Программа "Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы"
рабочая программа по теме
Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью.
Цель программы: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedyaeva_t.m.podprogramma_zdorovyy_chelovek.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Беловского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новобачатская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор школы
________В.И.Колчегошева
Подпрограмма
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы
Автор-составитель
Т.М.Федяева
учитель биологии
Рассмотрено на
педагогическом совете
Протокол №
. от
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность создания данной подпрограммы оправдана тем, что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, дающий прогноз на будущее.
Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден находиться постоянно ребенок в возрасте от 3 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание , формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. Школьному возрасту свойственны большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Здоровье и отношение к здоровью обучающихся имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей в нашем обществе, поэтому необходимо создавать на уроках биологии условия для развития знаний и основ у учащихся 9 класса к сохранению собственного здоровья.
Морфофункциональные и психологические особенности школьников учитывает: мониторинг состояния здоровья учащихся в школе за последние 2 года показал: увеличилось количество учащихся со II группой здоровья с 15% до 20%, это в основном за счет поступления в 1 класс детей с данной группой здоровья. Количество учащихся I группы уменьшилось с 79% до 67%, III группа практически не изменяется и держится на уровне 8%. Основные заболевания: вегетососудистая дистония (6%), нарушение осанки и сколиоз (5%), нарушение зрения (7%) и болезни органов желудочно-кишечного тракта (6%).
Среди причинно-следственных факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся следует выделить:
- интенсификацию учебного процесса,
- недостаточную подготовку родителей и педагогов в вопросах развития детей
Проблема здоровья детей всегда актуальна, поэтому учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Если для меня здоровый образ жизни – это норма, то ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решить следующие проблемы:
- изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, к своему жизненному опыту в сторону сознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;
- изменение отношения учителя к учащимся, принимать ученика таким, каковы его особенности, склонности, умения и способности.
- изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления.
Наша школа помимо решения педагогических задач следит за соотношением учебной нагрузки и методов преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействует охране и укреплению их здоровья. Принцип здоровьесбережения становится системообразующим. Осознание ценности здоровья должно быть одинаковым для всех участников образовательного процесса.
Особенно актуальным является этот подход в подростковом возрасте.
Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, критический и самый неустойчивый. В этом возрасте формируется личность, строится программа жизни, происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо- физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Интенсивный рост скелета опережает развитие мускулатуры, дети ощущают себя неуклюжими и неловкими. В связи с этим возникают трудности в функционировании органов.
Подростки остро реагируют на свои восприятия, память, речь, мышление и стараются придать им блеск и глубину. Они переживают радость от приобщения к познанию; моральные ценности, качества личности также становятся для них объектом самовоспитания.
С учетом требований возрастного подхода обозначаются возможные направления определения содержания и методов обучения, адекватно отвечающих задаче сохранения и укрепления здоровья школьников.
Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью.
Конечно же, география не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки географии могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять. В рамках изучаемых тем на уроках географии рассматриваются вопросы здоровьесбережения.
Цель программы: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Задачи программы:
∙ Способствовать формированию знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
∙ Координировать здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса путем применения здоровьесберегающих технологий.
∙ Содействовать укреплению сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
∙ Обеспечить организацию процесса обучения с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических способностей с применением личностно- ориентированного подхода.
Пути осуществления этих задач:
- организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с СаНПинами и методическим письмом МО РФ от 1 октября 2003 года № 27/4060-6);
- учет индивидуальных особенностей детей;
- повышение уровня компетентности в вопросах культуры и здоровья и здорового образа жизни.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
- Общеметодические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса.
- Принцип сознательности.
- Принцип активности — предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
- Принцип наглядности — обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.
- Принцип «Не навреди!» — одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.
- Принцип доступности имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.
- Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
- Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он направлен на всестороннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое — развитие личности ребенка.
- Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
- Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
- Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения
- Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
- Принцип связи теории с практикой.
УСЛОВИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Эффективность разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий, формирование здорового образа жизни зависит от выполнения ряда условий:
∙ процесс обучения строится с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей учащихся 9 класса;
∙ учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний, на развитие личности ребенка как субъекта обучения;
∙ предупреждение переутомляемости учащихся 9 класса на уроках биологии, перегрузки их памяти и связанные с этим состоянием дистресса путем чередования периодов напряженной работы и расслабления, смены видов деятельности и т.д.;
∙ использование учителем показателя успешности ученика для развития позитивных начал личности на уроках биологии
∙ учебный процесс ориентирован на развитие творческого начала в учебной деятельности учащихся на уроках биологии
- Выполнение рекомендаций СанПиНа:
- требования к освещенности кабинета, требования к мебели, цветовое оформление кабинета.
- температурный режим помещения,
- проветривание помещения,
- уровень шума,
• место и длительность применения ТСО и др.
2. Динамическая организация урока:
- физкультминутка,
- дыхательная гимнастика,
- глазная гимнастика,
- кинезеологические упражнения,
- поза учащегося во время урока.
Физкультурные минуты проводятся в классе под руководством педагога, ведущего урок. Проводят ее в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными.
Выполняются физкультурные минуты, сидя и стоя около парт. Комплексы физкультурных минут подбираются в зависимости от содержания учебной работы на данном уроке.
Каждый комплекс физкультминуток состоит из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз.
Динамические паузы и физкультурные минутки обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.
3. Психологический подход при проведении урока:
- учет индивидуальных особенностей учащихся,
- учет темперамента учащихся,
- умение работать с различными группами учащихся (гиперактивными и пр.),
- дифференцированный подход в обучении.
Построение всего здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса основано на модели, которая обеспечивает разностороннее развитие личности подростков с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия для ребенка, является дифференцированное обучение на основе глубокой соматической, психофизиологической и психолого-педагогической диагностики.
Одним из аспектов здоровьесберегающей технологии является организация комфортных условий для обучения посредством целостных процессов в головном мозге. (Приложение 1)
4. Психологический климат урока:
- мажорность урока (эмоциональность),
- проявление доверительного подхода к ученикам,
- наличие на уроке эмоциональной разрядки,
- создание ситуации успеха и др.
5. Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:
- включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья,
- постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.
6. Некоторые педагогические знания и умения:
- чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),
- количество используемых на уроке методов, чередование методов,
- плотность урока,
- темп окончания урока,
- определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,
- умение учителя оценить процесс формирования внимания и мышления,
- умение оценить уровень работоспособности.
- применение здоровьесберегающих технологий.
- соблюдение норм объема домашних заданий.
С целью осуществления личностно-ориентированного подхода на уроках биологии, в первую очередь необходимо разработать циклограмму мониторинга результативности учебного процесса (Приложение 2), затем, с учетом индивидуальных программ развития учеников (Приложение 3),
определить формы, виды и приемы деятельности (Приложение 4)
В педагогической деятельности используются оптимальные пути обучения детей, передовые педагогические технологии для того, чтобы процесс учения был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Профилактическая коррекционная работа с учащимися на уроках биологии
2. Просветительная работа в классе .
3. Учет состояния психического и физического здоровья учащихся во время воспитательно-образовательного процесса на уроках биологии
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
1. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.
2. Осознанное отношение детей и родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
3. Введение оптимального режима учебного труда и отдыха детей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раделов и тем | Коли чество часов | Творческие работы | Формы контроля |
Введение | 2 | Методы исследования биологии на страже здоровья человека | Самостоятельная работа |
Раздел 1. Уровни организации живой природы | 48 | ||
Тема 1.1.Молекулярный уровень | 8 | Вирусные заболевания человека | Контрольный тест |
Тема 1.2. Клеточный уровень | 14 | Роль белков в клеточном строении человека | Зачет |
Тема 1.3. Организменный уровень | 15 | Патология развития половых клеток и их влияние на будущее человека. Влияние развития генетики на здоровье человека | Зачет |
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень | 2 | Популяция человека и его будущее | Устный контроль |
Тема 1.5. Экосистемный уровеньа | 4 | Влияние экосистемы на здоровье человека | Доклад |
Тема 1.6. Биосферный уровень | 5 | Антропогенное воздействие на биосферу и здоровье человека. Основы рационального природопользования как основа здорового будущего человечества | Зачет |
Раздел.2.Эволюция | 6 | Влияние факторов эволюции на становление человеческого общества | Устный контроль |
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни | 5 | Влияние физического здоровья на развитие человеческого общества | Зачет |
Раздел 4.Основы экологии | 5 | Экология человека и факторы негативно влияющие на физическое здоровье человека | Зачет |
Обобщение | 2 | Устный контроль |
Содержание программы
Название темы, содержание. | Тема по здоровьесбережению | Приёмы и формы реализации |
Введение | ||
Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии. | Методы исследования биологии на страже здоровья человека | Беседа |
Раздел 1. Уровни организации живой природы Тема 1.1.Молекулярный уровень | ||
Вирусы | Вирусные заболевания человека | Беседа. Сообщения |
Тема 1.2. Клеточный уровень | ||
Биосинтез белков | Роль белков в клеточном строении человека | Беседа. Сообщения |
Тема 1.3. Организменный уровень-15часов | ||
Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. | Патология развития половых клеток и их влияние на будущее человека. | Просмотр учебного фильма |
Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. | Влияние развития генетики на здоровье человека | Просмотр учебного фильма |
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень | ||
Популяции. | Популяция человека и его будущее | Беседа |
Тема 1.5. Экосистемный уровень | ||
Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. | Влияние экосистемы на здоровье человека | Беседа |
Тема 1.6. Биосферный уровень | ||
Антропогенное воздействие на биосферу. | Антропогенное воздействие на биосферу и здоровье человека. | Просмотр учебного фильма |
Основы рационального природопользования | Основы рационального природопользования как основа здорового будущего человечества | Просмотр учебного фильма |
Раздел.2.Эволюция | ||
Развитие эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина | Влияние факторов эволюции на становление человеческого общества | Беседа |
Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древней жизни. | Влияние физического здоровья на развитие человеческого общества | Творческий отчет |
Раздел 4.Основы экологии | ||
Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы | Экология человека и факторы негативно влияющие на физическое здоровье человека | Просмотр учебного фильма |
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Предмет | Тип урока | Методы | Здоровье сберегающие технологии |
Биология | Изучение и первичное закрепление нового учебного материала. Комбинированный Актуализация знаний и умений Обобщение и систематизация знаний. Комплексное применение знаний. Контроль и коррекция знаний | -объяснительно-иллюстративный (проблемный, словесный, наглядный, модельный); -проблемно-поисковый, репродуктивный, метод самостоятельной работы, учебно-практические, программированный; -метод учебно-познавательной деятельности, индуктивный, дедуктивный, метод стимулирования учебно-познавательной деятельности и др.; -индуктивный, наглядный, программированный, практический; - практический, репродуктивный, метод создания ситуации успеха, поощрения; -письменный, фронтальный,индивидуальный | Организационно-педагогические технологии( физминутки, пальчиковая гимнастика, офтальмотренажеры, дыхательная гимнастика, соблюдение СанПиНа); психолого-педагогические технологии ; защитно-профилактические (личная гигиена ),компенсаторно-нейтрализующие ( минутки покоя, эмоциональные разрядки, физкультпаузы); стимулирующие (температурное закаливание, психологическая разгрузка). |
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Закон РФ «Об образовании» (ст. 51)
2. Закон Кемеровской области «Об утверждении региональной целевой программы «Образование и здоровье» на 2005-2007 годы», принятый Советом народных депутатов Кемеровской области 08.12.2004 года.
3. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организации работы: Санитарные нормы СП 2.2.2.542—96:
4. Гигиенические требования к условиям обучения и общеобразовательных учреждениях: Санитарно-эпидемиологические правила: СанПиН2.4.2.1178—02 4.
5. Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений // Справочник руководителя образовательных учреждений. — 2003. — №9. — С. 103-105. — (Официальные документы Минобразования России).
6. Санитарные нормы для школ и дошкольных учреждений. — М: Астрель, 2001. — 176 С. — (Образование в документах и комментариях).
Приложение 1
Формы, приемы, технологии обучения, предпочитаемые учащимися с ярко выраженным доминированием полушарий головного мозга
Учебные предметы | Формы, приемы, технологии обучения, предпочитаемые учащимися с ярко выраженным доминированием | |
правого полушария | левого полушария | |
Биология | Мозговой штурм Просмотр фильма Прогнозирование Выявление сходства разных объектов Сравнение фактов Выделение сути Выделение важнейших моментов в процессах Обобщение Экскурсии, путешествия | Анализ подробностей объектов и процессов Анализ результатов Логические задания Выявления различий Выявление деталей Создание категорий Работа по алгоритму |
Приложение 2
Циклограмма мониторинга результативности учебного процесса
Месяц | Этап и параметр диагностики | Цель диагностики |
сентябрь | Учитель определяет: • уровень обучености и обучаемости ученика по своему предмету; • уровень владения учеником основными общеучебными навыками; • уровень и вектор учебно-познавательной мотивации, проявляемый учеником на уроках данного учебного курса; • по данным психологов (или по собственным педагогическим наблюдениям) выявить особенности памяти, внимания, доминирование, полушария мозга, ведущую модальность | Установить свою педагогическую позицию по отношению к ученику: • какова доза педагогической помощи; • каково качество этой помощи; • какие виды заданий давать этому ученику на разных этапах учебной работы; • какие формы домашних заданий будут для этого ученика наиболее успешными и развивающими, и т.д. |
декабрь | Учитель определяет обучен-ность ученика по своему предмету за полугодие | Выявить динамику изменения обученности |
февраль | Учитель определяет уровень сформированности мыслительных ОУУН | Динамика изменения уровня владения мыслительными ОУУН ученика |
март | Учитель второй раз за год определяет уровень обучаемости, проявляемый учеником на уроках своего предмета | Определяется динамика изменения общего уровня учебных возможностей |
апрель-май | Учитель определяет уровень обученности по предмету: • уровень владения учеником всеми ОУУН; • уровень развития психофизиологических ресурсов: памяти, внимания, модальность, доминирования полушарий мозга и межполушарного взаимодействия | Определяется динамика изменения в обученности по предмету за год; Определяется рост владения учеником ОУУН; Определяется результативность работы учителя по развитию психофизиологической сферы ученика как ресурса учебного успеха |
Приложение 3
Индивидуальная программа развития ученика
средствами учебного предмета биологии
На уроках биологии:
Процессы удобнее объяснять, составляя модель из карточек. Структуры — так же. При любой возможности организовывать для него работу в паре, в группе — с четким определением его функционала.
На этапе усвоения и обобщения знаний давать формы заданий и виды работы, развивающие логическое мышление, например:
• выполнять логические задания с изучаемыми терминами;
• выбрать факты, термины, характеристики, соответствующие одному понятию;
Домашние задания:
Задания должны быть интересны по форме, стимулировать поисковую работу, но не должны быть очень сложными по содержанию.
Можно давать такие задания:
• составить кроссворд с изучаемыми терминами;
• составить и оформить тест по изучаемому параграфу;
• провести анкетирование или опрос, записать результаты в виде таблицы, проанализировать, сделать вывод;
• создать компьютерную презентацию к изучаемой теме.
Внеклассная деятельность по предмету:
Для успеха: Участие в театрализованных действиях, в подготовке оформления с помощью ПК, поиск материалов в Интернете и т.д.
Для развития: Можно попробовать дать ему роль координатора процесса подготовки к празднику, конкурсу, викторине (обязательно вместе с ним разработать четкий план и проведения и подготовки, определить этапы, результаты каждого этапа. Помогать анализировать выполнение каждого этапа).
Приложение 4
Формы, виды и приемы деятельности учителя развивающие индивидуальный стиль учебной деятельности
ученика средствами учебного предмета биологии
Внимание | Отбирать или создавать задания на отработку разных видов внимания |
Память | • Изучить опыт применения мнемотехники • Использовать формы работы, опирающиеся на разные виды памяти, особенно — эмоциональную и наглядно-образную Не употреблять указаний «выучить материал», — конкретизировать задание!!! |
Модальность | • Разработать дидактическое обеспечение для кинестетиков (карточки с понятиями для классификации, систематизации и др.) |
Функциональное доминирование полушарий | • Дифференцировать используемые задания — какие развивают правое, какие левое полушарие, какие требуют включения обоих полушарий и целенаправленно использовать эти задания |
Коммуникативные ОУУН | • Проговаривание! Не стесняйтесь просить повторить алгоритм, ход работы • Обучать составлению и озвучиванию законченных ответов • Обучать готовить и озвучивать мини-доклады по темам • Организовывать работу в парах, группах («объясни другу» и т.д.) • Организовывать уяснение нового материала в паре • Организовывать дидактические игры — «загадай понятие, термин, живую систему» (можно словами, можно пантомимой) |
Организационные ОУУН | • В начале темы открывать цели как результаты, постепенно передавая эту функцию ученикам • Предъявлять план и результаты урока, обсуждая их • Обучать приемам самооценки Чаще оценивать работу ученика с тетрадью !!! |
Информационные ОУУН | • Активизировать и разнообразить работу с текстами • Давать дифференцированные задания на преобразование информации • Учить анализировать видео- и аудиоинформацию • Давать задания на поиск информации в Интернете |
Мыслительные ОУУН | • Включить в целеполагание учителя цели по формированию конкретных общеучебных навыков на материале конкретной темы |
Уровень и вектор мотивации | • Мотивировать учащихся не только на результат (знания, оценку, возможности), но и на деятельность, учитывая возраст и вектор интересов • Открывать для учеников развивающий смысл заданий, мотивируя их на саморазвитие |
ЛИТЕРАТУРА
- Баранов А.А.. Кучма В.Р. Современный подросток. /Материалы Всероссийской конференции, декабрь 2007, - М.: Издательство НЦЗД РАМН, 2001.- 367с.
- Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2010,-240с
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.192
- Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.-112с.
- Психология здоровья: Учебник для вузов / под редакцией Никифорова Г.С.- СПб.: Питер, 2008.-607с
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной.-6-е изд.-М.: Академический прект,2002.-128с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.-256с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.-320с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2011.- 272с.
- Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях. - М.: ММА имени И.М. Сеченова, 1996.-282с.
- Хрипкова А.Г. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьников. - М., 1997. - 112 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2009.-384 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. М.: Педагогическое общество России, 2002.- 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие «Рекомендации по использованию поэтических произведений о природе для лексического развития старших дошкольников»
Данное пособие может быть использовано преподавателями педагогических колледжей, студентами и воспитателями ДОУ для практической деятельности. Оно имеет практическое назначение для обогащения лексики ...
Учебное пособие «Рекомендации по использованию поэтических произведений о природе для лексического развития старших дошкольников»
Данное пособие может быть использовано преподавателями педагогических колледжей, студентами и воспитателями ДОУ для практической деятельности. Оно имеет практическое назначение для обогащения лексики ...
Проектная работа студентов колледжа "Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств" - "These babies are born too soon, but they are not born to die"
Проект подготовили: Герасимова Светлана, Маркович Артем Руководитель проекта: Дроздова Л.И. VI Городская конференция по иностранному языку «Медицина поистине есть са...
Методическая разработка классного часа«Много есть чудес на свете, человек — их всех чудесней»
Методическая разработка классного часа о чудесах из металлов ,сотворенных Мастерами для людей ....
Два мира есть у человека
Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей....
Сценарий «Человек есть тайна» литературно-музыкальная композиция
Мы представляем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию «Человек есть тайна», посвящённую 200-летнему юбилею великого русского писателя, Федора Михайловича Достоевского. Достоев...
Городская олимпиада по дисциплине Анатомия и физиология человека «Познай самого – Cognosce te ipsum»
В ноябре 2021 студенты нашего колледжа приняли участие в Городская олимпиада по дисциплине Анатомия и физиология человека «Познай самого – Cognosce te ipsum», организованной ГБПОУ ДЗ...