Программность в творчестве Эдварда Грига
статья

Селезнёва Светлана Александровна

 

В статье рассматривается характерный для творчества знаменитого норвежского композитора Э. Грига жанр фантастической миниатюры, как средство привлечения внимания детской аудитории к музыке композитора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grig.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Программность в творчестве Эдварда Грига

«Если и мог кто-то явить миру гордый и чистый дух Норвегии, полный тёмной силы, страстной романтики и ослепительного света, то это, безусловно, Эдвард Хагеруп Григ»

Эдвард Григ – знаменитый норвежский композитор, пианист, дирижер, основоположник норвежской национальной композиторской школы жил и творил больше века назад, но до сих пор его мелодичую, красочную, самобытную музыку знают и любят слушатели во всём мире и особый интерес она вызывает у детской аудитории.

Являясь представителем романтического напрвления в музыке наряду с Р Шуманом, Й Брамсом, Ф. Листом, Г Берлиозом, Р Вагнером Эдвард Григ следует эстетике романтизма. В своей музыке он часто зримо и живописно рисует слушателям картины суровой норвежской природы – края ослепительно-белых горных вершин и прозрачных озёр, края северного сияния и синего неба. Как и другие композиторы-романтики много обращается Григ и к фольклорному творчеству – музыкальному, которое затем переосмысливает в своих произведениях и литературному – скандинавским сагам и легендам о героях и прекрасных девах, а также сказочных существах, которыми по народным поверьям населена таинственная природа Норвегии: гномы, тролли, эльфы, сильфы, кобольды… Всё это были духи огромные и маленькие, добрые и злые, уродливые и прекрасные, зачастую хранители сокровищ. 

В своём творчестве Григ более тяготел к жанру миниатюры. В его наследии около 150 фортепианных произведений большинство из которых пьесы, свыше 140 песен и романсов. Фортепианная музыка, программность и обращение к фантастической тематике роднит его с другим композитором-романтиком Робертом Шуманом («Фантастические пьесы», «Крейслериана»), а «чертовщинка» и наглядность выразительных средств сближает с «Фантастической симфонией» Г Берлиоза.

Давайте поближе познакомимся с некоторыми из волшебных персонажей григовских сочинений

Пер Гюнт «В пещере горного короля» - безусловно одно из самых знаменитых и узнаваемых произведений Эдварда Грига.

«Доврская пещера» Грига – не только сказочная картинка. Это целый мир суровой и неприступной горной природы, таящей в себе могучую и страшную силу, - мир, о котором говорит Ибсен в одном из своих стихотворений:

Верил я, сходя впервые

В недра мрачные земные:

Духи тьмы там, в глубине,

Тайну тайн откроют мне.

Мрачное шествие «духов тьмы», подобно надвигающейся лавине развёртывается в музыке Грига. Для его воплощения композитор выбирает форму вариаций soprano ostinato. Эффект постепенного нарастания создаётся как усилением динамики (от pianissimo к fortissimo), так и ускорением темпа, а главное – последовательным «напластованием» тембров и сгущением красок оркестра. Этим достигается поистине странное впечатление надвигающейся «злой силы», готовой всё сокрушать на своём пути.»[1] 

Сама мелодия нарочито-заострённого гротескного тона имеет характер пляски. Тролли и горные волшебницы Грига и Ибсена говорят грубоватым народным языком.

Шествие гномов» op.54

Таинственное «Шествие гномов» продолжает традицию фантастических сцен «Пера Гюнта». Однако Григ вкладывает в эту миниатюру оттенок тонкого, лукавого юмора, которого нет и не может быть в характеристике подземного царства ибсеновского «горного короля».

Здесь маленькие гномы – забавные существа – уже не напоминают «духов тьмы». Их образ дан в остинатной теме с нисходящим хроматическим ходом в объёме тритона. В этой причудливой теме присутствует связь с норвежским танцем йольстринг, с характерной для него остротой ритмики и хроматических гармоний. В таинственное волшебное царство проникает лучик света: простой народный напев мажорного трио, журчащие пассажи, подобные струйкам ручейка, рисуют окружающую сказочных героев природу – вполне реальной, чарующей, светлой и прекрасной.

Пьеса написана в сложной трёхчастной форме. В ней рельефно очерчены два контрастных образа – фантастический и лирико-пейзажный, никоим образом не связанный с шествием.

«…в нескольких шагах от себя, среди обвалившихся камней Ганс заметил маленького кобольда. Он был ростом с человеческого младенца, с большой головой и тонким тельцем, до пола у него свисала ярко-рыжая борода, а на голове торчали маленькие едва заметные ушки.»[2] 

«Кобольд» op.71

Присущий Григу дар поэтической фантазии блистательно проявился в его знаменитой фантастической картинке «Кобольд» из op.71 (точнее маленький тролль – «Smartrold»)[3].

Стремительность темпа, контрастность динамики (преобладающее pianissimo с проблесками внезапного forte) и тонкая игра гармонических красок создают впечатление сказочной таинственности. В момент кульминации Григ применяет великолепный эффект неожиданно вторгающегося «чуждого звука», находящегося в тритоновом отношении к ясной гармонии трезвучия E dur:

Здесь вспоминается музыкальные картины русской «фантастики леса» и волшебное очарование «колдовских» тритонов Римского-Корсакова и Лядова.

Однажды перед сном Э. Григ прочитал сказку Андерсена «Дюймовочка». Он уснул, а в его голове звучало: «Маленькая девочка сидела в цветке, а вокруг неё летали маленькие бабочки»…Так появилось произведение «Танец эльфов» - произведение чрезвычайно популярное в репертуаре юных исполнителей.

«Танец эльфов» ор.12

Пьеса «Танец эльфов» написана в тональности e moll. Благодаря отрывистому стаккато и быстрому темпу Григ очень точно передаёт изящные, порхающие движения эльфов. На протяжении всей пьсы происходит частая смена динамики от forte к piannisimo. В самом начале пьесы (16 тактов), в середине (31-37 такты) и в конце (52-63такты) в музыке отсутствует басовая партия. Тем самым композитор подчёркивает игривый характер танца и создаётся образ маленького, игривого существа:

В конце пьесы, в последних двух тактах два заключительных форшлага оканчивают игривый танец, имитируя взмахи крошечных крылышек.

Богата и своеобразна народная музыка, песни, танцы, увлекательны древние легенды и сказания. Музыка Э. Грига вобрала в себя всё богатство сказочного скандинавского фольклора. Благодаря ей фантастические образы троллей и гномов,обитающих в темных пещерах, подвиги народных героев в незабываемых мелодиях  известны теперь и нам.

Список использованной литературы:

1. Боброва Н.И «Музыка Э Грига в начальной школе» Методическое пособие Миасс, 2014 г.  (материалы с сайта rosmetod.ru)

2. Соллертинский И Музыкально-исторические этюды Л., 1956

3.Асафьев Б.В. Григ. М.-Л., 1948г.

4. Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ. Человек и художник. М., 1986г.

5. Ибсен Г. «Пер Гюнт». М., 1980г.

6. Левашёва О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., «Музыка», 1975г.

7. Подарок тролля. Скандинавские сказки. АСТ, 2004г.

8. Сеженский К. Генрик Ибсен – Эдвард Григ. «Пер Гюнт». М., 1995


[1] Цит по: Левашёва О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., «Музыка», 1975г.

[2] Подарок тролля. Скандинавские сказки. АСТ., 2004г. отрывок из сказки «Рудокоп Ганс».

[3] Кобольд – в немецком фольклоре дух живущий в шахтах и штольнях, отличается гораздо более злобным нравом. Его именем назван минерал кобальт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОС по ПМ.01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»

Комплект контрольно - оценочных средств (далее - КОС) по профессиональному модулю 01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»разработан на основе Федерального ...

"Малые формы Э.Грига"

«Великим художником малых форм»,  «гениальным миниатюристом называли Э.Гриом его музыкальные современники. Влечение к малой форме было присуще его прежде всего как лирику стремящемуся к со...

Английский врач - Эдвард Дженнер/ Русский вирусолог - Д.И.Ивановский(презентации)

Учебно-исследовательские работы студентов для урока-конференции "Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии"...

Сюита "Пер Гюнт" Грига

Обзор аналитических материалов различных авторов...

Рабочая программа по профессиональному модулюПМ.02 Защита информации в автоматизированных системах программными и программно-аппаратными средствами МДК.02.01 Программные и программно-аппаратные средства защиты информации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.02 Защита информации в автоматизированных системах программными и программно-аппаратными средствами МДК.02.01 Программные и программно-аппаратные средства...