Методическая разработка по теме "Отличительные черты стиля Барокко" к разделу "Художественная культура Нового времени" по дисциплине ОДБ.09.Мировая художественная культура
учебно-методический материал по теме
Данный урок – это защита мультимедийных проектов в форме поисковых групп. В процессе игры ребята расширят знания об искусстве 17-18 века, о стиле барокко как явлении культуры XVII-XVIII вв. в основных его проявлениях – в архитектуре, в живописи, в скульптуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka_iskusstva_mhk.docx | 241.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме "Барокко" по дисциплине ОДБ.09.Мировая художественная культура
Тема, посвященная барокко, в курсе мировой художественной культуры является одной из центральных. Она максимально насыщена материалом, хотя дело не только в обилии вводимой на уроке информации, но также и в важности тех последствий, которое имело барокко на дальнейшее развитие искусства. Между тем, преподаватель и учащиеся при изучении материала оказываются в крайне жестких условиях: преподавателю необходимо за два учебных часа доступно и интересно изложить большое количество информации, а учащиеся при этом должны ее усвоить. Кроме того, для знакомства с музыкальными шедеврами этой эпохи необходимо более подробно ознакомиться с творчеством многочисленных авторов. Для активизации ранее полученных знаний на уроках МХК и истории, развития познавательных и творческих способностей учащихся, и выстраивания логической последовательности, систематизации материала используется метод проектов. Учащимся предлагается создать портфолио и мультимедийные презентации, составленные в программе Power Point, включая в нее иллюстративный ряд, фрагменты из источников, исторической литературы художественных и культурологических изданий.
Цель урока:
- познакомить учащихся с художественным направлением XVII в. – барокко, используя информационно-коммуникативные технологии
- выработка навыков и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов (метод кейс-стади);
- развитие умений выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её;
- выявить особенности и характерные признаки барокко в различных видах искусства.
- разработка электронного учебно-наглядного пособия.
Задачи урока:
- Расширение знаний учащихся об искусстве 17-18 века, актуализация ранее полученных сведений о стиле барокко как явлении культуры XVII-XVIII вв. в основных его проявлениях – в архитектуре, в живописи, в скульптуре.
- Развитие у учащихся способностей к анализу произведений искусства. В процессе урока ребята не только углубят и систематизируют ранее полученные знания о музыкальном стиле классицизм, но и познакомятся с новым музыкальным стилем барокко, а также создадут учебно-наглядное пособие, которое может использоваться преподавателем как во время традиционных форм проведения урока, так и для самостоятельного изучения обучающимися данной темы.
- Сформировать навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
- Способствовать развитию творческих и коммуникативных умений и навыков;
- Стимулировать развитие способностей к самообразованию.
Задачи:
Развитие кругозора учащихся, умения видеть взаимосвязь между видами искусства во времени и пространстве. Учить прослеживать характер эпохи в различных видах искусства.
Форма урока: комбинированный медиаурок.
Понятия и термины: барокко, аффектация, волюта, пилястры, теламоны, маскароны, гомофония.
Материалы и оборудование:
- Компьютер с мультимедийным проектором.
- Презентация «Барокко».
- Портреты композиторов музыкальной культуры барокко и классицизм.
- Мировое древо.
- Смайлики.
- Кроссворды.
- Синквейны.
- Сообщения экспертов и поисковых групп.
Зрительный ряд: Авторская презентация “Искусство барокко”, произведения Л. Бернини, В.В. Растрелли, П. Рубенса, М. Караваджо, Я. Йорданса, Ф. Снейдерса.
Музыкальный ряд: произведения К. Монтеверди, И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, А. Вивальди.
Продолжительность урока – 90 минут.
Структура урока:
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
Знакомство с новым материалом («погружение в тему»)
Выступления поисковых групп.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент. Поверка готовности к уроку, включение учащихся в деятельность; высказываются добрые пожелания, настрой студентов на работу,
II. Сообщение темы урока, целей, формы занятия и видах деятельности во время урока.
(Слайд 1)
III. «Погружение» в эпоху:
(Слайд 2)
Преподаватель.
«…Но пред красой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей…»
Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт 17 века Жорж де Сюдери. Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя?
Сообщение экспертов: (Слайд 3)
Существует несколько версий происхождения термина:
- от итальянского “baruecco” – жемчужина неправильной формы;
- “baroco” – одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);
- от итальянского barocco – причудливый, странный;
В 18 веке термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.
В 50-е годы 19 века начинается рассмотрение барокко как исторического стиля, закономерного этапа в развитии искусства позднего возрождения.
В 80-е годы 19 века происходит настоящее “открытие” барокко: за ним признали право на существование как особого художественного явления.
В 20-е годы 20 века происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы.
Преподаватель. (Слайды 4-5)
Итак, барокко – стиль, главенствовавший в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI – середины XVIII в.
Эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени – смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, – эпоха барокко необычайно близка по духу.
Родина барокко – Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.
В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.
Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.
Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую; упорядоченному движению - вихреобразное; локальному цвету – мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона или яркие, праздничные, неожиданно дисгармоничные в своем победном звучании.
Характерные черты барокко: (Слайд 6)
- масштабность, контрастность, обилие декора,
- напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности,
- стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера (увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);
- совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория);
- одновременно – тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).
Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.
Барокко в архитектуре (Слайды 7-16)
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
- Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры.
- Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.
- Характерные детали барокко – теламоны, кариатиды, маскароны.
Волюта (итал. voluta – завиток, спираль), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей. Форму волюты иногда имеют архитектурные детали, служащие для связи частей здания, а также консоли карнизов, обрамления порталов, дверей, окон (главным образом в архитектуре позднего ренессанса и барокко).
Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.
Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.
Формы: сводчатые, куполообразные, прямоугольные; башни, балконы, эркеры.
Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.
Устный анализ архитектурных ансамблей эпохи барокко:
- Ансамбль Смольного. Архитектор Ф.Б. Растрелли.
- Церковь Св. Петра и Павла. Архитектор Д.Тревано.
- Церковь Покрова в Филях. 1693-1694 гг. Москва.
- Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634гг. Москва.
- Самые крупные ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция) Петергоф (Россия) Аранхуэс (Испания) Цвингер (Германия)
Преподаватель.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.
«Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение» – заявляет философ Декарт. Поэтому барокко – это ещё век Разума и Просвещения.
В Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» – геометрической правильности построений на плацу.
IV. Выступления поисковых групп. «Великие творцы эпохи барокко»
1 поисковая группа – «Лоренцо Бернини». (Слайды 17-25)
Скульптуры "Аполлон и Дафна", "Похищение Прозерпины", «Давид».
Вопрос аудитории: Какие великие скульпторы также обращались к библейскому сюжету о Давиде?
Одну из лучших своих композиций "Экстаз Святой Терезы" (1645-1652 гг.) Бернини создал, будучи уже зрелым мастером.
В ней автор изобразил мистическое видение Святой Терезы Авильской, в котором к ней является ангел с огненной стрелой в руке, чтобы пронзить сердце Терезы великой любовью к Богу.
Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет.
Шедевр Л. Бернини – огромный (высотой 29 м.) балдахин (киворий) в соборе Святого Петра. Киворий (балдахин) расположен в подкупольном пространстве над главным алтарём на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.
Величайшее архитектурное творение Бернини – площадь перед собором Св. Петра в Риме. 1657-1663 гг.
2 поисковая группа – «Архитектор В.В. Растрелли». (Слайды 26-30)
- Смольный монастырь. Санкт-Петербург.
- Андреевская церковь. Киев.
- Зимний дворец. Санкт-Петербург.
3 поисковая группа – «Дивное узорочье» московского барокко». (Слайды 31-33)
Барокко в живописи. (Слайды 34-35)
Преподаватель.
Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и полно представлено декоративной монументальной живописью, которая, расширяя границы реального пространства, подчеркивала идею безграничности мира.
Главные ее темы – торжество Божественной справедливости, античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.
Живопись барокко характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров и подчёркивающие привилегированность общественного положения человека. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.
Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность – с фантазией, религиозная аффектация – с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п.).
В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость.
Художники барокко видели главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.
Яркий пример – творчество Рубенса и Караваджо.
Выступления поисковых групп «Великие живописцы барокко»
4 поисковая группа – «Микеланджело да Караваджо». (Слайды 36-41)
«Вакх с чашей в руках». «Юноша, с фруктами». «Лютнист». «Отдых на пути в Египет». «Экстаз Святого Франциска». «Поднятие Христа».
5 поисковая группа – «Петер Пауль РУБЕНС». (Слайды 42-49)
«Битва амазонок с греками». «Союз Земли и Воды». «Автопортрет с Изабеллой Брант».
«Похищение дочерей Левкиппа». «Крестьянский танец». «Победа и смерть в битве Декия Муса».
Барокко в литературе. (Слайды 53-58)
«…Среди двора фонтан, наполненный до края,
Кристальная струя звенит, не угасая
На влажный алебастр, спадая с вышины
Есть сто чудовищ там – фонтана украшенье –
Необычайно тел причудливых сплетенье,
Как ваза, светлый круг бассейна вознесен,
Под ним из камня столб – подставкой служит он…»
Жорж де Скюдери, “Аларих, или побежденный Рим” 1654
Преподаватель.
В эпоху барокко реальный мир воспринимался как иллюзия, сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением.
Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика.
Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями.
К стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-борец”.
Для его творчества характерно: масштабность поэмы; сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью; рельефные образы; нагромождение деталей; господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра и зла.
Научные свершения XVII в. изменили картину мира, вскрыв трагическую глубину вселенной, человеческой души, судьбы человека. Они способствовали изменению общей атмосферы духовной и интеллектуальной жизни. Культурный человек того времени видел, как неустойчива быстротекущая жизнь, как летят “минуты, что подтачивают дни, дни, что грызут и пожирают годы” (Луис Гонгора). Чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека, несопоставимости малой, бренной, страдающей песчинки человеческой жизни и неизменной, холодной, бесконечной бездны космоса – таковы духовные открытия барокко.
Отрылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
М. Ломоносов
Барокко задает вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (риторический вопрос – излюбленная фигура барочной риторики):
Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,
Арена всех скорбей, превратностей поток,
Фортуны легкий мяч, болотный огонек,
Снег, тающий весной, мерцанье свеч не боле…
Грифиус
В искусстве барокко сосуществовали несовместимые друг с другом противоположности, создавая своеобразную гармонию. А торжественная выразительность искусства барокко была соткана из контрастов.
Перед нами барочная картина мира:
Игралище времен, непостоянный род,
На сцене бытия в преддверии утраты
Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты,
Тому – дырявый кров, кто царствует, кто ткет.
Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет
Сметает новый день и завтра в бездну канет,
Зеленая листва поблекнет и увянет,
И острие меча на нежный шелк падет.
Грифиус
Литературу барокко создавали многие другие знаменитые авторы.
В их числе называют обычно итальянского поэта Т. Тассо, испанского драматурга Т. де Молина и П. Кальдерона (в пьесе “Жизнь есть сон” – герой понимает, что злую судьбу не победить местью, что главная победа в жизни – победа над самим собой, а не над другим; что остаток дней пролетит, как сон. И пробудившись в иной жизни, придется за все держать ответ), англичан Дж. Мильтона и Дж. Беньяна. Барочные черты исследователи находят и у Сервантеса, и в поздних произведениях У. Шекспира.
Каковы же характерные особенности литературы барокко?
1) противопоставление жизни и смерти; 2) контрастность; 3) риторические вопросы; 4) чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека; 5) образ изменчивости и непостоянства человеческой жизни.
Музыкальная культура барокко. Общая характеристика (Слайды 59, 60)
Выступления поисковых групп «Композиторы эпохи барокко» (Слайды 61-64)
Клаудио Монтеверди. Георг Фридрих Гендель. Иоганн Себастьян Бах. Антонио Вивальди.
(Во время выступлений учащихся звучат фрагменты произведений композиторов)
V. Подведение итогов урока.
(Слайд 66)
Преподаватель. Художник и искусствовед И.Э.Грабарь утверждал: «Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко».
Вопросы для обсуждения:
Сохранило ли барокко черты Возрождения? Появилось ли что-то действительно новое?
Высказывания учащихся, дискуссия.
Преподаватель. В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному.
Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:
- сложные криволинейные планы;
- мощная пластика стен;
- создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем;
- создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых – в загородных резиденциях;
- обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур;
- богатая игра цвета и света.
Это стиль, основанный на применении классических ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.
VI. Работа с синквейнами, кроссвордами.
VII. Домашнее задание:
1. Слушать музыку Глюка, Гайдна, Моцарта, Бетховена и поделиться своими впечатлениями, используя памятку «Как можно охарактеризовать произведение музыки»
2. Заполнить таблицу «Характеристика эпохи барокко» (Слайд 67)
Характеристика эпохи барокко |
Эстетическая программа (главные задачи искусства) |
Взаимоотношения личности и общества (природы, государства) |
Основные представители |
Тематика произведений |
Особенности изображения |
В заключение урока хотелось бы процитировать слова П.П. Муратова: «…Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь».
(Слайд 68)
Только не покидайте своих мест без смайликов. Выберите тот, который соответствует вашему настроению, и прикрепите его на «Мировое дерево».
Приложение
м | о | ц | А | р | т | |||||
г | о | М | о | ф | о | н | и | я | ||
о | П | е | р | а | ||||||
р | е | к | в | И | е | м | ||||
ж | е | Р | т | в | а |
1. В 11 лет он сочинил первую оперу, в 14 лет дирижировал на премьере собственной оперы в театре Милана.
2. Мелодичное одноголосие в музыкальной культуре стиля барокко.
3. Музыкальная культура 17-18 веков в основном развивалась в рамках стиля барокко и достигла «серьёзной ….». Какое слово пропущено?
4. Последнее сочинение В.А. Моцарта.
5. На что были готовы герои опер Глюка?
а | в | с | т | Р | и | я | |||||||||||||
б | а | р | О | к | к | о | |||||||||||||
М | о | ц | а | р | т | ||||||||||||||
б | А | х | |||||||||||||||||
в | о | л | ь | ф | г | а | Н | г | |||||||||||
Т | р | а | г | е | д | и | я | ||||||||||||
в | И | в | а | л | ь | д | и | ||||||||||||
к | л | а | с | с | и | ц | и | З | м | ||||||||||
М | о | н | т | е | в | е | р | д | и |
1. В какой стране музыкальная культура барокко переродилась в новый музыкальный стиль.
2.В эту эпоху знаменитые парикмахеры видоизменяли причёски.
3.Назовите друга Гайдна.
4.Творчеством этого композитора была закончена музыкальная культура барокко.
5.Назовите имя композитора Моцарта.
6.Новый музыкальный жанр, созданный композитором Глюком.
7.Автор музыкальной композиции «Времена года»?
8.Музыкальный стиль, который взял всё самое лучшее, что было достигнуто «серьёзной оперой» и создал новый жанр?
9.Один из композиторов музыкального стиля барокко.
Самоанализ урока
Тема урока: «Барокко».
Тип урока - комбинированный (защита проекта с привлечением «поисковых групп»).
Форма урока – комбинированный медиаурок.
Доминирующая в проекте деятельность – исследовательская и ролевая.
Предметно-содержательная область – междисциплинарный проект.
Характер контактов – среди учащихся одной группы.
Количество участников проекта – 26 человек
Продолжительность проекта – 2 часа
Опережающее задание:
- ознакомиться с материалом учебника по данной теме;
- подобрать музыкальные композиции, иллюстрации, видеофрагменты, информацию о жизни и творчестве композиторов музыкальной культуры барокко;
- составить мультимедийную презентацию;
Данный урок – это защита мультимедийных проектов в форме комбинированного медиаурока с привлечением «поисковых групп» учащихся по теме «Барокко». Проекты готовились студентами 1 курса ГБОУ «Колледж Петербургской моды», обучающимся по специальности «Художник по костюму».
Цель работы не только восстановить ранее полученные знания о музыкальном стиле классицизм, но и познакомиться с новым музыкальным стилем барокко, его представителями, музыкальными композициями, а также создать учебно-наглядное пособие, которое может использоваться как во время традиционных форм проведения урока, так и для самостоятельного изучения учащимися данной темы.
Образовательный уровень учащихся средний, но можно сделать вывод о том, что при определённых условиях можно создать довольно высокую мотивацию к обучению. В частности этого можно достичь, используя технологию проектного обучения и один из методов данной технологии – метод кейс-стади, отличительной особенностью которого является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Проектная технология помогает преподавателю из носителя информации превратиться в организатора деятельности обучающихся, а кейс помогает развить компетентностные качества личности: умения выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, убеждать, использовать наглядный материал и медиасредства, кооперироваться в группы, развивать творческие навыки, умения слушать, поддерживать чужое мнение
При разработке данного урока мной были поставлены цели и задачи, которые формировались с учетом особенностей группы.
При подготовке и проведении урока были использованы следующие педагогические технологии:
- Технология разноуровневого обучения
Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Преподаватель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы. При традиционной классно-урочной системе эти особенности трудно учитываются.
- Технология проблемного (дифференцированного) обучения
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
- Технология проектного обучения (метод кейс-стади)
Реализация технологии на практике ведёт к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата.
- Технология группового обучения
В условиях технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У преподавателя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.
- Игровые технологии
Метод «поисковых групп» используется для решения комплексных задач усвоения нового, развития творческих способностей учащихся, даёт возможность понять и изучить материал с различных позиций.
Над проектом работала вся группа. Учащиеся с высокой и средней мотивацией к обучению работали над подбором материалов, созданием и защитой проектов. Учащиеся с более низкой мотивацией к обучению занимались подборкой дополнительных материалов для презентации.
Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности всей группы.
Украшение Мирового дерева смайликами, выбранными студентами в соответствии с настроением – результат эмоционального состояния после игры.
Библиографический список:
- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996.
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999.
- Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996.
- СD – Художественная энциклопедия зарубежного искусства. – М., 2004.
- CD – Орнамент. Электронная энциклопедия. – М., 2004.
- CD – История искусства. Электронная энциклопедия. – М., 2004.
Интернет-ресурсы:
- www.rusedu.ru
- www.openclass.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект презентаций по курсу "Мировая художественная культура"
Представляю несколько презентаций по курсу "Мировая художественная культура " . Небольшие презентациии помогут студентам непрофильных учебных заведений системы СПО, получить краткие сведения об основн...
Рабочая программа учебной дисциплины ОДб 12 «Мировая художественная культура» для профессии 46.01.02 «Архивариус»
Рабочая программа учебной дисциплины ОДб 12 «Мировая художественная культура» разработана на основе федерального государственного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образован...
Рабочая программа дисциплины «Искусство» (Мировая художественная культура)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 03...
Рабочая программа дисциплины «Искусство» Мировая художественная культура
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 03...
Конспект двухчасового урока по дисциплине Мировая художественная культура по теме "Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти"
Материал представляет собой конспект двухчасового урока по дисциплине Мировая художественная культура по теме "Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти"....
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Мировая художественная культура"
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Мировая художественная культура"...
Программа учебной дисциплины "Мировая художественная культура"
Программа учебной дисциплины "Мировая художественная культура" является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО базовой подготовки 43.02.1...