Конспект двухчасового урока по дисциплине Мировая художественная культура по теме "Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти"
план-конспект урока
Материал представляет собой конспект двухчасового урока по дисциплине Мировая художественная культура по теме "Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevniy_egipet_-_kultura_orientirovannaya_na_ideyu_vechnoy_zhizni_posle_smerti.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект двухчасового урока по МХК для 1-го курса колледжа
Тема урока: “Древний Египет – культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти”.
Тип урока: изучение нового материала.
Уровень подготовленности класса: средний.
Цель урока: формирование знаний об особенностях культуры Древнего Египта.
Задачи урока:
Образовательные: раскрыть условия формирования культуры Древнего Египта, влияние религии на изобразительное искусство; роль заупокойного культа; основные черты искусства Древнего Египта: каноничность, символичность, монументальность. Познакомить учащихся с особенностями изобразительного искусства Древнего Египта.
Развивающие: развитие грамотной речи, внимания, памяти, ассоциативно – образного мышления. Развитие умения выделять главное, строить аналогии.
Воспитательные: воспитывать нравственно-эстетического восприятия окружающего мира, любовь к искусству.
Методы преподнесения знаний: рассказ, беседа, метод образного видения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация ““Древний Египет – культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти” ”.
План урока:
1.Орг. момент
2. Проверка домашнего задания
3. Объяснение нового материала
4. Закрепление изученного материала
5. Подведение итогов урока
6. Постановка домашнего задания
Литература:
- Емохонова Л.Г.. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование(базовый уровень).-М.: издательский центр «Академия». 2007. – 240 с., ил.
- Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учебник для студ. Учреждений сред проф. образования/ Н.М.Сокольникова, Е.В.Сокольникова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-304 с., цв. ил.
- Интернет – ресурсы
Ход урока
Орг. момент.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, открывайте свои тетради и записывайте сегодняшнее число. Наш урок мы начнём с проверки домашнего задания.
Проверка домашнего задания.
Преподаватель: Вам на дом было задано подготовить доклад на тему “Особенности архитектуры Древнего Египта”. Сейчас мы с вами заслушаем несколько докладов, а остальные учащиеся сдадут свои работы в конце урока.
Объяснение нового материала.
Преподаватель: А сейчас мы с вами переходим к изучению новой материала. Запишите в своих тетрадях тему нашего урока “Древний Египет – культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти” (на проекторе изображение 1 слайда).
Давайте запишем план нашего урока:
- Скульптурные памятники Древнего Египта
- Рельефы и фрески Древнего Египта
- Амарнский период Древнего Египта
Преподаватель скульптура Древнего Египта производит величественное впечатление. Она имела ритуальное значение и была связана с культом мёртвых. Как вы знаете, в Египте существовал обряд мумификации, что в свою очередь привело к созданию статуй, которые египетские фараоны заказывали себе при жизни (рассказ сопровождается иллюстрацией 2 слайда).
Давайте запишем с вами особенности египетской пластики:
- фризовое построение композиции, то есть плоскостное изображение фигур, ни одна деталь не выходит за пределы первого плана;
- чёткие контуры фигур;
- знаковая выразительность;
- изображение человека в идеальном возрасте – возрасте расцвета физических и духовных сил
Скульптура строго подчинялась канонам. Вспомните, что такое канон?
Учащиеся: Канон – совокупность норм и правил в искусстве.
Преподаватель: Молодцы, правильно. Запишите это определение в ваши культурологические словари.
Итак, фигуры изображались следующим образом: голова и ноги - в профиль, плечи – в анфас, торс – три четверти. К числу характерных канонических типов относится портретный деревянный рельеф с изображением зодчего Хемры (слайд 4). Посмотрите внимательно на изображение, мы с вами видим резко очерченный орлиный профиль, глаз изображён в фас. Эта традиция восходит к мифу о поединке Гора, который изображался в виде сокола, с богом Сетом, олицетворявшем злое начало.
Поза также подчинялась канону:
- стоящая фигура с выставленной вперёд левой ногой;
- сидящие на троне фигуры;
- коленопреклоненные фигуры.
Главной задачей скульптора было достичь сходства с портретируемым. Лицо изображалось отрешённым от всех земных переживаний с безразличным, смотрящим в бесконечность взглядом.
Существовала традиционная окраска статуй: мужские фигуры – тёмно-коричневые, женские – жёлтые, волосы – чёрные, одежда – белая, у мужчин - короткие набедренные повязки, у женщин – длинное, облегающее тело платье.
Материалом для статуй служило дерево или камень – гранит, песчаник, известняк, базальт.
В изображении фараонов существовали особенно строгие каноны. Их фигуры выделялись своим размером среди остальных. Во всём их облике царила величественность и сила царской власти (слайд 5). На проекторе мы видим скульптуру фараона Аменемхета III, олицетворявшую образ сильного владыки – скуластое лицо, резкие складки у рта, чётко очерченный подбородок. Об этом великом правителе были сказаны следующие слова:
Он – знание в сердцах,
Его глаза прослеживают каждого,
Он – солнце, видящее своими лучами,
Он освещает обе земли лучше, чем солнце.
Он дал Египту процветать лучше, чем Нил,
Он кормит идущих его путём.
Совсем иначе изображали людей, которые зависели от власти (слайд 6). Вы видите скульптурный портрет писца Каи из гробницы в Саккаре. Он сидит, скрестив ноги, уже готовый записывать каждое слово, на коленях лежит папирус, в правой руке – кисточка для письма, взгляд внимателен. Обратите своё внимание на его глаза – они столь искусно инкрустированы серебром, горным хрусталём и алебастром, что кажутся живыми. Мы видим образ человека, привыкшего слушать и повиноваться.
Египетские мастера достигли совершенства в деревянной скульптуре (слайд 7). В XIX веке во время раскопок в Саккаре была обнаружена деревянная скульптура царского сановника Каапера (“сельский староста”). Вы её можете увидеть на экране, фигура была раскрашена, глаза кварцевые. Лицо сановника преисполнено чувством собственной значимости, голова гордо поднята.
Не менее интересны парные скульптурные портреты (слайд 8). На слайде вы видите изображение супружеской пары – царевича Рахотепа и его жены Нофрет. У царевича торжественный вид, прямой нос, толстые губы, полные щёки, то есть его лицо индивидуализировано. У Нофрет красивые миндалевидные глаза, взгляд спокоен, её образ преисполнен женского достоинства и очарования.
2) Преподаватель: важное место в искусстве Древнего Египта занимали рельефные и фресковые композиции, с помощью которых декорировались стены заупокойных храмов, обелисков и стел. Их назначение в желании прославить могущество погребённого владыки. Рельефы и фрески также подчинялись строгим канонам. Композиция должна была быть строго пропорциональной. Египетские мастера использовали технику плоского рельефа – сначала подготовляли поверхность стены, затем наносили контуры рисунка при помощи режущего инструмента. Фигуры прорисовывались очень тщательно и детально. В цветовой гамме преобладали жёлтый, коричневый, зелёный и голубой, изобилующие многообразием оттенков.
Запишите, что обычно изображалось на фресках:
- сцены загробной жизни;
- сцены повседневной жизни египтян;
- пейзажи с животными и растениями.
3) Преподаватель: Блестящей эпохой в развитии художественной культуры Древнего Египта стал амарнский период – время правления фараона – реформатора Аменхотепа IV – 1368 – 1351 гг. до н.э. ( записать в тетрадь). Это период внёс серьёзные изменения в изобразительное искусство Древнего Египта. Главным требование для художников стал отказ от идеализации образов, приветствовалась точная передача индивидуальных черт человека. Наглядное представление об этом даёт изображение Аменхотепа IV (слайд 8). Он был болезненно худ, непропорционально сложен (маленькая голова, длинная шея, выпуклый живот). Таким изображён фараон на рельефе “Поклонение богу солнца Атону”, где правитель выглядит почти комично, но это не карикатура, а результат стремления передать более точный облик.
Подлинные шедевры создавались в придворной мастерской Аменхотепа IV. К их числу следует отнести портрет жены фараона царицы Нефертити (слайд 9). Мы видим одухотворённую хрупкость лица, его выразительность, гибкую шею, тонкость и женственность всего образа. Перед нами не просто гордая царица, а женский идеал красоты.
Продолжателем Аменхотепа IV стал фараон Тутанхамон, имя которого широко известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы в 1922 году Говардом Картером. Археологом была найдена золотая маска Тутанхамона (слайд 10). Мы видим широко раскрытый взгляд, устремлённый в вечность. Головной убор фараона инкрустирован золотом, лазуритом, сердоликом. Это передаёт величие и божественное происхождение владыки.
Несмотря на кратковременность амарнского периода, который длился всего 17 лет, он оставил глубокий след в истории мирового искусства.
4) Преподаватель: Расцвет древнеегипетской цивилизации неразрывно связан с развитием музыки. Время не сохранило образцов древнеегипетской музыки, мы бы ничего о ней не узнали, если бы не другие виды искусства. На многочисленных барельефах и росписях изображены музыканты – арфисты, флейтисты, певцы, которые бьют в ладоши и танцуют.
Закрепление изученного материала.
Преподаватель: Итак, мы с вами закончили изучение нового материала. Давайте с вами повторим:
- в чём особенности египетской культуры, ориентированной на идею Вечной жизни после смерти?
- какое место занимал канон в культуре Древнего Египта?
- в чём характерные черты изобразительного искусства амарнского периода?
- какое место занимала скульптура и музыка в искусстве Древнего Египта?
Подведение итогов урока.
Выставление оценок за выполнение домашнего задания и активность на уроке.
Постановка домашнего задания.
Преподаватель: Запишите домашнее задание - выучить записи в тетради. Подготовить сообщения на следующие темы: “Театр Древнего Египта”, “Литература древнего Египта”, “Значение древнеегипетского искусства для мировой художественной культуры” (слайд 11).
Спасибо за урок! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОДб 12 «Мировая художественная культура» для профессии 46.01.02 «Архивариус»
Рабочая программа учебной дисциплины ОДб 12 «Мировая художественная культура» разработана на основе федерального государственного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образован...
Рабочая программа дисциплины «Искусство» (Мировая художественная культура)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 03...
Рабочая программа дисциплины «Искусство» Мировая художественная культура
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 03...
"Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Литературная тематика Экзотика и мистика. Образ романтического героя ". Разработка урока по мировой художественной культуре в рамках ФГОС.
"Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Литературная тематика.Экзотика и мистика. Образ романтического героя"Тип урока: Урок-исследование через педагогическую задачу постижение.Учеб...
Презентация к 1-му уроку учебника Л.Г.Емохоновой Мировая художественная культура: учебник для 10 класса. Базовый уровень.
Презентация разработана в помощь обучающимся по специальности 43.01.02 Парикмахер на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования по учебной д...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Мировая художественная культура"
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Мировая художественная культура"...
Программа учебной дисциплины "Мировая художественная культура"
Программа учебной дисциплины "Мировая художественная культура" является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО базовой подготовки 43.02.1...