как продлить их цветение, остановить прекрасный миг расцвета, заставить изменчивую красоту постоянно сопровождать человека. Изображают цветы русские народные мастера.

- Вот кисти  на столе, а вот  альбомы

Как хочется достать  волшебные  краски!

И  поплыть по течению  в волшебную страну

Страну народных промыслов.

Мы с вами продолжаем знакомится с русскими народными промыслами.

-Что такое промыслы? (ответы детей)        

Промысел-это возможность заработать деньги. Он включает использование природных материалов, из которых и создаются продукты труда созданные человеком.

Ребята, есть ли в нашем поселке жители, занимающиеся каким либо промыслом?

Ответы ребят -в нашем районе есть художественные промыслы  «Актюбинская игрушка», «Азнакаевская игрушка». Основателем Актюбинской игрушки является Салахова Ильсия Рафаеловна. Актюбинская игрушка не раз становилась призером в конкурсах на лучший сувенир, неоднократно получала высокие оценки со стороны руководства республики, ведущих искусствоведов. А уж дипломы, призы и премии, завоеванные местными мастерами, не пересчитаешь! И даже бывший американский президент Билл Клинтон прислал в поселок благодарственное письмо и свой портрет в подарок. Видимо, на него оказали неизгладимое впечатление глиняные старички в татарских народных костюмах, посланные главе Белого дома из далекой Актюбы.

 

Есть «Азнакаевская игрушка» основателем является Гарелик Галина Анфисовна. Игрушка выполнена из ткани, украшена бисером и тесьмой).

 -Ребята я тоже занимаюсь промыслом «Цветы из японской полимерной глины». Уже 10 год представляю наш район на всероссийских ярмарках по декоративно- прикладному творчеству проводимые в Елабуге и столицы Татарстана в г.Казани.

Давайте вспомним, в изделиях, каких промыслов мы можем увидеть цветочную композицию?

-Какие виды народных промыслов вам уже известны?

Посмотрите на экран и назовите

(слайд 1)

 (Хохлома, Гжель, Городец).

Сколько нового и интересного мы узнали  и узнаем на уроках изобразительного искусства! Наша волшебная кисть помогает творить чудеса, знакомит нас с новым и интересным.

-Определите, каковы отличия изученных ранее промыслов?

Посмотрите, внимательно у вас на партах лежат образцы разных народных промыслов? Посмотрите первое название промысла (слайд 2)

Хохломская роспись.

Поднимите карточки с изображение этого промысла.

Вы согласны?

-Почему вы так решили? (изображение ягод, птиц, цветов и.т.д.).

Посмотрите второе название промысла (слайд 3)

Роспись Гжель.

Поднимите карточки с изображение этого промысла.        

Вы согласны?

-Почему вы так решили? (изображение пейзажа, сувениров и т.д.).

Посмотрите третье  название промысла (слайд 4)

Городецкая роспись.

Поднимите карточки с изображение этого промысла.

Вы согласны?

-Почему вы так решили? (изображение зверей, птиц, людей, цветочная композиция, сюжетная композиция и т.д.).

Да, вы, молодцы!

А какой предмет у нас остался без внимания?

-Скажите, что за предмет у меня в руках? (поднос)

-Кто знает, как он называется?

-Мы вспомнили, что промыслы получили своё название по названию населённого пункта, где возникли.

 В Подмосковье есть ещё один центр народного промысла. Вот уже 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово.

– Село Жостово, где изготавливали эти подносы.

Догадались, как они называются?

- Как будет звучать тема сегодняшнего  урока?

- О чем бы вы хотели узнать на уроке?

Да, действительно, тема нашего урока Жостово, роспись по металлу. (5 слайд)

Ещё один художественный народный промысел – это Жостовская роспись. К северу от Москвы, на живописном берегу Клязьминского водохранилища, расступившиеся деревья густого леса открывают вид на просторы полей и широкую гладь залива, раскинулось небольшое старинное селение Жостово, широко известное ныне как один из крупнейших центров русского народного искусства. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла Жостово. (слайд 6)

Проблема урока: Главная задача нашего урока - узнать, что принесло славу Жостову?

  • Будьте внимательны на уроке. Вы сможете не только ответить на этот вопрос, но и создать образ своего подноса.

Село Жостово прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. Никто лучше местных умельцев не мог рисовать цветы на железных подносах. Талант народных художников превращал скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.

(слайд 7)

Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется, без каких бы то ни было образцов или эталонов. Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных.

- Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. (слайд 8)

-Какие же размеры и формы имели подносы?

  • Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» — не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков (слайд 9)

-Чем украшали подносы?

Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками (слайд 10) 

В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная «царица садов и оранжерей» – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки. Помимо цветов подносы могут украшать и пейзажи, и сказочная тройка лошадей.

- Определим этапы и последовательность нанесения рисунка. (слайд11)

  • Этапы и приёмы росписи (слайд 11)
  • Дети пробуют самостоятельно решить эту задачу и определить правильную последовательность выполнения росписи, затем сопоставляют с информацией на слайде:
  • Грунтовка-поверхность подноса покрывается однотонной краской.
  • Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.
  • Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём.
  • Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.
  • Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.
  • Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.
  • Уборка- завершающий этап, рисуется окантовка.

- С какой росписью можно сравнить Жостовскую роспись? (Ответы детей)

Мастера жостовской росписи объединяют крупные и мелкие цветы в классические композиции: "Букет собранный", "Букет в раскидку", "Венок", "Ветка с угла", «Полувенок».

Читает стихотворение ученица

Сувенир из Жостова.

Вот жостовский чёрный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нём бликами летнее солнце играет,

Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,

Сначала жестянщик над формой трудился

И долго шпаклёвкой его грунтовал,

И лаком поверхность не раз заливал.

Чтоб роспись художник нанёс на металле,

Фон чёрный на нём должен быть или алым

И краски нежнейшие сада и луга.

Вот кисть живописца пустилась по кругу.

Вальсирует ловко и быстро кружится,

 Мазками упругими краска ложится.

И вот разлетелись по чёрному лаку Пионы, ромашки, розаны и маки. Художник в работе не любит повторов,

У мастера много красивых узоров.

И как ни похожи букеты на них,

А в Жостово дважды не встретишь таких.

Когда за окном снегопад и мороз,

Живыми цветами усыпан поднос.

Посмотришь с улыбкой на дивный букет,

И кажется, лето нам шлёт свой привет.

Отвечают на вопросы

Появляются изображения

Слушают учителя

Показ учителем игрушки

«Актюбинская глиняная игрушка»

Слушают рассказ учителя

Показ учителем игрушки

«Азнакаевская игрушка»

Слушают и запоминают

Показ учителем «Цветы из японской полимерной глины»

Показ презентации

(слайд 1)

Показ презентации

(слайд 2)

Показ презентации

(слайд 3)

Показ презентации

(слайд 4)

Запись слова на доске

Жостово

Показ презентации

(слайд 5)

Показ презентации

(слайд 6)

Показ презентации

(слайд 7)

Показ презентации

(слайд 8)

Отвечают на вопросы

Показ презентации

(слайд 9)

Показ презентации

(слайд 10)

Слушают и запоминают

Показ презентации

(слайд 11)

Слушают учителя

Запись слов на доске

Замалёвок

Тенёжка

Бликовка

Чертёжка

Привязка

Уборка

        Показ презентации

hello_html_m1f85db1a.jpg

Звучит стих

Умение высказывать мнение, строить правильный, грамотный ответ.

Умение слушать и слышать учителя

Создавать условия для эмоционально-ценностного отношения учащихся к расписному жостовскому подносу

Способствовать развитию эстетического восприятия.

Формировать умение слышать и понимать высказывания;

Умение слушать и слышать учителя;

Умение выражать свою точку зрения.

Создавать условия для эмоционально-ценностного отношения учащихся к освоению материала.

Знакомство с технологией выполнения рисунка.

( 5 мин).

-  Мы с вами сегодня должны создать композицию «Жостовские расписные подносы».

Первый ряд выполнит  работу в технике граттаж.

- Что такое граттаж?  Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или гуашью. Другое название техники — воскография.

 Вашему вниманию  предложены  несколько вариантов

для образца (презентация), ваша задача:

- Нарисовать цветы крупные садовые в центре, а по краям мелкие луговые цветочки гуашью, натереть парафином (свечёй) по поверхности рисунка. Затем покрыть весь рисунок чёрной гуашью, в конце с помощью зубочистки процарапать рисунок. Защитить  свою работу. 

Второй ряд выполнит работу в технике монотипия. (презентация)

- Что такое техника монотипия? (Монотипия - техника рисования на гладкой ровной поверхности «один отпечаток»)

Рисуем с помощью гуаши рисунок на  поверхности  файла. Сверху накладываем  альбомный лист предварительно закрасив его в черный цвет с помощью гуаши и проглаживаем ее руками. Плавно снимаем лист. Получится оттиск рисунка на альбомном листе. Затем нужно  прорисовать тонкой кистью №1 прожилки у листочков и показать объем у садовых цветов широкой кистью №4,5.

Защитить  свою работу.

Третий ряд выполнит работу в технике аппликации. (презентация)

-Что такое аппликация?

Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, белая и цветная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей. 

Аппликация отличается от других видов изобразительной техники — силуэтностью, плоскостной обобщенной трактовкой образа, однородностью цветового пятна (локальностью) больших цветовых пятен, выразительностью изображения, более обобщенной формой.

Используя цветную бумагу, клей карандаш, ножницы, мел белого цвета. 

1.Выполнить эскиз будущего рисунка. Детально прорисовать.

Сделать бумажные заготовки цветов и листьев. И приклеить на черный картон.

1.Вырежете все нарисованные элементы.

2. Разложите все элементы в соответствии с заданной композицией.

3.Удостоверьтесь в правильности расположения всех частей.

4. Наклейте все элементы на шаблон подноса.

Защитить  свою работу.

Обязательно напомнить детям о правилах гигиены и безопасности труда:

  • Рабочую поверхность накрой клеенкой, под рукой имей тряпку, салфетку для рук.
  • Не забывай, на столе находится емкость для мусора.
  • Аккуратно работай с ножницами, не держи острием вверх!
  • Не оставляй клей открытым.
  • После работы, вымой кисти, убери рабочее место.
  •  Каждый из вас будет одним из жостовских мастеров. Насколько хорошо вы справитесь со своим заданием, мы увидим в конце урока.

- Давайте решим, в какой последовательности будем работать:

у каждого ряда своё задание:

1.Определим расположение цветов (границы).

2.Сделайте анализ формы и пропорционального соотношения предметов.

3. Выбери расположение формата.

4. Лёгкими линиями наметим общую форму цветов.

5. Работа над формой каждого цветка.

6. Рисование  крупным планом на весь формат.

- Давайте вспомним, как подобрать формат листа для рисунка? (если длина изображаемой постановки больше высоты, то лист располагают горизонтально; если больше высота, то вертикально)

- Как нам лучше расположить лист? (горизонтально)

- Как расположить рисунок на листе? (рисунок стараются расположить в центре листа, но при этом обязательно оставляют свободное место, причем с той стороны, откуда падает свет, свободного места должно быть больше, чем с теневой стороны)

Работать мы будем гуашевыми красками, ножницы, клей, цветная бумага, свеча.

- Чем гуашь отличается от акварельных красок? (ответы детей)

- Какую форму имеют подносы

  •  (жостовские подносы имеют разные размеры и формы: овальную, круглую. прямоугольную, восьмиугольную. Треугольную).
  • - Основной вид росписи жостовского подноса?
  • (букет цветов, крупных и мелких).
  • - Цветы имеют различную окраску?
  • (голубые, оранжевые, красные, желтые, белые).

Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
(Роза)

О чём это загадка? (о цветке)

Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых -
Белых, розовых, бордовых!
(Пион)

 

Красивые цветочки
Расцвели в саду,
Запестрели красками,
А осень на носу.
(Астры)

Из зеленого цыпленка,
Сплошь покрытого пушком,
Становлюсь я горделивым
Алым петушком! 
(Мак)

Читает стих ученица

Цветы, как люди, на добро щедры
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры...

Читает стих ученица

Что может быть на свете краше

Букета полевых ромашек!

И благороднейшие розы

Не терпят грубости и позы!

Какое совершенство линий

У гладиолусов и лилий!


А сколько нежности и ласки

Анютины нам дарят глазки!

Гвоздики, иван-чай, цикорий-

Великолепных красок море!

Цветов прекрасен облик милый.

Без них бы жизнь была б унылой!

Отвечают на вопрос учителя

Показ презентации

(12 слайд)

Знакомятся с технологией выполнения работ  

Слово записано на доске

Граттаж

Воскография

Показ презентации

 (13 слайд)

Слово записано на доске

Монотипия

Показ презентации

(14 слайд)

Слово записано на доске

Апликация

Выполнение работы

«Жостовские расписные подносы»

техника исполнения граттаж

-техника монотипия

-техника аппликация

Правила техники безопасности

Загадка

Отвечают на вопросы

Показ презентации

15-17 слайды)

«Жостовская роспись»

Чтение стихотворения учащимся

Возбуждать интерес к процессу творчества;

Формировать умения выполнять творческую работу, используя информацию, полученную на уроке;

Учить гармонично располагать сюжет на листе бумаги.

Физ. минутка

(2 мин).

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево в право повернулись,

Рук коленами коснулись.

Сели- встали, сели – встали

И на месте побежали.

Повернулись, улыбнулись

Сели тихо девочки

Сели тихо мальчики

Молодцы!

Выполняют предложенные действия

Проводит командир класса

Формирование двигательных умений.

Практическая работа.

(20 мин).

- Этапы выполнения рисунка, правила техники безопасности мы повторили.

Можем приступить к работе применяя различные техники.

Учащиеся работают на своих местах.

Педагог рисует цветы на формате А-3 предварительно закрасив черной гуашью формат.

Мелом намечаю, где будут бутоны цветов.

 Начинаю с верхних листьев цветка, после нижних. В один тон.

Закрашиваю.

 Черной гуашью оттеняю внутреннюю часть бутона.

 Набор гуаши на кисть основной (цветной) и белой, прорисовываю верхние лепестки. Все рисую скошенной кистью.

Круговыми мазками дополняю верхнюю часть цветка, закрывая бутон.

Прорисовываю мелкие детали.

 Прорисовываю нижнюю часть цветка.

Темно-желтой гуашью оттеняю середину (гуашь разбавляю с водой).

 Делаю закрашенные мазки ярче.

 Ставлю точечки в середину.

 Второй бутон. Начинаю так же, как и первый, только в белом цвете.

 Одну сторону прокрашиваю светло-фиолетовой гуашью и желтой, затемняю внутреннюю часть бутона.

 Набор гуаши на кисть фиолетовый и белый, прорисовываю верхние лепестки и лепестки по кругу.

 Рисую дополнительные лепестки в середине.

В белой розе рисую отвернутые лепестки и прорисовываю тонкой кистью мелкие детали. Желтый цветок по той же схеме.

 Начинаю с середины бутона закрытые лепестки.

 Дополняю лепестки, закрывая бутон, прорисовываю по кругу все лепестки розы.

 Друг на друга, снизу в верх рисую лепесточки.

 Прорисовываю закрытые лепестки белой гуашью.

 Черной гуашью и тонкой кистью обвожу все цветы, дополняя и делая их более живыми.

 Розовой краской рисую закрытый бутон, прорисовываю белой краской закрытые лепестки, оттеняю желтой краской часть цветка,  которая ближе к нам.

 Педагог следит за работой учащихся, помогает устранять ошибки. За 5 минут до конца урока предупреждает учащихся об окончании работы.

На протяжении всей практической работы (звучит музыка  «Вальс цветов» П.И.Чайковского и другие произведения)

Приступают к работе, рисуют.

Презентация

(поэтапное выполнение цветов гуашью) на мониторе.

Прослушивание музыкальных произведений

 «Вальс цветов» П.И.

Чайковского

Совершенствовать  живописно-декоративные и композиционные навыки в создании жостовского подноса.

Развивать такие чувства как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с гуашью, цветной бумагой,

Развивать творческое воображение.

Рефлексия. Выставка работ.

( 2-3 мин).

- Ребята, давайте сделаем выставку работ. Первый ряд покажите свои рисунки, затем второй и третий.

-Сразу оценить работы.

Критерии

-Выделить аккуратные работы;

-Правильно ли выполнена композиция;

-Правильное цветовое решение;

- Ребята, чему вы научились сегодня на уроке?

- Кому было сложно, поднимите руки?

- Почему было сложно?

-Кому понравился сегодняшний урок!

(поднимите желтый смайлик)

-Чем понравился урок? (ответы учащихся)

-Кто испытывал на уроке затруднения?

поднимите красный смайлик)

- С какими проблемами вы столкнулись? (ответы учащихся)

- С какими техниками мы познакомились?

(граттаж, монотипия, аппликация)

 Давайте мы пожелаем, друг другу добра и мира, чтобы над нашей страной светило яркое солнце! (учащиеся желают друг другу счастья, добра даря улыбки друг другу)

Ребята, на этом наш урок подошел к концу.

Возьмите пожалуйста цветы и лепестки  которые лежат у вас на партах. Составьте все вместе композицию.

На доске висит поднос. Ребята с помощью двухстороннего скотча размещают цветы и листья  на подносе.

Ребята составляют у доски «Жостовский поднос»

Спасибо за урок!

Урок окончен!

Организуют выставку работ по рядам

Получают оценки за работы

Подводят итог урока

Умение подводить итог, анализировать свою работу и работу одноклассников.

Умения адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Использованные источники

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя,- 3-е изд.-М., Просвещение, 1991.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1986.
  3. Горяева Н.А.,Островская О.В.; Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. 5 класс М.: Просвещение, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Искусство" 2ч.

Разработка урока по теме: "Искусство - живопись" расчитана на 2 часа аудиторного времени.Цель: Формирование лексических навыков по теме.Задачи: 1. Тренировать лексические единицы в речи....

Презентация открытого урока истории изобразительного искусства "Реконструкция исторического костюма.Древнеегипетский костюм" для обучающихся 2 класса отделения "Живопись" ДШИ

Цель урока: Закрепить знания обучающихся об искусстве Древнего Египта. Выполнить реконструкцию древнеегипетского костюма Задача урока:ОбучающиеПолучить дополнительные  знания по искусству Др...

Урок по Изобразительному искусству

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА .Тема: «Создание эскиза игрушки по мотивам природных форм»Урок для учеников (7-10 лет)Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: используя накопленны...

Разработка урока по изобразительному искусству

quot;Салют победы в Великой Отечественной Войне"!...

Презентация к уроку по изобразительному искусству "Библеские сюжеты"

Презентация знакомит детей с библейскими сюжетами о создании земли Богом, растительности, животного мира и первых людей в раю. Наглядный материал, для собственных творческих работ обучающихся. презент...