Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся
методическая разработка

Елькина Елена Александровна

Что сегодня представляет собой образовательная среда школы? Развивает ли она творческую волевую личность или пассивного исполнителя? Насколько она способствует возвышению коллектива школы, формированию уважения к национальным традициям народа? Проведенный с этих позиций анализ теории и практики современного образовательного процесса выявил противоречия между целями, установками школы и способами их реализации.Что сегодня представляет собой образовательная среда школы? Развивает ли она творческую волевую личность или пассивного исполнителя? Насколько она способствует возвышению коллектива школы, формированию уважения к национальным традициям народа? Проведенный с этих позиций анализ теории и практики современного образовательного процесса выявил противоречия между целями, установками школы и способами их реализации.Что сегодня представляет собой образовательная среда школы? Развивает ли она творческую волевую личность или пассивного исполнителя? Насколько она способствует возвышению коллектива школы, формированию уважения к национальным традициям народа? Проведенный с этих позиций анализ теории и практики современного образовательного процесса выявил противоречия между целями, установками школы и способами их реализации.Что сегодня представляет собой образовательная среда школы? Развивает ли она творческую волевую личность или пассивного исполнителя? Насколько она способствует возвышению коллектива школы, формированию уважения к национальным традициям народа? Проведенный с этих позиций анализ теории и практики современного образовательного процесса выявил противоречия между целями, установками школы и способами их реализации.Что сегодня представляет собой образовательная среда школы? Развивает ли она творческую волевую личность или пассивного исполнителя? Насколько она способствует возвышению коллектива школы, формированию уважения к национальным традициям народа? Проведенный с этих позиций анализ теории и практики современного образовательного процесса выявил противоречия между целями, установками школы и способами их реализации.Что сегодня представляет собой образовательная среда школы? Развивает ли она творческую волевую личность или пассивного исполнителя? Насколько она способствует возвышению коллектива школы, формированию уважения к национальным традициям народа? Проведенный с этих позиций анализ теории и практики современного образовательного процесса выявил противоречия между целями, установками школы и способами их реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-проектная деятельность как фактор творческого развития учащихся

   Что сегодня представляет собой образовательная среда школы? Развивает ли она творческую волевую личность или пассивного исполнителя? Насколько она способствует возвышению коллектива школы, формированию уважения к национальным традициям народа? Проведенный с этих позиций анализ теории и практики современного образовательного процесса выявил противоречия между целями, установками школы и способами их реализации.

  • Первое. Ориентация на воспитание культуры личности предполагает гармоничное развитие эмоциональной и рациональной сферы учащихся, однако на практике развитие целостности личности до сих пор остается недостижимым идеалом и лишь декларируется. Рациональную сферу развивают преимущественно предметы математического и естественнонаучного циклов, а эмоциональную - предметы гуманитарного цикла, в то время как их гармонии необходимо достигать в учебном процессе в рамках любой образовательной области. И музыкальное искусство здесь не является исключением.
  • Второе. Организация всей жизнедеятельности школы предполагает построение культуросообразной модели образования, ядром которой является творчество. Однако традиционно сложившаяся классно-урочная система с жесткой регламентацией деятельности учителя и учащихся не учитывает их индивидуальные предпочтения, значимость индивидуального и коллективного творчества.
  • Третье. Преобладание репродуктивных методов обучения препятствует реализации установки на развитие творческого потенциала ребенка. Новая образовательная парадигма, утверждая приоритет индивидуальности ученика и развития его способностей, требует пересмотра традиционных форм и методов работы учителя.

Отмеченные противоречия особую остроту приобретают в сфере художественного образования, где стремление к целостности музыкально-педагогического процесса сочетается с недостаточно координированными в педагогической практике разными видами деятельности, разными разделами урока и разными формами урочной и внеурочной работы.

Приобретение культурного опыта, как известно, происходит только в процессе активной деятельности при определенных формах организации и построения учебного процесса. Образовательная технология должна способствовать овладению личностно значимыми способами учебной деятельности учащихся. В музыкальном образовании это такие технологии, которые прежде всего актуализируют жизненно-музыкальный опыт учащихся, развивая их интерес к музыке и устойчивую мотивацию к самообразованию.

Проведенный опрос преподавателей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, а также учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ и гимназий выявил, что большинство опрошенных хотели бы изменить существующую систему занятий, а именно: увеличить долю продуктивной деятельности в художественном образовании, придать преподаванию искусства в школе большую вариативность, предоставить возможность выбора деятельности по интересам, усилить долю коллективных форм работы, достичь большего взаимодействия урочной и внеурочной деятельности.

Большая часть педагогов и учеников имеют желание модернизовать  содержание школьного образования, которое предполагает работу метода проектов, способствующего такому построению образовательного процесса, при котором создаются необходимые условия для самореализации и самоопределения личности школьника, способной свободно ориентироваться в постоянно меняющемся социуме и стремящейся к самообразованию.

Чем полезен метод проектной деятельности? 

Метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства, так как именно на этих уроках происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль должны играть творческие методы обучения.

         Проект на уроке музыка - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

         Главными целями введения метода проектов в практику преподавания музыки являются:

- показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножать знания о нем;

- продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

- подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости

        К примеру, программа Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой позволяет использовать проектно - исследовательскую деятельность. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

        Организуя работу над проектом учителю важно соблюсти несколько условий:

- тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

-проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

- необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций

         Метод проектов на уроках музыки может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, и позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

         Тематика может быть очень разнообразной: творчество композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики, рейтинг любимых музыкальных видеоклипов и другие. В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, социальные опросы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию

         Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.

         Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы необходимо дать возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность. Определившись с темой проекта, необходимо составить четкий план его выполнения. Выполнять проект более эффективно группами учащихся, чтобы достичь максимально творческого результата. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок

         Начинать проектную деятельность школьников необходимо с простого, чтобы создать комфортную атмосферу для каждого ученика, ведь проект на уроке музыки - это новые знания, общение, деятельность, удовольствие.

         По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

1. Ролевые проекты (инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов).

2. Информативно-исследовательские проекты («Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов»).

3. Сценарные проекты (сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса, сочинение музыкальной сказки).

4. Творческие проекты (музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали).

5. Информационные проекты (музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме).

6. Практико-ориентированные проекты (дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание)

        Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером.

         Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить

        Готовый материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.

       

         Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знания по предмету. Имея возможность делиться с другими людьми своими знаниями в области музыки, своими музыкальными впечатлениями, обучающиеся открывают для себя ценность музыки и как языка общения.

Проект - это реальная возможность для саморазвития и самореализации, так необходимой для воспитания конкурентно способной личности выпускника школы, гибко адаптирующегося в меняющихся жизненных ситуациях, умеющего самостоятельно приобретать необходимые знания, удачно применять их на практике, для решения возникающих проблем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития студента педагогического колледжа

В статье раскрыты особенности, условия и содержание организации научно-исследовательской деятельности студентов ГПОУ "Читинский педагогический колледж"...

"Игра как фактор творческого развития личности ребенка"

Что же такое игра? Использование игровых технологий на уроках хореографии....

Организация самостоятельной и познавательной деятельности на уроках физики как средство развития и реализации творческих возможностей учащихся

данная статья описывает обобщение опыта по теме "Организация самостоятельной и познавательной деятельности на уроках физики как средство развития и реализации творческих возможностей  учащихся", ...

Проектная деятельность как фактор развития детей в творческом объединении

Занятия исследовательской и проектной деятельностью на базе учреждения дополнительного образования предоставляют детям большие возможности. В данной работе представлены методики и наработки по воспита...

Педагогический проект «Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся детской школы искусств»

Педагогический проект «Конкурсная деятельность как фактор творческого развития учащихся детской школы искусств» определяет различные стороны учебно-воспитательного процесса, направленного ...

статья на тему " Развитие творческого потенциала учащихся - шаг в профессиональную деятельность"

Статья адресована преподавателям СПО и НПО  для обмена опытом  по рганизации  внеурочной деятельности при подготовке  учащихся по направлению 29.00,00 технология легкой промышленно...

"Развитие творческого потенциала учащихся через разнообразные формы театрализованной деятельности"

В данной статье говорится об эффективности воздействия театрального творчества на личность ребенка, рассматриваются разные форматы театрализованной деятельности из опыта работы автора....