Интонация в детском хоре дошкольников
статья
Достижение чистой интонации - одна из актуальных проблем и первостепенных задач музыкального исполнительства и педагогики. Без точного воспроизведения высоты звуков не может быть правильного и выразительного исполнения произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intonatsiya_v_detskom_hore.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Интонация в детском хоре дошкольников
Введение
Пение - основной вид музыкальной деятельности ребёнка. Песня учит и воспитывает человека.
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Она вызывает у детей эмоциональный отклик, стремление к действию; играет важнейшую роль в становлении личности.
Искусству хорового пения обучают с самого детства: в яслях, детском саду, школе, специальных учебных заведениях, различных кружках, студиях, хоровых коллективах и ансамблях.
Главные задачи педагога-хормейстера:
• учить выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему песен.
• учить овладевать необходимыми вокальными навыками, а именно:
- учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;
- петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать
пение и заканчивать, слушать других;
• исполнять песню различными способами: в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально;
• обучать детей чёткой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать;
• развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);
• правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок;
• отмечать правильное и неправильное пение;
• расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);
• развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
• учить импровизировать.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что достижение чистой интонации - одна из актуальных проблем и первостепенных задач музыкального исполнительства и педагогики. Без точного воспроизведения высоты звуков не может быть правильного и выразительного исполнения произведения.
Понятие «интонация», её роль в хоровом исполнительстве
Певческая интонация - предмет нескончаемых забот, долгого, напряжённого труда учителей пения и хормейстеров.
Интонация (от лат.intono - запеваю) - звуковое воплощение музыкальной мысли. Употребляется для обозначения интервала в мелодии, соотношения её
тонов и как степень чистоты звучания конкретной ноты.
Интонация в музыке имеет очень большое значение. Она часто определяется как смыслозвуковое единство. Под интонацией понимают музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков.
Интонирование зависит в первую очередь от качества и тренированности слуха. Способность воспринимать, узнавать и воспроизводить звуки разной высоты, то есть чувствовать чистоту интонации, строя называется интонационным слухом. В основе интонирования лежит способность выделения основной высоты звука, следовательно, интонационный слух можно называть звуковысотным.
В практической работе с хором процесс выстраивания точной интонации
является для исполнителей кропотливой слуховой работой, требующей непрекращающегося внимания к воспроизведению каждой ноты, каждого звука. «Каждый из певцов, - говорил Н.М.Данилин, - должен отвечать за строй, за звук, тогда составится хор».
Таким образом, чистота интонирования - это умение слышать и оценивать собственное пение и пение окружающих, а также понимать вокальную организованность хорового звучания.
Говоря о развитии слуха певца, следует обратить внимание на наличие или отсутствие у него вокального слуха. По определению В.Морозова: «Вокальный слух - это прежде всего не только слух, а сложное музыкально-вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, а может быть, и ещё некоторых других видов чувствительности».
Следовательно, слух и звукоизвлечение неразрывно связаны между собой. Для интонации координация слуха и голоса имеет решающее значение.
Исходя из этого, в процессе интонирования можно выделить несколько этапов:
• предварительное слуховое представление заданного внешнего звука
• поступление сигнала к воспроизведению звука
• контроль реального звучания
• при необходимости исправление высоты взятого звука.
Это значит, что перед началом пения исполнитель должен услышать некий интонационный эталон (звук инструмента, голос педагога), затем его нужно сначала перевести во внутренний слух и точно повторить его «про себя». При недостаточно развитом слухе повторяемый в уме звук окажется нечётким. Важную роль в воспроизведении точной высоты заданного звука играет способность к представлению.
Представление - это след восприятия, чувственное отражение действительности, то есть «образ» предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаем.
После того, как во внутреннем слухе образовалось очень чёткое звуковысотное представление, даже правильно функционирующий вокальный аппарат может не сразу точно воспроизвести заданный звук.
Итак, для достижения чистой интонации необходимо взаимодействие трёх элементов: заданного внешнего звука, внутреннего слухового “императива”, вызывающего точную соответствующую фонацию. И обратная связь, контролирующая соответствие воспринятого слухового результата внутреннему слуховому “императиву”.
Важно выровнять музыкальное представление высоты данного тона и только потом его воспроизвести.
Роль ладового чувства в развитии навыка чистого интонирования
Для выразительного чистого пения большое значение имеет развитие способности воспринимать звуковысотные отношения в определённых ладовых взаимосвязях, а также развитие слухового самоконтроля, который позволяет услышать повышение или понижение мелодической линии, чистоту восприятия мелодии, ощущать ладовую основу. В этом сущность мелодического слуха.
Другими словами, чистое интонирование - это такое исполнение мелодии, в котором высота отдельных звуков совпадает с их местом в данном ладу.
По определению теоретика Х.Кушнарёва «Ладом называется система
различных по высоте, логически связанных между собой тонов, из которых
образуется интонация».
Значит, в основе интонирования лежит ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения.
Основные причины детонации
Причины детонации коренятся в различных областях слуховых и исполнительских навыков (если только речь не идёт о заболеваниях дыхательной системы, речевого аппарата, голосовых связок, физиологических
расстройствах слуха).
Причиной может быть: нелюбовь к пению, стеснительность, апатия или
наоборот, чрезмерная активность ребёнка, слабость слухового внимания; неумение ясно и чётко представить себе мелодию, неумение её воспроизвести, а также оценить своё пение (при этом ребёнок может замечать либо не замечать свои ошибки), то есть отсутствие координации между слухом и голосом; мышечная зажатость, болезненное или утомлённое состояние голосового аппарата, а также преобладание восприятия музыки в ущерб практическому пению (средства теле и радиовещание).
В том случае, если причины не связаны с физической патологией, для многих учащихся проблема чистого интонирования, как правило, вполне разрешима при условии систематичности занятий и постоянства педагогического контроля.
Основные требования к детскому репертуару - это сюжетная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения.
Большое значение для интонирования имеют особенности музыкального языка детской песни:
• характер мелодии и голосоведение (плавное, скачкообразное, интонационно простое или сложное). Обычно в песнях для детей преобладают небольшие музыкальные фразы с преимущественно поступенным движением или движением по звукам трезвучия, т.е. интонационно не сложные;
• тесситура (высокая, средняя, низкая). Произведение должно быть написано в удобной тесситуре с учётом возрастных голосовых возможностей детей;
• степень сложности метроритмической структуры (простая или сложная). Обычно несложный ритм, чаще всего состоящий из восьмых и четвёртых долей.
• темп (медленный, средний, быстрый). В большинстве случаев композиторы используют умеренные темпы, что благотворно влияет на интонацию.
• динамика (тихая, средняя, громкая), также в основном умеренная (mf), значительно реже громкая (f).
Также на процесс интонирования оказывают влияние:
• дыхание (короткое, длинное, цепное);
• ладогармонические факторы (диатоника, хроматизмы, модуляции);
• гармоническая структура (простая, сложная);
• фактура;
• степень сложности изложения поэтического текста (его вокальность, лингвистические и орфоэпические особенности);
• состав исполнителей (наличие или отсутствие солистов, сопровождения);
• степень сложности исполнительного плана (место, роль и значение общей и частных кульминаций).
Практические основы работы над чистотой интонации
Унисон хоровой партии как важный элемент работы над интонацией
Специфика пения в хоровом коллективе заключается в том, что перед певцом встаёт проблема приобретения навыков пения в ансамбле: умение слышать не только себя, но и соседа; сливаться своим голосом с общим звучанием хоровой партии по высоте.
Главная задача хормейстера с первых дней работы – подключать слуховой контроль учащихся над звучанием своего голоса и хора в целом. Особенно трудно этого добиться в процессе работы с детским хором, поскольку качество произвольного слухового внимания у детей низкое и очень неустойчивое.
Не секрет, что работа с хором не возможна без достижения чистого унисона. В процессе работы над произведением возникает сложная задача, суть которой заключается в том, чтобы в репетиционной работе добиться чистого интонирования интервалов вокальным унисоном, образованным хоровой партией, группой партий, всем хором. Такая работа должна вестись не только на начальном этапе, но и в течение всего обучения.
В самом начале работы над унисоном хормейстер должен определить качественное состояние каждого певца: способность к интонационному ансамблированию, внимательное отношение к любой ноте, поющейся в унисон.
Дирижёру важно уметь предугадать перспективность вокального развития детей. Интонационная восприимчивость хористов на раннем этапе их становления бывает разной и воспитывается долго.
Воспитание унисонного пения способствует зарождению хорового ансамбля и хорового строя. Чрезмерно важно при этом научить певца слышать свой голос в сочетании с голосами других певцов. В данной ситуации весьма желательна поддержка на инструменте или голосом хормейстера.
Заключение
Процесс закрепления интонационного единства может быть длительным по времени и зависит от интонационно-слуховых данных певцов. Следовательно, не следует преждевременно переходить к этапу работы с многоголосными произведениями, не закрепив ориентирование певцов в твёрдом унисонном звучании. Это самое главное условие в хоровой работе начального периода. При раннем переходе хора на многоголосное пение теряется планомерность слухового воспитания певцов, образуется так называемая «неряшливость» интонации, что в итоге создаёт трудности хорового строя и ансамблирования.
Многоголосное пение должно пониматься певцами как ансамбль унисонов. На первом этапе работы над многоголосием хормейстер должен добиться уверенной интонационной устойчивости в исполнении певцами своей мелодии. После этого можно приступать к соединению двух партий.
В результате такой работы должна появиться уверенность одновременного звучания и сознательное слышание певцов (во время собственного исполнения) другой хоровой партии, другого хорового голоса.
Автор статьи:
Сенина Наталья Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАСПЕВАНИЯ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ
Определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто гре...
Основы вокальной работы в детском хоре
Развития вокального зонного слуха является одним из важнейших факторов верной организации процесса пения. Также большое значение имеет работа над развитием певческих ...
"Особенности работы с детским хором"
В докладе отражены материалы для работы с детскими голосами...
Распевание в детском хоре (Методическое пособие)
В методическом пособии даны рекомендации по работе над развитием вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в процессе распевания. В приложении представлены примеры вокально-хоровых ...
Распевания и вокальные упражнения в детском хоре.
В данной методической разработке раскрывается важность и особые функции распевания на хоровых занятиях. Этапы распевания: от унисона до многоголосия, в том числе пение канонов. А также необходимость р...
Аранжировка для детского хора песни "Где музыка берет начало?" Музыка Евгения Крылатова, слова Юрия Энтина
Трех-голосное переложение-аранжировка для детского хора или женского ансамбля, можно использовать один из голосов- солиста....