статья на тему " Развитие творческого потенциала учащихся - шаг в профессиональную деятельность"
статья на тему

Чуйкина Ольга Алексеевна

Статья адресована преподавателям СПО и НПО  для обмена опытом  по рганизации  внеурочной деятельности при подготовке  учащихся по направлению 29.00,00 технология легкой промышленности по профессии художник по костюму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческого потенциала учащихся- шаг к профессиональной деятельности

Профессиональный колледж Петербургской моды является базовым государственным учебным заведением, готовящим кадры в сфере услуг и индустрии моды.  Его история насчитывает десятки лет, и он по праву может гордиться своими выпусками. Колледж готовит специалистов  для швейной промышленности: это закройщики, портные и художники по костюму . Позиционируя  себя  как кузницу высокопрофессиональной подготовки в области услуг и индустрии моды, колледж  видит своей задачей воспитание конкурентоспособного выпускника, развитие его творческого потенциала. Современный квалифицированный специалист должен разрабатывать  новые модели с учетом  модных тенденций и  потребительского спроса. Он должен обладать  художественным вкусом, точным глазомером и чувством цвета, должен разбираться  в тенденциях моды, знать принципы моделирования и конструирования одежды, быть в курсе  новинок современных материалов, уметь профессионально кроить и шить, разрабатывать и рисовать  технические эскизы моделей, уметь работать  с нормативной документацией, создавать конструкции, выполнять градацию лекал. Участие в в конкурсах и фестивалях , показах моды  на разных уровнях  также его задача.  С этой целью в колледже, а также на городском и международном уровне проводятся различные мероприятия и конкурсы, способствующие реализации  этой цели. Ежегодно учащиеся  доказывают это, участвуя в   конкурсах  имеющих высокий профессиональный рейтинг. Это конкурсы - «Невские берега», «Адмиралтейская игла», «Золотая нить», «Дыхание весны»,  « Планета моды»,  «Петербургский костюм» и другие. Своей задачей как преподавателя  спецдисциплин - «Рисунок и живопись»,  «художественная графика костюма»  считаю развитие творческого мышления, художественного видения и вкуса. Я хочу поделиться  опытом внеурочной  работы в колледже и считаю ее  одной из самых эффективных  форм для продвижения профессии и развития творчества. Уже  более двадцати лет  я постоянно работаю с учащимися по привлечению их  к участию  к самым различным мероприятиям, направленным на профессиональную деятельность -  конкурсам, фестивалям, модным показам на самых различных уровнях. Когда первокурсники приходят учиться в колледж  подчас они  себе слабо представляют  чем будут заниматься в дальнейшем. Их выбор часто определяют родители. Но с самого первого дня когда на торжественной линейке их поздравляют с началом учебы,  они заворожено наблюдают  за триумфальным выходом на сцену модных коллекций , авторами и исполнителями которых являются те же самые учащиеся. Первое знакомство с этой работой не оставляет их равнодущными.  И уже с первого курса будущие «звездочки» сами подходят  ко мне с идеями и пока еще неумелыми  эскизами чтобы «посоветоваться». Так зарождается взаимный интерес учителя и ученика. Успех других , заявивших о себе учащихся мотивирует  как нельзя лучше. На вводных уроках  я рассказываю  о тех возможностях, где учащиеся  могут проявить себя  и начать свой путь в профессию. Конечно первокурсник,  еще не постигший азов профессии  не может самостоятельно  воплотить свои идеи. На этом этапе очень важно  увлечь, поддержать , помочь  и направить его для  достижения цели.  Мотивационным фактором  к интенсивной творческой работе  является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером  для обучающегося  как профессионал,  как творческая личность. Он может и должен  помочь ему  раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы. Решающая роль принадлежит преподавателю,  который работает с конкретной личностью,  владея ее сильными и слабыми  сторонами,  индивидуальными способностями  и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества  обучающегося. Первый опыт такого сотрудничества проявляется в подготовке  к выставкам учебных и творческих работ по ИЗО и художественной графике  как внутри колледжа, так и на районном и городском уровнях, где раскрывается  личность, формируется художественный вкус  и мастерство  обучающегося . На этом этапе происходит  

  • Углубление и расширение знаний
  • Формирование интереса к предмету
  • Совершенствование приемов  изобразительной грамоты

Так, учащаяся2 курса Кириллова Людмила заняла 2 место в городском конкурсе рисунка в номинации графика в 2015г, а в 2016 - в этом же конкурсе  получила 2 место Козлова Лиза.  В конкурсе эскизирования учащаяся 1 курса группы художник по костюму Бабушкина Анастасия стала победителем в 2017г. По мере дальнейшего обучения  студенты по новому видят свои цели и их реализацию  в профессии. Ни для кого не секрет, что не все поступившие на обучение  будут работать по выбранной специальности. Но с первого дня происходит распределение ролей и ориентация в будущей деятельности.  Кто- то заражает идеями и хочет покорять подиум,  а кому то интересно  работать с ним в команде и заниматься воплощением задуманного.  Так рождается коллектив единомышленников – преподавателя и учеников. Новым этапом в профессиональном развитии и становлении  являются профессиональные конкурсы  молодых  дизайнеров, где обучающиеся должны показать не только свой творческий потенциал, но и накопленный багаж знаний. При этом возрастает  значение использования  в обучении  форм и методов деятельности  обучающихся, позволяющих  формировать  творческое профессиональное мышление  и возможность самостоятельно применять знания и принимать решения. Эти задачи реализуются на новом уровне.  Как правило темой для творческого проекта является тема конкурса. Это традиционное обращение к теме народного творчества  или предложение создать  современный образ. На уроках художественной графики  учащиеся знакомятся с  такими понятиями как стилизация , приемами композиции костюма, теорией цветовой гармонии, что является  основополагающими компонентами  создания образа и  коллекции. На этапе эскизного проектирования идет поиск образного решения с подбором материалов, тканей и дополнений. И вот наконец эскиз будущей коллекции готов. При этом роль преподавателя сводится  к следующим действиям:

  • Дать целевую установку
  • Помочь в выборе источников для работы
  • Помочь в выборе композиционного решения
  • Помочь в выборе цветового решения
  • Помочь в выборе  формы подачи эскиза
  • Помочь в выборе материалов
  • Помочь выполнить примерку
  • Консультировать при затруднении

Примером  такого подхода к созданию коллекции одежды может служить   совместная работа  творческого коллектива  - преподавателя , мастера и учащихся - «Матрешки» .Конечно такая работа требует большого набора компетенций. Здесь на практике учащиеся реально понимают  насколько грамотным и продуманным должен быть эскиз, чтобы воплотить идею в жизнь. На примерке идет  выполнение макета с уточнением  конструкторского и технологического соответствия  первоначальному замыслу. Работа над коллекцией идет  в творческой атмосфере сотрудничества, где учащиеся получают огромный опыт профессионального мастерства.  Эта коллекция создавалась для участия в международном  конкурсе молодых дизайнеров « Дыхание весны» в 2010 г и заняла заслуженное II  место.  Народный костюм и народные промыслы  послужили источником вдохновения для создания этой яркой, самобытной и незабываемой коллекции. В ней был использован  колорит  и декоративное оформление  русской игрушки матрешки. Автор коллекции Канопкина Светлана  сегодня продолжает обучение в университете технологии и дизайна.  Эту традицию продолжила обучающаяся  по профессии закройщик Стахеева Марина.  На международном  фестивале « Юность планеты» в конкурсе молодых дизайнеров «Золотая нить»  ее коллекция «Дымковская игрушка» стала лауреатом I премии в номинации «Молодежный костюм». Источником  вдохновения для этой коллекции послужило произведение народных ремесел  дымковская игрушка. В динамичных нарядных современных комплектах курток и юбок, пальто и полупальто читается праздничная русская ярмарка. Современные материалы, отделка и модный крой делают ее актуальной для молодежи. Она носибельна и конкурентоспособна. Яркой и незабываемой стала коллекция, навеянная известными работами ювелирного мастера Карла Фаберже под названием «Подарок к пасхе». А версию образа  нашего современника представил Юрий Иванов  в своей динамичной  смелой коллекции « Blak more» на конкурсе «Дыхание весны». Для более адекватной  оценки своей деятельности  очень важно и полезно знакомить обучающихся с опытом работы других студентов и профессионалов. С этой целью я посещаю сама и приглашаю учащихся на лекции историка моды Александра Васильева, выставку костюмов Вячеслава Зайцева, ежегодную выставку«Индустрия моды», конкурс молодых дизайнеров «Дефиле на Неве», на семинары историка моды Константина Богомолова  и лекции преподавателей ВУЗов о моде и ее развитии. Более глубокое изучение творчества  художников и знаменитых дизайнеров,таких как Татьяна Котегова, Татьяна Парфенова, Лилия Кисиленко становится возможным благодаря стажировке в их  модных домах и приобретению опыта создания модной одежды, Они  дают возможность расширить и углубить знания в подходе к созданию  модных образов и коллекций. Изучив опыт мэтров моды,  учащиеся  получают неоценимый опыт в области  модной индустрии.  Так, наш выпускник 2014г  Юрий Иванов  неоднократно выступавший в конкурсах молодых дизайнеров « Дыхание весны», продолжил обучение под руководством  художника  Владимира Бухиника на кафедре дизайна одежды профильного вуза, стал победителем в конкурсе «поколение  Next» и получил приглашение в одну из самых известных школ дизайна - школу Святого Мартина в Великобритании. Такой опыт формирует у обучающихся критическое отношение к своей работе , позволяет избежать ошибок в дальнейшем и повышает профессиональный уровень. Все это способствует развитию творческого интереса к профессии и в результате   учащиеся приобретают не только новые знания, но и опыт саморазвитии самореализации, что помогает раскрытию их творческого потенциала, обеспечивающего успешное продвижение в профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческого потенциала учащихся через разнообразные формы театрализованной деятельности"

В данной статье говорится об эффективности воздействия театрального творчества на личность ребенка, рассматриваются разные форматы театрализованной деятельности из опыта работы автора....

Влияние лекционно-концертной деятельности на развитие творческого потенциала учащихся ДШИ.

Концертно-лекционная деятельность учащихся выявляет их творческий потенциал,повышает мотивацию к обучению.Отмечается возросший интерес к изучению теоретических дисциплин. В лекциях-концертах нет...

Влияние лекционно-концертной деятельности на развитие творческого потенциала учащихся ДШИ.

Концертно-лекционная деятельность учащихся выявляет их творческий потенциал,повышает мотивацию к обучению.Отмечается возросший интерес к изучению теоретических дисциплин. В лекциях-концертах нет...

Влияние лекционно-концертной деятельности на развитие творческого потенциала учащихся ДШИ.

Концертно-лекционная деятельность учащихся выявляет их творческий потенциал,повышает мотивацию к обучению.Отмечается возросший интерес к изучению теоретических дисциплин. В лекциях-концертах нет...

Влияние лекционно-концертной деятельности на развитие творческого потенциала учащихся ДШИ.

Концертно-лекционная деятельность учащихся выявляет их творческий потенциал,повышает мотивацию к обучению.Отмечается возросший интерес к изучению теоретических дисциплин. В лекциях-концертах нет...

Влияние лекционно-концертной деятельности на развитие творческого потенциала учащихся ДШИ.

Концертно-лекционная деятельность учащихся выявляет их творческий потенциал,повышает мотивацию к обучению.Отмечается возросший интерес к изучению теоретических дисциплин. В лекциях-концертах нет...

Влияние лекционно-концертной деятельности на развитие творческого потенциала учащихся ДШИ.

Концертно-лекционная деятельность учащихся выявляет их творческий потенциал,повышает мотивацию к обучению.Отмечается возросший интерес к изучению теоретических дисциплин. В лекциях-концертах нет...