Два мира есть у человека
классный час
Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_yana.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Два мира есть у человека -
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий
Цель: формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.
Задачи:
1. Раскрыть смысл понятия «ценности», познакомить с видами ценностей и их
различиями.
2. Воспитывать духовно-нравственную личность.
3. Развивать творческие способности.
Оборудование: наглядность, карточки.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
- Нет, наверное, на Земле человека, который бы не
мечтал о счастье.
Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет
состоять. Каждая ступенька – ваши желания и мечты. И каждый день нам даёт возможность подняться выше.
- Давайте посмотрим две сценки (притчи):
1.«Молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал его спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».
- Какой смысл скрыт в этой притче? (бессмысленно
прожита жизнь. – Имела смысл такая жизнь для него
самого?)
***
2.«В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.
- Как вы думаете, что она искала?
Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.
- Как поняли эти притчи?
- Чем похожи притчи?
- Чем были монеты для парня и собирание битого стекла для старушки? ( - Можно это назвать ценностями для них?)
- А как бы вы дали определение слово «ценность»?
- Из словаря С.И. Ожегова можно узнать, что «ценность» – это ценный (важный, значимый) предмет,
явление.
- Ценности бывают двух видов – материальные и духовные.
- К каким ценностям отнесём монеты, которые делали молодого человека богаче?
– А забота старушки о других?
- Верно.
- Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами,
что есть возможность увидеть, потрогать, использовать. Покупаются – одежда, автомобили, лекарства.
Создаются –заводы, промышленность. Строятся – дома, магазины, школы.Все что находится в школе и
квартире, также относится к материальным ценностям.
- Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти
ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение. К ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение. Список может продолжаться до бесконечности, каждый определяет для себя то, что наиболее значимо.
- Как считаете, какие ценности важнее в жизни человека и помогают подниматься по ступенькам к
счастью жизни: материальные или духовные?
- Догадайтесь о теме классного часа.
……………………………………………..
Сегодня мы поговорим о ……………………………………………………
- Действительно, человеческая доброта, милосердие, умение радоваться за других людей создают основу человеческого счастья. «В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают истинных ценностей».
- А вот что говорят великие древние мыслители и философы.
- Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту же мысль продолжает уже в 1 веке н. э. римский
философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть
счастлив». Хочешь жить для себя, живи для других». Человек, делающий другим добро, умеющий
сопереживать, чувствует себя счастливым.
II.Основная часть.
- А когда можно обойтись без материальных
ценностей? – Почему?
- Давайте познакомимся поближе с духовными ценностями.
Задание№1.
Вам предложен список ценностей. Обсудите в группах и отметьте галочкой только духовные ценности.
справедливость
одежда
красота
свобода
автомобиль
деньги
милосердие
еда
дружба
честность
игрушки
семья
дом,квартира
драгоценности
знания
творчество
- Проверим. Читает один, остальные подают сигнал согласия или несогласия. Если вы согласны поднимите красную карточку, а если нет поднимаете зелёную карточку.
(- Мнения разошлись… Докажите свою точку зрения. )
- Какие свои ценности добавили бы?
Задание№2
(Предлагается каждой команде из предложенных слов составить пословицы , а затем объяснить смысл хотя бы одной пословицы.)
Каждой команде я дам пословицы, в которых слова перепутаны. Вам необходимо попробовать поставить их на место и сложить правильно в пословицы.
1группа
«Отца с матерью почитать — горя не знать»
«Дерево держится корнями, а человек семьёй»
Перед умом и сила отступает
2группа
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Стоишь высоко - не гордись, стоишь низко - не гнись.
Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.
3группа
Кто спрашивает, тот учится.
Не в деньгах счастье
Здоровье не купишь.
Задание №3
Давайте составим 2портрета.Один портрет идеального человека, а другой портрет плохого человека . С какими людьми вам хотелось бы общаться и дружить, а с какими нет? Я вам раздам скелет человека с внутренними органами ,а вы напишите, пожалуйста, качества личности людей.
Дети работают в группах. Представители от каждой группы рассказывают о качествах личности, которые они ценят в людях и о качествах которые им не нравятся.
Дискуссия
Мы с вами сейчас живем в эпоху коренной ломки вековых ценностей. Для одних они являются незыблемыми, для других утратили свое значение. Не секрет, что человек сам выбирает жизненные установки. Например, один рассуждает так:
1.Для меня важно получить знания. Буду учиться, чтобы стать профессионалом, специалистом. Без знаний в нашу эпоху не проживешь.
2.Зачем мне учиться? Пойду работать телохранителем или в фирму, где никакие специальные знания не нужны. За эту работу я буду получать больше, чем получает врач, учитель или профессор.
-Что вы считаете поэтому поводу?(обсуждение)
- Можно ли, на ваш взгляд, продать или купить духовные ценности? Есть ли у них цена?
- Почему же тогда эти общечеловеческие ценности так дороги людям?
- Что будет с людьми, если ценности вдруг исчезнут из их жизни?
- Какие ценности важнее в жизни: духовные или материальные?
IV.Игра «Торопись обрадовать другого человека» - 4 мин. Слайд 17
А сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы порадовать человека, находящегося рядом с вами.
Ход игры:
Ленточку будем передавать по кругу, пока я не скажу: «Замри». У кого в этот момент окажется ленточка, тот должен сказать или пожелать человеку что-либо хорошее и приятное.
Педагог:
Видите, как игра заставила многих из вас улыбнуться, подумать о хорошем, расположила вас друг к другу, и в классе сразу стало светлей. Недаром говорится: «Спешите делать добро!»
- А какие добрые поступки совершали вы или ваша семья?
(дети говорят о своих добрых делах)
Задание №4 Почтальон
(Стук в дверь) Входит почтальон и говорит:» Это у вас тут проходит классный час: « …………………….?» Вам посылки. Учитель забирает у него посылку и говорит: « Что же это такое ?» А к посылке приложена записка, открывает и читает вслух:» Здесь лежит то, отчего зависит, как к вам будут относиться другие.»
-Надо же, кто-то знает ответ на такой сложный вопрос. Неужели, в такой маленькой коробочке может находиться ответ.
-А ну, давайте узнаем какой ответ?
(Учитель открывает посылку)
-Что же мы здесь видим? ( В посылке зеркало и каждый видит себя)
-Так , отчего же зависит то, как к нам будут относиться другие? От нас самих! Какой простой ответ! Все согласны?
-Ребята, на самом дне хранит океан вот такую красоту, свои жемчужины, и только самые храбрые и сильные люди могу достать его со дна океана. У каждого из нас в душе таится потребность в заботе, внимании, любви. И все мы при этом о ком-то заботимся, любим кого-то, внимательны к кому-то. Возьмите по одной жемчужине( учитель раздает ребятам по жемчужные)\,и представьте, что это то, чего не хватает . Сожмите крепко в руке и держите при себе. Пусть ваша мечта сбудется! И не забудьте поделиться этим с другими.
Задание №5
Продолжите мои предложения.
1. Добро помни, а … (зло забывай).
2. Доброе слово лечит, а … (злое
калечит).
3. Называться человеком легко, …
(быть им трудно).
4. Не одежда красит человека, а …
(добрые дела).
5. Вся семья вместе и …(душа на
месте).
6. От вежливых слов …(язык не
отсохнет).
7. Спорить спорь, а …(браниться грех).
промолчать).
Задание №6
Педагог просит учащихся написать правила общения между людьми. Дети работают в группах, а затем представители от каждой группы читают правила, которые они выработали. Педагог обобщает все мнения.
Правила общения с людьми:
-ко всем относись с уважением;
- будь вежливым со всеми;
- слушай собеседника, не перебивая его;
- проявляй искренний интерес к людям;
- не допускай грубых и ироничных высказываний;
- говори доброжелательным тоном;
- будь терпимым к мировоззрению и образу жизни других людей;
- если ты поступил неправильно – извинись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по окружающему миру в 3 классе. Организм человека.
организм человека.Тесты....
Конспект урока . Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека. 9 класс ,биология.К учебнику Сонина.
Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Программа "Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы"
Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в ...
Методическая разработка классного часа«Много есть чудес на свете, человек — их всех чудесней»
Методическая разработка классного часа о чудесах из металлов ,сотворенных Мастерами для людей ....
Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.На изучение данной темы в программе отводи...
Групповой сбор в подготовительной группе «Я – человек, у меня есть права»
Групповой сбор в подготовительной группе «Я – человек, у меня есть права»Цель: Развивать у детей основы правового сознания.Задачи:1) Формировать представление о правах...
Сценарий «Человек есть тайна» литературно-музыкальная композиция
Мы представляем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию «Человек есть тайна», посвящённую 200-летнему юбилею великого русского писателя, Федора Михайловича Достоевского. Достоев...