"Особенности работы с детским хором"
материал на тему
В докладе отражены материалы для работы с детскими голосами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chehova_e._g._osobennosti_raboty_s_detskim_horom.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел культуры администрации МР «Удорский»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» пгт. Усогорск
Особенности работы с детским хором
Доклад
преподавателя
музыкально-теоретических дисциплин
МУ ДО
«Детская музыкальная школа»
пгт. Усогорск
Елены Геннадьевны Чеховой
пгт. Усогорск
2016 г.
Особенности работы с детским хором.
- Возрастные характеристики детского голоса.
Детские голоса соответствуют примерно голосам женского хора. Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше), а так же есть различия в характере звучания. Детские голоса более «светлые», «серебристые», нежели женские.
Сопрано (первый голос) детского хора от до I – до соль II октавы.
Альт (второй голос) детского хора от ля малой до ре II октавы.
У детей специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности.
Условно детские голоса в хоре можно разделить на 3 группы:
- Детская, от самого младшего возраста до 10-11 лет. Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы – до II октавы, или ре I – ре II октавы. Это дети младшего школьного возраста (1-4 класса). Небольшая сила звука р-mf. И причём нет существенного развития между мальчиками и девочками. В репертуаре таких хоровых коллективов имеется по сути 1-2х- голосные произведения. Чаще всего на этом этапе руководитель должен работать над созданием чистого проинтонированного унисонного звучания.
В таком начальном этапе хорового воспитания закладывается профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование.
- 11-12 до 13-14 лет. Средний школьный возраст. Уже есть предрасположенность на грудное звучание. Несколько расширяется диапазон (до I октавы – ми, фа II октавы). 5-7 класс, наблюдается некоторая насыщенность звучания. У девочек прослеживается развитие женского тембра. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны.
Сопрано до, ре I октавы – фа, соль II октавы
Альты ля малой октавы – ре, миb II октавы
В этом возрасте возможности более широки. В репертуар можно включить произведения гармонического склада и несложно полифонические произведения (каноны). Так же 2х - 3х голосные партитуры.
- 14-16 лет. В основной массе сформировавшиеся голоса. В этих голосах смешиваются элементы детского звучания с элементами взрослого (женского) голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 – 2 октавы. Звучание смешанное, 8 – 11 класс. У мальчиков заметнее и раньше выявляются элементы грудного звучания.
В репертуаре старших хоров произведения различных стилей и эпох.
У девочек заканчивается формироваться голос. Мальчики подвержены мутации и редко в этом возрасте поют в хоре.
Следует отметить, что полный диапазон каждой партии в детском хоре может расшириться:
Сопрано до ля, сиb II октавы.
Альты до соль малой октавы
Правильное представление о примарных тонах, или зоне примарного звучания, переходных звуках и звуковом диапазоне детского голоса позволит хормейстеру определить удобный участок звуковой шкалы для пения. А также выбрать соответствующий репертуар способствующий наилучшим образом на развитие детского голоса.
Примарные – это певческие звуки звучащие наиболие естественно в сравнении других тонов голоса. Следовательно при пении в примарной зоне все звенья голосового аппарата работают с естественной природной координацией.
Певческое дыхание.
По мнению многих хоровых деятелей, дети должны пользоваться грудо – брюшным дыханием (формирование как у взрослых).
Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.
При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается. Закрепить эти навыки можно на упражнение дыхания без звука:
- Маленький вдох – произвольный выдох.
- Маленький вдох – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.
- Вдох со счётом на распев в медленном темпе.
- Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.
Подобное упражнение можно повторить, поднимая и наклоняя голову – без остановок, а так же поворачивая голову на право и налево.
Нужно заметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.
Очень многие педагоги вокалисты в своей практике уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука. Идёт переключение учащегося на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания. Ведь умеренный вдох и медленный выдох создают правильную установку мышц, и вырабатывает физическую упругость и выносливость.
Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы будут принимать правильное положение, при взятии дыхания.
И чем серьезней будет выполняться упражнение на дыхание, тем качественней это будет применяться на практике, уже в хоровых произведениях.
Принципы подбора вокальных упражнений.
Занятия, как правило начинают с распевания, здесь можно выделить 2-е функции:
- Разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе.
- Развитие вокально-хоровых навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.
Подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).
Каковы же наиболее распространенные недостатки в пении у детей?
Это неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) отсутствие купола верхнего нёба, плохая дикция, короткое и шумное дыхание. Дети часто поднимают плечи, зажимая голосовой аппарат.
Распевание хора организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).
На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь стоя.
Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически. При распевании (пусть и кратковременном) руководитель хора должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому что дети постепенно запомнят, и впоследствии будут знать на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Распевание должно быть тесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом.
В заключение скажу, что навыки, формирующиеся во время распевания в дальнейшем становятся рефлекторными. И зачастую, в одном упражнении можно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения обязательно должны быть подобраны в определённой последовательности, с нарастанием сложности исполнения, с тщательно продуманным планом развития певческого диапазона, кантиленности звуковедения, правильной атаки звука, четкости дикции и т. д.
Ещё один аспект: в работе над упражнениями следует идти меньшими шашками, т.е. не пытаться добиться всего и сразу на одном занятие, иначе подобное действо в любом случае будет обречено на провал, поскольку перед певцами будут ставиться непосильные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ
В докладе «Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ» рассматриваются методы и приемы, используемые в детской вокально-хоровой педагогике.Особенное вн...
Особенности работы над художественным образом в музыкальном произведении в младшем хоре ДШИ
Любое музыкальное и, в частности, хоровое произведение, если вдуматься, это совокупность различных средств художественной выразительности – мелодии, динамики, ритма и жанра, слова и т.д. Упустив...
РАСПЕВАНИЯ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ
Определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто гре...
Основы вокальной работы в детском хоре
Развития вокального зонного слуха является одним из важнейших факторов верной организации процесса пения. Также большое значение имеет работа над развитием певческих ...
Интонация в детском хоре дошкольников
Достижение чистой интонации - одна из актуальных проблем и первостепенных задач музыкального исполнительства и педагогики. Без точного воспроизведения высоты звуков не может быть правильного и выразит...
Распевание в детском хоре (Методическое пособие)
В методическом пособии даны рекомендации по работе над развитием вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в процессе распевания. В приложении представлены примеры вокально-хоровых ...
- Мне нравится (2)