художественное отделение, программа "Композиция"
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kompozitsiya.doc | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая образовательная программа
по КОМПОЗИЦИИ для детских художественных и школ искусств, художественное отделение.
Пояснительная записка.
Направленность программы: Программа «Композиция» направлена на единый учебно-познавательный и художественно-творческий процесс, который заключается в строгой последовательностиизучения традиционных композиционных базовых законов и правил, навыков и умений и освоения учащимися новых принципов композиционного анализа, таких как: введение в трехплановое пространство одного цвета, составление тонально-колористического паспорта, формирование у детей навыков самостоятельной работы в различных жанрах композиции.
В основе данной рабочей программы лежит программа по рисунку для детских художественных школ и школ искусств под редакцией научно-методического центра по художественному образованию Министерства культуры РФ (авторы В.Г.Анциферов и др.)
Программа составлена с учетом рациональной методики обучения, проверенной в процессе работы художественного отделения в рамках детской школы искусств.
Новизна, актуальность и целесообразность. Важным звеном программы является работа с натуры и по наблюдению — при этом происходит обогащение замысла тематической композиции оригинальными «живыми» решениями. В процессе обучения композиции учащиеся знакомятся с различными изобразительными техниками и материалами — живописными, графическими — и учатся применять их на практике в учебных работах.
Очень важным является дополнение классического варианта программы по композиции совместным коллективным творчеством на первом и втором году обучения, создание коллективных серий творческих работ по выбранной тематике для участия в открытой конкурсной деятельности.
Стоит обратить особое внимание на целесообразность использования коллективной изобразительной деятельности именно при обучении учащихся первого и второго курса обучения. Совместная изобразительная деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В настоящее время формирование культуры общения – одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Коллективная деятельность рассматривается как продуктивное общение в котором осуществляются следующие функции:
- информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;
- контактная – готовность к приему и передаче информации;
- координационная – согласование действий и организация взаимодействия;
- перцептивная – восприятие и понимание друг друга;
- развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.
Таким образом коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании учащихся как средство активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительному искусству через совместную изобразительную деятельность.
Данная программа должна послужить базой, крепкой основой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать возможность успешно перейти к следующему этапу художественного обучения.
Цель данной рабочей программы - обучение основным законам, правилам, приемам и средствам композиции. Программа составлена с учетом тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории возрастом от 10 до 17 лет.
Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией композиции, включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними.
Композиция в данной программе понимается широко: не только как выполнение сюжетно-тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определенного замысла.
Весь курс композиции включает в себя 53 задания с постепенным усложнением задач. Основным принципом обучения является принцип «от простого к сложному».
Весь курс композиции предполагает 136 часов обучения, 1 час в неделю.
Задачи программы:
- Развитие композиционного мышления;
- Освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые позволят учащимся четко и грамотно вести самостоятельную работу над станковой композицией.
- Развитие образного мышления и пространственного воображения;
- Воспитание художественного вкуса и чувства гармоничного восприятия действительности;
Отличительные особенности:
Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты.
Каждое из заданий данной программы включает в себя три обязательных элемента познания; таким образом, основными задачами обучения являются:
- последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;
- знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;
- изучение выразительных возможностей тона и цвета.
В процессе обучения каждый учащийся должен овладеть навыками самостоятельного умения отражать жизненные впечатления в композициях, этюдах и рисунках. И должен знать:
а) законы композиции:
- закон цельности;
- закон типизации;
- закон контрастов;
- закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу;
б) правила композиции:
- передача ритма;
- выделение сюжетно-ком позиционного центра;
- симметрия, асимметрия;
- расположение главного на втором пространственном плане;
в) приемы композиции:
- горизонтали и вертикали;
- диагональные направления;
г) средства композиции:
- линия;
- штрих-линия;
- пятно (тон, цвет).
Возраст детей: программа «Композиция» рассчитана на возрастную категорию от 10 до 17 лет, т.е. детей старшего возраста, осознающих восприятие окружающего пространства в передаче учебных задач.
Сроки реализации: программа «Композиция» рассчитана на 4 года обучения
на художественном отделении детской школы искусств, с первого по четвертый класс.
Формы и режим занятий: основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция, совмещенная с практической работой). Занятия проводятся с группой детей. Требования к учащимся повышаются постепенно, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей.
Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, с учетом особенностей их пространственного мышления. Программа по композиции тесно взаимосвязана с программами по рисунку, живописи и по летней учебной практике (пленэру). В каждой их этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по станковой композиции ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Задания выполняются при дневном и дополнительном освещении.
Ожидаемые результаты и способы их определения:
Результаты учебной деятельности определяются в ходе итоговых просмотров, в конце каждого триместра. По окончании курса обучения проводится выпускной экзамен по предмету.
Формы подведения итогов: формами промежуточной и итоговой аттестации являются выполнение самостоятельных заданий, итоговых контрольных заданий, проведение просмотров, участие в районных и межзональных выставках работ учащихся, проведение итогового просмотра в четвертом классе.
Учебно - тематический план предмета
I класс
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа из них |
1 | Вводная беседа. Станковая композиция. | лекция | 1 | 0,5 |
2 | Сюжетная композиция на заданную тему. | урок | 10 | 1 |
3 | Натюрморт из трех предметов быта («Полка», «Вешалка»). | урок | 5 | 1 |
4 | Сюжетная композиция по литературному произведению. | урок | 4 | 1 |
5 | Композиция на мотив наскальных росписей эпохи палеолита (коллективная работа). | урок | 2 | 1 |
6 | Сюжетная композиция на заданную тему. | урок | 4 | 1 |
7 | Тематический натюрморт (Итоговая контрольная работа). | урок | 4 | 1 |
8 | Композиция на мотив настенной росписи (коллективная работа). | урок | 4 | 1 |
Итого: | 34 |
II класс
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа из них |
1 | Сюжетная композиция на заданную тему. | урок | 5 | 1 |
2 | Композиция на тему (коллективная работа). | урок | 5 | 1 |
3 | Тематический натюрморт | урок | 6 | 1 |
4 | Сюжетная композиция по литературному произведению. | урок | 10 | 1 |
5 | Тематический пейзаж (Итоговая контрольная работа). | практическое занятие | 4 | 1 |
6 | Композиция на тему (коллективная работа). | урок | 4 | 1 |
Итого: | 34 |
III класс
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Из них теоретич | Из них практич. |
1 | Сюжетная композиция на заданную тему. | урок | 2 | 8 |
2 | Городской пейзаж со стаффажем. | урок | 2 | 6 |
3 | Сюжетная композиция по литературному произведению. | урок | 2 | 6 |
4 | Деревенский пейзаж со стаффажем (итоговая контрольная работа). | урок | 2 | 6 |
5 | Сюжетная композиция на заданную тему. | урок | - | 8 |
Итого: | 34 |
IV класс
№ | Наименование темы | Вид учебного занятия | Из них теоретич | Из них практич |
1 | Сюжетная композиция на заданную тему. | 3 | 7 | |
2 | Несложный сюжет в интерьере с одной-двумя фигурами человека. | 3 | 6 | |
3 | Сюжетная композиция на заданную тему. | - | 6 | |
4 | Сюжетная композиция по литературному произведению (итоговая контрольная работа). | - | 9 | |
5 | Несложный сюжет в интерьере с двумя-тремя фигурами человека и животных. | 3 | 6 | |
Итого:
| 34 |
Календарно-тематический план
Предмет: композиция
Класс: I
дата | № | Наименование темы | Содержание | часы | Всего часов |
1 | Вводная беседа. Станковая композиция. | Понятие «композиция». Жанры станковой композиции. Знакомство с программой по станковой композиции. | 1 | 1 | |
2 | Сюжетная композиция на заданную тему. | 1.Знакомство с сюжетной композицией. Замысел. 2. Выполнение тонально-композиционных эскизов. 3. Упражнения по технике исполнения. 4. Выполнение работы на формате в материале. 5. Выполнение работы на формате в материале. | 2 2 2 2 2 | 10 | |
3 | Натюрморт из трех предметов быта («Полка», «Вешалка»). | 1.Знакомство с жанром «натюрморт». 2.Упражнения по теме «натюрморт» 3.Силуэтное изображение предметов с натуры на черном и белом фоне. 4.Выполнение композиции с использованием силуэтного изображения трех разных по форме и размеру предметов быта. | 1 1 1 2 | 5 | |
4 | Сюжетная композиция по литературному произведению | 1.Замысел. Выполнение тонально-композиционных эскизов. 2.Упражнения по технике исполнения. 3.Выполнение работы на формате в материале. 4.Выполнение работы на формате в материале. | 1 1 1 1 | 4 | |
5 | Композиция на мотив наскальных росписей эпохи палеолита (коллективная работа). | 1.Силуэтное изображение животных (бизонов, оленей и др.) 2.Создание коллективной композиции | 2 2 | 2 | |
6 | Сюжетная композиция на заданную тему. | 1.Замысел. Выполнение картона. 2.Индивидуальная работа над фрагментами композиции. 3.Создание коллективной композиции. | 1 1 2 | 4 | |
7 | Тематический натюрморт (итоговая к.р.) | 1.Замысел. Упражнения. 2.Выполнение первого варианта композиционного решения натюрморта (контраст). 3.Выполнение второго варианта композиционного решения натюрморта (нюанс). | 1 1 2 | 4 | |
8 | Композиция на мотив настенной росписи (коллективная работа). | 1.Знакомство с жанром «пейзаж». 2.Замысел. 3.Выполнение тонально-композиционных эскизов. 4.Выполнение работы на формате в материале. | 1 1 1 1 | 4 | |
Итого по факту: | 34 |
Календарно-тематический план
Предмет: композиция
Класс: I1
дата | № | Наименование темы. | Содержание. | часы | Всего часов |
Сюжетная композиция на заданную тему. | 1.Замысел. Сбор материала. Беседа по технике исполнения композиции. 2.Выполнение тонально-композиционных эскизов. 3.Упражнения по технике исполнения. 4.Выполнение картона. 5.Выполнение работы на формате в материале. | 1 1 1 1 1 | 5 | ||
Композиция на тему (коллективная работа). | 1.Замысел. Выполнение картона. 2.Индивидуальная работа над фрагментами композиции. 3.Создание коллективной композиции. | 1 2 2 | 5 | ||
Тематический натюрморт | 1.Замысел. Упражнения. 2.Выполнение первого варианта композиционного решения натюрморта (контраст). 3.Выполнение второго варианта композиционного решения натюрморта (нюанс). | 1 2 3 | 6 | ||
Сюжетная композиция по литературному произведению. | 1.Замысел. Выполнение тонально-композиционных эскизов. 2.Упражнения по технике исполнения. 3.Выполнение работы на формате в материале. 4.Выполнение работы на формате в материале 5.Оформление в паспарту окончательного варианта композиции. | 1 2 2 2 3 | 10 | ||
Тематический пейзаж (Итоговая контрольная работа). |
| 1 1 1 1 | 4 | ||
Композиция на тему (коллективная работа). | 1.Упражнения по технике исполнения. 2.Выполнение работы на формате в материале. 3.Выполнение работы на формате в материале. 4.Оформление в паспарту окончательного варианта композиции | 1 1 1 1 | 4 | ||
Итого по факту | 34 |
Календарно-тематический план
Предмет: композиция
Класс: II1
дата | № | Наименование темы | Содержание | часы | всего часов |
1 | Сюжетная композиция на заданную тему. | 1.Замысел. Сбор материала. Беседа по технике исполнения композиции. 2.Выполнение тонально-композиционных эскизов. 3.Упражнения по технике исполнения. 4.Выполнение картона. 5.Выполнение работы на формате в материале. 6.Выполнение работы на формате в материале. 7.Выполнение работы на формате в материале. 8.Оформление в паспарту окончательного варианта композиции. | 8 | ||
2 | Городской пейзаж со стаффажем. |
| 6 | ||
3 | Сюжетная композиция по литературному произведению. |
| 6 | ||
4 | Деревенский пейзаж со стаффажем (итоговая контрольная работа). |
|
| 6 | |
5 | Сюжетная композиция на заданную тему. |
| 8 | ||
Итого по факту: | 34 |
Календарно-тематический план
Предмет: композиция
Класс: IV
дата | № | Наименование темы | Содержание | часы | всего часов |
1 | Сюжетная композиция на заданную тему. |
| 3 3 3 3 3 3 3 3 | 7 | |
2 | Несложный сюжет в интерьере с одной-двумя фигурами человека. |
| 6 | ||
3 | Сюжетная композиция на заданную тему. |
| 3 3 3 3 3 3 | 6 | |
4 | Сюжетная композиция по литературному произведению (итоговая контрольная работа). |
| 3 3 3 3 3 3 3 3 | 9 | |
5 | Несложный сюжет в интерьере с двумя-тремя фигурами человека и животных. |
| 3 3 3 3 3 3 | 6 | |
Итого по факту:
| 34 |
Содержание программы
I класс
№ | Наименование темы. Содержание. | Вариант исполнения заданий | материалы |
1 | Вводная беседа. Станковая композиция. Цель: дать понятие «композиция». Ознакомить с основными законами, жанрами и средствами композиции. Задачи: дать понятие «композиция». Ознакомить с жанрами станковой композиции. Знакомство с программой по станковой композиции | - | Наглядные пособия, иллюстрирующие жанры, средства композиции. |
2 | Композиция на мотив наскальных росписей эпохи палеолита (коллективная работа). Цель: знакомство с особенностями выполнения коллективной композиции; Закрепление знаний опервобытном искусстве, полученных на уроках истории искусств; Формирование через коллективную деятельность у уч-ся положительных отношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественную деятельность других. Задачи: используя мотивы наскальных рисунков, выполнить зарисовки животных по памяти и представлению с последующим объединением их в общую композицию. | Формат А-4 | Гуашь, кисть Лист упаковочной бумаги А-1 |
3 | Сюжетная композиция на заданную тему. Цель: знакомство с сюжетной композицией; целостность композиционного решения на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат); Задачи: выполнение композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа; использование симметричного или асимметричного расположения элементов композиции, попытка выделения главного. | А-3 | Гуашь, кисть, бумага |
4 | Композиция на мотив настенной росписи «Охота на рыб во время прогулки фараона по Нилу» (коллективная работа). Цель: знакомство с особенностями выполнения коллективной композиции; Закрепление знаний о искусстве Древнего Египта, полученных на уроках истории искусств; Формирование через коллективную деятельность у уч-ся положительных отношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественную деятельность других. Задачи: используя полученные знания о особенностях фризового орнамента и египетском каноне изображения выполнить коллективное панно Принцип организации коллективной композиции: комбинированный – совмещение нескольких фризов и размещение фрагментов от смыслового центра композиции. | А-1 | Гуашь, кисть Тонированная бумага |
5 | Натюрморт из трех предметов быта («Полка», «Вешалка» и т. д.). Двухтоновая ахроматическая композиция. Цель: знакомство с жанром «натюрморт»; выполнение композиции с использованием силуэтного изображения трех разных по форме и размеру предметов быта; Задачи:попытаться выполнить целостную, неделимую композицию, учитывая формат, размер изображения, расположение предметов и их пропорции. Упражнения: 1) Варианты расположения трех заданных силуэтов предметов (большой, средний, маленький) в вертикальном, горизонтальном и квадратном форматах. Аппликация. 2) Силуэтное изображение предметов с натуры на белом и черном фоне. | А-3 А-8 А-4 | Гуашь, кисть Черная бумага, клей, ножницы Черная и белая бумага, тушь |
6 | Сюжетная композиция по литературному произведению. Двухтоновая ахроматическая композиция.
Цель: знакомство с сюжетной композицией; целостность композиционного решения на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат); Задачи: выполнение композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа; использование симметричного или асимметричного расположения элементов композиции, попытка выделения главного. Упражнения
| А-3 А-4 А-4 А-4 | Тушь или черная гуашь, кисть Черная бумага, клей, ножницы Черная бумага, клей, ножницы Тушь или черная гуашь, кисть |
7 | Композиция на тему «Праздник Панафинеи» (коллективная работа) Цель: знакомство с особенностями выполнения коллективной композиции; Закрепление знаний о искусстве Древней Греции, полученных на уроках истории искусств; Формирование через коллективную деятельность у уч-ся положительных отношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественную деятельность других. Задачи: используя полученные знания о особенностях древнегреческого канона изображения человека и строения древнегреческих построек создание коллективного панно. Принцип организации коллективной композиции: совместно-индивидуальная. | А-4 А-1 | Гуашь, кисть, бумага |
8 | Тематический натюрморт. Два варианта решения. Трехтоновая ахроматическая композиция. Цель: продолжение изучения жанра «натюрморт»; закрепление понятий «формат», «неделимость композиции», «силу- н > (темный и светлый), «симметрия», «асимметрия», «выделение главного»; эмоциональное воздействие тональных сочетаний; попытка выделения главного. Задачи: выполнение двух вариантов композиционного решения натюрморта один построен на контрастных тональных отношениях, другой — на нюансных; Упражнения: тональная шкала, группы контрастных тонов, группы нюансных тонов. | А-3 | Гуашь, кисть, бумага Гуашь, кисть, бумага |
9 | Пейзаж (сказочный, фантастический). Итоговая контрольная работа. Трехтоновая ахроматическая композиция. Цель: знакомство с жанром «пейзаж»; закрепление понятий «контраст», «нюанс», «выделение главного», «пропорции»; развитие фантазии и образного мышления; Задачи: выполнение эмоционально выразительной композиции, предающей задуманное состояние с выделеним главного при использовании контрастов и нюансов тона, размера. Упражнения: работа с тональной шкалой. Используя разные пропорции тона, создать три разных по общему тональному решению и эмоциональному состоянию варианта пейзажа. | А-3 А-4 | Гуашь, акварель,кисть, бумага Гуашь, кисть, бумага апликация |
10 | Композиция на тему «Площадь средневекового города» (коллективная работа). Цель: знакомство с особенностями выполнения коллективной композиции; Закрепление знаний о искусстве Средневековья, полученных на уроках истории искусств; Формирование через коллективную деятельность у уч-ся положительных отношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественную деятельность других. Задачи: используя полученные знания о особенностях древнегреческого канона изображения человека и строения древнегреческих построек создание коллективного панно. Принцип организации коллективной композиции: совместно-индивидуальная. | А-4 А-1 | Гуашь, кисть, бумага апликация |
II класс
№ | Наименование темы. Содержание. | Вариант исполнения заданий | материалы |
1 | Сюжетная композиция на заданную тему. Цель: овладение сюжетной композицией; целостность композиционного решения на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат); Задачи: выполнение композиции с использованием изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа; использование симметричного или асимметричного расположения элементов композиции, выделение главного. | А-3 | Гуашь, акварель, кисть, бумага |
2 | Городской пейзаж со стаффажем (на основе наблюдений и зарисовок с натуры). Трехтоновая графическая композиция. Цель: продолжение знакомства с жанром «пейзаж», особенности городского пейзажа; закрепление понятий «неделимость композиции», «пропорции тона», «состояние», «выделение главного»; Задачи:выполнение графического листа в заданном материале при опоре на метод поэтапного выполнения станковой композиции, включая выполнение «картона»;
Упражнения. 1) Способы передачи трехмерного, двухпланового пространства при опоре на анализ графических работ художников. Тушь, гуашь, кисть, листа, 4 часа.
| А-2 А-3 | Гуашь, кисть, бумага Гуашь, тушь, кисть, бумага аппликация аппликация |
3 | Сюжетная композиция по литературному произведению. Цель: раскрыть тему композиции, научить подбирать материал по теме; закрепление понятий «целостность композиции», «пропорции тона и размеров», «виды» и «формы ритма», «выделение главного»; Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете; передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному); организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений; выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета; | А-3 | Гуашь, акварель, кисть, бумага |
4 | Пейзаж деревенский со стаффажем (на основе наблюдений и зарисовок с натуры) (итоговая контрольная работа). Живописная композиция выполняется в три тона с введением одного из основных цветов (желтого, красного или синего). Двухплановое пространство. Цель: углубление знакомства с жанром «пейзаж», особенности деревенского пейзажа; закрепление понятий «целостность композиции», «пропорции тона и размеров», «виды» и «формы ритма», «выделение главного»; Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете; передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному); организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений; выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета; передача «состояния» пейзажа; эмоциональная выразительность живописного листа. Упражнения. I) Таблица — изменение цвета по насыщенности и светлоте. | А-2 А-3 | Гуашь, кисть, бумага Гуашь, кисть, бумага, апликация |
5 | Сюжетная композиция на заданную тему. Цель: научить раскрывать тему композиции, подбирать материал по теме. закрепление понятий «целостность композиции», «пропорции тона и размеров», «виды» и «формы ритма», «выделение главного»; Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете; передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному); организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений; выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета; | А-2 А-3 | Гуашь, акварель, кисть, бумага |
III класс
№ | Наименование темы. Содержание. | Вариант исполнения заданий | материалы |
1 | Сюжетная композиция на заданную тему. Цель: научить раскрывать тему композиции, подбирать материал по теме. закрепление понятий «целостность композиции», «пропорции тона и размеров», «виды» и «формы ритма», «выделение главного»; Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете; передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному); организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений; выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета; | А-2 А-3 | Гуашь, акварель, кисть, бумага |
2 | Несложный сюжет в интерьере с одной-двумя фигурами людей («Школа», «Мастерская», «Магазин» и т. д.). Живописная композиция с использованием родственно-контрастной группы цветов. Двухплановое пространство. Цель: знакомство с жанром «интерьер»; закрепление понятий «неделимость», «целостность композиции», ясные «пропорции тональных отношений»; ритм как организующее средство композиции, выделение главного цветом и тоном; выполнение живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы; Задачи: 1)перспективное построение интерьера, передача более глубокого двух- планового пространства;
Выполнение выкрасок для изготовления цветового круга и групп родственно-контрастных цветов. Два варианта цветотонального решения композиции. Зарисовки интерьера с фигурами людей. | А-2 А-3 А-4 А-4 А-4 | Гуашь, акварель, кисть, бумага Гуашь, кисть, бумага аппликация Гуашь, кисть, бумага Тушь, кисть, бумага |
3 | Сюжетная композиция на заданную тему. Цель: научить раскрывать тему композиции, подбирать материал по теме, выполнять серии эскизов. Различные точки зрения – ракурс, соотношение формы и пространства. Смысловое единство действия и окружения. Цветовые и тональные средства выражения, используемые для передачи настроения. Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете; передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному); организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений; выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета; | А-2 А-3 | Гуашь, акварель, кисть, бумага |
4 | Сюжетная композиция по литературному произведению (итоговая контрольная работа). Цель: научить раскрывать тему композиции, подбирать материал по теме, роль деталей в утверждении достоверности изображения. Работа над серией рисунков, связанных единством замысла. Ритм серии: напряжение-разрядка. Различные точки зрения – ракурс, соотношение формы и пространства. Смысловое единство действия и окружения. Цветовые и тональные средства выражения, используемые для передачи настроения. Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете; передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному); организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений; выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета; | А-2 А-3 | Гуашь, акварель, кисть, бумага |
5 | Несложный сюжет в интерьере с использованием двух-трех фигур человека и и животных («На ферме», «Цирк», «Зоопарк» и т. д.). Графическая композиция с двухплановым решением пространства, выполняется на основе натурных зарисовок Цель: продолжение знакомства с жанром «интерьер»; закрепление понятий: «контраст» и «нюанс», «пропорции тональных отношений», «формы ритмических рядов», «движение» в композиции, «композиционный центр»; Задачи: выполнение графической композиции в материале с соблюдением всех подготовительных этапов работы; перспективное построение интерьера; размещение людей и животных в соответствии с сюжетным замыслом; соразмерность фигур человека, животного и частей интерьера; выбор точки зрения и источника освещения; свет как выразительное средство композиции; попытка создания динамичной композиции с использованием различных форм ритмического движения; связь основного направления движения и формата композиции; понятие динамического равновесия; создание целостного, эмоционального, выразительного графического листа. Упражнения.
Проба графической техники, | А-2 А-3 А-3 А-3 | Гуашь, акварель, кисть, бумага Гуашь, кисть, бумага аппликация Тушь, кисть, бумага |
IV класс
№ | Наименование темы. Содержание. | Вариант исполнения заданий | материалы |
1 | Сюжетная композиция на заданную тему. Цель: научить раскрывать тему композиции, подбирать материал по теме, выполнять серии эскизов. Различные точки зрения – ракурс, соотношение формы и пространства. Смысловое единство действия и окружения. Цветовые и тональные средства выражения, используемые для передачи настроения. Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете; передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному); организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений; | А-2 А-3 | Гуашь, акварель, кисть, бумага |
2 | Сюжетная композиция с небольшим количеством персонажей (возможен исторический жанр). Живописная композиция с использованием групп контрастных цветов. Цель:
Задачи: выполнение живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы, включая работу с историческим материалом; внимание к пропорциям фигуры человека; попытка передать характер взаимоотношений между персонажами; понятие «смысловой центр композиции»; организация структуры композиции с помощью применения несложных композиционных схем; цветотональное решение композиции в соответствии с замыслом автора; эмоциональная выразительность листа. Упражнения. 1) Анализ живописного произведения с целью выявления композиционной схемы картины. Композиционные зарисовки двух-трех фигур в исторических костюмах. Работа с цветовым кругом. Пары контрастных цветов, способы их гармонизации. | А-2 А-3 А-4 А-4 А-4 | Гуашь, акварель, кисть, бумага Гуашь, кисть, бумага аппликация карандаш Гуашь, кисть, бумага |
3 | Сюжетная композиция с небольшим количеством персонажей (итоговая контрольная работа). Живописная композиция с использованием гармонических цветовых сочетаний. Двух-, трехплановое решение пространства. Цель: продолжение работы над сюжетной композицией; закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой композиции; формат и направленность основного движения в композиции, композиционный и смысловой центры; использование простых композиционные схем, целостность цветотонального решения листа. Задачи:
Упражнения. 1)Работа с цветовым кругом. Гармонические цветовые сочетания. Анализ колористического строя живописного произведения. Два варианта цветотонального решения композиции
| А-2 А-3 А-4 А-4 А-4 | Гуашь, акварель, кисть, бумага Гуашь, кисть, аппликация гуашь, кисть бумага тушь, кисть |
4 | Сюжетная композиция по литературному произведению. Цель: научить раскрывать тему композиции, подбирать материал по теме, роль деталей в утверждении достоверности изображения. закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой композиции; формат и направленность основного движения в композиции, композиционный и смысловой центры; использование простых композиционные схем, целостность цветотонального решения листа. Задачи:выполнение живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы;
| А-2 А-3 | Гуашь, акварель, кисть, бумага |
Контрольные задания
К.з.1 | Пейзаж (сказочный, фантастический). Итоговая контрольная работа. Трехтоновая ахроматическая композиция. Цель: знакомство с жанром «пейзаж»; закрепление понятий «контраст», «нюанс», «выделение главного», «пропорции»; развитие фантазии и образного мышления; Задачи: выполнение эмоционально выразительной композиции, предающей задуманное состояние с выделеним главного при использовании контрастов и нюансов тона, размера. Упражнения: работа с тональной шкалой. Используя разные пропорции тона, создать три разных по общему тональному решению и эмоциональному состоянию варианта пейзажа. | А-2 А-3 | Гуашь, акварель, кисть, бумага |
К.з.2 | Пейзаж деревенский со стаффажем (на основе наблюдений и зарисовок с натуры) (итоговая контрольная работа). Живописная композиция выполняется в три тона с введением одного из основных цветов (желтого, красного или синего). Двухплановое пространство. Цель: углубление знакомства с жанром «пейзаж», особенности деревенского пейзажа; закрепление понятий «целостность композиции», «пропорции тона и размеров», «виды» и «формы ритма», «выделение главного»; Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете; передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному); организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений; выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета; передача «состояния» пейзажа; | А-2 А-3 | Гуашь, акварель, кисть, бумага |
К.з.3 | Сюжетная композиция по литературному произведению (итоговая контрольная работа). Цель: научить раскрывать тему композиции, подбирать материал по теме,роль деталей в утверждении достоверности изображения. Работа над серией рисунков, связанных единством замысла. Ритм серии: напряжение-разрядка. Различные точки зрения – ракурс, соотношение формы и пространства. Смысловое единство действия и окружения. Цветовые и тональные средства выражения, используемые для передачи настроения. Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете; передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному); организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений; выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета; | А-2 А-3 | Гуашь, акварель, кисть, бумага |
К.з.4 | Сюжетная композиция с небольшим количеством персонажей (итоговая контрольная работа). Живописная композиция с использованием гармонических цветовых сочетаний. Двух-, трехплановое решение пространства. Цель: продолжение работы над сюжетной композицией; закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой композиции; формат и направленность основного движения в композиции, композиционный и смысловой центры; использование простых композиционные схем, целостность цветотонального решения листа. Задачи:
| А-2 А-3 | Гуашь, акварель, кисть, бумага |
Перечень учебно-методического обеспечения
Для успешного результата в освоении программы по станковой композиции для ДХШ и ДШИ необходимы следующие учебно-методические пособия:
- таблицы по цветоведению;
- таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией;
- наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;
- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства
- работы учащихся из методического фонда школы;
- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции.
Список литературы
- Алпатов М. Композиция в живописи. М., 1940.
- Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М., 1936.
- Дейнека А. Рисунок и композиция // Учитесь рисовать. М., 1961.
- Кочик О. Живописная система В. Э. Борисова-Муратова. М., 1980.
- Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М., 1935.
- Лаптев А. Некоторые вопросы композиции. Вопросы изобразительного искусства. М., 1964.
- /О композиции. М., 1959.
- Ренин И Далекое — близкое. М.-Л., 1937.
- Тимердинг Г. Золотое сечение. Петербург, 1924.
- Фаворский В. О композиции. Фрунзе, 1966.
- Фальк Р. Беседы об искусстве. Письма. М., 1918.
- Шафрановский И. Симметрия в природе. Л., 1968.
- Шорохов Е. Основы композиции. М., 1979.
- Шорохов Е. Композиция. М., 1986.
- Чистяков П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953.
- Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества.
ГИЗ «Владос», М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Период 1990–2000-х гг. в истории художественного отделения КУИ
История художественного отделения КУИ с 1990 по 2000 гг....
художественное отделение школы искусств, пояснительная записка
Данная рабочая программа имеет художественно-эстетическую и духовно-нравственную направленность потому, что направлена на развитие у детей художественно-эстетического вкуса, художественных способност...
художественное отделение школы искусств, программа предмета "История искусств"
программа по курсу История искусств для 1-4 классов детской художественной школы и детской школы искусств...
программа для художественного отделения "Рисунок"
для детских художественных школ и художественных студий детских школ искусств Срок реализации 4 года ...
программа для художественного отделения "Живопись"
Учащиеся постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета. Необходимо прививать учащимся любовь к отображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве, развивая у дете...
художественное отделение, программа « История православной иконописи »
Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшее духовное достояние нашего народа. Сейчас в нашей стране проявляется огромный интерес к древнерусской иконописи, но не...
художественное отделение, программа « История православной иконописи »
« История православной иконописи », 2 год обучения, 34ч. ...
- Мне нравится (1)