Рабочая программа дисциплины «Искусство» (Мировая художественная культура)
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 030912 Право и организация социального обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkhk_rp_78.docx | 47.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Московский областной профессиональный колледж
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УР Директор МОПК
_________/В.В.Бусыгин/ ____________/Е.Г.Герасимова/
Рабочая программа
дисциплины
«Искусство»
(Мировая художественная культура)
Для специальности
030912 Право и организация социального обеспечения
Принято на заседании МО
«__»________201_г.
Протокол №___
Председатель МО
_______Павличенко Л.Б.
Составлено
__________Горина Р.В.
Сергиев Посад 2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 030912 Право и организация социального обеспечения.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Мировая художественная культура»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Энгельсский медицинский колледж» в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 030912 «Право и организация социального обеспечения».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» дисциплина «Мировая художественная культура» является составной частью углубленного уровня гуманитарного, социального и экономического цикла. Наряду с такими дисциплинами как «Культурология», «История» она формирует общекультурные компетенции и служит основой для получения профессиональных знаний, умений и навыков, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
Дисциплина способствует формированию следующих общих компетенций (ОК):
Код компетенций | Содержание |
ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 10 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Цель состоит в том, чтобы, создавая условия для живого общения студентов с произведениями мирового искусства на уроке:
- обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и, вооружая их опытом поколений, помочь молодым людям «открыть в себе человека» (Достоевский);
- пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности;
- развивать воображение, творческие способности.
Задачи дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
уметь:
- осознавать многообразие художественной культуры какого-либо исторического периода;
- выделять этапы развития искусства, связанные с изменением приёмов изображения человека по мере развития искусства;
- воспринимать мир во взаимосвязях, в движении, в противоречиях;
- отмечать национальное своеобразие искусства различных стран;
- использовать в речи искусствоведческие понятия, помогающие дать более точную и выразительную характеристику увиденному, услышанному или прочитанному.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
знать:
- основные этапы развития художественной культуры от первобытной культуры до настоящего времени;
- основные теоретические понятия и термины, необходимые для понимания искусства;
- основные творческие методы и художественные направления;
- особенности развития художественных культур разных стран в контексте мировой художественной культуры;
- культурные традиции стран мира, национальные особенности эстетических норм;
- специфику разных видов искусства (живописи, архитектуры, скульптуры музыки, и др.).
1.4 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:
максимальной учебной нагрузки студентов 117 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часа; самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Мировая художественная культура»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | 3 | ||
1 Понятие «художественная культура». Искусство как один из способов познания окружающего мира. Пространственные и временные виды искусства. Художественный образ . | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): термины, конспект. Декор дворцов и общественных сооружений. | 1 | ||
Раздел 1. Художественная культура первобытного мира. | 6 | ||
Тема 1.1. Мифы. Космические модели мира. | 1.Миф – основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Модели мира. | 2 | 1 |
2. Художественный образ в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита, мезолита и неолита. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): космогонические мифы. Обряды первобытного мира. | 2 | ||
Раздел 2. Художественная культура Древнего мира | 12 | ||
Тема 2.1. Месопотамия. | 1. Архитектура Месопотамии как отражение мифов. Монументализм и красочность культовых сооружений. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом) | 1 | ||
Тема 2.2. Древний Египет | 1. Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре и живописном декоре некрополей. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): конспект. Дворцовый интерьер в некрополях. | 1 | ||
Тема 2.3. Древняя Америка | 1. Жертвенный ритуал во имя жизни – основа культовой архитектуры и рельефа. Храмовая архитектура. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): пирамиды Солнца; комплекс майа. | 1 | ||
Тема 2.4. Крито-микенская культура. | 1. Крито-микенская архитектура и живописный декор как отражение мифа и окружающего мира. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): лабиринт царя Миноса. Храмовая архитектура | 1 | ||
Раздел 3. Художественная культура Востока | 9 | ||
Тема 3.1 Древняя Индия | 1. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом) | 1 | ||
Тема 3.2. Древний Китай | 1.Гармония инь и ян – основа китайской культуры. Архитектура как модель Вселенной. Древняя столица Чанлань – образец дворцовой застройки. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): презентация Садово-парковое искусство. | 1 | ||
Тема 3.3. Древняя Япония | 1.Культ природы – кредо японской архитектуры. Японские сады – сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): презентация. Типы японских садов. | 1 | ||
Раздел 4 Античная культура | 6 | ||
Тема 4.1. Древняя Греция | 1.Особенности греческой архитектуры и скульптуры. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): Миф об Атридах. Эсхил «Орестея». Софокл «Электра». Еврипид «Электра». | 1 | ||
Тема 4.2. Древний Рим | 1. Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. | 2 | |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): конспект. Архитектура, декор, мебель римского дома. | 1 | 2 | |
Раздел 5 Раннехристианское искусство | 3 | ||
Тема 5.1. Особенности раннехристианских храмов. | 1. Типы раннехристианских храмов. Мавзолеи. Христианская символика. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): конспект. Мозаичный декор храмов.
| 1 | ||
Раздел 6 Художественная культура средних веков | 12 | ||
Тема 6.1. Византия и Древняя Русь. | 1.Византийский стиль в архитектуре. | 2 | 1 |
2.Византийский стиль в иконописи. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): учебник. Московская школа иконописи. | 2 | ||
Тема 6.2. Культура Западной Европы. | 1.Особенности западноевропейской архитектуры. | 2 | 1 |
2.Книжная миниатюра. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): конспект. | 2 | ||
Раздел 7 Новое искусство | 3 | ||
Тема 7.1. Особенности нового искусства. | 1.Зарождение гуманистического мировоззрения в Италии. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): учебник. Музыкальное течение Арс нова. | 1 | ||
Раздел 8. Арабо-мусульманская культура | 3 | ||
Тема 8.1. Архитектура мечетей и мавзолеев. | 1. Образ мусульманского рая в архитектуре и орнаментальном декоре мечетей, мавзолеев, дворцов. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): конспект. Презентация | 1 | ||
Раздел 9. Художественная культура эпохи Возрождения | 12 | ||
Тема 9.1. Возрождение в Италии | 1Раннее Возрождение во Флоренции. | 2 | 1 |
2.Высокое Возрождение. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): конспект. Музыка эпохи Возрождения. | 2 | ||
Тема 9.2 Северное Возрождение. | 1. Специфика Северного Возрождения. | 2 | 1 |
2.Светский характер французского Ренессанса. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): презентация. Пирамиды. | 2 | ||
Раздел 10. Художественная культура 17 века | 9 | ||
Тема 10.1. Барокко. | 1. Стили и направления в искусстве Нового времени. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом) | 1 | ||
Тема 10.2. Классицизм. | 1.Классицизм в архитектуре. | 2 | 1 |
2.Классицизм в изобразительном искусстве Франции. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): презентация. Театр французского классицизма. Пьер Корнель «Гораций». Жан Расин «Андромаха». Комедии Мольера. | 2 | ||
Раздел 11. Художественная культура 18 - первой половины 19 в.в. | 9 | ||
Тема 11.1 Рококо. | 1. Интерьер рококо. Живописные пасторали. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): конспект. | 1 | ||
Тема 11.2. Неоклассицизм, ампир. | 1.Эстетика Просвещения в музыке, архитектуре, живописи. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): конспект. | 1 | ||
Тема 11.3. Романтизм. | 1. Романтический идеал и его воплощение в музыке, в оформлении жилого интерьера. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): учебник. Величественное в немецкой пейзажной живописи. | 1 | ||
Раздел 12. Художественная культура второй половины 19 века | 15 | ||
Тема 12.1. Реализм. | 1. Социальная тематика в живописи. Русская пейзажная живопись. | 2 | 1 |
2.Особенности архитектуры. Направления в развитии русской музыки. | 2 | ||
3. Критический реализм в России. Передвижники. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): конспект. | 3 | ||
Тема 12.2. Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм. | 1. Основные черты импрессионизма в живописи. Импрессионизм в скульптуре. | 2 | 2 |
2. Импрессионизм в живописи французских худолжников | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): конспект. Постимпрессионизм. | 2 | ||
Раздел 13. Художественная культура конца 19-20 веков. | 13 | ||
Тема 13.1. Модерн. | 1. Культ абсолютной красоты в искусстве модерна. Знаковое выражение стиля. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): презентация. Русский модерн в архитектуре Шехтеля. | 1 | ||
Тема 13.2. Модернизм. | 1. Художественные течения модернизма в живописи, архитектуре, музыке. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): презентация. | 1 | ||
Тема 13.3. Синтез в искусстве 20 века. | 1 Синтез в искусстве 20 века. | 2 | 2 |
2 Новые виды массового искусства и формы синтеза. Архитектура и интерьер постмодернизма. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа студента (в т.ч. задание на дом): сообщение - история становления киноискусства. | 3 | ||
Дифференцированный зачет | 2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Мировая художественная культура».
3.2 Оборудование учебного кабинета
Посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.
3.3 Наглядные пособия: творческие работы, конспекты лекций, список литературы по темам, иллюстрации.
3.4 Инструктивно-нормативная документация: государственные требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся по дисциплине, постановления, приказы, инструкции, информационные письма Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, соответствующие профилю дисциплины; инструкции по охране труда и противопожарной безопасности; перечень информационного и материально-технического оснащения кабинета.
3.5 Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.
3.8 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
1. http://digital.1september.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля |
Знать/понимать Основные виды и жанры искусства; изученные направления и Стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусств | - результаты выполнения домашних заданий; - -письменные опросы; - устные опросы; . |
Уметь Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлениями; Устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями Разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуры; выполнять учебные и творческие задания Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: Выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества. | - результаты выполнения домашних заданий; - -письменные опросы; - устные опросы; . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины «Искусство» Мировая художественная культура
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 03...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Культура и психология профессионального общения»
Программа учебной дисциплины ОП.02 «Культура и психология профессионального общения» является частью профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник...
Рабочая программа по дисциплине "Основы деловой культуры" для профессии Продавец
Рабочая программа составленна в соответствии с ФГОС для подготовки калифицированных рабочих и служащих профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир....
Рабочая программа профессионального модуля Исполнитель художественно-оформительских работ
Рабочая программа профессионального модуля является частью образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям), вх...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы художественного проектирования одежды» по профессии 29.01.07 Портной
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Основы художественного проектирования одежды»по профессии 262019.03 Портной1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Основы художественного...
Программа учебной дисциплины "Мировая художественная культура"
Программа учебной дисциплины "Мировая художественная культура" является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО базовой подготовки 43.02.1...
Рабочая программа по УД Основы художественного проектирования одежды
Рабочая программа по УД Основы художественного проектирования одежды...