Сценарий "Пели Ангельские хоры"
творческая работа учащихся
Рождественское представление-концерт "Пели Ангельские хоры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_pdshi_ddyut_i_dk.doc | 80 КБ |
rozhdestvenskiy_stsenariy_2018_1.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Пикалевская детская школа искусств»
СОВМЕСТНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПИКАЛЕВСКОЙ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ,
ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ ГОРОДА ПИКАЛЕВО,
ДВОРЦА ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Пели ангельские хоры»
Руководитель проекта:
Матиевская Марина Павловна
Творческая группа:
Хоровые коллективы и солисты
Вокально-хорового отделения
ПДШИ
НСК «Хор ветеранов труда и
правоохранительных органов» МУК ДК
Вокальный ансамбль « Возрождение»
Молодежный академический хор города Пикалево
Театральная студия «Лукоморье» ДДЮТ Всеволожского р-на
ПИКАЛЕВО
2018
Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Огромная роль в воспитании детей всегда отводилась музыке. Приобщая детей к музыкальному миру, мы способствуем воспитанию у них нравственно-этических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей. Решающую роль в развитии личности ребенка играет любая творческая деятельность, в т.ч. коллективное музицирование (хоровое и ансамблевое пение), сольное исполнительство.
В последние годы произошли изменения в практике образования, стали необходимыми новые методы и формы обучения, которые призваны развивать исследовательские навыки учащихся, формировать активную позицию каждого ребенка в рамках сотрудничества и совместного коллективного тврчества.
Данный «учебный проект» нужно рассматривать как форму взаимодействия учащихся разновозрастных хоровых коллективов с руководителями хора, сотрудниками другого учреждения и между собой. В нем ярко демонстрируется использование форм урочной и внеурочной деятельности учащихся, включающих в себя как сольное исполнительство, коллективное музицирование, так и выполнение самостоятельных творческих работ, поисков.
Идея этого проекта появилась в ходе подготовки репертуарных программ учащихся сольного отделения, хоровых коллективов нашей школы (младшего и старшего хора инструментального отделения, концертного хора «Жемчужинка», старшего хора «Радуга») к приближающемуся празднику Рождества. При взаимодействии с хоровыми коллективами и солистами других учреждений, которые также готовили праздничную концертную программу, посвященную этому событию, у руководителей этих коллективов возникло желание объединиться. Поскольку хоровые коллективы, солисты постоянно расширяют круг общения благодаря многочисленным поездкам на конкурсы, возникла идея пригласить для участия в проекте коллективы из Санкт-Петербурга и области (Всеволожского района), с которыми у них сложились дружеские отношения: это Молодежный хор из Санкт-Петербурга и театральная студия Лукоморье из Дома детского и юношеского творчества Всеволожского района.
Празднование этого события, проникновение в суть этого праздника, отмечаемого во всем мире, объединяет многих людей, их творческие силы и способности в едином стремлении к любви, добру и свету.
Мировая музыкальная культура - и народная, и классическая, и современная - в основе своей несет это высочайшее духовное содержание, начиная от Рождества Христова-до современности.
После прослушивания репертуара различных коллективов и солистов появилась мысль дополнить и объединить произведения духовной музыки разных эпох и стилей в одной концертной программе.
Но как просто и доходчиво рассказать об этом празднике? Как привить детям любовь к духовной музыке? Научить видеть в ней то ценное, вечное, непреходящее, что наполняет нашу жизнь высоким смыслом?
Как донести духовное содержание и смысл исполняемой музыки, ставшей такой понятной и любимой для самих исполнителей, - до неискушенных слушателей.
Именно эту задачу решает создание и реализация данного проекта. Представление-концерт Рождественская история «Пели Ангельские хоры» даст каждому участнику возможность проявить свои интеллектуальные способности в области музыкального искусства поделиться своим творчеством, попробовать свои силы в различных областях и жанрах музыкально-театрального искусства.
Методический паспорт проекта.
Название проекта: Рождественский концерт-представление «Пели ангельские хоры».
Руководители проекта:
Преподаватель: Матиевская Марина Павловна
Консультанты: Червева Наталья Михайловна, Кубасова Жанна Юрьевна, концертмейстеры: Хрущева Елена Геннадьевна, Раннева Земфира Юрьевна, режиссер Арутюнова Татьяна Павловна, хормейстеры: Валиев Рустэм Радисович, Нестеренко Елена Александровна.
Учебный предмет: ХОР, СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ
Участники проекта: Хоровые коллективы: младший хор 1-2 классов, хор «Радуга», хоровой ансамбль «Жемчужинка» и солисты вокально-хорового отделения ПДШИ, участники «Хора ветеранов труда и
правоохранительных органов» МУК ДК, солисты вокального ансамбля «Возрождение», участники молодежного академического хора города Пикалево, юные артисты Театральной студии «Лукоморье» ДДЮТ Всеволожского р-на, преподаватели и руководители творческих коллективов.
Возраст участников: 6-9 лет, 7-15 лет, 16-18 лет, 15-26 лет, 27 лет и старше.
Количество учеников: 97 человек
Тип проекта: творческий
Уровень творчества: исполнительский
По содержанию: межпредметный
Продолжительность работы над проектом: учебный год.
Заказчик проекта: МБОУ ДО «Пикалевская детская школа искусств» г. Пикалево Бокситогорского района Ленинградской области, Муниципальное учреждение культуры «Дворец культуры города Пикалево».
Актуальность проекта:
В рамках реализации дополнительных образовательных и учебных программ на уроках специальности (сольное пение, хор) в школе искусств дети получают и развивают навыки академического пения, изучают вокальный и хоровой репертуар светского и духовного содержания.
Участвуя в конкурсах и концертах солисты, ансамбли и хоры исполняют лишь его малую часть, чаще - светскую музыку. Создавая тематическую концертную программу, состоящую из произведений духовной музыки, мы можем её обоснованно исполнить в ходе реализации данного проекта, поднимая при этом высоконравственные проблемы, затрагивая самые тонкие струны души как участников, гак и зрителей.
Цель проекта - погрузить учащихся, а также всех участников в атмосферу сотворчества, подготовить и исполнить концертную программу из произведений духовной музыки разных эпох, народов, стилей и жанров.
Цель проекта - погрузить учащихся в атмосферу сотворчества, подготовить и исполнить концертную хоровую программу из произведений разных народов мира.
Задачи:
Образовательные:
– познакомить учащихся с музыкальными традициями разных народов мира;
- расширить музыкальный кругозор учащихся и репертуар коллектива.
Воспитательные:
– воспитывать коммуникативность, артистичность, творческое отношение к учению;
- активизировать познавательную деятельность; укреплять интерес к предмету.
Развивающие:
– развивать исследовательские и ораторские умения; творческие и исполнительские навыки;
- активизировать способность учащихся работать индивидуально и в коллективе.
- уметь синтезировать различные виды искусств в творчестве.
Ресурсное обеспечение проекта:
- нотные сборники; Интернет-ресурсы;
- аудио-, видеокассеты; CD-диски;
- технические средства: музыкальный центр, DVD-проигрыватель, ТВ, компьютер;
- рояль (пианино).
-5-6 микрофонов на стойке, 2 головных микрофона, 1 -3 радиомикрофона;
сценический свет (рампа, специфический свет);
Методическое сопровождение проекта:
- подборка вокальных произведений о Рождестве;
- подборка стихов о Рождестве;
- рефераты, сообщения об особенностях духовной Рождественской музыки разных времен и народов;
- детские рисунки на тему Рождества
Ресурсное обеспечение проекта:
- нотные сборники; Интернет-ресурсы;
- аудио-, видеокассеты; CD-диски;
- технические средства: музыкальный центр, DVD-проигрыватель, ТВ, компьютер, интерактивная доска (экран) для презентаций в большом зрительном зале;
- сцена с кулисами;
- звукоаппаратура;: 5-6 микрофонов на стойке, 2 головных микрофона, 1 радиомикрофон;
- сценический свет (рампа, специфический свет);
- рояль (пианино).
Методическое сопровождение проекта:
подборка вокальных произведений о Рождестве;
подборка стихов о Рождестве;
рефераты, сообщения об особенностях духовной Рождественской музыки разных времен и народов;
детские рисунки на тему Рождества.
Планируемый результат:
- - развитие познавательного интереса у детей, расширение музыкального кругозора;
- положительно-эмоциональное и осознанное отношение к произведениям духовной классической, народной и современной музыки зарубежных и русских композиторов;
- вовлечение каждого участника в познавательную и творческую исполнительскую деятельность.
- Продукт проекта:
- создать театрализованный рассказа о Рождестве, перемежающийся смысловыми концертными номерами и завершающийся концертом солистов, ансамблей и хоровых коллективов школы, города и области который будет показан для всех слоев населения, а также может быть вывезен для показа в других поселениях и городах, имеющих приемлемые технические условия.
Этапы работы над проектом:
1. Погружение в проект.
2. Организация деятельности.
3. Осуществление деятельности.
4. Презентация результатов.
Работа над проектом.
1.Погружение в проект (подготовительный этап).
Учащиеся отделения сольного пения часто выступают на различных концертных площадках, участвуют в концертных программах, конкурсах и т.д. Но выступаю'!', как правило, учащиеся старших классов, уже имеющие достаточно высокий исполнительский уровень, сценический опыт. Как добиться всего этого начинающим солистам? Как им завоевать зрительские симпатии? Такая же ситуация обстоит и с хоровыми коллективами. Хоры инструментального отделения редко выступают на больших сценах, участвуют в интересных мероприятиях, концертах. Но все дети очень любят петь. В нашем городе во Дворце культуры традиционно проходят Рождественские концерты, в которых звучит вокальная и хоровая музыка.
А что, если и нам принять участие в этом празднике? А, может, придумать и создать свой сценарий и объединиться с ведущими коллективами и солистами? Польше узнать об этом празднике, традициях его празднования?
2.Организация деятельности (поисково-исследовательский этап).
На данном этапе формируются проектные группы учащихся по нескольким направлениям:
- Подбор репертуара для солистов;
- Подбор репертуара для камерного ансамбля (дуэта);
- Побор и прослушивание репертуара для хоров;
- Подбор поэтического материала.
- Договор о сотрудничестве с творческими коллективами города Пикалево, Санкт-Петербурга и области.
Право окончательного выбора «музыкального репертуара для разучивания», стихов, утверждение театрализованной части проекта руководитель оставляет за собой.
Каждая группа занималась сбором информации, обсуждала и анализировала её.
Учащиеся старших классов сольного отделения подбирали вокальный репертуар (советуясь и прослушивая его со мной) для сольного исполнения, соответственно последовательности Библейских событий.
Участники вокального ансамбля также искали репертуар для открытия концертной части; учащиеся хоров подбирали песни и стихи на Рождественскую тему.
Родители помогали приобрести театральные атрибуты для инсценировки подобранной песни.
Учащиеся инструментального и хорового отделения (ведущие и главные герои театральной части) были ответственными за театральную окантовку (подбор реквизитов, костюмов, разучивание текста, репетиции).
Поскольку проект является совместным с ДК, то постановочную часть (подбор звуковых и световых спецэффектов, создание слайдов и др.) осуществляли звуко- и светооператоры ДК под руководством автора проекта.
3.Осуществление деятельности (практический этап).
После обсуждения и утверждения найденного материала (вокального репертуара) осуществляется самостоятельная работа учащихся по проектным заданиям (в ансамбле и индивидуально) - разбор и разучивание вокальных произведений самостоятельно, затем - с педагогом.
«Актерская группа» (ведущие и главные герои) утверждается и разучивает сценарный текст по ролям, придумывая и отрабатывая сцендвижения.
Учащиеся старшего хора прослушивают стихи, подобранные учащимися младшего хора, мы вместе утверждаем самые лучшие стихи и чтецов.
На уроках специальности, ансамбля и хорах разучивается подобранный и утвержденный репертуар.
Репетиции отдельных блоков будущего представления проходят на сцене по намеченному графику. Наконец, после отработки всех блоков (сценарий разделен на блоки) начинаются сводные репетиции со светом и световыми спецэффектами.
В конце подготовки проходит генеральная репетиция с участниками концертного блока прослушивание концертной программы с микрофонами, выходами и уходами солистов и хоровых коллективов.
В день представления приезжают коллективы из Санкт-Петербурга (Академический молодежный хор «Благовестие») и Всеволожского района (театральная студия «Лукоморье»). С утра на сцене репетиции спектакля «Что такое Рожлество», установка декораций и реквизита, репетиция сводной финальной песни. Родители готовят подарки всем участникам проекта.
4. Презентация результатов (заключительный э тап).
Рождественское представление-концерт «Пели Ангельские хоры» был подготовлен и стал достойным завершением проекта.
Первыми слушателями концертной программы стали родители, друзья, одноклассники, любимые учителя всех участников проекта, преподаватели Пикалевской Детской школы искусств, работники Администрация города, а также городские жители.
Все артисты ждали этот день, были воодушевлены и радостны. Много теплых слов прозвучало в адрес участников, некоторые зрители уходили с трогательными слезами па глазах.
На следующий день уже появились теплые отзывы и фотографии в прессе, в интернете на информационном сайте нашего города.
Итоги проекта.
Совместное творчество ещё больше сплотило все коллективы города. В процессе подготовки проекта учащиеся сольного отделения, хоров взяли на себя роль «исследователей и музыковедов», актеров, с удовольствием выступали не только перед своими сверстниками, а так же стали наставниками для учащихся младших классов сольного отделения, младшего хора, а начинающие юные музыканты смогли поучаствовать в концерте на большой сцене города.
Создание одной большой концертной программы в сочетании с театральной постановкой стало интересным событием в культурной жизни города, явилось мощным стимулом к результативному обучению.
Перспектива развития проекта.
Представление-концерт Рождественская история «Говорящая Книга» может исполняться на сценах других городов и для всех слоев населения, так как музыка, звучащая в нем о непреходящих человеческих ценностях, о возвышенной любви, об истинном Свете.
Музыкальные номера-вставки, концертные произведения, стихи можно изменять, дополнять, обновляя и украшая сценарий представления-концерта.
Список используемой литературы.
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.- Москва, 2000
- Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях.- издательство «Аркти» Москва, 2011
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. В.С. 11олат. - М.: Издательский центр «Академия», 2003
- Интернет-ресурсы.
Предварительный просмотр:
Сценарий Рождественского представления-концерта
«Пели Ангельские хоры»
25 декабря 2018 год.
Слова Ведущей:
Еще те звезды не погасли,
Еще заря сияет та,
Что озарила миру ясли
Новорожденного Христа
Тогда, ведомые звездою,
Чуждаясь ропота молвы,
Благоговейною толпою
К Христу стекалися волхвы…
Пришли с далекого Востока,
Неся дары с восторгом грез,
И был от Иродова ока
Спасен властительный Христос.
Прошли века… И Он распятый,
Но все по-прежнему живой
Идет, как истины глашатай,
По нашей пажити мирской;
Идет, по-прежнему обильный
Святыней, правдой и добром,
И не поборет Ирод сильный
Его предательским мечом…
- «Радостный день Рождества». Исп. сводный хор. (без объявления)
- Рождественский спектакль «Что такое Рождество» театральной студии «Лукоморье». Режиссер Арутюнова Т. П.
- «Радуйся, мир, Господь грядет!». Исп СПб хор «Благовестие» Руководитель Рустэм Валиев, концертмейстер Земфира Раннева
Слова Ведущей: « Ныне родился вам Спаситель! – Говорит Господь в Своем Божественном Писании. И хочется продолжить словами святителя Льва Великого :«Сколь же великое ликование об этом неописуемом деянии Божественной любви следует питать уничиженности человеческой, когда ему так радуются небесные Ангелы! Возрадуемся, возлюбленные, о Господе и преисполнимся духовной радостью, ибо воссиял для нас день нового искупления, древнего замысла и счастья вечного!»
Мы продолжаем наш Рождественский концерт.
Исп.анс. Учащихся 2 класса хорового отд-я школы искусств г. Пикалева .Дирижер Марина Матиевская, концертмейстер Елена Хрущева
- И. Бах «Душа моя поет»
- «Маленький Иисус»
Исп. Младший хор хор. Отд-я,дуэт скрипки и виолончели (Сестры Небоготовы Алена и Надежда)
- М. Малевич «Колыбельная»
Хор «Радуга». Дирижер Н.Червева, концертмейстер Евгения Комарова
- MaryLunnLightfoot «Donanobis» Исп. Ансамбль хора
- Ю. Чичков «Волшебный цветок»
- Виктор Плешак «Рождественская песня» -------------------------------- Хоровой ансамбль «Жемчужинка» Ж. Кубасова -
- Спиричуэлс «Всюночь, весь день»
- Ф. Мендельсон-Бартольди «TuleruntDominummeum»
- А. Пахмутова, сл. А. Добронравова «Вера»
Хор ветеранов. Руководитель и дирижер Е. Нестеренко, концертмейстер Елена Хрущева
- Тропарь Рождества
- Рождественский кант «Небо и земля»
Стихи читает Елена Мезенева:
Спускалась тихо Божья Благодать,
Всё покрывая белым одеяньем...
И сердце начинало расцветать -
От переливов нежного сиянья...
На фоне перламутровых небес -
Прекрасный храм в лиловом обрамленьи...
И серебрится зимней сказкой лес,
Отбрасывая бронзовые тени...
Природа, словно в царстве хрусталя, -
Мне видится поистине нетленной...
И в этот миг уставшая земля -
Покажется всецело совершенной...
Исп. Ансамбль «Возрождение»
- П. Чесноков «Свете тихий»
- П. Чесноков «Хвалите имя Господне»
Слова Ведущей:
О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени предвечный,
Без лиц, в Трех Лицах Божества!
Дух всюду Сущий и Единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы нарицаем — Бог! (Из оды «Бог» Гавриила Державина)
Исп. Христианский Молодежный хор г. Пикалева. Дирижер Марина Матиевская, концертмейстер ЪемфираРаннева.
- Я. Гильберт «Вифлеемские ясли»
- Инстументальная пьеса «Ближе, Господь, к Тебе». Исп. Галина и Людмила Мироновы
- С. Воробьев, сл. И.Крышко «Сошёл на землю»
Слова Ведущей: Взаключене нашего концерта хочется еще раз поздравить вас с Родеством Христовым! «О !Да откроются ваши сердца и да прославят Его все уста, Он нам Спасителя дал!»
- Финальная сводная песня «Рождество»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический комплекс "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях с хором"
В этом сборнике собран материал по теме, которая сейчас является наиболее актуальной. Здоровьесбережение учеников и учителей одна из главных задач в современной школе.Практическая цель сборника ...
Методическое сообщение - Некоторые аспекты работы с подготовительным хором
В моей хоровой практике работе с начинающими хористами уделяется особое внимание. В первый год обучения у них формируются базовые знания об исполнительском искусстве и закладываются практические навык...
Распевания в младшем хоре мальчиков
Данная методическая статья рассматривает методы и приемы вокально-хоровой работы с детьми 7-8 лет в младшем хоре мальчиков. Опираясь на физиологи...
Роль современных образовательных технологий в развитии творческих способностей обучающихся на уроках хора в МВМУ
В настоящей методической работе рассматриваются вопросы хорового исполнительства и организации творческой деятельности самодеятельного юношеского хора суворовцев Московского военно...
"Битво хоров"
Внеклассное мероприятие по музыке для учащихся 5-11кл.- "Битва хоров"...
Методическая разработка для старшего хора в детской школе искусств на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре"
Методическая работа на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре" реализуется в рамках дополнительной предпрофессиональной образовательной программы по учебному предме...