Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
план-конспект урока

Болотова Наталья Алексеевна

Конспект урока мира природы и человека в 3 классе спец. кор. школы. Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении  и работе лёгких.

На изучение данной темы в программе отводится 1 час. Конспект урока подготовлен в соответствии с рекомендациями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который предполагает деятельностный характер обучения. Деятельностный характер обучения на данном уроке прослеживается через использование таких современных педагогических технологий как ИКТ, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, практическая работа. Продуктивной деятельности учащихся способствуют различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями, практические опыты), игровые моменты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_dyhanie.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока мира природы и человека

по теме «Дыхание человека. Элементарные представления о строении

и работе лёгких»

 3 класс

Н. А. Болотова,

учитель начальных классов,

 

Тема урока: дыхание человека. Элементарные представления о строении  и работе лёгких.

Цель: формировать первичные представления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека.

Задачи: 1.  Дать представление о дыхании, строении дыхательной системы человеческого организма и ее функциях.

2. Развивать навыки речевого общения, умение  слушать собеседника, обмениваться друг с другом информацией по теме.

3. Воспитывать культуру учебного труда, чувство взаимопомощи, бережное отношение к собственному здоровью.

Оборудование: слайдовая презентация, рабочие карты, конверты со схематичными изображениями органов дыхания и карточками с их названиями, картинка с изображением солнца, воздушные шарики.

Ход урока.

I.Организационно-подготовительный этап.

- Здравствуйте, ребята! У каждого из нас сейчас своё настроение: кто-то возбуждён, кто-то удивлён, кто-то спокоен. Давайте отвлечёмся и вспомним что-нибудь хорошее.

- Попробуем пронести хорошее настроение через весь урок. В этом нам поможет солнышко.

    На доску вывешивается картинка с изображением солнца.

- Солнце – символ радости, тепла и хорошего настроения. Пусть это солнышко сопровождает нас на протяжении всего урока.

- Сегодня на уроке мне понадобятся ваше внимание, помощь и поддержка. У нас будет много интересной работы.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, занимательным, познавательным, научным…)

- Что бы вы хотели пожелать друг другу на уроке? (Прочных знаний, правильных ответов, дружной работы)

- И я желаю вам всем удачи, успехов, и преодоление трудностей.

II.Основной этап.

1.Проверка домашнего задания.

- Перед изучением нового материала, нам нужно проверить  домашнее задание. Вам нужно было составить рассказы про определённых животных, картинки с изображением которых каждый из вас выбрал в конце прошлого урока.

   Учащиеся рассказывают о заданных животных.

2.Актуализация опорных знаний.

- Ребята, в этом учебном году на уроках мира природы и человека  мы с вами уже говорили о животных и растениях.

- Кстати, а почему у нас в классе так много растений? (Чтобы было красиво, чтобы был чище воздух в классе).

- Правильно. В классе много чистого воздуха, который дают растения.

- А зачем нам чистый воздух? (Чтобы легче дышать).

- Правильно, чистый, свежий воздух нам нужен для дыхания.

- Итак, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О дыхании человека).

- Эту тему я выбрала не случайно. Какой болезнью, последнее время, болеет много людей? (Коронавирус).

- Да, коронавирус – это очень серьёзное заболевание. И в первую очередь коронавирусная инфекция поражает органы дыхания.

- Сегодня на уроке мы постараемся ответить на несколько вопросов.

   Вопросы поочерёдно появляются на слайде. Учитель читает их.

1.Какие органы относятся к органам дыхания?

2. Как мы дышим?

3.Что полезно для органов дыхания?

- По ходу нашей работы вы будите заполнять специальные рабочие карты.

   Педагог раздаёт ученикам рабочие карты.

3.Изучение нового материала.

- Дыхание. А вы смогли бы обойтись без дыхания? (Нет)

- Попробуйте задержать дыхание на некоторое время.

     Учащиеся выполняют опыт.

- Нам сразу хочется сделать вдох. Без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха не проживёт и нескольких минут. В воздухе находится невидимый газ – кислород. Кислород необходим всем живым существам. Человек дышит всегда – когда работает, когда гуляет, когда спит. Дыхание происходит при помощи целой системы органов.

- Давайте проследим, куда движется воздух при дыхании. Для этого закройте, пожалуйста, рты. Сделайте глубокий - глубокий вдох и почувствуйте, куда движется воздух. Выдох. Ещё вдох.

   Учащиеся делают несколько вдохов – выдохов.

- Куда сначала попадает воздух? (В нос).

- Скажите, а может ли воздух попасть в рот? (Может).

- И зачем только они нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь, да нос расшибешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали - носовой. Дышать мы и ртом можем. Так?

- Так, да не так. Оказывается, нос нужен не только для красоты. Нос наш не менее важен, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему?

   Ответы детей.

- Я вас приглашаю поближе познакомиться со своим носом. Возьмите зеркало и рассмотрите свой нос. Загляните внутрь.

- Что вы там видите?

   Ответы детей.

- В носу есть два канала. Как они называются? (Ноздри).

- Какого цвета стенки носа внутри? (Розовые).

- Почему? (Потому, что там много кровеносных сосудов).

- Что вы ещё заметили? (Волоски).

- Как думаете, зачем они нужны? ( Волоски задерживают пыль и другие мелкие частицы).

- Стенка носа внутри сухая или влажная?

Возьмите салфетку на палец и промокните нос внутри. Что видите?

 Ответы детей.

- Эта влага называется слизь. Она нам очень нужна. В слизи есть вещества, которые убивают микробы. Поэтому воздух, который идёт дальше, уже не содержит микробов.

   - А теперь поднесите ладонь ко рту. Тихо, медленно подышите через открытый рот на ладонь.

   Учащиеся выполняют задание.

- Какой воздух вы чувствуете? (Тёплый)

- Мы все живые - люди и тепло находится внутри нас. Тот, кто дышит через рот, выпускает из себя много тепла. Поэтому, чтобы сохранять свое тепло, быть здоровым, не простывать - лучше дышать носом.

- Итак, когда мы делаем вдох, воздух попадает в нос. В носу воздух согревается и очищается. Очищенный и согретый воздух идёт дальше по органам дыхания.

   На слайде появляется рисунок силуэта человека и изображённая на нём носовая полость.

- Давайте запишем в наших рабочих картах первый орган, куда попадает воздух при вдохе.

    Учащиеся делают запись в рабочих картах.

-  Из носа воздух идёт дальше. Как вы думаете куда?

  Ответы детей.

- Воздух идёт в дыхательную трубку, которая идёт через горло ниже.

Пощупайте эту трубку на себе. Погладьте её. Какая она на ощупь?

  Ответы детей.

- Эта дыхательная трубка называется – трахея.

   На слайде -  схема органов дыхания и слово «трахея». Хором читают слово. Записывают слово «трахея» в рабочие карты.

- В трахее много твёрдых колечек. Посмотрите, что было бы, если бы трахея  была мягкой.

     Учитель дует в полиэтиленовый пакет без дна,  стенки пакета при выдохе слипаются.

- А теперь попробуйте вы.

Учащиеся выполняют опыт.

- Так что было бы, если бы трахея была мягкой? (Мы не могли бы дышать).

- Трахея разделяется на две трубки, которые называются бронхи.

   Слайд со словом «бронхи». Хором читают слово. Записывают слово «бронхи» в рабочие карты.

- Давайте отдохнём и поможем воздуху идти дальше по  нашему организму.

Физкультминутка.

      Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
     Выходи гулять! (машут руками)
     Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
     Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)
     Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
     Чистого-пречистого воздуха найду! (потирают руки)
     Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
     Самого полезного  воздуха найду! (руки накрест к плечам)
     Если вместе с папой  в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
     Самого чистейшего  воздуха найду! («фонарики»)

- Из бронхов воздух попадает в самый главный орган дыхания. Это лёгкие.

- Лёгкие расположены в грудной клетке. Вначале давайте, обследуем, как устроена грудная клетка.

- Какая на ощупь грудная клетка?

      Дети обследуют на себе, и убеждаются, что грудная клетка ребристая.

- Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух.

  Учащиеся выполняют.

- Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие. А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.

Учащиеся выполняют.

- Нос, трахею, рёбра мы можем увидеть или почувствовать. А лёгкие не можем, они находятся внутри. Давайте рассмотрим их на нашей схеме.

   На слайде -  схема органов дыхания и слово «лёгкие». Хором читают слово.

- Лёгких у нас два. Посмотрите, какие они большие. В них воздух то заходит, то выходит. Работают легкие, как мешки – гармошки: то расширяются, то сжимаются.

  Записывают слово «лёгкие» в рабочие карты.

- Давайте выполним ещё один опыт и увидит, как работают наши лёгкие.

    Детям раздаются воздушные  шарики и они должны надуть шарик при помощи только одного выдоха.

- Вот какие красивые шарики у вас получились. Но у всех шарики разные по размеру. Чем сильнее ваши лёгкие, тем больше получились шарики. Молодцы!

- Органы дыхания человека проделывают огромную работу. Им можно и нужно помогать в этой важной и трудной деятельности.

   На слайде поочерёдно появляются по 2 утверждения. Учащиеся читают их и выбирают правильное. Неправильный вариант убирается.

1.Дышать через нос.    Дышать через рот.

2. Реже бывать на свежем воздухе.    Чаще бывать на свежем воздухе.

3.Заниматься спортом.   Не заниматься спортом.

4. Не проветривать помещение. Часто проветривать комнату.

5. Не курить.   Курить.

   В итоге на общем слайде появляются все пять правильных вариантов ответов.

- Эту памятку я распечатаю, и вы раздадите ребятам нашего этажа и своим друзьям.

4.Закрепление изученного материала.

- Давайте вспомним весь путь, который проходит воздух по нашему организму.

   Каждый учащийся получает конверт. В конвертах  - схематичные изображения органов дыхания и карточки с названиями этих органов.

- Возьмите конверты. Посмотрите, что в них. Разложите картинки так, чтобы было видно, как воздух поступает в наш организм при вдохе. Разложите рядом карточки с названиями органов.

  Учащиеся на партах собирают схематичное изображение дыхательной системы.

- Итак, ребята, мы проследили путь воздуха по нашему организму. Так для чего нам нужны органы дыхания?

   Ответы детей.

- Верно, органы дыхания доставляют в наш организм  воздух. А он нам нужен, чтобы дышать и жить. Ведь не зря про того, кто важен и дорог говорят: «Необходим, как воздух!».

III.Заключительный этап.

- О чём мы говорили на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

    Домашнее задание.

Дети получают карточку, на которых им нужно в два столбика записать, как движется воздух при вдохе и выдохе. (Денис должен записать только путь воздуха при вдохе).

   Оценка работы учащихся на уроке.

-  В ходе всего урока нам светило солнышко.  Оно старалось, поддержать ваше настроение. Давайте добавим лучиков нашему солнышку. Если вам урок понравился, прикрепите к солнышку красный лучик. Если вам не понравился урок -  возьмите синий лучик.

      На слайде появляются цветные лучики  с их расшифровкой.

- Какое красивое, яркое  солнышко у нас получилось.

      Слайд с надписью «Спасибо за работу!»

    На изучение данной темы в программе отводится 1 час.

     Конспект урока подготовлен в соответствии с рекомендациями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который предполагает деятельностный характер обучения. Деятельностный характер обучения на данном уроке прослеживается через использование таких современных педагогических технологий как ИКТ, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, практическая работа. Продуктивной деятельности учащихся способствуют различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные, практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями, практические опыты), игровые моменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по французскому языку в 6 классе по теме: «Les distractions»

Данный материал представляет собой конспект урока в 6 классе по теме "Развлечения"...

Конспект урока по французскому языку в 5 классе по теме: “Le repas et la cuisine française”

В данном материале представлен конспект урока в 5 классе по теме "Le repas et la cuisine française"  с предоставленными материалами ИКТ....

конспект урока по разделу: развитие речи и ознакомление с окружающим миром тема: «Зимние забавы»

конспект урока по разделу: развитие речи и ознакомление с окружающим миром тема:  «Зимние забавы»...

Открытый урок с учеником третьего класса фортепианного отдела МОУДОД «ДШИ» г. Отрадное (методическая разработка). Преподаватель Кремнева Ирина Владимировна. Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы».

Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы» Цель урока: воспитательная, образовательная, развивающая. Воспитательная.а) расширять кругозор учащегосяб...

Конспект урока по Информатике ФГОС "Человек и информация" с элементами робототехники, Н.В.Матвеева, 3 класс

Конспект урока по информатике для 3 класса по программе Н.В. Матвеевой построен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок содержит практическую работу по изучению работы датчиков Lego WeDo....

План – конспект интегрированного логопедического занятия и урока «Мир природы и человека» для обучающихся 3 К класса с лёгкой и умеренной умственной отсталостью (1 – 4 класс).

Тема: «Жизнь лесных зверей зимой».Класс: 3К.Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.Цель: формирование представлений учащихся о жизни лесных животных в зимний период....