Сценарий "Пели Ангельские хоры"
творческая работа учащихся

Матиевская Марина Павловна

Рождественское представление-концерт "Пели Ангельские хоры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования            

«Пикалевская детская школа искусств»

СОВМЕСТНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ   ПРОЕКТ

ПИКАЛЕВСКОЙ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ,

ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ ГОРОДА ПИКАЛЕВО,

ДВОРЦА ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Пели ангельские хоры»

Руководитель проекта:

Матиевская Марина Павловна

Творческая группа:

Хоровые коллективы и солисты

Вокально-хорового отделения

ПДШИ

НСК «Хор ветеранов труда и

правоохранительных органов» МУК ДК

Вокальный ансамбль « Возрождение»

Молодежный академический хор города Пикалево

Театральная студия «Лукоморье» ДДЮТ Всеволожского р-на

ПИКАЛЕВО

2018

Пояснительная записка

       В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Огромная роль в воспитании детей всегда отводилась музыке. Приобщая детей к музыкальному миру, мы способствуем воспитанию у них нравственно-этических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей. Решающую роль в развитии личности ребенка играет любая творческая деятельность, в т.ч. коллективное музицирование (хоровое и ансамблевое пение), сольное исполнительство.

В последние годы произошли изменения в практике образования, стали необходимыми новые методы и формы обучения, которые призваны развивать исследовательские навыки учащихся, формировать активную позицию каждого ребенка в рамках сотрудничества и совместного коллективного тврчества.

Данный «учебный проект» нужно рассматривать как форму взаимодействия учащихся разновозрастных хоровых коллективов с руководителями хора, сотрудниками другого учреждения и между собой. В нем ярко демонстрируется использование форм урочной и внеурочной деятельности учащихся, включающих в себя как сольное исполнительство, коллективное музицирование, так и выполнение самостоятельных творческих работ, поисков.

Идея этого проекта появилась в ходе подготовки репертуарных программ учащихся сольного отделения, хоровых коллективов нашей школы (младшего и старшего хора инструментального отделения, концертного хора «Жемчужинка», старшего хора «Радуга») к приближающемуся празднику Рождества. При взаимодействии с хоровыми коллективами и солистами других учреждений, которые также готовили праздничную концертную программу, посвященную этому событию, у руководителей этих коллективов возникло желание объединиться. Поскольку хоровые коллективы, солисты постоянно расширяют круг общения благодаря многочисленным поездкам на конкурсы, возникла идея пригласить для участия в проекте коллективы из Санкт-Петербурга и области (Всеволожского района), с которыми у них сложились дружеские отношения: это Молодежный хор из Санкт-Петербурга  и театральная студия Лукоморье из Дома детского и юношеского творчества Всеволожского района.

Празднование этого события, проникновение в суть этого праздника, отмечаемого во всем мире, объединяет многих людей, их творческие силы и способности в едином стремлении к любви, добру и свету.

Мировая музыкальная культура - и народная, и классическая, и современная - в основе своей несет это высочайшее духовное содержание, начиная от Рождества Христова-до современности.

После прослушивания репертуара различных коллективов и солистов появилась мысль дополнить и объединить произведения духовной музыки разных эпох и стилей в одной концертной программе.

Но как просто и доходчиво рассказать об этом празднике? Как привить детям любовь к духовной музыке? Научить видеть в ней то ценное, вечное, непреходящее, что наполняет нашу жизнь высоким смыслом?

Как донести духовное содержание и смысл исполняемой музыки, ставшей такой понятной и любимой для самих исполнителей, - до неискушенных слушателей.

Именно эту задачу решает создание и реализация данного проекта. Представление-концерт Рождественская история «Пели Ангельские хоры» даст каждому участнику возможность проявить свои интеллектуальные способности в области музыкального искусства поделиться своим творчеством, попробовать свои силы в различных областях и жанрах музыкально-театрального искусства.

Методический паспорт проекта.

Название проекта: Рождественский концерт-представление   «Пели ангельские хоры».

                                                             

Руководители проекта: 

Преподаватель: Матиевская Марина Павловна

Консультанты: Червева Наталья Михайловна, Кубасова Жанна Юрьевна, концертмейстеры: Хрущева Елена Геннадьевна, Раннева Земфира Юрьевна, режиссер Арутюнова Татьяна Павловна, хормейстеры:  Валиев Рустэм Радисович, Нестеренко Елена Александровна.

Учебный предмет:   ХОР, СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ

Участники проекта: Хоровые коллективы: младший хор 1-2 классов, хор «Радуга», хоровой ансамбль  «Жемчужинка» и солисты вокально-хорового отделения ПДШИ, участники  «Хора ветеранов труда и

правоохранительных органов» МУК ДК, солисты вокального ансамбля   «Возрождение», участники молодежного академического хора города Пикалево, юные артисты Театральной студии «Лукоморье» ДДЮТ Всеволожского р-на, преподаватели и руководители творческих коллективов.

Возраст участников:  6-9 лет, 7-15 лет, 16-18 лет, 15-26 лет, 27 лет и старше.

Количество учеников: 97 человек

Тип проекта: творческий

Уровень творчества:  исполнительский

По содержанию:  межпредметный

Продолжительность работы над проектом: учебный год.

Заказчик проекта: МБОУ ДО «Пикалевская детская школа искусств» г. Пикалево      Бокситогорского района Ленинградской области, Муниципальное учреждение культуры «Дворец культуры города Пикалево».

Актуальность проекта: 

В рамках реализации дополнительных образовательных и учебных программ на уроках специальности (сольное пение, хор) в школе искусств дети получают и развивают навыки академического пения, изучают вокальный и хоровой репертуар светского и духовного содержания.

     Участвуя в конкурсах и концертах солисты, ансамбли и хоры исполняют лишь его малую часть, чаще - светскую музыку. Создавая тематическую концертную программу, состоящую из произведений духовной музыки, мы можем её обоснованно исполнить в ходе реализации данного   проекта, поднимая при этом высоконравственные проблемы, затрагивая самые тонкие струны души как участников, гак и зрителей.

      Цель проекта - погрузить учащихся, а также всех участников в атмосферу сотворчества, подготовить и исполнить концертную программу из произведений духовной музыки разных эпох, народов, стилей и жанров.

Цель проекта - погрузить учащихся в атмосферу сотворчества, подготовить и исполнить концертную хоровую программу из произведений разных народов мира.

Задачи:

Образовательные:

 – познакомить учащихся с музыкальными традициями разных народов мира;

- расширить музыкальный кругозор учащихся и репертуар коллектива.

Воспитательные:

 – воспитывать коммуникативность, артистичность, творческое отношение к учению;

 - активизировать познавательную деятельность;  укреплять интерес к предмету.

Развивающие:

 – развивать исследовательские и ораторские умения; творческие и исполнительские навыки;

 - активизировать способность учащихся работать индивидуально и в коллективе.

           - уметь синтезировать различные виды искусств в творчестве.

Ресурсное обеспечение проекта:

- нотные сборники; Интернет-ресурсы;

- аудио-, видеокассеты; CD-диски;

- технические средства: музыкальный центр, DVD-проигрыватель, ТВ, компьютер;

- рояль (пианино).

-5-6 микрофонов на стойке, 2 головных микрофона, 1 -3 радиомикрофона;

сценический свет (рампа, специфический свет);

Методическое сопровождение проекта:

  • подборка вокальных произведений о Рождестве;
  • подборка стихов о Рождестве;
  • рефераты, сообщения об особенностях духовной Рождественской музыки разных времен и народов;
  • детские рисунки на тему Рождества

Ресурсное обеспечение проекта:

  • нотные сборники; Интернет-ресурсы;
  • аудио-, видеокассеты; CD-диски;
  • технические средства: музыкальный центр, DVD-проигрыватель, ТВ, компьютер, интерактивная доска (экран) для презентаций в большом зрительном зале;
  • сцена с кулисами;
  • звукоаппаратура;: 5-6 микрофонов на стойке, 2 головных микрофона, 1 радиомикрофон;
  • сценический свет (рампа, специфический свет);
  • рояль (пианино).

Методическое сопровождение проекта:

подборка вокальных произведений о Рождестве;

подборка стихов о Рождестве;

рефераты, сообщения об особенностях духовной Рождественской музыки разных времен и народов;

детские рисунки на тему Рождества.

Планируемый результат:

  • - развитие познавательного интереса у детей, расширение музыкального  кругозора;
  •   положительно-эмоциональное и осознанное отношение к произведениям духовной классической, народной и современной музыки зарубежных и русских композиторов;
  • вовлечение каждого участника в познавательную и творческую исполнительскую деятельность.
  • Продукт проекта:
  • создать театрализованный рассказа о Рождестве, перемежающийся смысловыми концертными номерами и завершающийся концертом солистов, ансамблей и хоровых коллективов школы, города и области который будет показан для всех слоев населения, а также может быть вывезен для показа в других поселениях и городах, имеющих приемлемые технические условия.

Этапы работы над проектом:

1. Погружение в проект.

2. Организация деятельности.

3. Осуществление деятельности.

4. Презентация результатов.

Работа над проектом.

1.Погружение в проект (подготовительный этап).

     

Учащиеся отделения сольного пения часто выступают на различных концертных площадках, участвуют в концертных программах, конкурсах и т.д. Но выступаю'!', как правило, учащиеся старших классов, уже имеющие достаточно высокий исполнительский уровень, сценический опыт. Как добиться всего этого начинающим солистам? Как им завоевать зрительские симпатии? Такая же ситуация обстоит и с хоровыми коллективами. Хоры инструментального отделения редко выступают на больших сценах, участвуют в интересных мероприятиях, концертах. Но все дети очень любят петь. В нашем городе во Дворце культуры традиционно проходят Рождественские концерты, в которых звучит вокальная и хоровая музыка.

А что, если и нам принять участие в этом празднике? А, может, придумать и создать свой сценарий и объединиться с ведущими коллективами и солистами? Польше узнать об этом празднике, традициях его празднования?

     

2.Организация деятельности (поисково-исследовательский этап).

   

На данном этапе формируются проектные группы учащихся по нескольким направлениям:

  1. Подбор репертуара для солистов;
  2. Подбор репертуара для камерного ансамбля (дуэта);
  3. Побор и прослушивание репертуара для хоров;
  4. Подбор поэтического материала.
  5. Договор о сотрудничестве с творческими коллективами города Пикалево, Санкт-Петербурга и области.

Право окончательного выбора «музыкального репертуара для разучивания», стихов, утверждение театрализованной части проекта руководитель оставляет за собой.

Каждая группа занималась сбором информации, обсуждала и анализировала её.

Учащиеся старших классов сольного отделения подбирали вокальный репертуар (советуясь и прослушивая его со мной) для сольного исполнения, соответственно последовательности Библейских событий.

Участники вокального ансамбля также искали репертуар для открытия концертной части; учащиеся хоров подбирали песни и стихи на Рождественскую тему.

Родители помогали приобрести театральные атрибуты для инсценировки подобранной песни.

Учащиеся инструментального и хорового отделения (ведущие и главные герои театральной части) были ответственными за театральную окантовку (подбор реквизитов, костюмов, разучивание текста, репетиции).

Поскольку проект является совместным с ДК, то постановочную часть (подбор звуковых и световых спецэффектов, создание слайдов и др.) осуществляли звуко- и светооператоры ДК под руководством автора проекта.

3.Осуществление деятельности (практический этап).

     

      После обсуждения и утверждения найденного материала (вокального репертуара) осуществляется самостоятельная работа учащихся по проектным заданиям (в ансамбле и индивидуально) - разбор и разучивание вокальных произведений самостоятельно, затем - с педагогом.

«Актерская группа» (ведущие и главные герои) утверждается и разучивает сценарный текст по ролям, придумывая и отрабатывая сцендвижения.

Учащиеся старшего хора прослушивают стихи, подобранные учащимися младшего хора, мы вместе утверждаем самые лучшие стихи и чтецов.

На уроках специальности, ансамбля и хорах разучивается подобранный и утвержденный репертуар.

Репетиции отдельных блоков будущего представления проходят на сцене по намеченному графику. Наконец, после отработки всех блоков (сценарий разделен на блоки) начинаются сводные репетиции со светом и световыми спецэффектами.

В конце подготовки проходит генеральная репетиция с участниками концертного блока прослушивание концертной программы с микрофонами, выходами и уходами солистов и хоровых коллективов.

В день представления приезжают коллективы из Санкт-Петербурга (Академический молодежный хор «Благовестие») и Всеволожского района (театральная студия «Лукоморье»). С утра на сцене репетиции спектакля «Что такое Рожлество», установка декораций и реквизита, репетиция сводной финальной песни. Родители готовят подарки всем участникам проекта.

4. Презентация результатов (заключительный э тап).

Рождественское представление-концерт «Пели Ангельские хоры» был подготовлен и стал достойным завершением проекта.

Первыми слушателями концертной программы стали родители, друзья, одноклассники, любимые учителя всех участников проекта, преподаватели Пикалевской Детской школы искусств, работники Администрация города, а также городские жители.

Все артисты ждали этот день, были воодушевлены и радостны. Много теплых слов прозвучало в адрес участников, некоторые зрители уходили с трогательными слезами па глазах.

На следующий день уже появились теплые отзывы и фотографии в прессе, в интернете на информационном сайте нашего города.

Итоги проекта.

   

Совместное творчество ещё больше сплотило все коллективы города. В процессе подготовки  проекта учащиеся сольного отделения, хоров взяли на себя роль «исследователей и музыковедов», актеров, с удовольствием выступали не только перед своими сверстниками, а так же стали наставниками для учащихся младших классов сольного отделения, младшего хора, а начинающие юные музыканты смогли поучаствовать в концерте на большой сцене города.

Создание одной большой концертной программы в сочетании с театральной постановкой стало интересным событием в культурной жизни города, явилось мощным стимулом к результативному обучению.

Перспектива развития проекта.

Представление-концерт Рождественская история «Говорящая Книга» может исполняться на сценах других городов и для всех слоев населения, так как музыка, звучащая в нем о непреходящих человеческих ценностях, о возвышенной любви, об истинном Свете.

Музыкальные номера-вставки, концертные произведения, стихи можно изменять, дополнять, обновляя и украшая сценарий представления-концерта.

Список используемой литературы.

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.- Москва, 2000
  2.  Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях.- издательство «Аркти» Москва, 2011
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. В.С. 11олат. - М.: Издательский центр «Академия», 2003
  4. Интернет-ресурсы.

                                                               



Предварительный просмотр:

Сценарий  Рождественского представления-концерта

«Пели Ангельские хоры»

25 декабря 2018 год.

Слова Ведущей:

Еще те звезды не погасли,

Еще заря сияет та,

Что озарила миру ясли

Новорожденного Христа

Тогда, ведомые звездою,

Чуждаясь ропота молвы,

Благоговейною толпою

К Христу стекалися волхвы…

Пришли с далекого Востока,

Неся дары с восторгом грез,

И был от Иродова ока

Спасен властительный Христос.

Прошли века… И Он распятый,

Но все по-прежнему живой

Идет, как истины глашатай,

По нашей пажити мирской;

Идет, по-прежнему обильный

Святыней, правдой и добром,

И не поборет Ирод сильный

Его предательским мечом…

  1. «Радостный день Рождества». Исп. сводный хор. (без объявления)
  2.  Рождественский спектакль «Что такое Рождество» театральной студии «Лукоморье». Режиссер Арутюнова Т. П.
  3. «Радуйся, мир, Господь грядет!». Исп СПб хор «Благовестие» Руководитель Рустэм Валиев, концертмейстер Земфира Раннева

Слова Ведущей: « Ныне родился вам Спаситель! – Говорит Господь в Своем Божественном Писании.    И хочется продолжить словами святителя Льва Великого :«Сколь же великое ликование об этом неописуемом деянии Божественной любви следует питать уничиженности человеческой, когда ему так радуются небесные Ангелы! Возрадуемся, возлюбленные, о Господе и преисполнимся духовной радостью, ибо воссиял для нас день нового искупления, древнего замысла и счастья вечного!»

Мы продолжаем наш Рождественский концерт.

Исп.анс. Учащихся 2 класса хорового отд-я школы искусств г. Пикалева .Дирижер Марина Матиевская, концертмейстер Елена Хрущева

  1. И. Бах «Душа моя поет»
  2. «Маленький Иисус»

Исп. Младший хор хор. Отд-я,дуэт скрипки и виолончели (Сестры Небоготовы Алена и Надежда)

  1. М. Малевич «Колыбельная»

Хор «Радуга». Дирижер  Н.Червева, концертмейстер Евгения Комарова

  1. MaryLunnLightfoot  «Donanobis»   Исп. Ансамбль хора
  2. Ю. Чичков «Волшебный цветок»
  3. Виктор Плешак «Рождественская песня»   --------------------------------  Хоровой ансамбль «Жемчужинка» Ж. Кубасова -
  4. Спиричуэлс «Всюночь, весь день»
  5. Ф. Мендельсон-Бартольди «TuleruntDominummeum»
  6. А. Пахмутова, сл. А. Добронравова «Вера»

Хор ветеранов. Руководитель и дирижер  Е. Нестеренко, концертмейстер Елена Хрущева

  1. Тропарь Рождества
  2. Рождественский кант «Небо и  земля»

Стихи читает Елена Мезенева:

Спускалась тихо Божья Благодать,

Всё покрывая белым одеяньем...

И сердце начинало расцветать -

От переливов нежного сиянья...

На фоне перламутровых небес -

Прекрасный храм в лиловом обрамленьи...

И серебрится зимней сказкой лес,

Отбрасывая бронзовые тени...

Природа, словно в царстве хрусталя, -

Мне видится поистине нетленной...

И в этот миг уставшая земля -

Покажется всецело совершенной...

Исп. Ансамбль «Возрождение»

  1. П. Чесноков «Свете тихий»
  2.  П. Чесноков «Хвалите имя Господне»

Слова Ведущей:  

О Ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени предвечный,

Без лиц, в Трех Лицах Божества!

Дух всюду Сущий и Единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все Собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы нарицаем — Бог!  (Из оды «Бог» Гавриила Державина)

Исп. Христианский Молодежный хор г. Пикалева.  Дирижер Марина Матиевская, концертмейстер ЪемфираРаннева.

  1. Я. Гильберт «Вифлеемские ясли»
  2. Инстументальная пьеса «Ближе, Господь, к Тебе». Исп. Галина и Людмила Мироновы
  3.  С. Воробьев, сл. И.Крышко «Сошёл на землю»

Слова Ведущей:  Взаключене нашего концерта хочется еще раз поздравить вас с Родеством Христовым! «О !Да  откроются ваши сердца и да прославят Его все уста, Он нам Спасителя дал!»

  1. Финальная сводная песня «Рождество»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический комплекс "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях с хором"

В этом сборнике собран материал по теме, которая сейчас является наиболее актуальной. Здоровьесбережение учеников и учителей одна из главных задач в современной школе.Практическая цель сборника ...

Методическое сообщение - Некоторые аспекты работы с подготовительным хором

В моей хоровой практике работе с начинающими хористами уделяется особое внимание. В первый год обучения у них формируются базовые знания об исполнительском искусстве и закладываются практические навык...

Распевания в младшем хоре мальчиков

Данная методическая статья рассматривает методы и приемы  вокально-хоровой работы с детьми 7-8 лет в младшем хоре мальчиков. Опираясь на физиологи...

Роль современных образовательных технологий в развитии творческих способностей обучающихся на уроках хора в МВМУ

   В настоящей методической работе рассматриваются вопросы хорового исполнительства и организации творческой деятельности самодеятельного юношеского хора суворовцев Московского военно...

"Битво хоров"

Внеклассное мероприятие по музыке для учащихся 5-11кл.- "Битва хоров"...

Методическая разработка для старшего хора в детской школе искусств на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре"

Методическая работа на тему: "Работа над вокально-хоровой техникой в старшем хоре" реализуется в рамках  дополнительной предпрофессиональной образовательной программы по учебному предме...