Методическое сообщение "Информационные технологии в начальном музыкальном образовании"
методическая разработка
Рекомендации молодым коллегам по использованию различных программ и нотных редакторов в практической деятельности преподавателя-инструменталиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soobshchenie.docx | 302.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Информационные технологии в начальном музыкальном образовании».
Информационные и коммуникационные технологии ИКТ стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. Термин «информационные технологи» сегодня обозначает различные способы, механизмы и устройства обработки и передачи информации. Основным средством для этого является персональный компьютер, дополнительным – специальное программное обеспечение, возможность обмена информацией посредством сети Интернет и сопутствующее оборудование.
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
- повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
- индивидуализация работы самого учителя;
- ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
- усиление мотивации к обучению;
- активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
- обеспечение гибкости процесса обучения.
В той или иной мере с информационными технологиями мы сталкиваемся ежедневно. Но парадокс ситуации заключается в том, что нередко обучающиеся ориентируются в сфере информационных технологий гораздо лучше педагогов. Это играет негативную роль в образовательном процессе, т.к. статус учителя, его авторитет в глазах учеников снижается, что недопустимо. Да, компьютерные игры, социальные сети и путешествие по просторам сети Интернет отнимают порой слишком много времени у учащихся. Но ни в коем случае нельзя игнорировать огромный образовательный потенциал информационной сферы. Современный педагог просто обязан быть на уровне современных технологий.
Существует немало компьютерных программ, которые целесообразно использовать в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении анализа музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста.
Использование в педагогической практике возможностей цифровой сферы должно быть целиком направлено на достижение целей и решение задач, сформулированных в «Законе об образовании» и федеральных государственных требованиях (ФГТ) к уровню подготовки учащихся. Кроме того, возможности информационных технологий настолько широки, что могут стать хорошими помощниками как учащимся, так и педагогам, помогая решать самые разнообразные образовательные и воспитательные задачи.
Рекомендации
Информационные технологии в начальном музыкальном образовании – это очень хороший, современный и действенный инструмент в умелых руках.
Не претендуя на исчерпывающую полноту и глубину, осмелимся предложить несколько вариантов применения информационных технологий в работе преподавателя детской школы искусств.
Существует большое количество самых разнообразных программ для обучения и развития. Это различные тренажеры и нотные редакторы. Если нотные редакторы предназначены скорее для профессионалов, то тренажеры ориентированы на учащихся, делающих первые шаги в освоении музыкальной грамоты. Такие тренажерыможно использовать для повышения интереса к обучению, облегчения процесса знакомства с нотной грамотой и первых шагов в освоениимузыкального инструмента. Кроме этого, использование тренажеров помогает привить учащимся вкус и навык к самостоятельной работе.
Одним из наиболее популярных, доступных и простых тренажеров является программа «NoteTrainer»3.8.2(для Windows)- программа для формирования у начинающих музыкантов навыков чтения нот. Её можно использовать для формирования устойчивой ассоциации «нота на листе» - «положение рук на клавиатуре». Программа очень проста для установки. Не требует никаких специальных знаний и навыков. Очень дружелюбный интерфейс. Используются фортепианная клавиатура и гриф классической гитары. Для начинающих баянистов эта программа не менее актуальна. Ведь на уроках сольфеджио ученики имеют дело с фортепианной клавиатурой, и должны на ней свободно ориентироваться. А для начинающих гитаристов программа может стать очень удобным подспорьем в освоении басового ключа, с которым гитаристы совсем не встречается в исполнительской практике.
Эта программа так же хороша тем, что в игровой форме помогает ученикам самостоятельно добиваться хороших, устойчивых результатов в освоении нотной грамоты.
Ноты появляются на нотном стане в выбранном ключе (скрипичном или басовом, возможен и альтовый) в случайном порядке. Диапазон нот можно регулировать в зависимости от области освоения (1, 2, или третья октавы). Ученик щелчком мыши по изображенной клавиатуре или гитарному грифу,или нажатием клавиши MIDI клавиатуры вводит правильный ответ. В настройках можно варьировать различные режимы (режим подсказки, когда на клавиатуре или на гитарном грифе подсвечиваются правильные ответы), режим тренировки и режим экзамена, когда задается время на выполнение задания. Есть статистика ошибок и другие удобные функции.
Как уже говорилось выше, ввод нот возможен и с MIDI клавиатуры (при ее наличии). Просто для этого необходимо внести изменения в меню «Настройки», поставив галочку в поле «включить» в появившемся диалоговом окне в рамке «Ввод нот с NIDI клавиатуры». При подключении MIDI клавиатуры через USB порт, ее необходимо подсоединить и включить до запуска программы.
Еще одно очень приятное достоинство этого тренажера: «NoteTrainer»доступен в сети совершенно бесплатно.
Для Android так же есть интересные программы, которые легко установить на планшет или даже на телефон. Одна из таких MusicBuddy (англ. - музыкальный приятель, напарник).
Этот тренажер содержит три независимых учебных модуля в одном приложении.
Модуль ключевых знаков: Этот модуль знакомит учащихся с кварто-квинтовым кругом тональностей.
Можно выбрать один из трех режимов обучения с помощью кнопок в нижней части главного экрана модуля:
Только мажорные тональности — левая кнопка.
Только минорные минорные — средняя кнопка.
Как мажорные, так и минорные — правая кнопка.
Нотный модуль: Этот модуль предназначен для обучения быстрому и безошибочномураспознаванию нот. К сожалению, здесь нельзя самостоятельно устанавливать диапазон нот (регистр), что для начинающих создает некоторые трудности – читать ноты в 3-4 октавах, а также в малой – для них слишком сложно.
Здесь так же можно выбирать из трех режимов обучения с помощью кнопок в нижней части главного экрана модуля:
Только скрипичный ключ — левая кнопка.
Только басовый ключ — средняя кнопка.
Как скрипичный, так и басовый ключи — правая кнопка.
Модуль интервалов: Этот модуль поможет научиться быстро распознавать интервалы как мелодические, так и гармонические.
Выберите один из трех режимов обучения с помощью кнопок в нижней части главного экрана модуля:
Только гармонические интервалы — левая кнопка
Только мелодические интервалы — средняя кнопка
Как гармонические, так и мелодические интервалы — правая кнопка.
В отличие от «NoteTrainer», «Musicbuddy» - платная программа. Но ее цена – 119 рублей, на наш взгляд, вполне приемлема. Многие подобные «бумажные» учебные пособия стоят дороже, а в глазах детей выглядят гораздо менее привлекательно, чем электронные обучающие игрушки.
Вышеперечисленные программы имеют обучающую и развивающую направленность. Они предназначены для учащихся. Педагогам-музыкантам мощным подспорьем в работе могут стать нотные редакторы, удобство и практическую пользу которых трудно переоценить. Нотные редакторы нужны, в первую очередь для написания партитур или каких-либо нотных текстов и их последующее предоставление в печатном варианте. Хотя их возможности все-таки шире, чем просто написание нот.
Выбор нотных редакторов достаточно широк. Все зависит от тех задач, которые ставит перед собой пользователь. Среди платных программ – одним из наиболее удобных и в то же время профессиональных является Sibelius с большим набором функций и плагинов.
Среди бесплатных редакторов достойны упоминания FinaleNotepad и MuseScore. Для написаниякомпозиций средней сложности подойдет Finale Notepad. Его достоинства ˗ простота использования. Благодаря своему прекрасно организованному интерфейсу и отличному набору электронных руководств, работу можно начинать практически сразу после запуска программы. Но для более сложных задач – создания различных партитур для разных инструментальных составов и даже любительских несложных фонограмм больше подходит MuseScore. Эта программа совместима с ОС Windows, Mac OSX, Linux и FreeBSD.MuseScore содержит полноценный набор инструментов (как инструментов для работы, так и собственно тембров музыкальных инструментов, как симфонического оркестра, так и эстрадно-джазового и этнического). Программа позволяетимпортировать и открывать файлы MIDI, musicXML и несколько собственных форматов файлов. Созданные партитуры можно экспортировать в различные форматы, в том числе MIDI, musicXML, WAVE-аудио, FLAC, MP3 и PDF.
Нотный редактор, в первую очередь, значительно облегчает, упрощает и ускоряет процесс написания партитур. Использование функции «копировать-вставить» позволяет существенно сократить время написания партитуры.
Простота ввода аппликатуры, лиг, вольт и самых разнообразных символов – одно из неоспоримых достоинств этого нотного редактора.
Проигрывая написанное, гораздо легче обнаружить опечатки и ошибки. Вносить изменения в партитуру даже после окончания работы не составляет никакого труда.
Экспорт партий из партитуры делается в несколько кликов. Пункт контекстного меню «Макет - параметры страницы» позволяет изменять вид и расположение нотного текста на странице, что важно для начинающих музыкантов, которые часто пугаются насыщенного и тесно напечатанного текста.
В аудио формате можно сохранить не только всю партитуру, но и каждую партию, что позволяет облегчить самостоятельную работу ученику над ансамблевой партией. Для этого можно записать всю партитуру в любом удобном аудиоформате и напечатать его партию, чтобы дома он мог проигрывать ее «вместе со всем ансамблем». Звуковой файл можно отправить электронной почтой, можно записать на флеш-карту. Программа позволяет устанавливать оптимальный темп для работы, постепенно доводя его до «концертного».
Записать можно не только большую партитуру, но и сольную пьесу. Можно записать для ученика отдельно партии правой и левой руки, чтобы играя одной рукой, ученик мог слышать другую. Этот вид работы целесообразно использовать при освоении этюдов, сложных технических приемов, требующих многократного повторения и постепенного увеличения темпа. В этом случае звучащее сопровождение будет играть роль метронома, только более насыщенного. Кстати, можно записать и звук метронома в разных темпах для работы на уроке и дома.
Ещё одна возможная сфера применения нотного редактора. В разных сборниках учебного репертуара для баянистов встречаются варианты 4-х и 5-ти пальцевой аппликатуры. Это сбивает начинающих музыкантов. Вносить исправления «от руки» можно, но часто в нотных сборниках можно увидеть несколько уровней таких поправок. Что не делает текст более доступным и привлекательным. Нотный редактор позволяет устранить эту проблему достаточно легко: набрать текст небольшой пьесы – дело 10-15 минут, функция расстановки аппликатуры в MuseScoreдостаточно проста и удобна в использовании.
При копировании пьес из имеющихся нотных сборников часто нелегко скомпоновать его на странице. Нередко встречается ситуация, когда одна строка на одной странице – остальной фрагмент на следующей. Здесь два варианта решения проблемы.
Первый – попробовать найти сборник или конкретную пьесу в одной из доступных электронных библиотек. (Нотная библиотека Бориса Тараканова, сайты Classon.ru, bayanac.narod.ru и др.). Возможно, в каком-то другом издании эта же пьеса скомпонована по-другому. В сети выложено достаточно много хороших сборников, изданных примерно за последние 50 лет. Можно постепенно создать собственную библиотеку. Пользоваться такой электронной нотной библиотекой очень удобно. Только потребуются навыки классификации и систематизации электронных изданий. И обязательно сделать резервную копию на съемном носителе.
Второй вариант – набрать текст самостоятельно и скомпоновать его с помощью функции «настройки-макет страницы».
Некоторые учащиеся проявляют интерес к сочинению музыки. Но проблемы возникают на этапе записи нотного текста. Поскольку программа MuseScoreраспространяется бесплатно и достаточно проста в работе – можно помочь ученику с установкой и дать первые уроки: как создать файл. Как сохранить, как вводить ноты только с помощью мыши или использовать встроенную фортепианную клавиатуру.
Информационные технологии в начальном музыкальном образовании не ограничиваются обучающими программами и нотными редакторами. Даже самый простой и общедоступный сервис YouTube может стать помощником и одним из инструментов обучения, развития и воспитания ребенка. Дети используют этот сервис для развлечения, просматривая в нем юмористические ролики, анимационные фильмы, клипы и прочее. Но ведь этим содержание этого сервиса не ограничивается. Там широко представлена академическая, этническая музыка. Клипы исполнителей классической музыки бывают не менее зрелищными, просто необходимо подсказать детям, порекомендовать интересные каналы, дать ссылки, назвать имена исполнителей, устроить совместный просмотр. Нельзя пренебрегать этой возможностью приобщения детей к настоящему искусству и расширению их кругозора.
Этот же сервис можно использовать для воспитания духа соперничества. Среди роликов часто можно найти записи выступлений юных музыкантов с репертуаром,знакомым учащимся. И если в записи, например, более младший по возрасту играет знакомую пьесу лучше, чем кто-то из ваших учеников – это может стать поводом и стимулом для соревнования. Хотя бы и заочного.
Все рекомендации по использованию информационных технологий в начальном музыкальном образовании, предложенные в этой работе, адресованы педагогам-инструменталистам. Но и вокалисты и преподаватели теоретических дисциплин могут почерпнуть в море информационных технологий много интересного, важного и полезного для своей сферы.
Список источников
- Бекенова Д. У., Мухатаева Ж. А. Информационные технологии в музыкальном образовании [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3328/
- Информационные технологии в образовании URL https://studfiles.net/preview/5796826/
- Исправных Т. В. Информационные технологии на уроках музыки / Т. В. Исправных.// Преподавание музыки. — 2007. -№ 10. –C. 15.
- Бекенова Д. У., Мухатаева Ж. А. Информационные технологии в музыкальном образовании [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3328/
- Романкова А. А., Титова Е. И. Информационные технологии в образовании // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 677-679. — URL https://moluch.ru/archive/86/16204/
- Сойкина Г.Н. Информационные технологии в музыкальной педагогике [текст] // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – 2012. - №2. – С. 79-81. – URL https://cyberleninka.ru/article/v/informatsionnye-tehnologii-v-muzykalnoy-pedagogike
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотации к рабочим программам по ПМ.01. "Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в ДОУ, ПМ.04. "Методическое обеспечение процесса музыкального образования", УД "Хоровая аранжировка"
Аннотации содержат краткую характеристику ПМ и УД, количество часов по включенным в модули междисциплинарным курсам (МДК)...
Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...
Дополнительное образование детей и взрослых Рабочая программа «Современные методики и технологии начального общего образования»
Программа «Современные методики и технологии начального общего образования» имеет социально – педагогическую направленность, т.е направлена на создание условий для развития инновационного опыта,...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 Преподавание по программам начального общего образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой МДК 01.01 Теоретические основы организ...
Методические рекомендации по Истории музыки и музыкальной литературе (специальность 53.02.01 "Музыкальное образование")
Материалы по организации самостоятельных и практических работ по дисциплине ОПД.05 История музыки и музыкальная литература разработаны для обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование...
Методическая разработка урока РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ПРЕЛЮДИИ Ф. ШОПЕНА E-MOLL. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЕ
Данная методическая разработка посвящена одной из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением. Основу работы над музыкальным произведением составляет всестор...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Применение компьютерных технологий в процессе обучения по программе «Дополнительное музыкальное образование студентов »
Использование возможностей ИКТ в дополнительном(музыкальном) образовании студентов СПО...