Работа над звуком в классе флейты.
методическая разработка
Материал о том, как добиться красивого звука при игре на флейте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 4.71 КБ |
Работа над звуком | 4.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над звуком в классе флейты.
Важнейшим исполнительским органом при игре на флейте являются губы. От того, как мы их складываем при вдувании воздуха в инструмент, зависит звук - его тембр, полнота, глубина, лёгкость, яркость и т.д. В известных учебных пособиях по основным вопросам, связанным с постановкой губ, даются методические указания, не отвечающие современным требованиям к игре на флейте. Практика показывает, что большинство флейтистов во время исполнения губы растягивают в большей или меньшей степени в так называемую « улыбку», что ведёт к их напряжению. Образуется узкая щель, отрицательно влияющая на объём и форму выдыхаемой струи воздуха, а значит и звук.
Губы, прижимаясь плотно к зубам , лишены необходимой свободы и гибкости, к тому же они закрывают доступ воздуха под верхнюю губу, что отражается на качестве звука.
Образование звука происходит от движения струи воздуха, выходящей из губ флейтиста, которая рассекаясь о внешний край вдувательного отверстия «губок», попадает в канал флейты. Звук зависит от направления струи, её скорости, объёма и формы. Последние, в свою очередь, зависят от многих причин, например: от того, где и в каком месте лежат «губки» головки флейты (изгиб подбородка, нижняя губа), как лежат (под каким углом, наклоном к выдуваемому отверстию). Ещё звук зависит от силы прижатия, от формы рта, положение и складывания губ (растянутые или выпяченные), степени их напряжения, манеры выдувания (форсированной, активной или сдержанной, спокойной) от работы дыхательных мышц (постановки дыхания, связанной с «опорой», давлением в лёгких), от подвижности челюсти, состояния и роли голосовых связок и гортани.
Итак,флейта должна находиться на нижней губе выше или ниже, в зависимости от её полноты и объёма. Вдувательное отверстие "губок" закрывается примерно на одну треть, а остальные две трети открыты для заполнения воздухом, выходящим из выдувательного отверстия.
Флейта не должна сильно прижиматься к губам. Губы не растянуты, а наоборот, выпячены, выдвинуты вперёд и немного выдвинуты, образуя как бы "трубочку" , вследствие чего губы смыкаются их внутренними частями т.е. "мякотью" - красным телом , покрытым слизистой оболочкой , а воздух посылается из-под верхней губы.
Губы становятся свободными, выдувательное отверстие принимает более округлую форму, а звук становится объёмным и лёгким. Вдувание воздуха в инструмент должно быть спокойным и сдержанным , без форсирования и передувания. При сильном, активном выдохе губы перенапрягаются, а звук теряет все те положительные качества, о которых было сказано ранее.
Важную роль играет нижняя челюсть, которая регулирует направление струи воздуха. Для нижнего регистра необходимо направлять воздух вглубь вдувательного отверстия и заднюю стенку , так как для нижних звуков требуется большой объём воздуха.В среднем и верхнем регистрах наоборот- меньший, поэтому, выдвигая нижнюю, подвижную челюсть, воздушная струя направляется выше, а объём её уменьшается.Такой способ придаёт звуку лёгкость и полётность. Наконец , владея техникой челюсти, выравниваются все регистры по тембральной однородности , в интервалах достигается связанность и плавность, верхние звуки легко исполняются при тихих нюансах, а так же филировании.
При вдувании воздуха в инструмент обязательно надо пользоваться как губами, так и голосовыми связками, которые ,смыкаясь, выдувают тёплый воздух, в отличие от холодного губного.
Смесь холодного воздуха и тёплого даёт нужный, положительный в отношении звука результат.
При работе голосовых связок гортань должна быть опущена, а мягкое нёбо приподнято, образуя "зевок". Но если пользоваться только одним " зевком" без подключения голосовых связок , то напрягаются мышцы горла , что приносит вред.
Итак, опущенная гортань, голосовые связки во взаимодействии с губами и дыхательными мышцами выполняют главнейшую роль в образовании, ведении и окончании звука.
Весь физиологический и исполнительский процесс музыкант- флейтист должен хорошо знать, уметь им управлять и контролировать своим сознанием и слухом.
Предварительный просмотр:
Работа над звуком в классе флейты.
Важнейшим исполнительским органом при игре на флейте являются губы. От того, как мы их складываем при вдувании воздуха в инструмент, зависит звук - его тембр, полнота, глубина, лёгкость, яркость и т.д. В известных учебных пособиях по основным вопросам, связанным с постановкой губ, даются методические указания, не отвечающие современным требованиям к игре на флейте. Практика показывает, что большинство флейтистов во время исполнения губы растягивают в большей или меньшей степени в так называемую « улыбку», что ведёт к их напряжению. Образуется узкая щель, отрицательно влияющая на объём и форму выдыхаемой струи воздуха, а значит и звук.
Губы, прижимаясь плотно к зубам , лишены необходимой свободы и гибкости, к тому же они закрывают доступ воздуха под верхнюю губу, что отражается на качестве звука.
Образование звука происходит от движения струи воздуха, выходящей из губ флейтиста, которая рассекаясь о внешний край вдувательного отверстия «губок», попадает в канал флейты. Звук зависит от направления струи, её скорости, объёма и формы. Последние, в свою очередь, зависят от многих причин, например: от того, где и в каком месте лежат «губки» головки флейты (изгиб подбородка, нижняя губа), как лежат (под каким углом, наклоном к выдуваемому отверстию). Ещё звук зависит от силы прижатия, от формы рта, положение и складывания губ (растянутые или выпяченные), степени их напряжения, манеры выдувания (форсированной, активной или сдержанной, спокойной) от работы дыхательных мышц (постановки дыхания, связанной с «опорой», давлением в лёгких), от подвижности челюсти, состояния и роли голосовых связок и гортани.
Итак,флейта должна находиться на нижней губе выше или ниже, в зависимости от её полноты и объёма. Вдувательное отверстие "губок" закрывается примерно на одну треть, а остальные две трети открыты для заполнения воздухом, выходящим из выдувательного отверстия.
Флейта не должна сильно прижиматься к губам. Губы не растянуты, а наоборот, выпячены, выдвинуты вперёд и немного выдвинуты, образуя как бы "трубочку" , вследствие чего губы смыкаются их внутренними частями т.е. "мякотью" - красным телом , покрытым слизистой оболочкой , а воздух посылается из-под верхней губы.
Губы становятся свободными, выдувательное отверстие принимает более округлую форму, а звук становится объёмным и лёгким. Вдувание воздуха в инструмент должно быть спокойным и сдержанным , без форсирования и передувания. При сильном, активном выдохе губы перенапрягаются, а звук теряет все те положительные качества, о которых было сказано ранее.
Важную роль играет нижняя челюсть, которая регулирует направление струи воздуха. Для нижнего регистра необходимо направлять воздух вглубь вдувательного отверстия и заднюю стенку , так как для нижних звуков требуется большой объём воздуха.В среднем и верхнем регистрах наоборот- меньший, поэтому, выдвигая нижнюю, подвижную челюсть, воздушная струя направляется выше, а объём её уменьшается.Такой способ придаёт звуку лёгкость и полётность. Наконец , владея техникой челюсти, выравниваются все регистры по тембральной однородности , в интервалах достигается связанность и плавность, верхние звуки легко исполняются при тихих нюансах, а так же филировании.
При вдувании воздуха в инструмент обязательно надо пользоваться как губами, так и голосовыми связками, которые ,смыкаясь, выдувают тёплый воздух, в отличие от холодного губного.
Смесь холодного воздуха и тёплого даёт нужный, положительный в отношении звука результат.
При работе голосовых связок гортань должна быть опущена, а мягкое нёбо приподнято, образуя "зевок". Но если пользоваться только одним " зевком" без подключения голосовых связок , то напрягаются мышцы горла , что приносит вред.
Итак, опущенная гортань, голосовые связки во взаимодействии с губами и дыхательными мышцами выполняют главнейшую роль в образовании, ведении и окончании звука.
Весь физиологический и исполнительский процесс музыкант- флейтист должен хорошо знать, уметь им управлять и контролировать своим сознанием и слухом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы в 1-ом классе
Программа "Дети - надежда России"...
Работа над звуком
Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально – художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе ...
Работа над звуком
Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально – художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе ...
Использование арт-терапии в работе со студентами. Мастер-класс для педагогов
В современном обществе все больше возрастает интерес к арт-терапии, она активно развивается как за рубежом, так и в нашей стране. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психо...
Урок Пианистические навыки работы над звуком на примере классического репертуара
Представлен методический комплект: технологическая ката урока + электронная презентация...
Методическая разработка на тему: "Работа над звуком и артикулляцией в классе фортепиано"
Методическая разработка на тему: "Работа над звуком и артикулляцией в классе фортепиано"...
Методическая работа "Основные задачи работы над мелодией в классе фортепиано"
В методической работе освещаются различные аспекты работы над мелодией на уроках фортепиано на начальном этапе обучения....