"Малые формы Э.Грига"
методическая разработка на тему

Матвеева Светлана Павловна

  «Великим художником малых форм»,  «гениальным миниатюристом называли Э.Гриом его музыкальные современники. Влечение к малой форме было присуще его прежде всего как лирику стремящемуся к сосредоточенному высказыванию мысли и чувствам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tatyana_petrovna.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

  «Великим художником малых форм»,  «гениальным миниатюристом называли Э.Гриом его музыкальные современники. Влечение к малой форме было присуще его прежде всего как лирику стремящемуся к сосредоточенному высказыванию мысли и чувствам.

  Способность сжатого точного выражению мысли Григ воспитывал в себе с малых лет. Но особенно полно проявились они в поздний период его творчество.

  В длинной веренице созданных им фортепианных сборников и циклов («поэтические картинки», «Юморески», «Вальсы-каприсы», «Лирические пьесы», «Настояния») Отчётливо прослеживается одна общая сфера лирических настроений программности. Простота и ясность фактуры делают их не заменимыми в педагогическом репертуаре.

  Музыка Грига всегда хорошо звучит на фортепиано. Фактура в её в полном смысле слова пианистична. В то же время в самом складе и характере этой фактуры есть что то позволяющее угадывать в музыке тембры различных инструментов - вплоть до целого симфонического оркестра. В мелодиях Грига слышится то пение гобоя, то сочный, звук валторны, то поэтический тембр скрипки. Именно это повышенное чувство колорита помогала Григу так легко перекладывать на оркестр свои фортепианные пьесы.

  «Весенней сюитой» можно назвать прелестный цикл лирика пейзажных пьес третьей тетради, пронизанных ощущением лесной свежести - поэма о северной весне. Все шесть пьес цикла ор 43 гармонируют не только по тематике, но и по своему тональному колориту (преобладание светлых «диезных» тональностей H-dur, Fis-dur. «Бабочка», одно из любимых произведений Грига, отмечено изысканной грацией ритмики и мелодического рисунка. Сверкающая игра «Бабочки» оттеняется простыми, бесхитростными напевами в народном духе. Такова проникновенная элегия h-moll «Одинокий странник», такова и небольшая лирическая пьеса «На родине» в пьесе «На родине Григ выразительно воссоздаёт хрустально –чистый, нежный колорит северного пейзажа путём использования высокого регистра, светлой тональности Fis-dur, прозрачной фактуры. Мелодия, в духе норвежской народной песни, складывается из гибко-изменчивых вариантов первоначальной запевки. Всё в этой пьесе дышит очарованием пробуждающейся природы.

  В центре цикла – две близкие по тональностям (d –moll – F-dur) и контрастные по настоянию пьесы: «Птичка» и «Эрос»

  Восторженное чувство изливается в приподнято – ликующее, аппасионатном финале цикла - «Весной». В этой пьесе лирическая настроенность сочетается с тонкостью живописного изображения. Одним из важнейших средств выразительности служит здесь удачно найденная трепетно – звенящая инструментальная фактура. Репетиции аккомпанирующих аккордов в светлом и звонком верхнем регистре, на фоне которых развертывается распевная, свободно ритмованная мелодия, создающая впечатления воздуха, света, простора.

  Образы серверной природы ещё полнее и шире воплощены в пятой тетради «Лирических» пьес ор.54.  Различные грани Григовской музыки-лирика, пейзаж, народный быт и фантастика – подчинены в ней единому образу – Норвегии.  

  «Ноктюрн» - одна из наиболее популярных пьес этой тетради. В спокойном мажорном «ноктюрне» восторженное созерцание красоты. Классически – стройной по форме «ноктюрн» Грига поражает гармоническим соответствием всех элементов музыки: плавно парящая мелодия, очарование медленно нисходящих гармоний, ритмическая свобода дыхания, переливы звонко – серебристых тремоло и трелей, таинственные лесные шорохи и перекличка птичьих голосов. Всё здесь подчинено задачей создания неподвижного, как бы застывшего образа лунного пейзажа.

   Присущий Григу дар поэтической фантазии блистательно проявился в его знаменитой фантастической картинке «Кобольд» из ор.71.  Стремительность темпа, контрастность динамики (преобладающее pianissimo  с проблесками внезапного  forte) и тонкая игра гармонических красок создают впечатления сказочной таинственности. В момент кульминации Григ применяет великолепный эффект неожиданно вторгающегося «чуждого звука, находящегося в тритоновом отношении к ясной гармонии трезвучия E-dur. Григовский шаловливый «Кобольд» - образ, во многом родственный Лядовской «Кикиморе»

  В четверной тетради следует отметить прелестный грациозно-задумчивый «вальс - экспромт» элегическую мелодию в народном духе и жизнерадостный «Халинг» ор.47.  По типу композиции эта пьеса близка к «симфоническим танцам» Грига. Простой наигрыш народного танца варьируется прихотливо, разнообразно. В сомой теме танца, строгая диатоничной, Григ подчеркивает крепкую, устойчивою тональною основу. Мелодические линии отчерчены резко и смело,  крупным штрихом.

  С особой любовью обращается Григ к тематике горных пастушеских песен. Таковы пьесы «Мальчик пастух» (ор.54) «Вечер в горах» (ор.68), «Летний вечер» (ор.71) «Горный напев» (ор.73.) лучшая среди них – «Вечер в горах» - привлекает удивительной свежестью и чистотой народного колорита. Её основная тема развертывается в характерном Норвежском ладу (гармонический минор с повышенной четвёртой ступенью и много фактурным интонированием терцового хода). Одноголосное изложение мелодии подчёркивает её свободный импровизационный характер. Миниатюра Грига привлекает богатством колорита. Выразительность «свирельных» звучаний и ясная напевность гармонического сопровождения здесь на столько ощутимы, что пьеса кажется эскизом оркестрового сочинения.

  Совсем иного рода произведение «Иолестерский танец» Грига из цикла «норвежские танцы и песни» ор.17 в нем сочетаются черты марша – шествия и танца.  Это совсем не большая по размерам сценка народного праздника. Полная света, красочных контрастов. Пьеса начинает энергичными треольными фигурами- призывами к танцу. Так же троекратно они повторяются вновь октавой выше, но уже не ff, а pp  глухо, как далёкое эхо в горах.

  Эти вступительные повторения вводят в первый раздел. Будто издали доносится маршевая поступь приближающейся праздничной процессии. Первый раздел пьесы завершается кульминацией на септаккорде второй ступени. Музыка второго раздела носит совсем иной характер колорит светлеет, минор уступает место мажору, двухдольный марш - шествия сменяется трёхдольным танцам - гибким и изящным. В чистом и прозрачном звучании D-dur, а возникает нежная, грациозная мелодия. Она развёртывается не сразу, сперва робко, потом с неожиданной лёгкостью и стремительностью.

  Весь второй раздел – последовательное нарастание энергии танца, приводящее к широко изложенной коде – кульминации пьесы.

  В сочинениях такого рода важно уделить особое внимание ритму. Почувствовать и передать его – одна из наиболее сложных исполнительских задач. Самая трудная – сделать ритм управляющим, преодолеть обычно возникающую в таких случаях ритмическую энергию необходимая ритмическая свобода в сочинениях подобного рода выражается преимущественно в чуть заметных оттяжках перед звуками которые должны быть отмечены(акценты, синкопы, сильные времена такта). Эти оттяжки особенно важны в начале второго раздела (перед ферматами); они помогают рельефнее выявить пластику танца.

  Помимо ритма, большую роль в пьесе играет темброво – динамическая сторона исполнения звуковые контрасты и последовательные и довольно длительные нарастания. Первые триоли надо сыграть не только ff, но и очень энергично, с устремлением к последней ноте ля. Последующие триоли следует сыграть не только тихо, но и другим тембром – глухо, на левой педали. Их звучность, как эхо, постепенно замирает к концу. В первом разделе пьесы линии усиления звучности идёт непрерывно, а уступами, то усиливаясь, то почти исчезая. При длительных нарастаниях надо соблюдать должную постепенность в усилении звука. В первый динамической волне кульминационное ff не должно быть особенно сильным. Тот же динамический оттенок в конце построения – в кульминации всего раздела –надо воспроизвести более мощно.

  Краски в пьесе должны всё время меняться. Острое стаккато (первое построения) уступает место (в басовых квинтах и терциях) легато.  

  Принцип последовательного динамического развития положен  в основу и второго раздела пьесы используя богатые красочные возможности, открывающееся контрастами фактуры, регистров, туше легато и стаккато, надо осуществить единую линию нарастания энергию танца.

  Значительное место в творчестве Грига занимает музыкальная драма «Пер Гюнт». Своеобразие Григовской трактовки драмой Ибсена заключается в том, что она более доступная и простая, более лирическая.

   Полная партитура «Пер Гюнт» состоит из двадцати трёх номеров. В плане учётной программы большой интерес представляет переложение отдельных номеров авторотам для фортепиано.

  Пасторальными, идиллическими напевами дышит музыка Григовского «Утро» предельно проста главная тема основанная на длительном обыгрывании бесполутонового звукоряда (пентатоника) и опирающееся на устойчивую гармонию тонического трезвучия. «Эта - настроение природы, где, как мне кажется, - писал Григ, - при первом же форте солнце прорывается сквозь облака».

  «Смерть Озе» - маленькая симфоническая прелюдия (траурное Andante dolorosa).  Пьеса написана в своеобразной двухчастной форме. Восходящим квартовым интонациям первой части отвечают тихие,  замирающее «вздохи» второй.  Вопрос и ответ, подьём и спад, не долгое просветление и медленное угасание – выражения уходящей человеческой жизни.

  Центром «фантастического акта» является знаменитая интермеццо «В пещере Горного Короля». Это сказочная картинка, это целый мир суровый и не преступный горной природы. Мрачное шествие «духов тьмы», подобно надвигающейся лавине, развёртывается в музыке Грига. Маршеобразная тема народного характера развёртывается в форме динамических вариаций. Эффект постепенного нарастания создаётся как усилением динамики (от пианиссимо до фортиссимо), так и ускорение темпа.

  «Танец Анитры», Анитра у Грига – воплощение чарующей грации и красоты. Гибкая, вьющаяся тема танца сразу же приобретает характер изменчивости (нисходящие хроматизмы в мелодии). Григ добивается красочного разнообразия нюансов при самых ограниченных средствах.

  В «Песне Сольвейг» ярко выражены типичные для норвежских мелодий черты ладовой переменности. В этой пьесе есть и не принуждённость народных напевов, и элегическая грусть, и хрупкая грация, переданная   в оживлённом танцевальном припеве.

  Понятие фортепианного стиля у Грига нельзя отделить о  основных свойств его музыки - национально  - окрашенной мелодии, гармонии, ритма. Сюда относится, например, разнообразное применение органных пунктов и остинатных фигур -  от характерного «квантования» в народно – жанровых пьесах до поразительных эффектов выдержанного остинатного звука.

  Типична черта фортепианного стиля Грига – предельно экономная фактура сопровождения, выдвигающая на первый план значения самой мелодии.

  Примечательна и тонкая орнаментика – один из важнейших признаков норвежского народно – инструментального стиля. Искусное применение трелей, мордентов, форшлагов сообщает музыки Грига особо утончённую, трепетное звучание. Такие «украшения» органически входят в ткань мелодии и приобретают тематическое значение.

   Огромная выразительная роль в музыки Грига всегда принадлежит гармонии и связанным с нею приёмом гармонической фигурации аккордового изложения. Характером гармонии – то ясной, устойчивой, то напряжённой, то зыбкой, скользящей – обычно определяются у Грига и типы фактуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных произведений"

"Малые вокальные формы. Песня периода свинга". Методическая работа преподавателя ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимовой Светланы Алексеевны по предмету "Анализ музыкальных прои...

"Малая форма в творчестве чувашских композиторов"

Подробный разбор произведений малой формы чувашских композиторов....

ДОРОП Ансамбль малых форм

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по академическому вокалу (предмет  Ансамбль - 4 года)...

План урока «Работа над целостностью исполнения произведения малой формы в концертмейстерском классе». 19.05.2017г

План открытого урока концертмейстера со студенткой 3 курса. Данный этап работы является завершающим, самостоятельным (без преподавателя), решающий творческие задачи....

Сборник методических указаний по дисциплине "Малые архитектурные формы"

В сборник включены методические указания и примеры работ по общепрофессиональной дисциплине "Малые архитектурные формы и ландшафтное благоустройство" образовательной программы подготовки спе...

Рабочая программа по дисциплине "Малые архитектурные формы"

Рабочая программа по общепрофессиональной дисциплине "Малые архитектурные формы и ландшафтное благоустройство" образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальнос...

Пьесы малой формы в репертуаре ученика ДМШ в классе «Фортепиано»

методическая разработка "Пьесы малой формы в репертуаре ученика ДМШ в классе "Фортепиано". Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором ст...