Классный час А. А. Ахматова "И в скольких жила зеркалах"
классный час на тему
Классный час. А. А. Ахматова. Биография, поэзия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час А. А. Ахматова | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа
«И в скольких жила зеркалах»
посвященный А.А. Ахматовой.
Цель мероприятия: | Ознакомить учащихся с творчеством и биографией А А Ахматовой, привить им интерес к поэзии, развивать творческие способности. |
Оформление: | Цитаты, музыкальное сопровождение: гитара, флейта, аудиозапись, портрет, подбор книг: произведения А А Ахматовой и библиография А А Ахматовой. |
«Поэт – это тот кому ничего нельзя дать и у кого ничего нельзя взять» А.А. Ахматова «А муза и глохла и спела, в земле истлевала зерном, чтоб после, как Феникс из пепла, в эфире восстать голубом» А.А. Ахматова |
Ведущий 1 | Ахматова Анна Андреевна родилась 11 июня 1889 года (по старому стилю). Девочка, южанка по рождению (Большой Фонтан находится не далеко от Одессы, дача Саракин – «у самого моря»), приехала в раннем детстве с родителями в Царское село. Отец, Андрей Антонович Горенко, был тогда инженером – механиком флота, мать Инна Эразминовна Стогова в молодости принадлежала к кружку, связанному с «Народной волей». Отсюда у Анны Ахматовой – приверженность к поэзии Некрасова, Державина, от прабабушки – татарской княжны Ахматовой - идет знаменитый псевдоним. |
Ведущий 2 | В мрачной царскосельской квартире Горенко из-за тяжелого характера отца атмосфера часто сгущалась, девочке жилось невесело, одиноко. Царское Село было в ее жизни до шестнадцатилетия. Здесь она пробует свое перо, здесь тайные попытки написания стихов. |
Ведущий 1 | 1910 год. Слепнево, небольшая гумилевская усадьба в Бережном уезде Тверской губернии, одноэтажный деревенский дом с крылечком и большой террасой. Анна Ахматова и Николай Гумилев были еще детьми, гимназистами, когда пришла эта любовь. И вот свадьба,тихая, семейная. |
Чтец 1 Музыкальное сопровождение (флейта) | Я знаю женщину: молчанье, Усталость горькая от слов, Живет в таинственном мерцанье Ее расширенных зрачков. Ее душа открыта жадно Лишь медной музыке стиха Пред жизнью дальней и отрадной Высокомерна и глуха. Неслышный и неторопливый, Так странно плавен шаг ее. Назвать нельзя ее красивой, Но в ней все счастие мое. Она светла в часы томлений И держит молнии в руке. И четки сны ее , как тени На райском огненном песке. |
Ведущий 1 | Эти стихи Николай Гумилев посвятил своей жене. В октябре 1912 года она родила сына, Льва Гумилева. |
Ведущий 2 | В этом же году вышел первый сборник ее стихов «Вечер», в 1914 года – сборник «Четки». Ее сразу заметили, выделили, пришло признание. Вместе с ним известность, потом слава. Критики писали о ней благосклонно и восторженно, она была окружена друзьями, поклонниками, ей посвящали стихи поэты, ее рисовали художники. |
Ведущий 1 | И вот первый гром в ее жизни, удар молнии – 1914 год, июль, Первая Мировая война. |
Чтец 2 | Что война, что чума? Конец им виден скорый, Им приговор почти произнесен, Но как нам быть с тем ужасом, который Был бегом времени когда-то наречен. |
Ведущий 2 | Ее стихи не только свидетельство об ужасах войны, трагедия, которая дала молодым опыт стариков, но и буквальный переход из века в век: вдруг оказалось прожито на век больше. История не оставила ее в покое. Ахматова, со свойственным ей чутьем почувствовала, что надвигаются еще многие перемены. |
Ведущий 1 | 1917 год. Ахматова встретила революцию уже совершенно сложившимся человеком с устоями и критериями, которые в последствии не меняла. Этим, а не только строгой и уверенной манерой поведения, объясняется то, что ее и ее друзей тридцатилетних называли и видели стариками. |
Ведущий 2 | Как-то Анна Андреевна с горечью заметила: каждого поэта своя трагедия. Иначе он не поэт. Меня не знают. Свою трагедию она видела в том, что читатели судят о ней только по её прошлому, что им так и останется неизвестные новые этапы ее творчества, что ее невольно «замуруют в 10-е годы». |
Чтец 2 | Вы меня, как убитого зверя На кровавый подымите крюк, Чтоб хихикая, и не веря, Иноземцы бродили вокруг. И писали в почтенных газетах, Что мой дар несравненный угас, Что была я поэтом в поэтах, Но пробил мой тринадцатый час… |
Ведущий 1 | И начались годы молчания как шторм, буря, как ураган. Стали сыпаться несчастья: годы молчания и непризнания, годы потерь, годы одиночества. |
Чтец 1 Музыкальное сопровождение (гитара) | И мальчик, что играет на волынке, И девочка, что свой плетет венок, И две в лесу скрестившихся тропинки, И в дальнем поле дальний огонек. Я вижу все, я все запоминаю, Любовно – кротко в сердце берегу, Лишь одного я никогда не знаю И дальше вспомнить больше не могу. Я не прощу не мудрости, ни силы, О, только дайте греться у огня, Мне холодно… крылатый иль бескрылый Веселый Бог не посетит меня. |
Ведущий 2 | В 1934 годы был арестован и сослав в Воронеж ее давнейший близкий друг Мандельштам, в 1935 году арестован, правда на короткий срок ее сын Лев Гумилев и ее тогдашний муж И.И. Гунин. Через три года и Мандельштам, и Гумилев вновь арестованы. Первый – чтобы умереть в лагере через несколько месяцев, второй – чтобы из ссылки попасть на фронт, затем в лагерь и выйти на волю 1956 году со справкой о полной своей невиновности. |
Ведущий 1 | В записной книжке Анна Андреевна отмечает: «… в 1936 году я снова начинаю писать, но подчерк у меня изменился, и голос уже звучит по-другому! Возврата к прежней манере не может быть. 1940 – апогей. Стихи звучат непрерывно, наступая на пятки друг другу, торопясь, задыхаясь.»» Но стихи эти все больше и чаще посвящаются тяжким дням. |
Чтец 1 | Я живу как кукушка в часах, Не завидую птицам в лесах. Завидую – и кукую Знаешь долю такую Лишь врагу пожелать я могу. |
Ведущий 2 | Звук поминального пения по погибшим и погибающим слышится в стихах Ахматовой и прежде, но сейчас он стал доминирующим: ее «измученный рот, которым кричит стомиллионный народ; произнес слова «Реквием», произнес почти беззвучно, но уху десятку близких людей, ни один из которых не выдал ее. Стихи «Реквиема» были народной поэзией в «том идеальном виде, какой описывали все тогдашние декларации.» |
Ведущий 1 | Те, кто осуждал поэзию Ахматовой, за то, что она «камерная», дали, сами того не ведая, начало трагическому каламбуру: она стала поэзией тюремных камер. При этом она оставалась столь же глубоко личной, очень индивидуальной. |
Чтец 2 | И вовсе я не пророчица, Жизнь моя светла, как ручей, А просто мне петь не хочется Под звон тюремных ключей. |
Ведущий 2 | Реквиемная тональность звучала в стихах Ахматовой в полную силу, когда разразилась война, сперва в Европе, потом и у родных стен. |
Чтец 2 | Когда я называю по привычке Моих друзей заветных имена, Всегда на этой странной перекличке Мне отвечает только тишина. |
Ведущий 1 | Осенью 1941 года вылетела на самолете из осажденного немцами Ленинграда, а затем, как и многие другие писатели, была эвакуирована в Ташкент. Летом 1944 года она вернулась в искалеченный войной Ленинград. |
Ведущий 2 | 14 августа 1946 года было принято постановление ЦК Партии об идеологически вредных и аполитических произведениях писателя Михаила Зощенко и поэтессы Анны Ахматовой. В последствии шутила, что все с кем она когда-либо разговаривала об этом, запомнили день постановления также как и день войны. Начались годы поношений с больших и малых трибун, оскорблений в печати и по радио, каждодневных унижений, нищеты и полного запрета на печатание. Ее не арестовали, но сделали это с сыном. Вновь отправив его в лагерь, заложником. |
Чтец 1 | Какое нам, в сущности, дело, Что все превращается в прах, Над сколькими безднами пепла И в скольких жила зеркалах. Пускай я не сон, отрада И меньше всего благодать, Но может быть чаще, чем надо, Придется тебе вспоминать – И гул затихающих строчек, И глаз, что скрывает на дне, Тот ржавый колючий веночек В тревожной своей тишине. |
Ведущий 1 | Чтобы спасти сына – Льва Гумилева, она написала стихи «Слава миру» вымученные, поражаются беспомощностью, о которых она упоминала в «Реквиеме». |
Ведущий 2 | Анне Андреевне Ахматовой было 66 лет, когда из лагерей и тюрем стали возвращаться оставшиеся в живых, и преступления были названы преступлениями. Ее царственный облик в старости естественный, не наигранный, спокойную величавость, которая свойственна стала ей в походке, жесте, повороте головы запомнилась многим. |
Ведущий 1 | Ей оставалось жить еще десятилетие. Десять лет интенсивного творчества. Нового признания, славы, но и надвигающейся старости, болезней. За внешним обликом скрывалось ее здоровье, подорванное не только испытаниями, которых хватило бы на несколько жизней, но и изнурительной работой, переводческим трудом, которым Анне Андреевне приходилось зарабатывать на жизнь. |
Чтец 2 | И узнала я, что заплачу столицей В тюрьме, в могиле, в сумасшедшем доме, Везде, где просыпаться надлежит Таким, как я – но длилась пытка счастьем. |
Ведущий 2 | В 1964 году ей была присуждена литературная премия Европейского сообщества писателей. В 1965 году – звание почетного доктора Оксфордского университета. Она принимала почести в Италии и Англии как должное, соразмеряя их отнюдь не с тем, что было ею сделано, а с тем чувством справедливости, которое утвердилось в сознании ее читателей и, согласно, которой поэзия и судьба Ахматовой заслуживает самого высокого признания. Дома, в Москве и Ленинграде, ее вновь окружали поклонники, друзья, молодежь, стихотворцы, с которыми она время от времени делилась своим опытом, своими убеждениями: «поэт- это тот, которому ничего нельзя дать и ничего нельзя отнять». |
Ведущий 1 | Анна Андреевна Ахматова умерла 5 марта 1966 года в подмосковном санатории и похоронена под Ленинградом в Комарове, где в последние годы она проводила в дощатом домике летние месяца. На отпевании ее в Никольский собор пришло несколько тысяч человек., отдавая дать величию поэта и величию личности. Ее поэзия – редчайший взлет мировой лирики, ее творчество завершило период классической русской литературы 19 века и легло в основании нового искусства. Ее судьба явило современникам образец достоинства, верности, мужества, силы, которые люди способны обнаружить в себе во время испытаний, ее фигура показала сколько крупного калибра может быть самый ранимый, самый беспомощный человек, «хрупкая, одинокая женщина». |
Ведущий 2 | Творчеству А.А. Ахматовой посвящено немало монографий, сохранились воспоминания близкий ей людей. И все же она остается для нас сфинксом, также как все глубокие и многогранные поэты. Даже в ста зеркалах не увидеть их истинного отражения. И все же ее можно увидеть в зеркалах стихов. И нет вернее отражения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сколько друзей нужно человеку?
Немного о насущном....
Александров Александр Сколько стоит снег?
Александров Александр Сколько стоит снег?...
«Сколько тайн и имён, в этот век я влюблён…»
Преподаватель: Иутинская Галина Ивановна «Сколько тайн и имён, в этот век я влюблён…» Цели:• совершенствовать навыки выступления перед публикой, умений выразительного чтения...
Рабочая программа учебной практики по профессиональному модулю ПМ.04 Выполнение работ по одной или не-скольким рабочим, должностям служащих: 18590 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования
Рабочая программа учебной практики, составлена в соответствии с ФГОС – является частью основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки специальности 13.02.11 Техническая эксплуа...
Внеклассное мероприятие в рамках повышения финансовой грамотности на тему: "Сколько стоит твоя жизнь?"
Методическая разработка по проведению Внеклассного мероприятия в рамках повышения финансовой грамотности "Сколько стоит твоя жизнь?"...
Сколько стоит должность преподавателя-организатора ОБЖ в колледже ПЕТЕРБУРГСКОЙ МОДЫ
Сколько стоит должность преподавателя-организатора ОБЖв Колледже ПЕТЕРБУРГСКОЙ МОДЫ»!?Я, экс преподаватель-организатор ОБЖ колледжа Петербургской Моды – Карев Александр Петрович – 19...
«Натюрморт в зеркале композиции»
Становление пространственного мышления, воображения, к сожалению, сложный многокомпонентный процесс, относящийся к "трудно - замеряющимся". А развитие у детей интереса к композиции, - основн...