Два мира есть у человека
классный час

Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_yana.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Два мира есть у человека -

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

Цель: формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.

Задачи:  

1. Раскрыть смысл понятия «ценности», познакомить с видами ценностей и их

различиями.

2. Воспитывать духовно-нравственную личность.

3. Развивать творческие способности.

Оборудование: наглядность, карточки.

                       Ход занятия:

I.  Вводная  часть.

 

- Нет, наверное, на Земле человека, который бы не

мечтал о счастье.

Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы  идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право  – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет  

состоять. Каждая ступенька – ваши желания и мечты. И каждый день нам даёт возможность подняться выше.

- Давайте посмотрим  две сценки (притчи):  

1.«Молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи  золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других  монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так  прошла его жизнь. Когда он умирал его спросили, что  такое жизнь. Он ответил: «Жизнь  – это грязная дорога, на которой иногда  попадаются  золотые  монеты».

 

- Какой смысл скрыт в этой притче? (бессмысленно

 прожита жизнь. – Имела смысл такая жизнь для него

самого?)

                                          ***

2.«В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы  она ходила с палочкой по  пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди  недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

 - Как вы думаете, что она искала?  

Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила  по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого  стекла, чтобы  взрослые и дети не поранились.

 - Как поняли эти  притчи?

- Чем похожи притчи?

- Чем были монеты для парня и собирание битого стекла  для старушки? ( - Можно это назвать ценностями для них?)

- А как бы вы дали определение слово  «ценность»?

- Из словаря С.И. Ожегова можно узнать, что «ценность» – это ценный (важный, значимый) предмет,

явление.

- Ценности бывают двух видов – материальные и духовные.  

- К каким  ценностям  отнесём монеты, которые делали молодого человека богаче?  

– А забота старушки о других?

- Верно.

- Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами,

что есть возможность увидеть, потрогать, использовать. Покупаются – одежда, автомобили, лекарства.

Создаются –заводы, промышленность. Строятся – дома, магазины, школы.Все что находится в школе и  

квартире, также относится к материальным ценностям.

- Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти

ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение. К ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение. Список может продолжаться до бесконечности, каждый определяет для себя то, что наиболее значимо.

- Как считаете, какие ценности важнее в жизни человека и помогают подниматься по ступенькам к

счастью жизни: материальные или духовные?

- Догадайтесь о теме классного часа.  

……………………………………………..

Сегодня мы поговорим о ……………………………………………………

- Действительно, человеческая доброта, милосердие, умение радоваться за других людей создают основу человеческого счастья. «В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают истинных ценностей».

- А вот что говорят великие древние мыслители и философы.

  • Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту же мысль продолжает уже в 1 веке н. э. римский

философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть

счастлив». Хочешь жить для себя, живи для других». Человек, делающий другим добро, умеющий

сопереживать, чувствует себя счастливым.  

II.Основная часть.

- А когда можно обойтись без материальных

ценностей? – Почему?

- Давайте познакомимся поближе с духовными ценностями.

Задание№1.

Вам предложен список ценностей. Обсудите в группах и отметьте галочкой  только духовные ценности.

справедливость

 одежда

 красота

 свобода

 автомобиль

 деньги

 милосердие

 еда

 дружба

 честность

 игрушки

 семья

 дом,квартира

 драгоценности

 знания

 творчество

 -  Проверим.  Читает  один,  остальные  подают  сигнал согласия или несогласия. Если вы  согласны поднимите  красную карточку, а если нет поднимаете зелёную карточку.

(- Мнения разошлись… Докажите свою точку зрения. )

- Какие свои ценности добавили бы?

 Задание№2  

(Предлагается каждой команде из предложенных слов составить пословицы , а затем объяснить смысл хотя бы одной пословицы.)

 Каждой команде я дам пословицы, в которых слова перепутаны. Вам необходимо попробовать поставить их на место и сложить правильно в пословицы.

1группа

«Отца с матерью почитать — горя не знать»
«Дерево держится корнями, а человек семьёй»

Перед умом и сила отступает

2группа

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Стоишь высоко - не гордись, стоишь низко - не гнись.

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.

3группа

Кто спрашивает, тот учится.

Не в деньгах счастье

Здоровье не купишь.

Задание №3

Давайте составим 2портрета.Один портрет  идеального человека, а другой портрет плохого человека .  С какими людьми вам хотелось бы общаться и дружить, а с какими нет? Я вам раздам скелет человека с внутренними органами ,а вы напишите, пожалуйста, качества личности людей.

Дети работают в группах. Представители от каждой группы рассказывают о качествах личности, которые они ценят в людях и о качествах которые им не нравятся.

Дискуссия 

Мы с вами сейчас живем в эпоху коренной ломки вековых ценностей. Для одних они являются незыблемыми, для других утратили свое значение. Не секрет, что человек сам выбирает жизненные установки. Например, один рассуждает так:

1.Для меня важно получить знания. Буду учиться, чтобы стать профессионалом, специалистом. Без знаний в нашу эпоху не проживешь.

2.Зачем мне учиться? Пойду работать телохранителем или в фирму, где никакие специальные знания не нужны. За эту работу я буду получать больше, чем получает врач, учитель или профессор.

-Что вы считаете поэтому поводу?(обсуждение)

  • Можно ли, на ваш взгляд, продать или купить духовные ценности? Есть ли у них цена?
  • Почему же тогда эти общечеловеческие ценности так дороги людям?
  • Что будет с людьми, если ценности вдруг исчезнут из их жизни?
  • Какие ценности важнее в жизни: духовные или материальные?

IV.Игра «Торопись обрадовать другого человека» - 4 мин. Слайд 17

А сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы порадовать человека, находящегося рядом с вами.

Ход игры:

Ленточку будем передавать по кругу, пока я не скажу: «Замри». У кого в этот момент окажется ленточка, тот должен сказать или пожелать человеку что-либо хорошее и приятное.

Педагог:

Видите, как игра заставила многих из вас улыбнуться, подумать о хорошем, расположила вас друг к другу, и в классе сразу стало светлей. Недаром говорится: «Спешите делать добро!»

- А какие добрые поступки совершали вы или ваша семья?

(дети говорят о своих добрых делах)

Задание №4 Почтальон

(Стук в дверь) Входит почтальон и говорит:» Это у вас тут проходит классный час: « …………………….?» Вам посылки. Учитель забирает у него посылку и говорит: « Что же это такое ?» А к посылке приложена записка, открывает и читает вслух:» Здесь лежит то, отчего зависит, как к вам будут относиться другие.»
-Надо же, кто-то знает ответ на такой сложный вопрос. Неужели, в такой маленькой коробочке может находиться ответ.
-А ну, давайте узнаем какой ответ?
(Учитель открывает посылку)
-Что же мы здесь видим? ( В посылке зеркало и каждый видит себя)
-Так , отчего же зависит то, как к нам будут относиться другие? От нас самих! Какой простой ответ! Все согласны?
-Ребята, на самом дне хранит океан вот такую красоту, свои жемчужины, и только  самые храбрые и сильные люди могу достать его со дна океана.  У каждого из нас в душе таится потребность в заботе, внимании, любви. И все мы при этом о ком-то заботимся, любим кого-то, внимательны к кому-то. Возьмите по одной жемчужине( учитель раздает ребятам по жемчужные)\,и представьте, что это то, чего не хватает . Сожмите крепко в руке и держите при себе.  Пусть ваша мечта сбудется! И не забудьте поделиться этим с другими.

Задание №5

Продолжите мои предложения.

1.  Добро помни, а … (зло забывай).  

2.  Доброе слово лечит, а … (злое

калечит).  

3.  Называться человеком легко, …

(быть им трудно).  

4.  Не одежда красит человека, а …

(добрые дела).  

5.  Вся семья вместе и …(душа на

месте).  

6.  От вежливых слов …(язык не

отсохнет).  

7.  Спорить спорь, а …(браниться грех).  

промолчать).  

 Задание №6

Педагог просит учащихся написать правила общения между людьми. Дети работают в группах, а затем представители от каждой группы читают правила, которые они выработали. Педагог обобщает все мнения.

Правила общения с людьми:

-ко всем относись с уважением;

- будь вежливым со всеми;

- слушай собеседника, не перебивая его;

- проявляй искренний интерес к людям;

- не допускай грубых и ироничных высказываний;

- говори доброжелательным тоном;

- будь терпимым к мировоззрению и образу жизни других людей;

- если ты поступил неправильно – извинись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы"

Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в ...

Методическая разработка классного часа«Много есть чудес на свете, человек — их всех чудесней»

Методическая разработка классного часа о чудесах из металлов ,сотворенных  Мастерами   для  людей ....

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении  и работе лёгких.На изучение данной темы в программе отводи...

Групповой сбор в подготовительной группе «Я – человек, у меня есть права»

Групповой сбор в подготовительной группе «Я – человек, у меня есть права»Цель: Развивать у детей основы правового сознания.Задачи:1) Формировать представление о правах...

Сценарий «Человек есть тайна» литературно-музыкальная композиция

Мы представляем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию «Человек есть тайна», посвящённую 200-летнему юбилею великого русского писателя, Федора Михайловича Достоевского. Достоев...