художественное отделение, программа « История православной иконописи »
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_istoriya_pravoslavnoy_ikonopisi_-_1_god_obucheniya.docx | 55.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса « История православной иконописи » «Святые покровители искусства»
1 год обучения, 34ч.
Пояснительная записка
Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшее духовное достояние нашего народа. Сейчас в нашей стране проявляется огромный интерес к древнерусской иконописи, но не менее огромны трудности её восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Эти трудности испытывают практически все – и подростки, и взрослые, причём даже люди хорошо образованные, хотя в Древней Руси живопись была доступна всем. Она являлась воплощением слова христианского вероучения. А христианство – это основа жизни русского народа, величайшее достижение человеческой цивилизации.
Программа курса «История православной иконописи » предназначена для обучающихся 1 класса художественного отделения школы искусств и рассчитана на 34ч.
Цель курса: повысить уровень нравственной и духовной культуры школьников; развивать творческое мышление и умение видеть прекрасное.
Задачи курса: создавать условия для формирования и развития у учащихся высокой нравственности, повышения их духовной культуры через соприкосновение с истоками православной иконописи, через знакомство с сюжетами и образами православной живописи.
Содержание курса: включает в себя 9 тем, в которых учащиеся знакомятся с ролью живописи в жизни древнерусского общества, историческими и социально – духовными корнями иконописи, анализируют взаимоотношения древнерусской иконописи с культурными явлениями других эпох и стран. Особое внимание уделяется знакомству со святыми покровителями искусства – авторами духовных произведений, оставивших заметный след в истории Церкви.
Методы проведения занятий: лекция, беседа, обсуждение проблемных ситуаций, анализ сюжетов, заочная экскурсия по музеям мира.
Ожидаемый результат: в процессе обучения учащиеся приобретают знания об образах; о деятельности величайших авторах духовных произведений. Повышается духовная культура учащихся, воспитываются такие качества как терпимость, гражданственность, патриотизм, уважение к другим культурам и традициям.
Тематический план курса « История православной иконописи ». «Святые покровители искусства»
|
|
|
|
|
|
3 4 |
Мученики Флор и Лавра Преподобный Роман Сладкопевец. |
6 2 |
5 | Апостол и евангелист Лука. | 4 |
6 | Святитель Андрей Критский | 2 |
7 | Преподобный Иоанн Дамасскин | 4 |
8 9 | Святитель Иоанн Златоуст Преподобный Алипий Печерский | 4 5 |
Всего: 34
Содержание занятий курса
1.Введение. Древнерусская живопись – воплощение христианского вероучения. Крещение Руси. Библия – священная книга христиан. Как на Руси появились иконы. Влияние Византии на Русь. Роль живописи в жизни древнерусского общества.
2. Преподобный Андрей Рублев
Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1340-х гг.[3], из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи[4]. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также со славянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если ему поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный стиль. В 1420-х годах Андрей упоминается в третий раз: с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425—27 годах он создал свой шедевр — «Троицу».
3. Мученики Флор и Лавра
Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия). По ремеслу братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились. Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того, как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан. Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей. Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 г. главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.
4. Преподобный Роман Сладкопевец.
Роман Сладкопевец родился в середине V века в греческой (возможно также в сирийской или иудейской) семье в г. Эмесса, в Сирии и говорил на сирийском языке[1], был крещён в молодости, дьяконствовал в Бейруте, при императоре Анастасии I Дикоре (491—518) прибыл в Константинополь, здесь поступил в клир церкви Богоматери и вначале, ничем не выдаваясь, вызывал даже насмешки. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его. И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова:
5. Апостол и евангелист Лука
Лука́ (ивр. לוקא, греч. Λουκᾶς) — апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом (Кол. 4:14), возможно, судовым доктором[1].
Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.
По преданию, уроженец Антиохии Сирийской. В числе 70 апостолов (учеников) Иисуса Христа был послан на первую проповедь о Царствии Небесном ещё при земной жизни Спасителя. Был сподвижником святого апостола Павла и принял участие во втором миссионерском путешествии Павла, и с тех пор они были почти неразлучны. После мученической кончины апостола Павла в Риме Лука с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы (Греция) принял мученическую смерть, он был повешен на дереве в возрасте 84 лет[2].
В Библии ничего не сказано о происхождении Луки, предание же говорит, что апостол происходил родом из просвещённой греческой среды и, возможно, был единственным автором Нового Завета нееврейского происхождения. По преданию, Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы, а также икону апостолов Петра и Павла и стал первым иконописцем. Самое раннее письменное изложения о том, что Лука написал икону Богородицы — в сочинении Федора Анагноста «Церковная история» (начало VI века), сохранившееся в пересказе Никифора Каллиста Ксанфопула в книге «Церковная история»[3]:
Евдоксия прислала из Иерусалима Пульхерии икону Богородицы, которую написал апостол Лука[4]. |
Авторству Луки в Русской церкви приписывается около десяти икон Богородицы, кроме того, на Афоне и на Западе их существует двадцать одна, из них восемь — в Риме.(см. Приписываемые апостолу Луке иконы). Среди них Айясская икона (находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в Айясосе), Владимирская «Богоматерь» (находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее), Иверская икона (находится в Иверском монастыре на Афоне), Киккская Богоматерь (находится в монастыре Киккос, о. Кипр), Мега-Спилеотисская икона (находится в монастыре Мега Спилео, Греция), Сумельская икона Божией Матери (находится в храме в деревне Кастанья, Греция), Тихвинская икона Божией Матери (находится в Тихвинском монастыре, Россия), Филермская икона Божией Матери (находится в Национальном музее в Цетине), Ченстоховская икона Божией Матери (находится в Ясногорском монастыре, Польша), Эдесская икона (находится в храме святых Вонифатия и Алексия в Риме) и ряд других[5].
6. Святитель Андрей Критский
Святитель Андрей Критский оставил глубокий след в православном предании и как великий святой, и как богослов, и как замечательный песнописец и гимнограф.
О нем известно сравнительно немного. Родился он около 660 года. Происходил из Палестины. В молодости отрекся от мира и ушел в лавру святого Саввы. Затем оказался в Константинополе, где исполнял должность орфанотрофа, то есть надзирателя за сиротскими домами. На этой должности он прославился своей деятельной благотворительностью и милосердием. Около 712 года он стал епископом Крита. Житие сообщает, что именно благодаря его молитве остров Крит был спасен от арабского нашествия. Отошел святитель ко Господу около 740 года. Память святителя Андрея Критского совершается 4 июля. Его перу принадлежит ряд проповедей на Господские и Богородичные праздники и на другие случаи. Для своего времени он явился выдающимся и красноречивым проповедником. Но наибольшую известность он стяжал как гимнограф – творец стихир и канонов. Вопреки мнению М. Скабаллановича, не он первый стал писать полные каноны, (есть более ранние каноны VI–VII веков, дошедшие до нас в переводе на грузинский язык в сборнике «Иадгари»), однако он является первым известным автором полных канонов, дошедших до нас на греческом языке.
7. Преподобный Иоанн Дамасскин
Его тёзка-дед и его отец Серджун ибн Мансур служили в Дамаске в звании «великого логофета», то есть откупщика, и при ромейском (византийском) владычестве, и при персидской оккупации, дед участвовал в передаче власти арабам, а отец служил при дворе халифа Абд ал-Малика ибн Марвана. Впоследствии его сменил сам Иоанн. По преданию, Иоанн учился точным наукам и музыке вместе с братом Косьмой (впоследствии — епископ Маюмский) у некоего пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма). После введения вместо греческого арабского языка как единственного государственного, в том числе, налоговой администрации, около 706 года или в 10х годах принял пострижение в монастыре святого Саввы близ Иерусалима и, вероятно, был рукоположен во священника.[1]В период иконоборчества выступал в защиту почитания икон, автор «Трёх защитительных слов в поддержку иконопочитания», в которых иконоборчество понимается как христологическая ересь, а также впервые различается «поклонение», подобающее только Богу, и «почитание», оказываемое тварным вещам, в том числе и иконам. Иконоборческий собор 754 года четырежды подверг анафеме Иоанна, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.Скончался около 753 года[2] (по другим данным около 780 года[3]) и был погребён в лавре Саввы Освященного возле раки с мощами преподобного Саввы. В правление императора Андроника II Палеолога (1282—1328 гг.) его мощи были перенесены в Константинополь. В настоящее время известно о нахождении мощей святого Иоанна в лавре Саввы Освященного, монастыре Георгия Аламана (близ с. Пендакомо, Кипр), монастыре Иоанна Богослова на Патмосе (Греция) и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи (Венеция).[1]Уже в конце VIII века Иоанн Иерусалимлянин составил его первое жизнеописание. В XI веке, когда Антиохия была завоевана сельджуками, монах монастыря св. Симеона, в окрестностях Антиохии, Михаил, знакомый с греческим и арабским языками, написал по-арабски житие Иоанна Дамаскина, на основании различных полезных историй, о чём он сам говорит во введении.
8. Святитель Иоанн Златоуст
Родился в Антиохии около 347 года, в семье чиновника[2]. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Все заботы о воспитании Иоанна легли на его мать — Анфусу. Лишившись мужа в весьма юном возрасте (ей было тогда около двадцати лет), она не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна[3]. Юноша рано обратился к углублённому изучению Священного Писания. Позже, уже быв по духу утверждённым в вере, он учился у лучших философов и риторов (языческий ритор Либаний считал его лучшим учеником). Святитель Мелетий Антиохийский в 367 году крестил его. Через три года Иоанн был сделан чтецом. После того, как Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором Мопсуестийским учился в местной богословской школе у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.
Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество. Вскоре его сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он уклонился от архиерейского сана. В это время Иоанн написал «Шесть слов о священстве». Четыре года Иоанн провел, живя в пустыне, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года соблюдал полное безмолвие, находясь в уединённой пещере.
Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийский рукоположил его в сан диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».
9. Преподобный Алипий Печерский
Алипий Печерский был одним из первых и лучших русских иконописцев, постриженик преподобного Никона († 1088; память 23 марта/5 апреля), с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он учился у греческих мастеров, которые расписывали Печерскую церковь. Св. Алипий был очевидцем дивного чуда: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собой изобразилась икона Пресвятой Богородицы; при этом икона блистала ярче солнца, потом из уст Пречистой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время по церкви, влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находящейся в верхней части церкви.
Преподобный Алипий писал иконы даром и если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безвозмездно. Святой никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради божественной службы. Он был посвящен в сан иеромонаха. Святой Алипий был известен даром чудотворений еще при жизни. Преподобный исцелил киевлянина, страдавшей проказой, помазав раны больного красками. Много икон, написанных преподобным прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему писать иконы. Один киевлянин, построив церковь, поручив двум инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время, киевлянин обратился с жалобой к игумену на преподобного, и тут только обнаружилось, что святой ничего не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Когда сгорела для них построенная церковь, то иконы остались целыми. В другой раз Ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, когда святой лежал в предсмертной болезни. Тот же Ангел принял душу преподобного Алипия, который скончался в 1114 г. и был погребен в Ближних пещерах.
Литература:
- Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. – М., 1978
- Библия
- Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993
- Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. – М., 1991
№ | Тема урока | К.час | дата |
1 | Введение. Древнерусская живопись – воплощение христианского вероучения | ||
Преподобный Андрей Рублев | |||
2 | Иконописец. Житие. | ||
3 | Роспись Благовещенского собора Московского Кремля | ||
4 | Роспись Успенского собора во Владимире | ||
5 | Саввино-Сторожевский монастырь | ||
6 | Три образа | ||
7 | Роспись Троицкого собора | ||
8 | Икона Пресвятой Троицы | ||
9 | Роспись Спасского собора. Спас Нерукотворный | ||
10 | Последователи святого | ||
Мученики Флор и Лавра | |||
11 | Житие святых мучеников Флора и Лавра | ||
12 | Память о святых зодчих | ||
13 | Архитектура, посвященная святым | ||
Преподобный Роман Сладкопевец. | |||
14 | Житие Преподобного | ||
15 | Покровитель композиторов и поэтов | ||
Апостол и евангелист Лука | |||
16 | Житие Апостола | ||
17 | Образ Апостола в религиозной живописи | ||
18 | Образ Апостола в религиозной живописи | ||
19 | Первые иконы Божией Матери | ||
Святитель Андрей Критский | |||
20 | Житие Преподобного | ||
21 | Наследие святителя Андрея | ||
Преподобный Иоанн Дамасскин | |||
22 | Житие Преподобного Иоанна Дамасскина | ||
23 | Наследие святого | ||
Святитель Иоанн Златоуст | |||
24 | Житие святого. Иоанн Златоуст. | ||
25 | Наследие святого | ||
26 | Образ святого в религиозной живописи | ||
Преподобный Алипий Печерский | |||
27 | Первый русский иконописец | ||
28 | Чудотворные иконы | ||
29 | Икона Пресвятой Богородицы | ||
30 | Просмотр фильма А.Тарковского «Андрей Рублев» | ||
31 | Просмотр фильма А.Тарковского «Андрей Рублев» | ||
32 | Просмотр фильма А.Тарковского «Андрей Рублев» | ||
33 | Итоговый зачет | ||
34 | Подведение итогов, Беседа | ||
итого | 34 | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Период 1990–2000-х гг. в истории художественного отделения КУИ
История художественного отделения КУИ с 1990 по 2000 гг....
художественное отделение школы искусств, программа предмета "История искусств"
программа по курсу История искусств для 1-4 классов детской художественной школы и детской школы искусств...
программа для художественного отделения "Рисунок"
для детских художественных школ и художественных студий детских школ искусств Срок реализации 4 года ...
программа для художественного отделения "Живопись"
Учащиеся постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета. Необходимо прививать учащимся любовь к отображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве, развивая у дете...
художественное отделение, программа "Композиция"
Программа «Композиция» направлена на единый учебно-познавательный и художественно-творческий процесс, который заключается в строгой последовательностиизучения традиционных композиционных базовых зако...
художественное отделение, программа « История православной иконописи »
« История православной иконописи », 2 год обучения, 34ч. ...
художественное отделение, программа «ОСНОВЫ ИКОНОПИСНОЙ ГРАМОТЫ»
Данная программа ориентирована на прохождение в художественном отделении школы искусств, на 3-4 год обучения. Она является продолжением программы «История православной иконописи», проходимой на второ...
- Мне нравится (1)