«История развития Российских железных дорог»
классный час на тему
Данная методическая разработка классного часа «История развития Российских железных дорог» предназначена для ознакомления студентов с историей и перспективами развития ж.д. транспорта.
Классный час ««История развития Российских железных дорог» - это первый шаг в историю и привития интереса к профессии.
Мультимедийная презентация о истории развития ж.д. транспорта содержит доступный интересный материал, как для студентов, так и для гостей мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 516.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГОГО СУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ
СООБЩЕНИЯ» в г. Алатыре
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Внеклассного мероприятия
«История развития Российских железных дорог»
Авторы: Здюмаева Ольга Ивановна,
Тарабаева Наталья Генриховна
Преподаватели специальных дисциплин
Методическая разработка может быть использована
для подготовки и проведения классного часа
для студентов 1и 2 курса
2017
Тема: | Методическая разработка классного часа «История развития Российских железных дорог» |
Составили: | Преподаватели специальных дисциплин : Здюмаева Ольга Ивановна, Тарабаева Наталья Генриховна |
Аннотация: |
Данная методическая разработка классного часа «История развития Российских железных дорог» предназначена для ознакомления студентов с историей и перспективами развития ж.д. транспорта. Классный час ««История развития Российских железных дорог» - это первый шаг в историю и привития интереса к профессии. Мультимедийная презентация о истории развития ж.д. транспорта содержит доступный интересный материал, как для студентов, так и для гостей мероприятия. |
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………………4
- Сценарий…………………….………………………………………..…5
- Заключение……………………………………………………………..12
- Апробация………………………………………………………………13
- Список источников……………………………………………….….....15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня российские железные дороги входят в ТОП-5 по протяженности в мире. Их эксплуатационная длина превышает 85 тыс. км. При этом звание самой длинной магистрали в мире присвоено знаменитому Транссибу, соединяющему восток и запад.
Железнодорожные пути проложены в самых разных климатических зонах – от субтропиков до Арктики. Самый северный железнодорожный маршрут в мире действует на полуострове Ямал.
Ежегодно по сети РЖД перевозится более 1,2 млрд т грузов и свыше 1 млрд пассажиров. Всякий раз перед железнодорожным транспортом ставятся все новые задачи. Повышается уровень используемых технологий, расширяется перечень услуг.
Железные дороги пережили революцию и две мировые войны. Бывали взлеты и падения. Не всегда гладко шли реформы. Непросто складывались рыночные отношения. Но для российской экономики железная дорога – это важный элемент, с интересами которого, безусловно, всегда считаются на самом высоком уровне.
Актуальность данного классного часа:
Представленный материал разработан для того, что бы наглядно показать развитие железных дорог с момента их открытия и до сегодняшних дней. Привить любовь к будущей профессии , показать какую значимую роль играют железные дороги в развитии нашей страны.
Цель классного часа:
Формирование интереса к ж.д. транспорту.
Оборудование при проведении классного часа:
Мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация и видеоматериал.
Методы проведения: Представление мультимедийной презентации с параллельным рассказом чтецов, чтением стихов и исполнением песен на железнодорожную тематику .
Сценарий проведения мероприятия посвященного
«История развития Российских железных дорог»
Заставка (Ролик 180-лет РЖД)
Во время выступления на экран выводится мультимедийная презентация развития Российских железных дорог, видео ролики.
В.1
30 октября 1837 года – день официального открытия в Санкт-Петербурге Царскосельской железной дороги, день, положивший начало новой грандиозной вехе в истории России.
Чтец 1.
Царскосельская железная дорога-поменяла жизнь не только питерской знати – она стала путеводной для всей России. Как все начиналось: о кондукторах с барабанами, вагонах с платьями и платформе для императора
Деревянную станцию построили там, где сейчас метро "Пушкинская". Оттуда после молебна паровоз с английского завода Роберта Стефенсона с восемью экипажами (так тогда называли вагоны) тронулся в путь. На открытой платформе в конной коляске ехал Николай Первый. Прибытие поезда на станцию Царское Село состоялось через 35 минут. "Санкт-Петербургские ведомости" на следующий день писали: "Вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненною пеною…"
"Конем" управлял Франц Антон фон Герстнер.
В.2
1845
Первый российский паровоз, хотя и походил на английский, был лучше. В чем было его преимущество, почему помощник машиниста должен был бегать вдоль рельсов и где сейчас можно увидеть прародителя отечественных локомотивов.
В.3
1851
Железная дорога из Петербурга в Москву
С появлением этой железной дороги Москва и Петербург стали друг к другу ближе суток на трое. Сколько человек ехало в том первом поезде из столицы в Первопрестольную и кому надо сказать спасибо за то, что именно эта дорога стала первой высокоскоростной трассой России.
Чтец2
1 ноября 1851 года, началась история новой, индустриальной России.
В этот день было официально открыто регулярное железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой. Локомотив, за которым потянулись шесть вагонов, отправился с только отстроенного в Санкт-Петербурге вокзала в 11 часов 15 минут. В поезде было 192 человека
В.4
1891 Строительство Транссиба .Легендарная и крупнейшая в мире железная дорога, давшая всем иноземцам шанс узнать Россию. О том, как прокладывали Великий сибирский путь.
Чтец3
Знаменитый Транссиб. Самая длинная железная дорога в мире – 9288 км. Она пересекает всю Евразию, соединяя Атлантику с Тихим океаном. В проекте 1891 года, когда трассу начинали строить, ее протяженность была на две с лишним тысячи километров меньше, но и тогда ей не было равных в мире.
Изначально Великий сибирский путь – это участок от Урала до Владивостока.
Гимн РЖД
В.1
1899 Строительство Кругобайкальской железной дороги
Дорога, пронзившая скалы. Сколько взрывчатки требовалось на один километр сказочной трассы, ставшей в XXI веке мечтой туриста.
Чтец4
Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) – один из самых тяжелых для строительства участков легендарного Транссиба. 260 километров, которые прокладывали шесть лет. Скалистые берега самого глубокого озера в мире инженеры-путейцы прошли насквозь, создав 39 тоннелей. А еще КБЖД – это 470 мостов, виадуков и водопропускных труб и около 300 подпорных стенок. В России так больше никогда не строили. Здесь было невозможно применять типовые проекты, архитекторы и инженеры создавали уникальный объект.
В.2
1926 Первый электропоезд
Транспорт, который сейчас привычно зовется электричкой, почти столетие назад именовался электромоторным вагоном. О том, какое событие стало отправной точкой подмосковного дачного бума и почему столица не стала первой.
Чтец 5
Первая в России электричка, которая в документах называлась электромоторным вагоном, была похожа на трамвай – за основу конструкции был взят именно он. Проект был разработан на Мытищинском вагоностроительном заводе, в архиве которого сохранились фамилии конструкторов – Бабин и Двухшерстнов.
В.3
1931 Запуск "Красной стрелы"
Первый отечественный фирменный поезд шел из Петербурга в Москву. О том, почему в те годы "Красная стрела" не была красной, а также о первых советских СВ, шашках и дамках, в которых можно было оказаться, позвонив из поезда по межгороду.
Чтец 6
500 чашек чая и 400 чашек кофе – столько выпивают пассажиры "Красной стрелы" за один рейс. 17 вагонов: один – класса люкс, девять СВ, шесть купейных и вагон-ресторан. И обязательный с 1967 года "Гимн великому городу" Рейнгольда Глиэра – при отправлении и прибытии поезда в Петербурге. Таков этот легендарный поезд сейчас.
В.4
1941 Железные дороги в период Великой Отечественной войны
Железные дороги Советского Союза в борьбе с фашизмом. Чем лунинцы отличались от двухсотников, что означало быть частью паровозной колонны и какая железная дорога в годы войны продолжала работать, даже когда уходила под воду.
Чтец7
Поляны – Шлиссельбург – у этого пути два названия: "дорога победы" и "коридор смерти". Железнодорожная линия вдоль Ладожского озера в блокадный Ленинград была одной из самых опасных дорог во время войны. Она пролегала совсем рядом с передовой – в трех-четырех километрах. Каждый поезд подвергался артиллерийскому обстрелу. Но 10 пар составов все равно ходили ежедневно, даже когда трасса исчезала. Дорогу построили зимой 1943 года. Во время весеннего паводка поезда двигались по ней, на полметра уходя под воду. И каждый рейс приближал победу.
24 июня 1941 года. Шесть вечера. Вступает в силу воинский график движения поездов. Приоритет теперь всегда у воинских эшелонов, паузы в движении сокращены до минимума, составы, когда это возможно, сдваиваются, несрочные грузы выгружаются. В июле вводится пятидневное планирование перевозок, в сентябре – переход на декадный график. К марту 1942-го определен оптимальный шаг в месяц. Месячное планирование останется до конца войны.
В.1
1956 Конец эпохи паровоза
Он стал вершиной инженерной мысли, но все равно был отправлен в утиль. О генеральских лампасах и тысячах лошадиных сил, улетавших в трубу.
Чтец8
Последний паровоз Советского Союза вышел из заводского цеха в год великих перемен, решения о которых принимались в одном месте и в одно время. XX съезд партии, проходивший в Москве в феврале 1956 года, поставил крест не только на культе личности Сталина. Была определена и судьба паровозов. Партия решила: все, хватит.
В.2
1974 Строительство БАМа
Легендарная железная дорога, первые километры которой начали прокладывать в конце 30-х годов прошлого века. Стройка, растянувшаяся на десятилетия: при чем здесь Маньчжурия, сколько нужно было работать, чтобы получить "Жигули", и когда все это закончится.
Чтец1
Иркутская и Амурская области, Бурятия и Якутия, Хабаровский и Забайкальский края, 11 полноводных рек и семь хребтов, тысяча с лишним километров вечной мерзлоты, 21 тоннель, 4200 мостов, больше 200 станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков, 4300 км – все это БАМ.
В.3
2001 Вокзал в Самаре
Самарский железнодорожный вокзал стал самым высоким в Европе. Зачем при строительстве понадобился Ми-8, за что зданию дали золотой диплом и где там фонтан.
Чтец2
Самара. В этом городе находится яркая и очень популярная достопримечательность, которую ежедневно посещает около 16 тыс. человек, – железнодорожный вокзал. Город расположен на пересечении дорог из Европы в Среднюю Азию и на Дальний Восток и несет большую транспортную нагрузку, поэтому вокзал – это одна из доминант Самары. Он появился совсем недавно, став среди железнодорожных вокзалов Европы самым высоким: его высота – 101 м.
Танец с чемоданами
В.4
2003 Создание ОАО "РЖД"
Как ОАО "РЖД" пришло на смену МПС, и что изменилось в отрасли железнодорожных перевозок.
Чтец3
До 2003 года в структуру Министерства путей сообщения входило свыше двух тысяч предприятий, они подчинялись множеству центральных и отраслевых дирекций, функции которых часто дублировались. Доходами от прибыльных грузоперевозок закрывались дыры в бюджетах убыточных пассажирских. Кроме того, после распада СССР многие жизненно важные для отрасли производства оказались за пределами страны.
В подобной ситуации без глобальных изменений отрасли было не обойтись, и в 2001 году российское правительство вынесло постановление о программе структурной реформы на железнодорожном транспорте, а спустя два года – в 2003-м – о создании ОАО "РЖД".
Акционером новой компании, к которой перешли функции, связанные с хозяйственной деятельностью МПС, а также большая часть его имущества, выступила Российская Федерация. Обслуживающие компании, заводы и проектно-конструкторские подразделения были преобразованы в филиалы и дочерние компании.
В.1
2009 Первый рейс "Сапсана"
Запуск "Сапсана" положил начало новому празднику – Дню высоких скоростей. В какое время суток лучше оказаться в кресле экспресса и быстрее ли поезд своего тезки из семейства соколиных.
Чтец4
Сапсан – самая быстрая птица в мире. Теперь это знают все жители России. До 2009 года люди, не увлекающиеся орнитологией, едва ли были знакомы с этим редким хищником из семейства соколиных. Его средняя скорость составляет 320 км/ч, а максимальная, зафиксированная специалистами, – 389 км/ч. Правда, здесь есть нюанс: птица развивает такую скорость в пикирующем полете, при горизонтальном ее показатели более чем скромные – 100 км/ч.
"Сапсан" – поезд, курсирующий с 2009 года между Москвой и Петербургом, – пока не такой быстрый, как его пикирующий тезка: сейчас его максимальная скорость – 250 км/ч.
В.2
2013 Первый российский двухэтажный поезд
Быстро, удобно и с Wi-Fi. Что позволяет делать цены билетов на двухэтажные поезда сопоставимыми со стоимостью проезда в плацкартном вагоне.
Чтец 5
Первый двухэтажный вагон в России появился вместе с первой общественной железной дорогой – Царскосельской. В зале ожидания на Витебском вокзале в Петербурге висит картина Николая Самокиша, на которой изображен "проезд Императора Николая Первого по Царскосельской ж. д." в 1837 году. На крыше одного из "экипажей" – пассажиры.
Попытки ввести двухэтажные вагоны в эксплуатацию предпринимались и в XIX, и в XX веках. Двухэтажные вагоны выпускал и Тверской завод, и Сормовский, и Ленинградский. Тверской вагоностроительный завод в 1905 году разработал двухъярусные модели специально для перевозки по Транссибу переселенцев на Дальний Восток.
1 ноября 2010 года компания "РЖД" заключила контракт с Тверским вагоностроительным заводом на закупку 50 вагонов: 38 купейных, четырех спальных, четырех штабных и четырех вагонов-ресторанов.
В.3
2014 Олимпиада в Сочи
Зимняя Олимпиада в субтропическом Сочи. О том, как строили трассу для интермодальных перевозок, станции и вокзал, а еще о "Ласточках" и путешествии олимпийского огня по железным дорогам России.
Чтец.6
Вдоль зеленых склонов, повторяя изгибы резвой Мзымты, бегут рядом две дороги – железная и автомобильная. Прорезая горы, проносясь над рекой, стремится трасса ввысь, к Красной Поляне. Позади – одетое в стекло здание адлерского вокзала, крупнейшего в стране. Полчаса в пути – и электричка с трогательным названием "Ласточка" уже на конечной станции.
Эта дорога – главный и самый масштабный проект ОАО "РЖД" в Олимпийском Сочи: 12 тоннелей, более 50 мостов и эстакад, 48,2 км. Пропускная способность железных путей – шесть пар поездов в час, скорость – до 120 км/ч. В 2011 году, когда строительство было в разгаре, на конкурсе Международной тоннельной ассоциации в Гонконге проект третьего тоннельного комплекса стал победителем в номинации "Главный тоннельный проект года".
В.4
2016 Открытие МЦК
МЦК окольцовывает столицу. О главном предназначении Московского центрального кольца, часах фирмы "Павел Буре" и о том, что такое "бархатный путь".
Чтец.6
Московское время в начале XX века пассажиры столичной Окружной дороги сверяли по часам фирмы "Павел Буре". Они висели на каждой станции. Станций было 14, и все они были построены в стиле модерн, в некоторых случаях с элементами русского стиля. Некоторые станции строились по индивидуальным проектам, какие-то – по типовым. Дорога выглядела единым архитектурным ансамблем, по-московски очень уютным.
10 сентября 2016 года, после долгих лет забвения, столичная Окружная дорога стала многолюдной, какой не была никогда. Сейчас на Московском центральном кольце действует 31 станция, с каждой можно пересесть на автобус или маршрутку. С 17 станций можно спуститься в метро, еще на 10 остановочных пунктах есть пересадка на пригородные электрички.
Песня посвященная юбилею РЖД
Презентация о Горьковской Ж.Д.
В1:
В этом году свой юбилей отметила и Горьковская железная дорога, ей исполнилось -155 лет
В2:
Горьковская магистраль - одна из старейших железных дорог России. Она ведет свое начало от Московско-Нижегородской дороги, построенной в 1862 году. Именно тогда первый поезд с пассажирами отправился из Нижнего Новгорода в Москву.
В3:
Московско-Нижегородская железная дорога проходила по территориям Московской, Владимирской, Нижегородской губерний, связывала Центр России с Поволжьем и восточными районами страны, играла важную роль в снабжении Москвы сельскохозяйственными продуктами, а также в доставке товаров на Нижегородскую ярмарку. Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м гг. 19 в.
Гимн ГЖД
В4:
Благодаря мощному техническому потенциалу, профессионализму сотрудников, оптимизации перевозочного процесса, ГЖД удается успешно функционировать и развиваться. На дороге начинает работу не имеющий аналогов в мире компьютеризованный центр управления перевозками.
В1:
Всего в зону обслуживания Горьковской железной дороги попадает 15 регионов России.
Горьковская магистраль обслуживает Среднее Поволжье и Предуралье. Связывает центральные и северо-западные районы России с Уралом, открывая выход в Сибирь и на Дальний Восток. В основном обслуживается Приволжский федеральный округ, но несколько сот километров ее линий проходят по соседним Центральному и Уральскому округу, одна станция есть в Северо-Западном.
Услугами дороги пользуются 205 административно-территориальных районов, где проживает более 14 миллионов человек. Проходя по территориям, где сосредоточено наибольшее количество российских городов-миллионников, ГЖД является одной из дорог с наибольшим пассажиропотоком.
В3:
ГЖД – одна из самых технически оснащенных дорог Российской Федерации. Удельный вес электротяги в перевозках составляет около 90 процентов. Ежегодно дорога перевозит более 90 млн пассажиров и отправляет более 44 млрд тонн грузов. Дорожный фирменный центр транспортного обслуживания может выполнить заказ по отправке груза в любую страну мира.
Гимн движенцам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый челок должен знать историю развития своей страны .
Люди работающие в той или иной сфере деятельности , так же должны интересоваться историей того чем они занимаются .
АПРОБАЦИЯ
25 декабря 2017 года данная разработка была опробована в рамках юбилея Российским железным дорогам со студентами 1и 2 курса филиала СамГУПС в г. Алатыре. Коллектив в группах сформировался, студенты с интересом знакомились с историей и перспективами развития ж.д. транспорта.
Мероприятие проводилось в актовом зале филиала с применением компьютера, проектора и экрана.
Для проведения мероприятия, был заранее составлен сценарий. Приглашен гость начальник ж.д. станции Алатырь Калямина О.П.
Данное мероприятие оказало положительное влияние на студентов. Они узнали много новой полезной информации для себя. Методическая разработка может быть использована для подготовки и проведения классного для студентов в возрасте до 18 лет.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
https://rzdhistory.tass.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: Сравнение технической оснащенности Европейского и Российского подвижного состава на железных дорогах. Перспективы его совершенствования
Цель работы: Сравнить техническое состояние Западного и Российского подвижного состава. Выявить технологию обновления вагонного и локомотивного парков с помощью сбора информации из источников, проведе...
СИСТЕМЫ ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ Студ. Харкин А.Д. , научн. руководитель Штенгель Ю.Ю.
Статья участник конференции...
Тематический план, предмет "Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации"
Тематический план, предмет "Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" прфессия составитель поездов, кондуктор грузовых поездов...
План урока по предмету "Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" урок 1
План урока по предмету "Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" урок 1...
План урока по предмету "Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" урок 2
План урока по предмету "Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" урок 2...
План урока по предмету "Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" урок 3
План урока по предмету "Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" урок 3...
Презентация на тему: МОЛОДЕЖЬ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС БУДУЩЕГО КОМПАНИИ ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
МОЛОДЕЖЬ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС БУДУЩЕГОКОМПАНИИ ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»Авторы: Деменева Юлия Сергеевна, Пляскина Елизавета Александровна.На...